Развития речи у ребенка в играх 2016
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Первоочередными задачами физического воспитания в детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности. В связи с этим учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, степень двигательной активности).
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в последние годы 20 – 30% дошкольников имеют недоразвитие речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
У этих детей отмечаются недостаточная устойчивость внимания. Из – за недостаточности активного словаря, дети с нарушением речи не всегда понимают требования инструктора по физической культуре. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторыми отставаниями в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребёнка, его основное занятие. Её применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания. С этой целью на практике применяются следующие подвижные игры:
- Подвижные игры на развитие общей моторики:
- Игра большой подвижности «Ловишка»
Считалкой выбирается ловишка, который встаёт в центр зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. Со словами все двигаются по кругу:
Ау – ау – аукаем, весну приаукиваем.
Весна пришла, свет, тепло принесла!
Весну встречаем, в ловишки играем!
Раз, два, три, лови!
После слов все разбегаются по залу. Ловишка ловит их, салит рукой. Пойманные садятся на скамейку.
- Подвижные игры с речевым сопровождением
- «Бьют часы».
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз, часы бьют два, Часы бьют три. | Дети хлопают в ладоши. |
Новый год приходи! | Поступательные зовущие движения к себе. |
Тебя ждали год, стояли у ворот. | Пружинка, руки на поясе. |
А пришёл мороз, заморозил нос. | Шагают на месте. |
Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй. | Наклоны вправо – влево. |
В прятки ты поиграй Да подарки нам дай… | Два приседания, руки на колени. |
Конфеты, игрушки, орехи, хлопушки. | Постукивают кулачками друг о друга. |
Будем веселиться, танцевать, резвиться. | Прыжки на 2 ногах. |
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Пальчиковая игра «Ах вы сени, мои сени»
- Подвижные речевые игры.
На закрепление пройденного материала.
В центре круга стоит инструктор – он бросает мяч ребёнку и называет животного (кошка), ребёнок ловит мяч. Бросает мяч инструктору и называет детёныша (кошка).
- Подвижные игры на развитие внимания.
Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд.
Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:
«дерево» – остановка руки вверх;
«куст» – приседают;
«ручей» – прыгают на месте;
«тропинка» – встают парами.
- Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: чибисы, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки. Прилетели птицы: аисты, кукушки, совы и ватрушки.
- Подвижные игры на развитие звукопроизношения.
- «Придумай слово на определённый звук».
Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определённый звук, например – П.
- Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве.
Все дети с речевой патологией – имеют нарушения функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.
По залу разложены предметы и спортивное оборудование. Играющие выполняют команды:
- Встаньте на скамейку.
- Положите мяч в обруч.
- Перепрыгните через канат.
- Встать за скамейку.
- Остановиться около лестницы.
- Сесть на модули.
8.Игры на развитие коммуникативных функций.
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.
- Подвижная игра «Чижик».
Игроки образуют круг. «Чижик» становится посередине. Игроки идут по кругу и произносят слова:
Ходит чижик у житницы, ищет зёрнышко пшеницы.
Чижик отвечает: Мне не скучно одному, кого хочу, того возьму.
(Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами, кто остался без пары становится чижиком).
9.Подвижные игры на расслабление.
Дети с речевым нарушением отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.
- Релаксация «Снежинка».
Представьте, что вы – лёгкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе. | Дети покачиваются. |
Плавно опускается вниз. | Выполняют полуприсед. |
Но вот подул добрый лёгкий ветер и закружил снежинку в нежном танце. | Кружатся. |
Полетела снежинка и поднялась высоко – высоко. | Подняться на носки. |
Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз. | Медленно приседают. |
Использованный материал:
86 sov – skazka.caduk.ru/65aa1.html
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №29
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Доклад на тему:
Использование игр,
направленных на развитие речи детей
дошкольного возраста
Подготовил(а): Ровнейко А.А.
Уфа 2016
Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и с взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» утверждается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития каждого ребенка, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.
Я предлагаю вам – уважаемые педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе с взрослым делает ее полезной и желанной.
Как же использовать игры для развития речи дошкольников?
В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях и на прогулках.
В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.
Игры с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
Игры направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи:
1. Воспитание звуковой культуры речи
2. Формирование грамматического строя речи
3. Обогащение словарного запаса
4. Развитие связной речи
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые речевые игры будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.
Игры по воспитанию звуковой культуры речи направлены на формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Для развития грамматического строя речи направлены игры на формирование разных способов словообразования и словоизменения (родительный падеж единственного и множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование существительных, прилагательных в роде, числе и падеже), а также разнообразные упражнения на построение предложений разных типов – простых, распространенных, сложных, т.е. на формирование синтаксического строя речи.
В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Это игры на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таким образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.
Игры, направленные на развитие связной речи, учат ребенка описывать предмет, называя его признаки, качества, действия: составлять сюжетный рассказ об игрушке, по картинке или по серии картин, рассуждать, объяснять.
Играем с детьми 2-3 лет.
Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий в речевом развитии. Ребенок понимает происходящее, включается в него эмоционально, откликается вокализациями, адекватно реагирует на слова взрослого, выполняя его просьбы, предложения.
Особенность данного возраста заключается в том, что речь и поведение ребенка непроизвольны. На первый план выступает потребность в общении. Малыш говорит тогда, когда он хочет, и то, что он хочет. В связи с этим планирование и организация речевых игр должны быть гибкими.
На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация деятельности ребенка: чередование игр, требующих положения сидя за столом и лежа на ковре, с подвижными играми; переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации, от организованной игры к свободной, от совместных игр к индивидуальным.
И конструирование, и рисование продуктивные виды деятельности. Но они могут использоваться в обучении родной речи как игровой прием в сочетании с приемом драматизации (похрустеть морковкой, съесть нарисованную ягодку, вылепить пирожок).
Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидеть предмет, потрогать его, понюхать, прижать к себе, изобразить, услышать, как он называется. Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возможность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым — необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игрушек, предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулируют детские высказывания.
Играем с детьми 3-4 лет.
К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает все грамматические категории родного языка. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими, грамматически оформленными предложениями. Это не означает, что к трем годам полностью завершается формирование грамматического строя речи. Но ребенок уже владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь — разговорная речь. Она непроизвольна и ситуативна, изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы речи.
Взрослые, которые побуждают детей отвечать так называемыми полными ответами, заботясь о богатстве речи, забывают, что диалог является экономной речевой формой. Короткие неполные предложения в нем уместны и закономерны. Полные предложения характерны для инициативных высказываний в диалоге и для монолога.
Как и на предыдущем возрастном этапе, формирование грамматического строя речи (прежде всего, структуры предложений) осуществляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект. Это совместные со взрослыми инсценированные представления и игры-драматизации.
Начинать игры-драматизации и инсценировки полезно с самых простых по сюжету сказок, например с «Курочки Рябы».
В детском саду разыгрывать сказки можно утром. Но лучше это делать вечером, когда основная часть детей разойдется по домам. Вносим мешок с костюмами, даем детям возможность рассмотреть их, примерить, узнать сказку. Рассказываем сказку, побуждая детей к импровизации диалогов.
Рекомендуется проводить с детьми следующие игры с грамматическим содержанием: «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок», «Чего не стало», «Где же наши ручки?» (упражнение в образовании форм родительного падежа мн. числа сущ.), «Лохматый пес» (Соотносить действия со звучащим словам, закреплять способы приставочного образования глаголов: подойдем, разбудим, посмотрим), «Добавь слово» (дополнять предложения с пропущенными глаголом. Я умею пол …подметать, Я умею пыль… вытирать и т.д.).
Играем с детьми 4-5 лет.
Главное направление развития речи на данном этапе — это формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.
На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоночка», «сынок-слоненчик», я «красавлюсь». Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.
На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезно организовывать с детьми игры-драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам: «Поезд» Я.Тайца, «Кто сказал «мяу»?» В.Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети этого возраста уже способны разыгрывать театрализованные представления.
Рекомендуется проводить с детьми следующие игры с грамматическим содержанием: «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки» (образование сущ. Р.п. мн.ч.), «Чье, чье? – мое» (образование притяжательный местоимений), «Что изменилось?» (активизация употребления предлогов с пространственным значением: на , между, около и наречий), «Чаепитие» (образование наименования предметов посуды) и т.д.
Играем с детьми 5-7 лет.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.
На шестом году в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются неусвоенными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс.
В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.
Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включение задания «рассказать» в сюжетно-ролевые игры типа «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Экскурсия по Москве», «Почтальон принес открытку (посылку)» и др. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы почему? когда? а что если?..), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начала фразы, образец по аналогии (педагог рассказывает по одной игрушке или картине, а ребенок – по другой). Коммуникативную мотивацию задает предложение педагога рассказать о чем-либо игрушке: Петрушке, утенку Кряку, кукле.
Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народные сказки «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К. Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для малышей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок». Дети заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры «Гуси-лебеди», «Где мы были — мы не скажем» и др.
Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями способствует «ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Этот прием можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества, при переписке.
В старшем возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, составление предложения по заданному слову, по структурной схеме.
Навыки согласования подлежащего и сказуемого ребенок может приобретать с помощью такого упражнения. Педагог спрашивает: «Можно сказать: малыш веселый? А о ком или о чем еще можно сказать веселый? (День, праздник, мальчик, папа, Буратино.) О ком или о чем можно сказать веселая? (Песня, история, девочка, мама.)».
Упражнением на постановку логического ударения является многократное произнесение скороговорки «Заржавел железный замок» со сменой логического ударения. Для этого ребенку предлагают: «Скажи так, чтобы было понятно, что случилось с замком… А теперь скажи, чтобы было понятно, какой замок…» И т. д.
Для грамматических игр и упражнений используют уже знакомые детям сюжеты: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Что изменилось?», «Вы хотите мы хотим», «Мишка, сделай», «Зайкина гимнастика», «Поручения», «Прятки», «Кафе», «Ателье» и другие, но словарь в этих играх расширяется.
Освоение способов словообразования проявляется в овладении ребенком большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества.
В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении детей к экспериментам со словами.
В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми старшего дошкольного возраста можно также проводить игры и упражнения на образование названий лиц по профессии, по роду деятельности.
Если вы хотите, чтобы ваши дети научились самостоятельно мыслить и правильно говорить, найдите возможность систематически заниматься с ними.
Приятного вам общения!
Источник