Развития слухового восприятия у ребенка до года

Развития слухового восприятия у ребенка до года thumbnail

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.

Коррекционно-развивающая помощь детям, начатая в раннем возрасте, признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в развитии. При этом возраст от рождения до трёх лет, является наиболее сензитивным, для развития важнейших психических функций.

Практический опыт работы последних лет показывает наметившеюся тенденцию роста числа детей раннего возраста с нарушениями речевого развития,  задержкой темпов речевого развития. Одна из причин данных нарушений  –  проблема с формированием слухового восприятия.

Таким образом, был выделен отдельный комплекс занятий под названием «Звуки музыки», цель которого – развитие слухового восприятия у детей. В работе с детьми раннего возраста используются звучащие развивающие пособия, игрушки и музыкальные инструменты.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. 

Важно понимать, что нарушение или недоразвитие фонематического восприятия, изначально имеет недостаточно сформированное слуховое восприятие. Будь то дошкольник или школьник, для начала эффективной работы, необходимо опуститься на уровень развития ребёнка и начать работу с корня проблемы. Поэтому комплекс занятий «Звуки музыки» применим к детям любого возраста.

Принципиальным в этом комплексе является присутствие системной логопедической работы с детьми, начиная с раннего и младенческого возраста.  Данный опыт работы может применяться не только с двух лет, но с 1 года или ранее, как только у ребенка появляется заинтересованность звуками и манипуляции с предметами.

Были адаптированы игровые приёмы, для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а так же  разработаны  игры для детей раннего возраста.

Многие знакомы с оборудованием «Дусима» и знают, что оно предназначено для детей от 3-5 лет. Адаптированные игры, позволяют внедрять это оборудование в  работу с детьми, начиная со второго года жизни.

Организация работы по развитию слухового восприятия предполагает активное участие родителей. Родители обучаются методам игрового взаимодействия с детьми. Им рекомендуют и демонстрируют необходимые образцы развивающих игр и упражнений, с помощью которых можно  развивать познавательную и речевую сферу детей, играя с ребенком дома. Возможность включения дополнительных игр открывает простор для творчества специалистов, родителей и детей. Предложенные игры музыкальны, ритмизованы, влекут детей и сообразно возрасту, вызывают эмоциональный отклик. Так же, с целью более эффективной работы и повышения психолого-педагогической компетенции родителей были созданы вариации игр с заменой профессионального методического оборудования на подручные материалы.

Внедрение игр из комплекса «Звуки музыки» в образовательно-игровой процесс условно можно разделить на 4 блока: знакомство со звучанием музыкального инструмента, игрушки или пособия; произвольная игра ребёнка; игры, предложенные специалистом; игры, предложенные родителями (игры дома).

Развивая слуховое восприятие у детей раннего возраста, решаются следующие задачи:  профилактика и коррекция речевых нарушений,  развитие чувства темпа и ритма, развитие слухового и зрительного внимания/памяти, развитие зрительно-моторной координации, координация движений и речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие навыка вслушиваться в окружающие звуки, закрепление положительного эмоционального фона настроения, развитие познавательного интереса, развитие концентрации, переключаемости и произвольности внимания, закрепление сенсорных эталонов.

В работе используются:

Сенсорное оборудование «Дусима»: набор звучащих панелей «Имитация шума дождя», «Томбурин», «Трещётка»; «Шарики на шнурках перемещающиеся по ребристой поверхности», «Два металлических звучащих шара», «Колесо с усиками (щёлкающие превращения)», звучащие деревянные «куколки»,  звучащие деревянные кубики.

Музыкальные инструменты:

– большие разноцветные колокольчики (по нотам), маленькие колокольчики, маракасы (большие пластмассовые и маленькие деревянные), трещётки, барабан, бубны (разных размеров), металлофон, румба, бубенцы, деревянные ложки (большие и маленькие), погремушки.

Звучащие игрушки:  звучащие неваляшки, металлические звучащие шары, звучащие деревянные шарики, звучащие пластмассовые шарики, музыкальная шкатулка, баночки с различными наполнителями (чаще крупами и орехами) и т.д.

Комплекс занятий «Звуки музыки» поддерживает неиссякаемую творческую активность педагогов или родителей. Ниже перечислены некоторые игровые приёмы, с помощью которых идёт развитие слухового восприятия у детей.

«Звонок в колокольчик»

Начало каждого занятия – это звонок в колокольчик (для этой цели используется каждый раз один и тот же инструмент).

Знакомство с различными звуками.

«Тихие и громкие  «игрушки»

Используются два персонажа Мишка и Мышка. Детям объясняется, что Мишка любит громкие «игрушки», а Мышка тихие. Педагог предлагает послушать как звучат заранее отобранные игрушки. Если тихо, то дети кладут игрушку Мышке в коробку, а если громко, то Мишке.

«Найди пару»

Перед ребёнком звучащие «куколки «Дусима», звучащие кубики «Дусима», звучащие шарики, баночки с различными наполнителями. Педагог предлагает послушать как они звучат. Ребёнку предлагается найти пару звучащему предмету, находящемуся у него в руках (выбор из 2-4).

В домашних условиях данная игра может проводиться с помощью баночек или коробочек от «Киндер Сюрпризов» с различными насыпными материалами.

«Подвижные игры с использованием музыкальных инструментов»

Педагог с детьми и родителями разучивает танцы с музыкальными инструментами, например, танец с погремушками. Дети повторяют движения за педагогом под его чёткую инструкцию и музыкальное сопровождение.

«Где звучит?»

Вариант 1. Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки/ведёрка. Педагог знакомит ребёнка с её звучанием. Затем просит ребёнка закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем педагог прячет заведённую шкатулку под коробку/ведёрко. Три  коробки/ведёрка располагают в разные места, доступные ребёнку. Затем педагог просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.

Вариант 2 (упрощение). Педагог не просит ребёнка закрывать глаза. Пока педагог прячет шкатулку, ребёнок стоит рядом с родителем и наблюдает.

В домашних условиях так же можно проводить эту игру с помощью заводных музыкальных игрушек, будильника и т.д.

«Катаем с горки шарики из разного материала»

Вариант 1. Для этого упражнения используется многоярусная деревянная горка для шариков и комплект шаров из различно материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Ребёнку предлагается пощупать шарики из различного материала. Затем ребёнок катит их с горки, слушает и говорит, тихо катится шарик или громко.

Вариант 2 (усложнение). Перед ребёнком комплект шаров из различного материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Такой же набор у педагога. За спиной ребёнка педагог скатывает с горки один шарик, а ребёнок по звуку определяет и называет из какого материала шарик скатился по горке, если ребёнок не может назвать, то показывает педагогу такой же шарик.

В домашних условиях при наличии горки, вместо комплекта шаров «Дусима» родителям рекомендовано использовать небольшой клубок шерстяных ниток, небольшой клубок шерстяных ниток, обмотанный фольгой или другими шуршащими материалами, а так же тканью (для разнообразия на ткань пришиваются маленькие пуговицы или бисер).

«Катаем по желобку шарики»

Вариант 1. Для этой игры используется деревянный желобок, набор звучащих и простых шариков. Педагог просит ребёнка: «Поймай шарик. Пока шарик катится, послушай и скажи, звучит он или не звучит?».

Вариант 2. Педагог просит ребёнка: «Покати мне шарик. А я буду слушать, звучит шарик или нет».

В домашних условиях вместо желобка может быть использован картон, поставленный с небольшим уклоном, или дощечка, книга. Вместо звучащих и простых шариков могут быть использованы коробочки от «Киндер Сюрпризов» (в нескольких из них спрятан горох, фасоль, фундук в скорлупе и др., а остальные коробочки пустые).

Читайте также:  Сказка в развитии речи ребенка дошкольника

«Играем на ложках»

Для этого упражнения используются деревянные ложки (большого, среднего или маленького размера). Дети держат ложки в двух руках.

Вариант 1. Педагог читает ритмичную потешку, желательно, используя игрушки или куклы Би-Ба-Бо (герои потешки), отстукивает ритм, родители помогают детям поймать ритм педагога и отпускают руки ребёнка.

Вариант 2 (усложнение). Педагог задаёт простой ритм и отстукивает его вместе с детьми под музыкальное сопровождение.

В домашних условиях эта игра может осуществляться как на деревянных ложках, так и на столовых приборах – ложках.

По окончании сессии занятий у детей наблюдается положительная динамика: расширение и обогащение словаря, дети четко выполняют инструкцию, у многих появляются звукоподражания, слова, простые предложения. Дети различают понятие «громко-тихо», появляется навык изменения голоса по силе и высоте, развивается устойчивое внимание и сохраняются яркие эмоциональные реакции на протяжении всего занятия. Высшей наградой являются счастливые детские лица, их радостные восклицания и тот факт, что большинство детей справляются со всеми заданиями к концу комплекса занятий «Звуки музыки». Так же радуют рассказы родителей о том, что дети, приходя домой начинают проигрывать эти игры, вовлекая в них всю семью.

Литература

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (развитие речи).–СПб., 2005.

2. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей от 1.5 – 3 лет. М., 2011.

Данная статья опубликована в сборнике.

Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования: материалы городской межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 2. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 183с.

Источник

По мнению специалистов, для развития слухового восприятия у малыша необходимо создать ему благоприятную атмосферу. Конечно, речь не о круглосуточном прослушивании музыки, а лишь о том, что младенца не должна постоянно окружать почти полная тишина. Поскольку информация об услышанных звуках поступает в мозг в виде импульсов, это заставляет интенсивнее работать мышление ребенка.

Лучше всего младенец реагирует на голоса самых близких людей — родителей, бабушек, дедушек и т. д. Также дети любят спокойные классические мелодии, а особенно колыбельные в живом мамином исполнении. Подобные звуки как способствуют развитию мозга, так и быстро успокаивают кроху.

Слуховое восприятие у малыша до его рождения

Слуховое восприятие у малыша до его рождения

Начинать заниматься формированием слухового восприятия стоит задолго до рождения ребенка. Ведь еще в материнской утробе он способен слышать окружающую среду и реагировать на нее. Недаром многие будущие мамы замечают, что малыш замирает от какого-то резкого звука. Особенно часто это происходит во второй половине беременности: плод начинает воспринимать звуки примерно с 16 недели. С этого периода женщине стоит активнее общаться со своим ребенком и слушать приятную, спокойную музыку. Папу также необходимо привлекать к общению с крохой — это непременно сделает семейные отношения еще более теплыми.

Поскольку до плода доходит приглушенный звук — около 30% от полной громкости, то беременной женщине можно поместить руку на источник музыки, чтобы улучшить проводимость звука. По возможности в период ожидания малыша стоит посещать классические концерты, знакомя кроху со звучанием различных инструментов.

Если, например, папа ребенка часто уезжает в командировки, то можно записать его голос и периодически давать прослушивать запись малышу. Подсознательно ребенок запомнит эти моменты, и родной голос будет ассоциироваться с комфортом, теплом и умиротворением, которые испытывает кроха, находясь под сердцем у мамы.

Также отлично развивают звуковое восприятие у детей звуки природы — шум ветра, шелест листьев, пение птиц, мелодия дождя. Причем этот способ можно использовать и после рождения крохи. Дети, в отличие от взрослых, способны радоваться самым простым вещам, поэтому иногда стоит просто открыть окно, чтобы малыш активно развивался и изучал окружающий мир.

Процесс развития слухового восприятия у детей

Развитие слуха не требует никаких сложных занятий или особого инвентаря. Отличный результат приносят самые простые упражнения и игры. У детейпостарше хороший слух обычно соседствует с отличной памятью, развитым воображением, прекрасной логикой и нестандартным подходом к решению задач.

Молодые родители наверняка замечали, что даже новорожденный по-разному реагирует на различные звуки. Так, резкий звонок в дверь или громкий звук телевизора могут испугать кроху, в то время как колыбельная расслабит, поможет успокоиться и быстро заснуть. Это связано с рефлексами ребенка, и часто можно видеть, что при неожиданном громком звуке он может раскидывает ручки и в стороны, а потом сводит назад, это рефлекс Моро.

Развитие ребенка в плане восприятия звуков начинается с умения определять их источник. Примерно с трех месяцев младенец уже начинает поворачивать голову на звук маминого голоса, стараясь улыбнуться. Это подходящее время для покупки мелодичной погремушки, которая поможет крохе не только развить слух, но и отработать хватательный рефлекс. Чтобы помочь малышу освоить звуки, нужно легонько трясти погремушкой с разных сторон, вынуждая ребенка поворачиваться на источник звука.

Еще одним крайне важным методом развития слуха и будущей речи является разговор с ребенком. При звуке голоса в отделах головного мозга младенца закладывается речевая карта родного языка, и постепенно приходит понимание правильного сочетания звуков.

Также для развития способности различать звуки можно использовать различные игровые инструменты — музыкальный молоток, железную банку с фасолью, будильник и т. п. Для начала стоит дать послушать крохе, как звучат эти предметы. После того, как ребенок запомнит звуки, он отворачивается и угадывает, какой предмет издал тот или иной звук.

Уличный шум тоже способен стать своеобразным тренажером для развития слуха: на прогулке обращайте внимание малыша на то, как шелестят листья, сигналят машины, хлопают крыльями голуби.

Конечно, в процессе развития слуха ребенка никак не обойтись без музыкальных игрушек, широко представленных на современном рынке. Там можно встретить детские барабаны, ксилофоны, маракасы, гитары, синтезаторы, мини-рояли и многие другие инструменты. В этом случае не нужно придумывать сложные мелодии, достаточно использовать разные звуки и вместе с ребенком радоваться создаваемому музыкальному шуму.

Также многие дети 2-3 лет и старше любят различные детские песни, поэтому стоит начать собирать им собственную музыкальную коллекцию. При этом не нужно расстраиваться, если малыш не слушается ваших рекомендаций и выбирает что-то свое. Его вкус только формируется, стоит дать ему возможность самостоятельно изучать мир и нарабатывать свои индивидуальные музыкальные предпочтения. Даже если родители не любят классику, малыш может быть в восторге от посещения, например, филармонии. Тем более, что многие музыкальные коллективы имеют в своем репертуаре специальные детские концертные программы.

Источник

Для правильного формирования слухового восприятия ребенок должен с младенче­ства находиться среди гармоничных звуков, т. е. тех звуков, которые его успокаивают (записи пения птиц, шум листвы, журчание воды, колыбельные песни).

Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкаль­ности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Новейшие психоло­го-педагогические данные подтвердили, что дети начинают реагировать на музыку очень рано, причем способны воспринимать сложные музыкальные формы. Масару Ибука — президент всемирно известной японской фирмы 8опу, являющийся еще и автором но­вейших концепций воспитания и обучения детей раннего возраста,— рассказывает в сво­ей книге об эксперименте, проводившемся на одном из предприятий фирмы, где был организован детский сад. Цель эксперимента — выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные! самой захватывающей музыкой для малышей оказалась Пятая симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли второе место, а на самом последнем месте оказались детские песни.

Читайте также:  Задержка в развитии речи у ребенка раннего возраста

Некоторые авторы предлагают даже примерный репертуар: «Птичка» Э. Грига, «Мед­ведь», «Камаринская» из детского альбома П. Чайковского, «Детская полька» М. Глин­ки, «Марш» А. Гедике.

Чтобы определить, подходит ли та или иная музыка малышу, В. М. Бехтерев пред­лагал ориентироваться на внешние реакции ребенка; характер и темперамент малыша безошибочно подскажут родителям выбор мелодии и ритма. Прослушивание на пер­вых порах не должно быть слишком продолжительным. Следует помнить, что любой звуковой раздражитель при большой силе или продолжительности может вызвать бо­лезненные сдвиги в психике, нанести акустическую травму. При этом возникают раз­личные неврозы (логоневроз, энурез, плаксивость, раздражение, снижение памяти и слу­ха, головные боли). Очень важно, чтобы в помещении во время звучания музыки была тишина и ничто не отвлекало ребенка. Нельзя, чтобы по комнате ходили. Желательно также на время прослушивания убрать из поля зрения малыша игрушки и другие отвлекающие предметы.

Воспитывая ребенка, развивая его слуховое и музыкальное восприятие, вы должны знать и учитывать следующее. По теории Масару Ибуки и музлкальное восприятие, и развитие характера, и развитие способностей формируются в большей степени под влиянием родителей. Предположим, что у мамы нет слуха, а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запоми-

нает эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь ее неправильно. Мама, услышав это, скажет, что у ее ребенка нет слуха. По теории М. Ибуки дети без слуха, рожденные от матерей с таким же недостатком, обладают особой способностью слухо­вого восприятия, коль скоро они могут запомнить и точно воспроизвести неправиль­ную мелодию. Поэтому в случае отсутствия музыкального слуха у мамы рекоменду­ется давать слушать малышу пластинки.

Для развития музыкальных способностей продолжайте давать слушать ребенку за­писи пения птиц, шума листвы, плеска воды, пойте колыбельные. Для развития эмо­ций вызывайте общее оживление ребенка. Как можно чаще и дольше разговаривайте с малышом, старайтесь придавать своему голосу певучую интонацию, вызывайте у не­го в ответ улыбку, звуки и движения.

Новорожденный ребенок

Период новорожденное™является очень важным для формирования общения ре­бенка с родителями. Задача взрослых, и в первую очередь матери, достаточно слож­на — по немногочисленным внешним проявлениям ребенка (плач, крик, движения те­ла, выражение лица) необходимо установить и устранить то, что нарушает нормальное самочувствие малыша.

Это может быть голод, неудобная поза, боль, мокрые пеленки и т. д. Когда вы научитесь достаточно быстро устранять причины, нарушающие нормальное состояние своего ребенка, можно говорить об установлении биологической связи между вами и ним. Эта связь очень важна: от нее зависит не только физическое состояние малыша, его психологический комфорт, но и формирование психологических отношений с дру­гими людьми.

С этой же целью прижимайте малыша к сердцу как можно чаще. Не бойтесь — ребенка до года практически невозможно избаловать. Руки матери по сути своей явля­ются для него комплексным стимулятором. Убедившись, что новорожденный здоров, не надо останавливаться на достигнутом — следует заняться формированием слухового восприятия.

До двухнедельного возрастадля разви­тия слухового и зрительного сосредоточения выбирается время, когда ребенок находится в эмоционально-отрицательном состоянии — в период несильного плача и общих беспо­рядочных движений. Сначала наклонитесь к ребенку, потрясите колокольчиком над его грудью с расстояния 30 см, добиваясь успо­коения и привлечения внимания к звуку. Ласково, певуче поговорите с малышом, то наклоняясь, то отдаляясь. Когда малыш со­средоточится на вашем лице, оставайтесь не­которое время неподвижны. Ухо новорож­денного наименее чувствительно к низким частотам. Поэтому звучащие игрушки предъ­являйте малышу в определенной последова­тельности: сначала высокочастотные (коло-

кольчик), затем среднечастотные (дудка), потом низкочастотные (барабан). Используя ИЗ № 3 (горох) и высокочастотные игрушки (пищалки), проведите скрининг слуха так, как это описывалось выше.

Со второй неделижизни можно развивать слуховое восприятие, когда ребенок спо­коен и накормлен. Возьмите колокольчик, потрясите его над грудкой ребенка, пере­двиньте колокольчик влево, затем — вправо, каждый раз дожидаясь, чтобы малыш повернул головку вслед за источником звука. Обычно к месяцу ребенок начинает при­слушиваться к колокольчику.

1 месяц

Проведите повторный скрининг слуха с ИЗ № 1 и пищалкой (если до этого был отрицательный результат).

Для формирования локализации звуков окружающей среды по-прежнему учите ма­лыша находить по звуку перемещающиеся игрушки: когда ребенок спокоен, накорм­лен, возьмите губную гармошку, шарманку или погремушку. Погремушку потрясите над грудью малыша, передвигая влево, затем вправо, дожидаясь каждый раз, пока он не повернет головку вслед за игрушкой. На губной гармошке или шарманке поиграйте сначала с одной стороны кроватки, затем с другой.

В следующий раз пошуршите бумажкой сначала над правым, затем над левым ухом ребенка.

Для развития эмоций часто разговаривайте с малышом, но при этом перемежайте игры, вызывающие у него оживление и повышенную двигательную активность, со спокойным разговором. В эти моменты не трогайте ребенка, не тормошите, разговари­вайте негромко, но оживленно, добивайтесь ответной улыбки.

Для развития музыкальности по-прежнему напевайте колыбельные, ставьте записи пения птиц и музыкальные.

2 месяца

Для установления эмоционального контакта по-прежнему часто прижимайте ма­лыша к сердцу.

Для формирования локализации звуков окружающей среды по-прежнему учите на­ходить по звуку перемещающуюся влево-вправо погремушку, другую по внешнему виду и звучанию. Развитие слуховых дифференцировок: понаблюдайте за реакцией ребенка, когда на фоне известных ему звуков (погремушка) появляется новый (гудок); чаще разговаривайте с малышом двумя способами (нормально и отстраненно).

Для развития музыкальности по-прежнему напевайте колыбельные, ставьте записи, для прослушивания. С этой же целью, напевая плясовую, мягко возьмите ребенка, лежащего в кроватке, за обе руки и приблизьте их друг к другу («кучерское движе­ние»), разведите их в стороны. Можно взять ребенка на руки и приплясывать с ним, слегка приподнимая и опуская, поворачивая вправо и влево.

С 2,5 месяца разговаривайте, агукайте, называйте малыша по имени, не только ко­гда он лежит в кроватке, но и находится на руках другого взрослого, с расстояния 50 см.

Для формирования локализации звуков окружающей среды с 2,5 месяца, разгова­ривая с малышом и сосредоточив его внимание на себе, обходите кроватку, стараясь, чтобы он поворачивал голову и следил за вами глазами.

3 месяца

Для установления эмоционального контакта и развития эмоций при разговоре с малышом меняйте интонации (говорите то ласково, то строго), перекличку чередуйте с молчанием.

Для формирования локализации звуков окружающей среды и развития слуховых лифференцировок давайте малышу прислушиваться к звучанию различных инстру­ментов (металлофона, губной гармошки, маракасы). Играйте сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Добивайтесь от ребенка поворота головы в сторону звука, наклоняйтесь над малышом на расстоянии 25-30 сантиметров. Певуче произносите гласные (а-а-а) в течение 1-2 минут. Называйте ребенка по имени, поглаживайте ему ручки и ножки, называя их.

Для формирования локализации звуков окружающей среды перекликайтесь, аукай­тесь с ребенком, сосредотачивайте его внимание на себе, обходите кроватку, стараясь зызвать поворот его головы на ваш голос, когда сами находитесь вне поля зрения малыша.

Для развития музыкальности и зрительного внимания показывайте под музыку или собственное пение (мелодии без слов) яркие или блестящие игрушки, погремушки, флажки: ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля… плавно раскачивайте их, слегка постукивайте ими

0 перила кроватки, кружитесь с ними.

Для развития музыкальности давайте ребенку слушать классическую музыку (Ви-зальди, Бетховен). Начинайте с высокочастотных инструментов (скрипка, виолончель). Постепенно переходите к низкочастотным (орган, контрабас). Время прослушивания —

Читайте также:  Значение утренней гимнастики в физическом развитии ребенка

1 минута.

4 месяца

Для стимуляции лепета произносите за малышом звуки, издаваемые им, например: «А-а-а», и стремитесь к тому, чтобы ребенок прислушивался и сам произносил их повторно.

Для развития музыкальности давайте ребенку слушать классическую музыку (на­пример, Баха). Постепенно переходите к низкочастотным инструментам (орган, кон­трабас). Время прослушивания — 1 минута.

Для развития эмоций разговаривайте с малышом со сменой интонации (ласково. строго). Ребенок в этот момент может лежать в кроватке или находиться на руках другого взрослого.

Для формирования локализации зву­ков окружающей среды постучите при­мерно в метре от ребенка погремушкой так, чтобы он этого не видел (в этот момент ничто не должно отвлекать ма­лыша — ни разговоры, ни висящие над грудью игрушки).

Если ребенок не дал результата, по­вторите игру через некоторое время с другой игрушкой.

5 месяцев

Для развития понимания речи (предметов) привлекайте внимание малыша к иг­рушке. Для этого крупный яркий звучащий предмет (например, пищалку) поставьте на постоянное место. При назывании его («Это собачка. Ав-ав! Собачка») старайтесь вызвать у ребенка поворот головы в сторону игрушки. Для этого вызывайте ее звуча­ние. После того как ребенок повернет голову в сторону звука, издаваемого игрушкой, опять вызовите звучание собачки и скажите: «Вот собачка, ав-ав!» Повторите несколь­ко раз, после чего дайте малышу потрогать звучащую игрушку.

Для развития эмоций говорите с малышом с разной интонацией (строго, ласково).

Для развития музыкальности при прослушивании веселой музыки возьмите лежа­щего малыша за кисти рук и под музыку сгибайте и разгибайте их, проговаривая текст. Например:

Ладушки, ладушки, испекли оладушки… Воробушки сели, оладушки съели. Оладушки съели, шу-у-у… улетели.

6 месяцев

Для формирования локализации звуков окружающей среды любую звучащую иг­рушку (куклу, часы, будильник) показывайте со всех сторон (слева, справа, сзади). Кроме игрушек дайте ребенку посмотреть и послушать звуки, созданные искусствен­но: скачущий по твердой поверхности металлический шарик, постукивающую ложку, переливающуюся воду.

Для стимуляции лепета оречевляйте звуки («Тук-тук!», «Буль-буль!»). Проведите скрининг слуха с ИЗ № 1, 2, 3 и высокочастотным сигналом.

Для развития понимания речи по-прежнему привлекайте внимание малыша к иг­рушке. Для возобновления интереса возьмите еще одну игрушку, но с другим звучани­ем, внешне отличающуюся от первой. Найдите ей другое постоянное место и поиграйте так же, как в 5 месяцев. Меняйте местонахождение игрушки после того, как малыш на вопрос «Где?» повернет голову в ее сторону.

7 месяцев

С целью установления связи движения с его названием при словах «До свидания!» помашите рукой. При прощании с кем-то помашите рукой малышу: «Пока-пока!» Са­жая ребенка, говорите: «Сядь».

При настораживающем результате проведите повторное скрининговое обследование слуха.

Для развития лепета и слуховых дифференцировок поиграйте с малышом в совмест­ные игры: «Позвеним колокольчиком», «Постучим в барабан»:

Бам-бам-барабан. Что за шум, что за гам? Бам-бам-барабан. Просыпайтесь по утрам!

Поиграйте с малышом в народные игры, одновременно постукивая в барабан (на-гример, в «Ладушки» или «Гуси-гуси»):

Гуси-гуси, га-га-га!

Вы куда? Вы куда? Наши гуси у пруда:

«Га- га-га, га-га-га!»

Для развития лепета в то время, когда малыш лепечет, вызывайте перекличку, -овторяйте те звуки, которые он произносит, произносите новые звуки и слоги.

Для развития понимания речи и зрительного внимания поиграйте со светом: «Ваня, где огонек? Вот огонек!» Повторно погасите и зажгите свет, задавая тот же вопрос.

Для развития понимания названий нескольких предметов поставьте в определенное место два разных по звучанию предмета: один — знакомый малышу, а другой — но-зый. Постепенно увеличивайте их количество.

Для развития понимания речи накиньте прозрачную пеленку себе на голову, спра-пивайте при этом: «Где мама?» Затем стяните с лица пеленку с возгласом: «А-а-а, вот мама!»

Для развития эмоций поиграйте с малышом в народные игры (например, «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая»), показывайте заводные игрушки.

Для развития музыкальности продолжайте давать слушать классическую музыку.

8 месяцев

Для развития эмоций продолжайте вызывать у малыша радость, смех (игры «Прят­ки», «Идет коза рогатая», «Догоню-догоню»).

Для развития понимания речи учите на слово «Где?» находить знакомые игрушки, например: «Где бубен та-та-та?», «Где барабан бам-бам-бам?». Малыш должен стучать по барабану, бубну самостоятельно, по подражанию или с вашей помощью.

9 месяцев

Для развития музыкальности поиграйте на металлофоне сначала спокойную мело­дию (примерно 1-1,5 мин.), затем плясовую (1-1,5 мин.). Возьмите другой подходя­щий для этого инструмент или напевайте мелодию (сначала грустную, затем веселую).

Для развития понимания речи расставьте по комнате несколько знакомых ребенку игрушек (предметов) с различным звучанием в разные места, независимо от их посто­янного местоположения. Поставьте их по одному так, чтобы они были хорошо видны малышу. Спросите ребенка: «Где собачка?», «Где Ляля?», «Где барабан?». Если ребе­нок найдет все предметы взглядом, поменяйте их местами и спросите еще раз. С этой же целью, обращаясь к малышу, называйте его по имени.

Для активизации речи озвучивайте свои действия: когда малыш просит что-нибудь жестом или звуком, вызывайте у него словесное оформление просьбы (например, если ребенок протягивает руку за игрушкой, надо приблизить ее к нему и произнести: «Скажи: дай-дай!») Увеличивайте количество понимаемых слов, показывайте и называйте раз­ные предметы, знакомьте ребенка с их звучанием (например, коробочки с камушками, монетками). Давайте ребенку игрушку, названия которой он раньше не знал, и проси­те дать ее. Называйте окружающих взрослых (детей) по именам, вызывайте у ребенка желание их найти.

10 месяцев

Для развития понимания речи продолжайте учить ребенка давать по вашей просьбе и находить знакомые игрушки и предметы.

Для развития эмоций продолжайте играть с малышом в игры «Поехали-поехали», «Догоню-догоню», «Сорока-ворона», «Прятки», «Ку-ку!».

При игре в прятки прячьте игрушку, са­мого ребенка, прячьтесь сами. Приговари­вайте:

По кочкам, по кочкам По маленьким пенечкам И в ямку — бух! Провалился петух!

Для развития обобщения показывайте и называйте предметы, имеющие одно и то же словесное обозначение, но различные по внешнему виду и качеству. Например, кук­ла — резиновая, целлулоидная, матерчатая. Попросите малыша найти, дать все куклы: «Дай мне Лялю! Где еще Ляля? Покачай Лялю».

Для активизации речи вызывайте малыша на подражание: «Споем Ляле песенку! А-а-а!», продолжайте играть с малышом так, как играли в 9 месяцев.

Месяцев

Для развития эмоций и обобщений повторяйте то, чем занимались в 10 месяцев.

Для развития понимания речи покажите малышу, как кормить игрушечную соба­ку, как покачать куклу, как поводить мишку. В дальнейшем просите (без показа) вы­полнять ранее разученные действия.

Для активизации речи вызывайте ребенка на подражания: «Скажи: дай-дай!», «Ска­жи: ав-ав! (кис-кис, Ляля и т. д.)».

Вызывайте выполнение простых поручений. Просите принести знакомый предмет, находящийся в поле зрения ребенка, но на некотором расстоянии от него. Существуют и другие поручения: «Дай», «Возьми», «Положи».

Сфотографируйте или нарисуйте игрушку и знакомьте малыша с новым предметом, одновременно показывая его изображение (например, игрушечная кошка и ее изобра­жение).

12 месяцев

Для развития эмоций продолжайте играть в игры-шутки: «Идет коза рогатая», «Со-го:-:а-ворона», «Поехали-поехали».

Ехали мы, ехали В город за орехами, Да в ямку — бух! Раздавили сорок мух!

Показывая игрушки, вызывайте к ним интерес и желание взять, стимулируйте у ре-:-енка повторение слов: «Скажи: на!», «Скажи: бах!», «Скажи: пока-пока!». Спраши­вайте: «Кто это?», «Что это?».

Продолжайте знакомить малыша с предметом, его изображением и звучанием (на­пример, с будильником).

Серьезные занятия по развитию слухового восприятия, внимания и памяти у малы­ша требуют достаточно много времени. Но каждая минута, потраченная вами сегодня, в будущем сэкономит вам дни!



Источник