Развития ребенка со зрительной депривацией
Дошкольникам с ФРЗ в целом по общему уроню развития свойственны возрастные характеристики, однако, выявляются и особенностей психофизического развития, обусловленные прямым или косвенным негативным влиянием нарушенных зрительных функций. Общей типологической особенностью развития детей с нарушением зрения вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Дошкольники с ФРЗ наряду с общими типологическими особенностями развития имеют индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.
Психолого-педагогической характеристикой дошкольников с ФРЗ выступает:
· Cтепень соответствия общего темпа развития ребёнка с ФРЗ темпу развития нормально видящих сверстников. Детям этой группы свойственно в большей или меньшей степени выраженности некоторое отставание в развитии от нормально видящих сверстников, что может проявиться в несовпадении периодов освоения этими группами дошкольников:
– Умений и навыков зрительной сенсорно-перцептивной деятельности – отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон.
– Двигательной сфере – отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объёма и качества.
– Познавательной сфере – недостаточный темп и объём формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации.
– Освоение разных видов игр дошкольниками с ФРЗ происходит замедленными темпами, что связано с обеднённым запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активности, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.
Детям с нарушением зрения характерны некоторые особенности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития.
Особенностями социально-коммуникативного развития дошкольников с нарушением зрения выступают: определённая зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума, определенные трудности дистантного отражения эмоциональной отзывчивости других в общении, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности. Особенности социально-коммуникативного развития детей с ФРЗ могут быть обусловлены полисистемным функциональным нарушением зрительной, двигательной, речевой сфер, нервной системы и, с этой точки зрения, проявляться в общей раскоординированности действий, угловатости, «взрывчатости», в устранении от совместных практических действий, недостаточности вербальной коммуникации. На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др.), воздействующие и состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивость, раздражительность, чрезмерную возбужденность и др.).
Особенностями познавательного развития дошкольников c ФРЗ выступают: недостаточные полнота, диффернцированность, тонкость и точность образов восприятия; недостаточная познавательная активность; речь и уровень речевого (его достаточность или недостаточность) развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, её осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществления познавательных действий; чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения: развитие зрительных умений и навыков, зрительного восприятия и представлений, создание востребованной ребёнком с нарушением зрения особой предметной среды, повышающей и развивающей его зрительный потенциал; трудности зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового; компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи.
Особенностями речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов; трудности чувственного отражения, малая познавательная активность к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях; речи ребёнка с нарушением зрения присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.
Особенностями физического развития детей с ФЗР выступают: недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средне возрастным показателям, ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы (вальгусная установка стоп, уплощение свода стоп, плоскостопие), низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, особенно динамической, быстроты реакции, выносливости и др.; обедненный двигательный опыт, недостаточный запас двигательных умений и навыков, трудности освоения пространственно-временных характеристик движений, трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа), неточность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, трудности освоения подвижных игр большой подвижности; трудности формирования навыков правильной ходьбы (с учетом монокулярного характера зрения); низкая двигательной активности, недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки в условиях отражения действительности амблиопичным глазом с низкой остротой зрения; особенности и трудности регуляции движений.
Особенностями художественно-эстетического развития детей с ФРЗ выступают: трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов, недостаточность эстетических переживаний и чувств, своеобразие и трудности созерцания явлений природы, её предметов и объектов, малый запас и бедный опыт познания с эмоциональным переживанием совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, обликов, цветовой тональности и др. предметов и объектов действительности, трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.
Дошкольники с ФРЗ имеют как особенности развития процесса зрительного восприятия, так и особенности его протекания в психической деятельности.
К особенностям развития зрительного восприятия при нарушениях зрения следует отнести:
– замедленность (в сравнении с нормально видящими сверстниками) развития процесса зрительного восприятия;
– трудности развития механизмов зрительного восприятия: 2-го уровня функционального механизма (функциональная деятельность высших отделов) вследствие слабости 1-го уровня (зрительные функции); операционного и мотивационного механизмов восприятия;
– объём и качество овладения сенсорными эталонами и их системами, период становления перцептивных действий у детей с нарушением зрения не совпадают с таковыми у нормально видящих. Степень и характер нарушения зрения, выступая негативным фактором, обуславливают разную временную характеристику длительности (растянутость), недостаточность объёма и качества составляющих операционный механизм восприятия;
– трудности и некоторое отставание в формировании представлений как образов памяти сенсорных, предметных, пространственных, социальных;
– неравномерность развития разных сторон зрительного восприятия, обеспечивающих ориентировочно-поисковую, информационно-познавательную, регулирующую и контролирующую деятельность;
– бедность чувственного опыта;
– возникновение особых сенсорно-перцептивных потребностей;
– некоторые трудности развития свойств восприятия;
– несовершенство зрительных образов в условиях их спонтанного формирования;
– зависимость развития зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей от коррекционно-педагогического сопровождения, организации и осуществления лечебно-восстановительного процесса в их единстве.
Особенностями процесса зрительного восприятия у детей с нарушением зрения выступают:
– снижение скорости и объёма зрительного восприятия, их определённая зависимость от степени и характера функционального расстройства зрения и/или структурной сложности объекта восприятия;
– затруднённость формирования полного, точного, тонкого, детализированного образа восприятия, особенно сложного по структуре и пространственной ориентации, представленного на зашумленном фоне;
– трудности формирования сенсорных эталонов и недостаточный уровень развития всех типов сенсорно-перцептивных действий (действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования), что снижает способность к тонкой и точной дифференциации воспринимаемого;
– потребность в дополнительной мотивации к зрительной перцептивной деятельности;
– успешность процесса восприятия (точность и быстрота опознания) амблиопичным глазом (амблиопия средней и тяжелой степеней) во многом зависит от оптико-физических характеристик объекта восприятия, условий в которых решается задача на зрительное восприятие.
1.1.4. Возрастные особенности психофизического развития детей младшей группы (3-4 года)
Источник
Сенсорная депривация. Зрение и его значениеСенсорная депривация (чувственный голод) возникает в тех случаях, когда органы чувств, обеспечивающие центральную нервную систему необходимой информацией из внешней среды, лишаются привычной импульсации извне. Наиболее часто встречается зрительная или слуховая сенсорная депривация. Зрительная депривация возникает, например, при длительном пребывании человека в темноте. Слуховая сенсорная депривация развивается у человека, длительно находящегося в помещении, куда не проникает ни один привычный «жизненный» звук, знакомый с раннего детства. Установлено, что в условиях сенсорной депривации могут возникать различные нервно-психические нарушения, особенно у неустойчивых, эмоционально-лабильных личностей. В связи с этим представляет интерес рассказ зарубежного ученого: на одном из предприятий, построенном по самому современному требованию инженерной техники, работающие были полностью изолированы друг от друга и до них не доносился ни один звук из внешней среды; в результате у ряда из них стали возникать нервно-психические расстройства, доходящие в отдельных случаях до уровня психотических. Особенности психических нарушений при сенсорной депривации изучены пока еще недостаточно и преимущественно в экспериментальных условиях [Кузнецов О. п., Лебедев В. И.]. Важно отметить, что частичная и даже полная сенсорная (зрительная или слуховая и одновременно зрительная и слуховая) депривация встречается и в обыденной жизни: слепота, глухота, слепоглухонемота. Психологические особенности слепых описаны А. А. Крогиусом, а психологические особенности глухих детей— И. М. Соловьевым, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой и И. В. Яшковой. Однако в указанных монографиях нет информации о психопатологических нарушениях, наблюдаемых у данного контингента больных. Зрение и его значениеВ процессе онтогенеза накопляемая зрительная информация усложняется, совершенствуется, дифференцируется, гармонически увязывается с функциями памяти, представлениями, речью и мышлением. Однако систематическое и последовательное изучение этой проблемы началось только в 20—30-е годы XX века [Крогиус А. А., Осипова В. Н., Мнухин С. С, Villey Р., Burklen К. и др.]. Понятие «бытовая слепота» применительно к категории практически слепых лиц, у которых остаточное зрение (острота зрения) не превышает 0,04. Дефект зрения в форме абсолютной и бытовой слепоты — предмет рассмотрения на нашем сайте МедУнивер в ближайшие дни. С позиций зрячего человека слепота представляется, по-видимому, одним из самых тяжких физических неудобств, так как окружающий больного мир погружается в непроглядную тьму и теряет свою многоцветную и многоформную прелесть. Однако с позиций слепорожденного человека или потерявшего зрение в раннем детстве благодаря большим компенсаторным возможностям организма отсутствие зрения не вызывает существенных неудобств и воспринимается вполне естественно. Многочисленные исследования показали, что выключение зрения не является тормозом для психического развития и совершенствования многих качеств ослепшего. Заслуживает внимания высказывание А. В. Бирилева, который, сам будучи слепым, писал, что представление о слепоте как духовном и неотвратимом страдании вульгарно. По его утверждению, В. Г. Короленко в повести «Слепой музыкант» дал неправильное представление о характере слепого в целом. По его мнению, слепоту следует рассматривать не более как физическое неудобство. Такого же мнения придерживались и многие офтальмологи, тифлопедагоги и психологи. Однако несомненно многое при этом зависит от личностно-характерологических особенностей человека, воспитания и окружающей среды. – Также рекомендуем “Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого” Оглавление темы “Психология глухих и слепых”: |
Источник
Социализация детей со зрительной депривацией к обществу.
Татьяна Николаевна Леонтьева
г. Нижневартовск
Депривация (от позднелат. deprivatio — потеря, лишение), сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств [2, с. 49].
Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков [1, с. 14] .
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, анализ литературы о современных исследованиях, доказывающих отрицательное влияние зрительной депривации на становление психических процессов у детей, подтверждают положение о необходимости проведения специально организованной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с целью их социализации в современном обществе.
По мнению ведущих психологов, в том числе и А.Г. Литвака, нарушения зрения приводят не только к сенсорной депривации, но и к эмоциональной и социальной депривации. [3, с. 112].
Для того чтобы социализация детей с нарушениями зрения проходила успешнее наше дошкольное учреждение работает по трем направлениям:
коррекционно-развивающее;
лечебно-восстановительное и профилактическое;
образовательное.
Целью коррекционно-развивающей работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога.
Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.
Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется сестрами – ортоплеоптистками под руководством врача-офтальмолога.
В нашем дошкольном учреждении преодоление этой проблемы мы начали с изменения содержания и расположения развивающей среды, окружающей ребенка.
В кабинете психолога стены, двери, пол, потолок оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, сидя, лежа, расслаблялся зрительно и физически. Для расслабления и отдыха ребенка есть индивидуальные коврики с яркой красочной аппликацией. Во всех видах деятельности используются музыка, художественный образец в картине, слове. Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.
Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество. Из нетрадиционных методик мы используем элементы методики зрительного переобучения по Бейтсу, основанные на релаксации зрительного аппарата и ума ребенка [4, с. 81].
Нас привлекают упражнения “быстрого взгляда”, когда ребенок без напряженного всматривания, без элемента соревнования, т. е., в спокойном, pacслабленном состоянии, извлекает из своего зрения все возможности. В старших группах используем пальминг, частичную соляризацию, вырабатываем правильное дыхание, глубокое и ритмичное [6, с.16].
Работа идет по двум направлениям одновременно.
1. Формирование зрительного восприятия.
2. Овладение способами общения в разных видах деятельности.
Новым направлением в нашей работе является поиск путей реализации сформированных способов восприятия в реальную жизнь. Вот некоторые нетрадиционные формы нашей работы.
I. Совмещенные занятия специалистов (дефектолог- логопед, дефектолог- психолог, дефектолог -логопед -психолог) [приложение 1].
Их необходимость диктуется особенностью проявления поведения детей с нарушением зрения в присутствии новых лиц. В данном случае каждый специалист на занятии не посторонний наблюдатель, а непосредственный участник (объем его участия заранее планируется). Такие занятия благодатная почва для развития психических процессов.
Организация передвижных игровых зон. Новые настенные доски, фланелеграфы разной формы расширяют игровые и учебные возможности детей и педагога, дают простор для движения.
Примерный объем работы на вертикальном полотне (стена, двери):
упражнение по типу «Быстрые взгляды»;
обучение целенаправленному восприятию;
узнавание объектов на расстоянии. Выделение признаков узнавания (как узнал);
приближение к объекту (какие дополнительные признаки, детали замечены);
обводка объекта указкой (по контуру, не прикасаясь к нему, на расстоянии глазами, с использованием руки, мысленно в воображении с закрытыми глазами);
соединение объектов дорожкой (указка или рука, взглядом, мысленно):
а) по сюжету сказки;
б) по заданию педагога (например, “выведи” с поля лишний предмет);
в) отыскивание пары (по сенсорным эталонам, по понятию, по эмоциональному состоянию и т. д.);
рассказывание сказки или рассказа по объектам стенда;
работа по восприятию изобразительных средств
глубины пространства.
Широко используются объемные лабиринты, которые способствуют развитию целенаправленной ориентировки, воспитывают интерес и внимание, Некоторые виды работы с лабиринтом:
а) движение в лабиринте по правилу, плану-схеме;
б) движение по цветовому ориентиру-стрелке, соответствующей жетону ребенка;
в) прослеживание взглядом направления движения по лабиринту для поиска пары (ребенка, игрушки, предмета). Лабиринты составляем из шнура, веревки и крепим липучками [5, с. 78].
III. Драматизация сказок, фрагментов, упражнения на общение с использованием народного интерьера, деталей костюма, с участием взрослых персонажей.
IV. Включение в занятия родителей (соревнование в игре, упражнения).
V. Практика занятий смешанных возрастов.
VI. Введение нового типа «свободных» занятий, когда дети по своему желанию могут выбрать сказочную ситуацию, игрушку, набор объектов в их самостоятельное использование. Дефектолог, не вмешиваясь, наблюдает, определяет для себя уровень самостоятельности и творчества ребенка, общения с товарищами. Все это дает положительный результат в развитии зрительных возможностей детей, подготавливает их к умению использовать эти возможности в любых условиях окружающего ребенка мира.
Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения [приложение 2].
Она включает в себя несколько направлений:
выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;
консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;
проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;
выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;
выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).
В дошкольном учреждении созданы специальные условия для проведения групповой и индивидуальной работы для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта:
формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, предупреждению отклонений в развитии ребенка. К специальным условиям относятся:
присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего, формирующих у ребенка познавательные навыки;
обучение родителей адекватным способам общения с ребенком;
создание предметно-развивающей среды (с помощью дидактических пособий, материалов, игрушек);
материально-техническое обеспечение (создано специальное пространство, и применение полуфункционального оборудования сенсорной комнаты).
Подводя итог можно отметить, что комплексная работа всего педагогического коллектива, а именно взаимодействие воспитателей, профильных специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, способствует социализации детей с нарушениями зрения в современном обществе.
Приложение1Приложение2.
Литература:
1. Банщиков В. М., Столяров Г. В. Сенсорная изоляция: “Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова”, № 9, 1966. – 40 с.
2. Макиртумов Б. Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб., 2001. – 51с.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – изд. КАРО. Санкт-Петербург, 2006 – 211с.
4. Подколозина. Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушениями зрения. – Москва, изд. Город детства, 2007 – 256с.
5. Л.И. Игнатова, О.И. Волик, В.Д. Кулакова, Г.А. Холюкова. Программа укрепление здоровья детей в коррекционных группах. – изд. Творческий центр Сфера, Москва, 2008 – 142с.
6. В.А. Феоктистова. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения СПб. Изд. Образование, 1995 – 143с.
Источник