Развития речи у ребенка алфавит
Уважаемые родители!
Приносим извинения за количество рекламы, которое отображается, замедляя загрузку страниц и мешая прочтению материалов. Это единственный источник финансирования и вынужденная мера.
Будем очень благодарны, если Вы перейдете по рекламе и так поддержите наш сайт в развитии.
С уважением, администрация клуба родителей Tummy.
Каждый родитель прекрасно знает выражение о том, что молчание – это золото, но от умения ребенка правильно и четко выражать свои мысли напрямую зависит его будущее общение с окружающими. Развитию речи ребенка необходимо уделять максимум внимания с самого первого звука, с самого первого произнесенного малышом слова. Многим произнесение первого «мама», «папа» или любого другого слова кажется началом развития речи у малыша, но это не совсем так. Этому счастливому, долгожданному моменту предшествуют многие недели, месяцы, в течение которых наши малыши учатся отличать одни звуки от других, а их губки и язычки приобретают необходимую мягкость, подвижность и гибкость. Все это необходимо для формирования правильного произношения слов, которые складываются из букв. От умения правильно произносить звуки, определяющие ту или иную букву, зависит речь нашего сокровища, её внятность, а научить его этому вы сможете с помощью веселой, увлекательной логопедической азбуки, скачать которую можно ссылке, приведенной в конце.
Как пользоваться логопедической азбукой?
Все упражнения из азбуки направлены на развитие и формирование умений ребенка в возрасте 3-6 лет правильно произносить отдельные звуки, а также четко выговаривать целые слова.
- Рассматривая картинки, попросите малыша указать те, в которых встречается конкретный звук, а также определить место, где он стоит: в начале, в середине или в самом конце.
- Игра «Эхо», когда ребенку нужно повторять за вами, отлично подойдет для стихотворений и рифмованных строк. В процессе вы можете менять интонацию, громкость голоса, а также скорость произношения слов.
- Если упражнения для развития речи будут даваться малышу слишком легко, то всегда можно их усложнить. По картинкам вы можете задавать вопросы или попросить маленького сказочника самостоятельно придумать небольшой рассказ по иллюстрации.
Обратите внимание!
Правильное произношения формируется у детей на протяжении достаточно длительного времени, вплоть до 5-ти лет. Мало того, у каждого ребенка это происходит индивидуально. Некоторые практически все звуки начинают произносить уже к 3-летнему возрасту, а кому-то они даются уже к 5-6 годам. Если же и по достижению этого возраста наблюдаются сложности в произношении каких-либо звуков, то рекомендуется обратиться за помощью к логопеду.
В зависимости от возраста следует уделять внимание произношению таких звуков:
- у детей 4-5 лет звуков: б(бь), т(ть), м(мь), д(дь), н(нь), г(гь)‚ х(хь), к(кь), й, ф(фь), в(вь) и звуков ц, с(сь), з(зь);
- дети 5-6 лет уже должны четко, правильно произносить все звуки, а также отличать на слух такие группы, как: с-ц, ж-ш, с-з, ч-щ, з-ж, ц-ч, с-ш, с(сь), щ, л-р.
- к 7-ми годам нужно заниматься закреплением правильного произношения шипящих и свистящих звуков, а также умению дифференцировать: с-ш, з-ж, ц-ч, с(сь)-щ‚ глухих и звонких: п-б, к-г, т-д, ф-в, ш-ж, с-з, твердых и мягких: т-ть, в-вь, п-пь, л-ль, р-рь, с-сь.
Гимнастика для детского языка
Одну из главных ролей в формировании правильного произношения звуков и в развитии речи ребенка играет «настройка» его артикуляционного аппарата. Для этого можно использовать следующие упражнения:
- «Кто живет в домике?». Сначала язычок высовывается, а потом прячется обратно. В начале упражнение делается медленно, а потом темп ускоряется;
- «Часики». Язычок высовывается и им выполняются движения слева на право, словно маятник часов;
- «Качели». Язычок высовывается, его кончик загибается и так он то поднимается вверх, то опускается вниз;
- «Лошадка». Нужно пощелкать язычком, прижимая его к небу;
- «Красим забор». Кончиком язычка нужно погладить зубки внутри вверх-вниз;
- «Ездим по кругу». Язычком выполняются круговые движения по внутренней поверхности губ.
Всегда помните о том, что плохое, недостаточное развитие речи ребенка сказывается и на его характере (он становится замкнутым, раздражительным), и на его умственном развитии, и на способностях быстро и легко овладевать чтением и письмом.
Скачать логопедическую азбуку для развития речи ребенка вы можете по ссылке:
Различные материалы для развития ребенка вы можете найти в одноименном разделе нашего клуба родителей, перейдя по приведенной ссылке.
Следите за обновлениями на сайте roditeli.club, а также на страницах в социальных сетях, в альбомах которых еще больше материалов для развития:
- Клуб родителей Tummy в сети «ВКонтакте»;
- Клуб родителей Tummy в сети «Facebook».
07.08.2016
Источник
Валентина Мурзакова
Конспект занятия по развитию речи «Алфавит»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания учащихся об алфавите;
формировать умения пользоваться алфавитом.
Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в группе.
Планируемые результаты
Личностные:
– проявление творческого отношения к процессу обучения.
-понимание причины успеха в учебной деятельности.
Метапредметные
Познавательные:
-учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке;
– перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– давать оценку своим действиям, оценивать результат;
– находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Предметные
– усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;
-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи:
литературное чтение, математика.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный
поисково-исследовательский
Ход урока.
Организационный момент
Учитель:
-Встало солнышко с утра, заниматься нам пора!
Учимся старательно, слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем!
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель:- Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово. (алфавит) (магнитная азбука) вит ал фа
-Кто может сформулировать тему урока?
-Верно. Мы сегодня должны с вами повторить названия всех русских букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.
3. Минутка чистописания.
Учитель: Записываем число.
Сейчас у нас минутка чистописания.
– Какая задача стоит перед нами? (Писать красиво).
– Что значит «красиво»? (соблюдая наклон, высоту букв и т. д).
-Игра «Третий лишний»
-Назовите буквы, которые записаны на доске. о х А
-Назовите сочетания букв: хл хо хр.
-Выпишите из 1 задания согласную букву х, слог – хо. (у доски)
-Запишите в тетради.
–Подчеркни букву и слог, которые особенно удались. Обменяйтесь тетрадями, обведите те буквы в тетради соседа, которые вам понравились.
-Есть ли совпадения?
-Оцените свою работу.
4. Словарная работа.
Учитель: -Мы часто произносим слово «хорошо». Каково же значение этого слова.
-Работа по электронному приложению.
-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. -Запомните в этом слове сочетание –оро-
-Придумайте предложения со словом «хорошо».
-А теперь поработаем группами. (Деформированное предложение)
Учитель: -Что вы видите на доске?
-Как вы думаете, какое будет задание?
-Составьте из данных слов предложение. Прочитайте.
-Запишите предложение в тетрадь. (Как хорошо уметь читать)
-Взаимопроверка. (в парах)
5. Работа по теме урока.
1)Прочитайте:
В окошко посмотри:
То снег, то дождь пошёл.
Прекрасен этот мир!
Всё будет хорошо!
-Какое словарное слово нам встретилось в стихотворении?
-Найдите это слово в орфографическом словаре. На какой странице оно расположено?
-Легко ли вам было его найти?
-А можно было б это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать?
– Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
2)-А где ещё используется алфавит?
(Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке. Список учеников в классном журнале, в больнице карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Вот как важен алфавит)
3)-А что такое алфавит? (Расположение букв в определённом порядке.)
-По-вашему, азбука и алфавит- это одно и то же?
-Давайте убедимся в этом, прочитав сведение об алфавите из толкового словаря Владимира Ивановича Даля
Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ, а буква Б- БУКИ. Из этих названий- АЗ и БУКИ- и получилось русское слово АЗБУКА. Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА, а вторая –ВИТА, из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения маятника)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
3)Русский алфавит.
-Подробнее остановимся, конечно, на русской азбуке. Сколько в русском алфавите букв? (33) Сколько гласных букв? (10)Сколько согласных букв? (21) Сколько букв, не обозначающих звуки? (2)
-Каждая буква имеет своё место и своё название. Давайте прочитаем алфавит хором.
Упражнение № 1 стр. 52.
-Назовите первые четыре буквы алфавита, четыре буквы после буквы л, букву, которая находится между буквами п и с.
-Назовите буквы, которые не обозначают звуков.
4) Упражнение по электронному приложению. Найдите место буквы в алфавитном порядке.
5)Выполнение упражнения № 1 в рабочей тетради стр. 26.
6)Самопроверка, оценивание своей работы.
7)Игра «Угадай слово»
Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.(волк)
Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.(коса)
А где ещё используется алфавит?
8. Закрепление изученного материала
Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задания по группам.
(групповая работа)
1-я группа :-Расположите фамилии авторов в алфавитном порядке. (книги -групповая работа)
2-я группа: -Расположите названия цветов в алфавитном порядке. (на партах карточки с названиями цветов- колокольчик, роза, пион, ромашка)
3 -группа: -Расположите пословицы в алфавитном порядке. (Грамоте учиться всегда пригодится. Азбука – к мудрости ступенька. Делаешь наспех – сделаешь на смех. Богатством ума не купишь. Век живи – век учись)
-Взаимопроверка. Оцените свою работу.
Учитель: Вы смогли выполнить задания? Были ли у вас затруднения? Как решить эту проблему? Ваши суждения?
Итак, к какому выводу мы пришли? Давайте сравним наши мысли с выводами ученых (печатная тетрадь, с. 18). Молодцы! Мы открыли ещё одну тайну нашего языка. Возвращаемся к нашему заданию. В каком порядке будем записывать слова?
9. Проверочная работа.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Я вспомнил….
Я узнал….
Я научился….
Итог урока:
-Что такое алфавит?
-Сколько букв в русском алфавите?
-Кто уже запомнил алфавит?
-Кому ещё нужно немножко потренироваться?
-Оцените свою работу на уроке.
11. Поведение итогов.
-Урок подходит к концу. Спасибо всем за работу. Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.
Источник
Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.
Содержание
Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:
- Подражание неправильной речи взрослого окружения
- Проблемы с речевым аппаратом
- Врождённые или приобретённые дефекты слуха
- Психологически тяжёлая атмосфера в семье
Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.
Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.
Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно
Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!
Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:
- «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
- «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
- «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
- «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
- «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
- «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
- «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
- «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
- «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот
Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.
К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»
Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.
Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»
Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!
Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»
Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.
Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»
Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.
Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»
Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.
Источник