Развития речи ребенка в процессе общения

Развития речи ребенка в процессе общения thumbnail

Консультация учителя-логопеда

для воспитателей ДОУ

на тему:

«Развитие речи детей в процессе повседневного общения»

       Речь детей формируется не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и во время общения с воспитателем в повседневной жизни, в режимных моментах. Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияние на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

     Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чрезвычайно важно в течение дня найти возможность в течении дня для разговора с каждым ребёнком. Так, чтобы у него осталось удовлетворение от того, что его выслушали. Если в разговоре воспитатель проявляет живой интерес, то он доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю возможность ближе его узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи. Удобнее для этого будут утренние часы, вечернее время.

В режимных моментах воспитатель обогащает словарный запас детей, не упускаем случая, подсказать ребёнку правильное название предмета, качества или действия.

  •       Во время приема пищи мы должен точно называть блюда, которые подаются детям, а не заменять разнообразные наименования обобщёнными словами: первое, второе, третье блюдо.
  •        Ежедневное одевание и раздевание детей даёт воспитателю возможность закрепить в их активном словаре точные названия предметов одежды, их цвет, материал, качество, материал из которого они изготовлены, названия деталей одежды и обуви,
  •          Так, во время умывания мы обогащаем глагольный словарь названиями действий: умываться, открываться, закрывать кран; названиями предметов туалета и домашнего обихода: мыло, пена, мыльница, полотенце, раковина, и т.д.; названиями частей лица и тела: лицо, лоб, щёки, подбородок, нос, уши, шея, руки, пальцы, ладони, локоть; названиями признаков: холодная, тёплая, свежея (вода), чистое (полотенце), чисто, аккуратно, правильно, сухо и т.д.
  •           Уход за растениями в уголке природы является в то же время поводом активизации словаря, относящегося к явлениям природы (например: ствол, стебель, лист, почка, бутон; гладкий, шероховатый, блестящий, тёмно-зелёный, светло-зелёный и т.д.).

         В повседневной жизни воспитатель должен работать над культурой речевого общения детей. Нельзя не замечать грубости в речи, невежливого тона. Воспитатель указывает, напоминает, как надо разговаривать друг с другом, с взрослыми, приводить хорошие примеры, даёт детям поручения узнать что-либо, передать вежливо попросить какую-нибудь вещь и т.п.

Пути исправления грамматических ошибок

и формирование грамматической правильной речи

             Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. В тактичной и доброжелательной форме. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы, в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребёнок различал, как он сам говорит и как воспитатель. При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, не следует его передразнивать, высмеивать или умиляться.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Какие же требования предъявляются к речи воспитателя и какие недостатки в речи присущи педагогам.

К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Тренинг «Расставь ударение»

 Игра – конкурс «Исправь ошибки». Типичные ошибки в речи взрослых

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на санках. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Ляжь на правый бок. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня». Я (надеваю, одеваю) шапку. Я (одела, надела) девочку Таню. Это ихние игрушки.

Каждый педагог и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, с нами рядом дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка.

Подготовила:

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №78»

Каплан Е. В.

Источник

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Читайте также:  Видео зачатие и развитие ребенка в утробе матери

Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, – а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека.

Особенности общения дошкольников.

1. Яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности.

Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия – до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.

2. Нестандартность и нерегламентированность детей.

Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это “безобразие”.

Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое “кривляние” имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала – игра, фантазирование, драматизация, – так популярны именно среди сверстников. Раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

3. Преобладание инициативных действий над ответными.

Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения.

У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет. Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно – оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою – отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое “Я” прежде всего посредством демонстрации своей собственности: “Смотри, что у меня есть!”, “Это мое!”. Именно поэтому отдать своё очень трудно.

Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.).

В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково (“каравай”, “зайка”, “карусели”, “пузырь”, “кошки-мышки” и пр.).

Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание. Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей.

Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.

На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку.

Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. При деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.

Читайте также:  Влияние наследственности и среды на рост и развитие ребенка

Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника. Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими.

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию.

Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет – и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

Старший дошкольный возраст.

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам.

В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Существенно меняются и отношения между ними.

К шести годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, “кто с кем дружит”, или “водится”. Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Общение является важнейшим условием развития ребенка в процессе онтогенеза – развития как внутреннего (личностного, эмоционального, мотивационного), так и внешнего (двигательная активность, общий статус развития и др.). Полноценное общение между взрослыми и ребенком не только способствует ходу нормального развития, но и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.

Источник

  1. Общение – средство развития речи ребенка

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

 Общение – oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит,  прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.  Именно  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит,  переход к таким  фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой  ситуацией.

Большой  опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью  также  происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в пoзнании.  Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Читайте также:  Ребенку 3 отстает в развитии

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы,  понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем  и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают  над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения  со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.

Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение – важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.

Литература:

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

3. Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=78488

      1. Общение – средство развития речи ребенка

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Овладение речью – это один из наиболее сложных разделов в детской психологии, а также педагогике. Ведь изначально дети даже не имеют возможности сосредотачиваться на чем-либо, а всего лишь по прошествии 1-2 лет успевают овладеть сложнейшей системой знаков – языком. Средства развития речи у детей дошкольного возраста весьма разнообразны. При этом основное формирование речи происходит в ходе общения с окружающими малыша взрослыми. Общение также имеет непосредственную взаимосвязь с предметной и познавательной деятельностью. Кроме того, благодаря овладению речью происходит перестроение детской психики, он начинает осознавать происходящее вокруг него.

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:

      – речь воспитателя, культурная языковая среда;

      – общение детей со взрослыми;

      – обучение родной речи в рамках занятий;

      – чтение художественной литературы;

      – обращение к различным искусствам.

      Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

      Общение как важнейшее средство развития речи у детей

      Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

      Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

      Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

      Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

      Речь воспитателя и специальные занятия как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      В свою очередь речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя. Также она должна характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурной языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

      В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

      Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

      Всевозможное искусство оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

      Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

      Источник