Развития слухового восприятия у ребенка

Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия)».

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха. Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия.С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности – исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия, и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

Слуховое восприятие – очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой.Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам – 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова – 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит – корректировать недостатки слухового восприятия.

1этап – начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно. Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей, т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Игры на восприятиезвука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц.Цель игр: ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

2 этап – это игры для развития речевого слуха – умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Методические рекомендации:

Организуя работу с детьми младшего возраста,необходимо учитывать следующее:

– занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; – необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; – в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; – следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; – содержание материала должно соответствовать опыту детей; – уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно; – длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; – необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то, что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности,которая: – стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;

– формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем,что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями: искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей, то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии, что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту, понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков, таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.). С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников.

Формирование акустико – перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей.

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.

Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка», тел. 89537009098, воспитатель.

Литература:

1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. – СПб., 2001г.

2. Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. – СПб, КАРО, 2008.-196с.

3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов).

Источник

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Раннее детство – особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями данный период жизни не имеет себе подобного на последующих этапах развития.

Коррекционно-развивающая помощь детям, начатая в раннем возрасте, признана в современной педагогической науке самым эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений в развитии. При этом возраст от рождения до трёх лет, является наиболее сензитивным, для развития важнейших психических функций.

Практический опыт работы последних лет показывает наметившеюся тенденцию роста числа детей раннего возраста с нарушениями речевого развития,  задержкой темпов речевого развития. Одна из причин данных нарушений  –  проблема с формированием слухового восприятия.

Таким образом, был выделен отдельный комплекс занятий под названием «Звуки музыки», цель которого – развитие слухового восприятия у детей. В работе с детьми раннего возраста используются звучащие развивающие пособия, игрушки и музыкальные инструменты.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни). Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. 

Важно понимать, что нарушение или недоразвитие фонематического восприятия, изначально имеет недостаточно сформированное слуховое восприятие. Будь то дошкольник или школьник, для начала эффективной работы, необходимо опуститься на уровень развития ребёнка и начать работу с корня проблемы. Поэтому комплекс занятий «Звуки музыки» применим к детям любого возраста.

Принципиальным в этом комплексе является присутствие системной логопедической работы с детьми, начиная с раннего и младенческого возраста.  Данный опыт работы может применяться не только с двух лет, но с 1 года или ранее, как только у ребенка появляется заинтересованность звуками и манипуляции с предметами.

Были адаптированы игровые приёмы, для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а так же  разработаны  игры для детей раннего возраста.

Многие знакомы с оборудованием «Дусима» и знают, что оно предназначено для детей от 3-5 лет. Адаптированные игры, позволяют внедрять это оборудование в  работу с детьми, начиная со второго года жизни.

Организация работы по развитию слухового восприятия предполагает активное участие родителей. Родители обучаются методам игрового взаимодействия с детьми. Им рекомендуют и демонстрируют необходимые образцы развивающих игр и упражнений, с помощью которых можно  развивать познавательную и речевую сферу детей, играя с ребенком дома. Возможность включения дополнительных игр открывает простор для творчества специалистов, родителей и детей. Предложенные игры музыкальны, ритмизованы, влекут детей и сообразно возрасту, вызывают эмоциональный отклик. Так же, с целью более эффективной работы и повышения психолого-педагогической компетенции родителей были созданы вариации игр с заменой профессионального методического оборудования на подручные материалы.

Внедрение игр из комплекса «Звуки музыки» в образовательно-игровой процесс условно можно разделить на 4 блока: знакомство со звучанием музыкального инструмента, игрушки или пособия; произвольная игра ребёнка; игры, предложенные специалистом; игры, предложенные родителями (игры дома).

Развивая слуховое восприятие у детей раннего возраста, решаются следующие задачи:  профилактика и коррекция речевых нарушений,  развитие чувства темпа и ритма, развитие слухового и зрительного внимания/памяти, развитие зрительно-моторной координации, координация движений и речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие навыка вслушиваться в окружающие звуки, закрепление положительного эмоционального фона настроения, развитие познавательного интереса, развитие концентрации, переключаемости и произвольности внимания, закрепление сенсорных эталонов.

В работе используются:

Сенсорное оборудование «Дусима»: набор звучащих панелей «Имитация шума дождя», «Томбурин», «Трещётка»; «Шарики на шнурках перемещающиеся по ребристой поверхности», «Два металлических звучащих шара», «Колесо с усиками (щёлкающие превращения)», звучащие деревянные «куколки»,  звучащие деревянные кубики.

Музыкальные инструменты:

– большие разноцветные колокольчики (по нотам), маленькие колокольчики, маракасы (большие пластмассовые и маленькие деревянные), трещётки, барабан, бубны (разных размеров), металлофон, румба, бубенцы, деревянные ложки (большие и маленькие), погремушки.

Звучащие игрушки:  звучащие неваляшки, металлические звучащие шары, звучащие деревянные шарики, звучащие пластмассовые шарики, музыкальная шкатулка, баночки с различными наполнителями (чаще крупами и орехами) и т.д.

Комплекс занятий «Звуки музыки» поддерживает неиссякаемую творческую активность педагогов или родителей. Ниже перечислены некоторые игровые приёмы, с помощью которых идёт развитие слухового восприятия у детей.

«Звонок в колокольчик»

Начало каждого занятия – это звонок в колокольчик (для этой цели используется каждый раз один и тот же инструмент).

Знакомство с различными звуками.

«Тихие и громкие  «игрушки»

Используются два персонажа Мишка и Мышка. Детям объясняется, что Мишка любит громкие «игрушки», а Мышка тихие. Педагог предлагает послушать как звучат заранее отобранные игрушки. Если тихо, то дети кладут игрушку Мышке в коробку, а если громко, то Мишке.

«Найди пару»

Перед ребёнком звучащие «куколки «Дусима», звучащие кубики «Дусима», звучащие шарики, баночки с различными наполнителями. Педагог предлагает послушать как они звучат. Ребёнку предлагается найти пару звучащему предмету, находящемуся у него в руках (выбор из 2-4).

В домашних условиях данная игра может проводиться с помощью баночек или коробочек от «Киндер Сюрпризов» с различными насыпными материалами.

«Подвижные игры с использованием музыкальных инструментов»

Педагог с детьми и родителями разучивает танцы с музыкальными инструментами, например, танец с погремушками. Дети повторяют движения за педагогом под его чёткую инструкцию и музыкальное сопровождение.

«Где звучит?»

Вариант 1. Для этой игры используется музыкальная шкатулка и три одинаковых коробки/ведёрка. Педагог знакомит ребёнка с её звучанием. Затем просит ребёнка закрыть глаза и не подглядывать. Тем временем педагог прячет заведённую шкатулку под коробку/ведёрко. Три  коробки/ведёрка располагают в разные места, доступные ребёнку. Затем педагог просит ребёнка открыть глазки и внимательно послушать, откуда идёт звук, и найти шкатулку.

Вариант 2 (упрощение). Педагог не просит ребёнка закрывать глаза. Пока педагог прячет шкатулку, ребёнок стоит рядом с родителем и наблюдает.

В домашних условиях так же можно проводить эту игру с помощью заводных музыкальных игрушек, будильника и т.д.

«Катаем с горки шарики из разного материала»

Вариант 1. Для этого упражнения используется многоярусная деревянная горка для шариков и комплект шаров из различно материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Ребёнку предлагается пощупать шарики из различного материала. Затем ребёнок катит их с горки, слушает и говорит, тихо катится шарик или громко.

Вариант 2 (усложнение). Перед ребёнком комплект шаров из различного материала (пробка, стекло, мрамор, войлок, резина, дерево «Дусима»). Такой же набор у педагога. За спиной ребёнка педагог скатывает с горки один шарик, а ребёнок по звуку определяет и называет из какого материала шарик скатился по горке, если ребёнок не может назвать, то показывает педагогу такой же шарик.

В домашних условиях при наличии горки, вместо комплекта шаров «Дусима» родителям рекомендовано использовать небольшой клубок шерстяных ниток, небольшой клубок шерстяных ниток, обмотанный фольгой или другими шуршащими материалами, а так же тканью (для разнообразия на ткань пришиваются маленькие пуговицы или бисер).

«Катаем по желобку шарики»

Вариант 1. Для этой игры используется деревянный желобок, набор звучащих и простых шариков. Педагог просит ребёнка: «Поймай шарик. Пока шарик катится, послушай и скажи, звучит он или не звучит?».

Вариант 2. Педагог просит ребёнка: «Покати мне шарик. А я буду слушать, звучит шарик или нет».

В домашних условиях вместо желобка может быть использован картон, поставленный с небольшим уклоном, или дощечка, книга. Вместо звучащих и простых шариков могут быть использованы коробочки от «Киндер Сюрпризов» (в нескольких из них спрятан горох, фасоль, фундук в скорлупе и др., а остальные коробочки пустые).

«Играем на ложках»

Для этого упражнения используются деревянные ложки (большого, среднего или маленького размера). Дети держат ложки в двух руках.

Вариант 1. Педагог читает ритмичную потешку, желательно, используя игрушки или куклы Би-Ба-Бо (герои потешки), отстукивает ритм, родители помогают детям поймать ритм педагога и отпускают руки ребёнка.

Вариант 2 (усложнение). Педагог задаёт простой ритм и отстукивает его вместе с детьми под музыкальное сопровождение.

В домашних условиях эта игра может осуществляться как на деревянных ложках, так и на столовых приборах – ложках.

По окончании сессии занятий у детей наблюдается положительная динамика: расширение и обогащение словаря, дети четко выполняют инструкцию, у многих появляются звукоподражания, слова, простые предложения. Дети различают понятие «громко-тихо», появляется навык изменения голоса по силе и высоте, развивается устойчивое внимание и сохраняются яркие эмоциональные реакции на протяжении всего занятия. Высшей наградой являются счастливые детские лица, их радостные восклицания и тот факт, что большинство детей справляются со всеми заданиями к концу комплекса занятий «Звуки музыки». Так же радуют рассказы родителей о том, что дети, приходя домой начинают проигрывать эти игры, вовлекая в них всю семью.

Литература

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (развитие речи).–СПб., 2005.

2. Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей от 1.5 – 3 лет. М., 2011.

Данная статья опубликована в сборнике.

Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования: материалы городской межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х томах. Том 2. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 183с.

Источник