Развития ребенка в 1 кода

Развития ребенка в 1 кода thumbnail

Последнее обновление: 15.01.2020

Кожа – наружный покров тела человека, служащий барьером между внутренней средой организма и внешней средой и участвующий в процессах обмена веществ, терморегуляции и т.д.

Кожа ребенка по своему строению и в функциональном отношении во многом отличается от кожи взрослого.

Рассмотрим, какие особенности имеет кожа новорожденного. Клетки эпидермиса у детей относительно далеко отстоят друг от друга, содержат много воды. Структура эпидермиса рыхлая, что создаёт впечатление большей толщины этого слоя. Роговой слой у новорождённых тонок и состоит из 2-3 слоев легко слущивающихся клеток. При некоторых заболеваниях эпидермис легко отслаивается от дермы, что приводит к образованию пузырей.

Такое строение предрасполагает к более быстрому, чем у взрослых, распространению инфекции.

Поверхность кожи новорождённого покрыта секретом, близким к нейтральному, что определяет его слабую бактерицидную активность, но уже к концу первого месяца жизни рН значительно снижается. Кожа ребёнка первого года жизни в силу особенностей морфологической структуры, биохимического состава отличается нежностью, бархатистостью, эластичностью. В целом она тонкая, гладкая, поверхность её суше, чем у взрослых. Вся поверхность кожи и волос покрыта плёнкой, состоящей из водной и жировой субстанций. Водно−липидная мантия предохраняет кожу от влияния факторов окружающей среды, чрезмерного увлажнения и высыхания, внезапных изменений температуры, замедляет и предупреждает всасывание и воздействие химических веществ, служит носителем провитамина D. Кроме того, она обладает антибактериальным действием, увеличивает прочность эпителия. Воднолипидный слой у детей содержит в 3 раза меньше липидов, чем у взрослых.

Особенности волос у доношенных новорождённых в том, что они не имеют сердцевины, а волосяной фолликул развит недостаточно, что обусловливает лёгкое выпадение стержня волоса. Кожа, особенно на плечах и спине, покрыта пушковыми волосами (lanugo), что более заметно у недоношенных детей. Брови и ресницы слабо развиты, в дальнейшем их рост усиливается. В период полового созревания волосы достигают своего окончательного развития.

Ногти у доношенных новорождённых хорошо развиты и достигают кончиков пальцев. В первые дни жизни наблюдают временную задержку роста ногтей, в связи с чем на ногтевой пластинке образуется так называемая “физиологическая черта”. На 3м месяце жизни она достигает свободного края ногтя.

Особенности основных функций кожи у детей.

У детей, особенно раннего возраста, защитная функция кожи низкая в связи с тем, что эпидермис имеет тонкий роговой слой, кератинизация выражена слабо, связь эпидермиса с дермой недостаточно прочна. В дерме слабо развита соединительная ткань. Из-за недостаточного развития желёз поверхность кожи более сухая, а её реакция близка к нейтральной, местный иммунитет недостаточно зрел.

Пигментообразующая функция кожи снижена, несмотря на большое количество меланоцитов, из-за их слабой стимуляции. Такая кожа практически беззащитна перед действием УФ-лучей.

Резорбционная функция кожи у детей повышена благодаря тонкости и рыхлости рогового слоя, а также обильного кровоснабжения. Поэтому при наружном лечении токсические или гормональные мази могут оказывать выраженное системное действие.

Выделительная функция кожи, связанная с потоотделением, несовершенна, хотя потовые железы к моменту рождения хорошо сформированы.

Терморегулирующая функция кожи у детей снижена. В течение первых месяцев жизни теплоотдача доминирует над теплопродукцией в связи с относительно большой поверхностью тела, богатым кровоснабжением кожи, значительным непосредственным испарением, несовершенством центра температурной регуляции. Вследствие этого легко происходит перегревание или переохлаждение ребёнка, что приводит к необходимости создания для него оптимального температурного режима.

Обеспечение оптимальной температуры окружающей среды наряду с гигиеническими процедурами, является одним из важнейших условий правильного ухода за кожей новорожденного. Связано это с тем, что младенческая кожа еще не в силах справляться с терморегуляцией, то есть сохранять постоянную температуру тела при изменениях температуры окружающей среды. Поэтому в помещении, где находится ребенок, нужно поддерживать постоянную температуру около 22° С. И переохлаждение, и перегрев одинаково нежелательны для ребенка (при перегревании, в частности, может развиться потница).

Дыхательная функция кожи у детей выражена в 8 раз сильнее, чем у взрослых, благодаря тонкому слою эпидермиса и богатой кровеносной капиллярной сети. Загрязнение кожи и смазывание обширных её участков различными мазями и кремами нарушает процесс кожного дыхания, что отрицательно сказывается на самочувствии ребёнка.

Синтетическая функция кожи в детском возрасте осуществляется полноценно уже с возраста 3-4 недели. Под влиянием естественного или искусственного УФО в коже синтезируется витамин D3, недостаток которого приводит к развитию рахита.

Кожа как орган чувств хорошо функционирует уже с рождения. С раздражением кожных покровов связано выявление почти всех рефлексов новорождённого. В связи с недостаточной дифференцировкой органов зрения и слуха в первый месяц жизни ребёнок узнаёт мать с помощью тактильного восприятия. В то же время чрезмерное раздражение кожи (например, мокрыми и грязными пелёнками) может вызвать беспокойство новорождённого, нарушения его сна и аппетита.

В целом кожа детей, особенно в течение первого года жизни, очень чувствительна к инфекции, химическим и физическим раздражителям, влиянию атмосферных факторов, перегреванию и переохлаждению, слабее защищена от проникновения в неё химических субстанций, легко мацерируется. Анатомо-физиологические особенности кожи диктуют необходимость тщательного соблюдения гигиены, щадящего температурного режима, запрета применения раздражающих и токсических веществ и др.

Коснёмся некоторых правил ухода за кожей новорождённого. Уход важен для обеспечения ощущения комфорта и создания барьера к проникновению микробов.

Умывание по утрам, так же как и купание должно производиться ежедневно. Утром достаточно протереть личико ребёнка чистым ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Купание – важнейшее общегигиеническое мероприятие: Эта процедура не только поддерживает чистоту тела, но и стимулирует функции кожи, циркуляцию крови, укрепляет нервную систему и способствует психомоторному развитию ребенка. Купать можно как в проточной воде, так и в воде с добавлением отваров трав − череды, крапивы, ромашки. Использование моющего средства допускается один раз в два − три дня. Это должно быть мягкое моющее средство, содержащее минимальное количество поверхностно−активных веществ (например, Очищающий гель «Ла−Кри».) Основные средства детской гигиены, используемые после купания, – это детские масло и крем; возможно применение специального увлажняющего лосьона (например, эмульсия «Ла−Кри») или детской присыпки. В течение дня необходимо следить за тем, чтобы мокрые и испачканные подгузники долго не контактировали с кожей малыша и вовремя были заменены. Особого ухода требует кожа ягодиц и паховых складок. Во время смены подгузника необходимо подмыть ребёнка либо протереть специальной влажной салфеткой, делая акценты на складках. На чистую кожу ягодиц и паховых складок наносят крем, равномерно распределяя его тонким слоем по всей области, требующей защиты от излишней влаги и раздражающего воздействия естественных выделений (например, крем из серии «Ла−Кри»). Обращайте внимание, какие компоненты входят в состав кремов, предназначенных для детей. Такие вещества, как глицерин, пчелиный воск, минеральное и касторовое масло, пантенол, оксид цинка, витамины A, D, E, C, натуральные экстракты ромашки, календулы, череды, солодки позволяют крему не только выполнять защитную функцию, но и оказывать на кожу выраженное противомикробное и противовоспалительное действие. Кроме того, крем должен питать кожные покровы и обладать регенерирующими свойствами, т.е. способствовать быстрому заживлению поврежденной кожи.

Читайте также:  Ранняя коррекция в развитии ребенка

Изменения кожных покровов.

Даже при идеальном уходе за кожей ребенка практически любая мать рано или поздно сталкивается с теми или иными проблемами. Их достаточно много, и они разнообразны.

Рассмотрим случаи, когда изменения кожных покровов обусловлены особенностями кожи новорожденного и не требуют лечения.

Практически у всех новорожденных отмечаются транзиторные (преходящие) изменения кожных покровов, являющиеся физиологически нормальными и не требующие коррекции.

Простая эритема. Это покраснение кожи (в первые часы жизни — с синюшным оттенком), возникающее после удаления первородной смазки или после первого купания. Обычно на вторые сутки после рождения покраснение становится более ярким, а к концу первой недели угасает. Степень выраженности простой эритемы, ее продолжительность зависит от степени зрелости ребенка (у недоношенных детей простая эритема держится 2–3 недели, у доношенных — меньше).

Физиологическое шелушение. Возникает на 3–5 день жизни у детей с особенно яркой простой эритемой после ее угасания. Является разрешением физиологической эритемы. Отшелушивающиеся чешуйки кожи похожи на пластинки или измельченные отруби. Особенно много их на животике и груди.

Токсическая эритема. Эта реакция кожи, похожая на аллергическую (у детей, перенесших выраженную токсическую эритему, впоследствии часто наблюдается предрасположенность к аллергическому диатезу). У многих новорожденных на 1 –3 день жизни появляются мелкие белые плотные узелки, возвышающиеся над поверхностью кожи (папулы). В основании папулы может быть покраснение. Иногда образуются пузырьки с белым содержимым. Чаще всего элементы токсической эритемы обнаруживаются на груди и животе, реже — на лице и конечностях. Эритемы никогда не бывает на ладонях, стопах, слизистых. В течение 1 –3 дней могут появляться новые высыпания, однако обычно сыпь исчезает через 3-7 дней. Ребенок при этом чувствует себя хорошо, температура нормальная. Как правило, лечения не требуется.

Милиа — беловато-желтоватые узелки размером 1 –2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи и локализующиеся чаще на крыльях носа, переносице, в области лба, очень редко по всему телу. Это сальные железы с обильным секретом и закупоренными выводными протоками, отмечаются примерно у 40% новорожденных. Специального ухода не требует.

Желтушность кожных покровов часто наблюдается у совершенно здоровых детей на второй-третий день жизни, она связана с тем, что функционально незрелая при рождении печень не в состоянии справиться с переработкой билирубина. Физиологическая (транзиторная) желтуха обычно начинает ослабевать на седьмой-десятый день.

Телеангиэктазия — локальное расширение подкожных капилляров, часто называемое «сосудистыми звездочками». Обычно они располагаются на лбу, затылке, переносице. Телеангиэктазия не требует лечения и обычно к одному-полутора годам проходит самостоятельно. Изменения кожных покровов могут быть и признаками каких-либо заболеваний. И тогда — это требует лечения.

Аллергическая сыпь — вот с чем, наверное, чаще всего сталкиваются педиатры. Обычно она бывает ярко-розового цвета, состоит из красных пятен и возвышающихся над поверхностью кожи узелков, может сопровождаться сухостью кожи. При возникновении сыпи необходимо прежде всего найти причину аллергии. Кормящей матери в первую очередь следует задуматься о своем питании в течение последней недели. Если она ела овощи и фрукты с красной и желтой окраской, шоколад, жирные сорта рыбы, икру, насыщенные бульоны, куриное яйцо, орехи, то причина аллергии, скорее всего, кроется в диете женщины. Если же аллергическая сыпь четко отграничена местом нанесения какого-либо средства детской косметики, необходимо отказаться от его использования.

Опрелости (еще называют пеленочным дерматитом) — это неинфекционное поражение кожи, возникающее в местах ее соприкосновения с раздражающим агентом (мочой, калом, иногда грубыми пеленками). Чаще всего они локализуются на ягодицах, в области половых органов, на внутренней поверхности бедер.

При появлении опрелостей необходимо усилить гигиенический контроль за ребенком (следить, чтобы он не лежал в мокрых пеленках; подмывать после дефекации и при смене подгузников; при отсутствии аллергических реакций делать ежедневные ванны с добавлением лечебных трав: ромашки, череды, коры дуба — последняя предпочтительна при мокнущих опрелостях). Показаны вяжущие кремы, например с содержанием танина. При возникновении эрозий (поверхностных дефектов кожи) показаны так называемые эпителизирующие кремы, например с пантенолом.

Потница также относится к неинфекционным воспалительным процессам и является результатом неправильного ухода. Если ребенка слишком тепло одевают, «кутают», происходит компенсаторное расширение протоков потовых желез и окружающих их капилляров. Проявляется потница розовой узелковой (папулезной) сыпью, в основном в области груди и живота, реже — конечностей.

Если у ребенка появляется потница, следует одевать его не так тепло; одежда должна быть адекватна температуре окружающей среды.

Читайте также:  Джон медина правила развития мозга вашего ребенка скачать торрент

Полезны ванночки с использованием тех же трав, что и при опрелостях. Весьма эффективны воздушные ванны продолжительностью 10–15 минут.

Клинические исследования

Проведенные клинические исследования доказали эффективность, безопасность и переносимость продукции ТМ «Ла-Кри». Средства подходят для ежедневного ухода за детской кожей с легкой и средней формой атопического дерматита и в период ремиссии, сопровождающегося снижением качества жизни больных.

Было доказано клинически, что эмульсия «Ла-Кри» увлажняет и питает кожу, успокаивает и восстанавливает ее, а также снимает зуд и раздражение.

Отзывы потребителей

Ольга (wildberries.ru)

«Попался мне в руки небольшой пробник этой эмульсии, попробовала ради интереса и влюбилась! Моя кожа сразу восприняла это средство и результат сразу же мне понравился и при нанесении и утром, и на следующий день. Возможно, у меня вот такая 100% совместимость произошла)) Наношу на лицо и даже под глаза немного. Впитывается на “ура”, разглаживает, тонизирует, питает и снимает раздражение. Лёгкий, но эффективный продукт».

Ирина (wildberries.ru)

«Это средство открыла шесть лет назад. Очень довольна. Как для лица так и для тела можно использовать! Даёт коже питание. Не жирный. Легкая текстура. Даже помогает когда летом Комар укусил, это средство снимает зуд и температуру от укуса!»

Источники:

  1. Андерсон, Аричи, Аццопарди, Наглядная неонатология. Руководство, ГЭОТАР-Медиа, 2019 г.
  2. Кильдиярова Рита Рафгатовна, Педиатру на каждый день. Руководство для врачей, ГЭОТАР-Медиа, 2019.
  3. Андропова Т. В., Гудина М. В., Одинцова И. Н., Гигиена детей и подростков, Издательство СибГМУ, 2018.

Читайте также

Ну вот и подходит к концу моя беременность. Если верить врачам, до встречи с чудесным мальчиком Федей осталось 30 дней.

Многие педиатры, рассказывая молодым мамам об уходе за малышом, упоминают о необходимости наносить специальный крем под подгузник. 

Правильный уход за кожей новорождённого включает в себя нежное очищение и глубокое увлажнение. 

Источник

дети играются

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстрахуйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.
Читайте также:  Роль ребусов в развитии ребенка

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Читайте также:

  • Ребенок ходит на носочках: причины?
  • Почему дети плохо спят?
  • Ребенок плохо ест в год.

Источник