Развития ребенка в доу для психолога
Список программ, рекомендованных для использования в ДОУ специалистами психологической службы
№
Название программы
Тематика
Автор
Источник
1
«Азбука общения»
Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми
Л.М. Шипицына, О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова
Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет), Методическое пособие, Детство-пресс, С-Петербург
2
«Готовность к школе: развивающие программы»
Повышение уровня готовности к школьному обучению
Под ред. И.В. Дубровной
Готовность к школе: развивающие программы/ Екатеринбург: Деловая книга
3
«Психогимнастика в детском саду»
Снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, формирование моральных представлений.
Е.А. Алябьева.
«Психогимнастика в детском саду» Москва, «Сфера»
4
«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста»
Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, психокоррекция агрессивного и конфликтного поведения
Е.А. Алябьева
«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, «Сфера»
5
«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития»
Развитие пространственного представления
И.К. Боровская, И.В. Ковалец
«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» «Владос», Москва
6
«Учимся по сказке»
Развитие мышления с помощью мнемотехники
Ю.Б. Галанов
«Иматон» Комплексное обеспечение психологической практики
7
«Волшебная страна внутри нас»
Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков
Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов
Тренинг по сказкотерапии. – СПб
8
«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»
Формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет
И.В. Ганичева
Телесно-ориентированные подходы психокоррекционной и развивающей работы с детьми. Федеральная целевая программа! Культура России». М.: «Книголюб»
9
Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками
Подготовка к школе
М.Р. Григорьева
Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками, «Учитель»
10
«В мире детских эмоций»
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина
«В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс
11
«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе»
Подготовка к школе
О.И. Журбина
«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе», «Феникс», Ростов-на-Дону
12
«Примерная коррекционная программа»
Коррекция агрессивного поведения детей
М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина
«Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников», Изд. ТЦ «Сфера», М
13
«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»
Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния и т.д.
И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа
«Дошкольный психолог» – №1.
14
“Агрессивное поведение”
Коррекция поведения дошкольников
Заостровцева, Н.В. Перешеина
Агрессивное поведение, М.: «Сфера»
15
«Театр настроений»
Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников
Г.П. Иванова
Театр настроений. М.: ООО «Скрипторий»
16
«Знакомство с моральными качествами» Программа нравственного воспитания для старших дошкольников
Формирование негативного отношения к проявлению негативных качеств
Р. Калинина
«Школьный психолог» . – №3
17
«Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»
Развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников
Л.И. Катаева
Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Методическое пособие, «Книголюб», М
18
«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность»
Методы мышечного расслабления
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития
19
«Подарки фей»
Формирование нравственной сферы
А.Ю. Капская. Т.Л. Мирончик
«Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей», Изд. «Речь», С-Петербург
20
«Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии»
Коррекция тревожности
Л.М. Костина
«Игровая терапия с тревожными детьми», Изд. «Речь», С-Петербург
21
«Программа психологических занятий»
Развитие познавательных и психических процессов, коммуникативных умений
Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева
«Цветик-семицветик». Программа психологических занятий с дошкольниками, Изд. «Речь», С-Петербург
22
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Изд. «Генезис», М
23
«В мире друзей»
Эмоционально-личностное развитие детей
Е.В. Котова
« В мире друзей», Изд. «Сфера»
24
«Давайте жить дружно»
Адаптация детей 4-6 лет к ДОУ
С.В. Крюкова
«Давайте жить дружно», Изд. «Генезис», М
25
«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста»
Оптимизация детско-родительских отношений, преодоление упрямства и негативизма в период кризиса 3-х лет, обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоций
И.В. Ковалёва
«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста», Изд. «Айрис Пресс», М
26
«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность»
Методы мышечного расслабления
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина
Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития
27
«Познаю себя»
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
М.В. Корепанова, Е.В. Харламова
Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Образовательная система «Школа – 2100», «Детский сад 2100», М.: «Баласс»
28
«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»
Комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми
Е.К. Лютова, Г.Б. Монина
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми), Изд. СПб «Речь»,
29
«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста»
Игры на развитие воображения, игры для детей 2-х, 3-х лет
М.М. Миронова
«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ИТД Корифей, Волгоград
30
«Скоро в школу»
Подготовка к школе
Т.В. Модестова
«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»
31
Модестова«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»«Программа развития и коррекции внимания»
Развитие свойств внимания
А.А. Осипова, Л.И. Малашинская
Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет, М.: ТЦ «Сфера»
32
«Программа помощи детям с нарушением структуры самосознания»
Коррекция и развитие различных структур самосознания
Р.В. Овчарова
Практическая психология в начальной школе, М.: ТЦ «Сфера»
33
«Мультимодальная» программа развития детей
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности
О.И. Политика
«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», Изд. «Речь», С-Петербург
34
« Погружение в сказку»
Коррекционно-развивающая программа для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью.
Н. Погосова
Тренинг по сказкотерапии. – СПб,
35
«Школа внимания»
Развитие и коррекция внимания, произвольности, способности планировать и контролировать свои действия
Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина
Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: ИНТОР.
36
«Игротерапия общения с детьми»
Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника
М.А. Панфилова
Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д»
37
«Игровая терапия с родителями»
Гармонизация отношений детей и взрослых
М.А. Панфилова
Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д»
38
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации
Успешная адаптация к ДОУ
А.С. Роньжина
Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. Книголюб
39
«Дружная семейка»
Адаптация детей к ДОУ
Е.О. Севастьянова
«Дружная семейка», Изд. ТЦ «Сфера», М.
40
«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»
А.Л. Сиротюк
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ «Сфера»
41
«Времена года»
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии.
О. Смирнов
Тренинг по сказкотерапии. – СПб,
42
«Маленький лидер» Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет
Социальное развитие и социальная адаптация детей.
С. Стебленко
«Дошкольный психолог» – №4
43
Программа психокоррекционных игр для детей старших групп детского сада и младших школьников
Развитие психических процессов: мышления. Памяти, внимания; развитие произвольных движений и самоконтроля: развитие эмоциональной сферы детей.
Н.В. Самоукина
Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.М Новая школа
44
«Я учусь владеть собой»
Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста
Н.П. Слободяник
Я учусь владеть собой, М.: «Генезис»
45
«Хочу всё знать»
Индивидуальные занятия для развития интеллекта детей 5-7 лет
Е. О. Севастьянова
Хочу всё знать, М.: «Сфера»
46
«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной работы психолога
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной. М., «Аркти»
47
«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии»
Формирование мышления у детей
Е.А. Стеблева
«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии». ГИЦ, «Владос», Москва
48
«Программа групповых занятий с дошкольников»
Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников
Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников
«Тропинка к своему Я», Изд. «Генезис», М.
49
«Лесенка радости»
Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте (блоки: эмоциональный, когнитивный, поведенческий)
О.В. Хухлаева
Изд. «Совершенство», М.
50
«Маленькие игры в большое счастье»
Индивидуальная коррекционная работа с детьми для сохранения психологического здоровья
О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина
Маленькие игры в большое счастье. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО – Пресс
51
«Программа развития творческого мышления детей»
Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления
З.В. Шашкова
«Программа развития творческого мышления детей», Изд. «Глобус», М
52
«Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей»
Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование внутренней устойчивости, автономности
Г.А. Широкова
Справочник дошкольного психолога. Р-на/Д,
53
«Разгадай тайну песочной страны» Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке
Развитие сенсорно-перцептивной сферы и т.д.
Ю. Шиманович
«Школьный психолог» – №5
54
«Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов»
Игры и задания на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников
Т.Л. Шишова
Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. М.: «Искатель»
55
«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе»
Развитие познавательных процессов
В.Л. Шарохина
Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе. М.: Книголюб (Психологическая служба)
56
«Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Профилактика и коррекция негативных личностных нарушений и развитие коммуникативных навыков
И. Ярушина
««Школьный психолог» » – №4
57
58
59
60
61
62
63
Источник
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.
Основная цель работы педагога-психолога, – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:
Первое – это консультации
Консультации «по запросу» – любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.
Второе направление – это диагностика
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка — чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.
Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, – это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание
Третье направление – это коррекционно-развивающая работа
Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает следующие формы работы:
-индивидуальные коррекционные занятия;
– групповые коррекционно-развивающие занятия .
Четвёртое направление – это психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?
Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.
Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.
Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.
Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.
Психолог в детском саду
Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию:
психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр – врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Психолог (детский) – педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является – наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.
Беседа, наблюдение, анкетирование – методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.
Источник