Развития ребенка с 5лет и до 7лет
Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Он начинает понимать, что скоро произойдет много изменений в его жизни: он пойдет в школу и станет на шаг ближе к привлекательному миру взрослых.
Это период формирования психологической готовности к школе. В большинстве своем дети с удовольствие рассуждают на школьную тематику, их привлекает статус школьника, новая обстановка, аксессуары (новый портфель, форма и др.). Главное в этот момент поддержать это стремление к школьной жизни и положительный настрой на обучение.
С возникновением стремления к школе, изменяется и все поведение ребенка. Утрачивается былая непосредственность. Можно заметить, что его чаще стали привлекать задания учебного плана, появились желания заняться «серьезным» делом, выполнить ответственные поручения. Но по-прежнему ведущей деятельностью у старших дошкольников является игра.
Личностное развитие
К 6 годам наблюдаются следующие изменения в структуре самосознания ребёнка:
- происходит осознание своего социального «Я»: осознает свое место в окружении;
- формируется внутренняя позиция: понимает свои переживания;
- складывается устойчивая самооценка.
Дошкольник начинает интересоваться, как к нему относятся люди из близкого окружения, как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от того, совпадают ли его реальные качества и возможности («Я-реальное») с тем, каким он себя представляет в идеале, каким бы он хотел быть («Я-идеальное»). В этом важная роль принадлежит и взрослым. Родители, воспитатели порой предъявляют к ребенку завышенные требования, которые могут не соответствовать его возрастным особенностям или не учитывать его индивидуальных способностей. В итоге у ребенка создается образ, который не соответствует его реальному «Я». Из-за расхождения этих представлений может произойти потеря самоуважения, самоценности, уверенности в себе.
В этом возрасте взрослый для ребенка выступает как непререкаемый авторитет, которому он полностью доверяет и принимает его точку зрения. Дети перенимают у своих родителей систему оценок, идеалы и эталоны, на которые следует ровняться. Поэтому необходимо, чтобы они росли в любви, уважении и в условиях бережного отношения к их индивидуальным особенностям. Родители должны проявлять заинтересованность делами и успехами своего чада, разумную требовательность и последовательность в воспитании.
Для развития самосознания крайне важна активность самого ребенка. Не следует ограничивать его действия. В деятельности – в спорте, рисовании, экспериментировании – он познает себя. Родителям следует обращать внимание ребенка на результаты его деятельности, совместно анализировать их, а затем создать ситуацию успеха, чтобы сформировать уверенность в том, что он справится с трудностями.
Общение со сверстниками также вносит свою лепту в развитие самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок познаёт свои индивидуальные особенности, дифференцирует личностные качества других и самого себя и может дать им оценку.
С самосознанием неразрывно связана самооценка. Как правило, детям этого возраста свойственна высокая самооценка, которая проявляется в уверенности в себе, настойчивости в достижении цели, стремлении к успеху, дружелюбию и общительности.
Мотивы и потребности
Продолжают развиваются познавательные мотивы, мотивы стремления к самоутверждению, быть похожим на взрослого, желания сохранить хорошие взаимоотношения со сверстниками, улучшить свое положение среди них.
Главное новообразование личностного развития периода дошкольного детства – соподчинение мотивов. Благодаря этому ребенок может отказаться от увлекательного занятия в пользу более важного, хотя и менее интересного дела. Это является предпосылкой развития учебной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ведущей является потребность в общении. От ее удовлетворения зависит эмоциональное благополучие ребенка. Общение важно как с взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок оказывается непринятым в группе сверстников, возникает дискомфорт, неуверенность в себе.
Появляется внеситуативно-личностное общение. В его основе лежит потребность ребенка во взаимопомощи и сопереживании. Соответственно, если дошкольнику не хватает общения, остаются без внимания и другие потребности.
Эмоционально-волевая сфера
У психологически здорового ребенка преобладает внутренняя душевная уравновешенность, адекватность в поведении, преобладают позитивные отношения с людьми, проявляется чувство юмора, позитивное мироощущение. Ребенок проявляет доброжелательность к окружающим людям, эмоциональную отзывчивость. Развивается эмпатия – способность сопереживать.
Дети этого возраста способны к рефлексии. Они предчувствуют реакцию окружающих на свое поведение или определенный поступок и поэтому со взрослыми могут вести себя по- разному.
В 6-7 лет также могут наблюдаться демонстративное поведение ребенка, паясничание, капризность. Это симптомы кризиса семи лет. Для этого возраста характерна эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения, повышенная чувствительность. Однако родителям пугаться этого не стоит. Такие особенности эмоциональной сферы связаны с активизацией работы щитовидной железы.
Развивается и волевая сфера. Утрачивается непосредственность в поведении. Возрастает способность сдерживать свои эмоциональные реакции. Во всем начинает проявляться произвольность: в поведении, в движениях, в умении подчиняться правилам, во всех формах психической деятельности. Наиболее высоких показателей волевое действие достигает при положительной оценке деятельности ребенка взрослыми и сверстниками. К семи годам ребенок уже самостоятельно может поставить цель, составить план действий по ее достижению, принять решение, преодолеть трудности на пути достижения цели.
Интеллектуальное развитие
В старшем дошкольном возрасте продолжает активно развиваться познавательная сфера. Все чаще ребенок включается в экспериментирование, чтобы найти ответы на волнующие его вопросы. Порой он поражает своими выдумками, открытиями и вопросами. Особенностью развития детей этого возраста является появление предпосылок учебной деятельности. Этому способствует проявление произвольности всех психических процессов. Однако учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
Предпосылки учебной деятельности:
- проявление интереса к познанию окружающего мира;
- положительное отношение к учебно-игровой деятельности;
- сформированы отдельные учебные умения, связанные с овладением математикой, чтением, письмом;
- знает гласные буквы и часть согласных;
- умеет проводит звуковой анализ слова;
- может читать отдельные слоги или слова;
- проявляет желание учится и идти в школу.
Мышление
Для старших дошкольников характерно развитое наглядно-образное мышление. Но постепенно формируется и следующая ступень его развития – словесно-логическое. В основном оно наблюдается при решении задач, связанных с уже имеющимся опытом. Продолжают совершенствоваться мыслительные операции обобщения, сравнения по признакам, анализ, классификация. Ребенок уже способен сгруппировать предметы по двум признакам одновременно, например, по цвету и форме.
Важным достижением в интеллектуальном развитии является высокий уровень образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления. Благодаря этому появляется способность выделять свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения.
В 6 лет ребенок способен символически рассуждать, делать выводы. Он улавливает противоречия, может устанавливать причинно-следственные связи, дать характеристику предметам и объектам, применять свой опыт при выполнении различных заданий.
У старших дошкольников имеется довольно обширный запас представлений об окружающем мире – о природе, человеке, его профессиях, быте, транспорте. Ребенок освоил систему чисел (считает до 10 и дальше, называет числа от 0 до 9).
Общение и речь
В старшем дошкольном возрасте ребенок активно включается во внеситуативно- познавательное общение. Появляется и новый вид общения – внеситуативно-личностное, который предполагает разговоры о самих себе, других людях, человеческих отношениях, героях книг. Оно способствует расширению кругозора и подготавливает ребенка к общению с учителем. Старший дошкольник может поддержать беседу на познавательную и личностную темы. Он начинает овладевать основами культуры общения, проявлять интерес к высказываниям собеседника, использует в своей речи вербальные и невербальные средства общения.
Важным для развития ребенка является общение со сверстниками. В беседах с детьми ребенок учится согласовывать свои желания с интересами других людей, а также отстаивать собственное мнение.
В этом возрасте речь выполняет не только функцию общения, но и планирования: возникает так называемая «внутренняя речь», которая помогает ребенку построить своё высказывание, помогает обдумать план действий.
К 6-7 годам словарный запас составляет около 3 000 слов. Развивается связная речь. Ребенок может составить сюжетный рассказ по картинке, пересказать сказку, используя выразительные средства, включая простые и сложные предложения. Речь достаточно богата в лексическом отношении: употребляются синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, загадки, пословицы и поговорки. Старший дошкольник умеет различать звуки на слух в произношении. Может сделать звуковой анализ слова. В норме к 6 годам отсутствуют недостатки произношения звуков и слов. Совершенствуется грамматика: ребенок активно использует все части речи, занимается словотворчеством.
Воображение
Старший дошкольный возраст часто называют расцветом воображения. Оно лежит в основе творчества, создании нового, необычного. Часто именно воображение называется психологами как основное новообразование дошкольного детства. С ним в значительной степени связана и успешность обучения в школе на первых порах. В 5-6 лет способность к фантазированию находится в тесной связи с интеллектом, который ее контролирует. Воображение выполняет познавательную функцию, заполняет пробелы в знаниях, объединяет различные отдельные впечатления в общую картину мира.
К концу дошкольного детства у ребенка сформировано воссоздающее воображение, которое помогает составить образ мысленно, по описанию. Также характерно и творческое воображение: дети с удовольствием включаются в творческую деятельность, создают что-то свое, оригинальное.
Старшие дошкольники уже умеют фантазировать произвольно, заранее создавая замысел. Они способны к пошаговому, а также целостному планированию предстоящей деятельности. Произвольное воображение хорошо тренируется в процессе сюжетно-ролевой игры, когда ребенку необходимо определить свое поведение в соответствии с ролью.
Для того, чтобы воображение заработало в полную силу, необходима его стимуляция в различных видах деятельности. Иначе оно может не проявить всю свою полезность для развития ребёнка.
Внимание
Как и всем психическим процессам в этом возрасте, для внимания характерна произвольность. Продолжают развиваться такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. Все это позволяет ребенку более сосредоточенно и длительно заниматься разными видами деятельности. С пяти лет дети могут заниматься в среднем 20-25 минут. С ребенком 7 года жизни можно заниматься дольше. Но большей продуктивности лучше разбивать занятия на несколько частей и распределить их в течение дня. Тогда общая продолжительность занятий может составить примерно полтора часа.
Память
В этом возрасте активно работает как непроизвольная, так и произвольная память. К 6 годам дошкольник уже может целенаправленно запомнить или припомнить что-либо. Хорошо развито механическое запоминание. Но также уже используются некоторые приемы логического запоминания, но только в том случае, если ребенку понятен смысл материала.
Легче всего дети запоминают информацию, которая вызвала у них интерес, привлекла яркостью, необычностью. Также хорошо и надолго запоминается то, с чем он взаимодействовал физически. А если при этом сопровождать действия ребенка вербально, то эффективность запоминания значительно возрастет.
Восприятие
Восприятие становится управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом. Ребенок обследует объекты окружающего мира с помощью зрительных, слуховых, тактильных и других видов чувствительности. В этом возрасте дети владеют сенсорными эталонами. Ребенок знает основные цвета и их оттенки, различает предметы по форме, сопоставляет их по величине.
Совершенствуется восприятие пространства и времени. Дети ориентируются в понятиях «слева», «справа», «впереди», «позади», знают части суток, дни недели, оперирует понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», различает времена года.
Новообразование возраста
В старшем дошкольном возрасте утрачивается непосредственность и ситуативность поведения, формируется его регуляция, ориентация на социальные нормы и требования. Все это происходит благодаря принятию новой внутренней позиции школьника. К этому возрасту у каждого ребенка уже есть пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, у каждого сложилось свое представление об окружающем мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности и темперамент. С этим багажом он пойдет в школу. Задача взрослого сделать так, чтобы у ребенка своевременно сформировались новообразования, которые позволят ему
уверенно подняться на новую ступень своего развития.
Центральным новообразованием периода дошкольного детства является готовность к школе. Это понятие обширное и включает в себя целый комплекс отдельных готовностей: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную, личностную и технологическую. Другими словами, чтобы поступить в школу недостаточно только умственной готовности (знания цифр, букв, владения основами письма и др.). Ребенок должен быть готов и психологически. И это важнейшее условие. От того, каким будет начало школьной жизни, зависит и дальнейший успех обучении. Поэтому взрослым необходимо постараться сформировать позитивные представления ребенка о школе, заранее познакомить его со всеми особенностями школьной жизни, чтобы не было страха неизвестности и неопределенности будущего.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Дети в возрасте 5 лет — люди будущего. По мнению психологов в это время формируется 90% черт личности. Поэтому возраст 5–7 лет называют «базовым». Профессионалы семейного клуба VIKILAND предлагают ряд программ занятий для организации «базы», надежной по всем параметрам: физическим, интеллектуальным, моральным.
Что ребенок должен уметь в 5 лет
В течение небольшого периода от 5 до 7 лет ребенок усваивает объем информации больший, чем во всей своей последующей жизни. В это время детский мозг как губка моментально «впитывает» в себя все об окружающем мире. В этом разделе сайта вы можете познакомиться с нормами навыков детей возраста 5 лет и ресурсами семейного клуба VIKILAND, предлагаемыми для их развития.
Эмоциональное и социальное развитие
Пятилетний малыш открывает мир фантазии. Фантазировать дети 5–7 лет могут по любому поводу, при этом вымысел и реальность переплетаются очень тесно. Одновременно это пик детских страхов — темноты, чудовищ из сказок, неизвестности. Ребенок в 5 лет:
- первая влюбленность;
- умение сдерживать слезы, обиду, скрывать страх;
- продуманность истерик и капризов;
- полная самостоятельность в регулировке конфликтов с друзьями;
- преобладание ролевых игр.
В этом возрасте девочки погружаются в «дочки-матери», мальчики — в шумные бои, соревнования. Но не стоит пугаться, если дочка решила поиграть с пистолетом, а сын «кормит» куклу.
Помочь родителям и детям 5–7 лет разобраться с детскими страхами, фантазиями, стеснительностью или агрессивностью помогут следующие программы семейного клуба VIKILAND:
- Baby Time;
- Гончарная мастерская для детей;
- Уроки живописи для детей;
- Уроки музыки для детей;
- Мультстудия детям.
Постичь себя, научиться быть храбрым, уверенным в своих силах и талантах помогут занятия танцами, английским и французским языками, музыкой.
Речевое развитие
В возрасте 5–7 лет ребенку недостаточно просто знать много слов. Он интересуется их смыслом. Пятилетний малыш:
- пытается сам объяснить значение слов;
- играет рифмами, часто искажая слова, не вписывающиеся в «красоту» стихотворения;
- употребляет будущее и прошедшее время, пользуется союзами, предлогами, сложноподчиненными предложениями.
Бесконечные «Почему?» трансформируются в «Для чего?», «Зачем?», «Что будет?». Ребенок пытается сам определить что плохо или хорошо и почему именно так.
Кроме занятий, направленных на развитие мелкой моторики для детей в 5–7 лет семейный центр VIKILAND предлагает программы, направленные на расширение кругозора.
- Подготовка к школе;
- Английский язык для детей;
- Английский язык с носителем;
- Занятия по ЛЕГО-конструированию;
- Уроки живописи для детей;
- Гончарная мастерская;
- Школа вокала.
Преодолеть стеснительность детям помогут занятия танцами — балетом, «от джаза до классики», ритмикой и хореографией, фитнесом.
Развитие мыслительных процессов
Уникальные способности мозга усваивать огромное количество информации сказываются на интеллектуальном развитии ребенка 5–7 лет. Происходит огромный скачок. Для пятилетнего малыша можно составить прогноз его школьных успехов и подобрать максимально соответствующее направление образования. Ребенок 5 лет:
- способен объяснить где живет;
- хорошо считает — минимум до пяти;
- в пределах известных ему простых чисел производит вычитание и сложение;
- знает много букв, некоторые дети уже читают по слогам;
- хочет учиться писать;
- ориентируется в пространстве — впереди, позади, слева, справа;
- знает большое количество цветов.
Пятилетний ребенок рисует сложные рисунки с людьми, у которых есть глаза, рот и нос, домиками с дымом из трубы и растущим рядом деревом. Некоторые могут самостоятельно пользоваться ПК, мобильным телефоном и другими гаджетами.
Родители часто не успевают предоставить нужный объем информации надлежащего качества для развития ребенка 5–7 лет. Семейный клуб VIKILAND предлагает профессиональную помощь:
- Подготовка к школе;
- Английский язык для детей;
- Английский с носителем;
- Занятия по ЛЕГО-конструированию;
- Шахматы для детей.
Опытные педагоги ответят на любые детские вопросы, научат ребенка читать и считать, логически мыслит. Развитию концентрации, внимания способствуют занятия танцами, музыкой, вокалом.
Двигательные навыки
К 5 годам «вечный двигатель» приобретает ловкость и гибкость. Движения детей 5–7 лет достаточно точны. Ребенок 5 лет умеет:
- прыгать на одном месте, вперед, назад и в сторону, в высоту и в длину;
- играет с мячом, легко ловя его на лету;
- кататься на двухколесном велосипеде;
- застилать свою кровать;
- помогать в уборке квартиры, садово-огородных работах.
Благодаря хорошему развитию мелкой моторики дети 5 лет с удовольствием пробуют вязать, вышивать, играть на музыкальных инструментах.
Следующие программы направлены на совершенствование физического развития детей 5–7 лет:
- Эстрадные танцы;
- Занятия детским фитнесом;
- Танцевальные занятия «От классики до джаза;
- Ритмика и хореография;
- Ушу для детей;
- Занятия классическим балетом.
Актерская школа «Талантино» в VikiLand
Учим детей добру, творчеству и актерскому мастерству.
Мы души не чаем в наших учениках, радуемся успехам и росту. Самое лучшее — детям. Поэтому каждую группу мы создаем так, чтобы в ней хотелось учиться самим.
Каждый курс разработан специально для нашей школы. Звоните или записывайтесь на сайте. До встречи в нашем уютном киномире!
Комплексы рассчитаны на гармоничное развитие ребенка. Занятия танцами, китайской гимнастикой способствуют укреплению тела и духа. В процессе обучения ребенок знакомится с историей танца, культурой другой страны.
Музыкально-эстетическая школа Music stars
Комплексные занятия музыкой по программе Music Stars в семейном клубе VikiLand
Музыкально-эстетическая школа Music stars направленна на всестороннее обучение музыкальному искусству благодаря комплексным занятиям вокалом, сольфеджио, хореографией и фортепиано.
Единый цикл занятий по уникальной программе, позволяющий развивать:
- Музыкальную культуру и художественный вкус
- Навыки вокального мастерства, сценической речи, актерского мастерства
- Трудолюбие, творческую инициативность
- Стремление открывать новое в музыкальном искусстве и творчестве в целом.
Профессионалы семейного центра VIKILAND помогают детям 5–7 лет максимально эффективно использовать «базовый» период. Это облегчает подготовку малыша к следующему важному этапу жизни — к школе.
Vikiland – тур
Посмотрите как у нас здорово!
“Узнайте о нас больше! Виртуальный тур по Vikiland познакомит вас с нашими лучшими сторонами и поможет каждому члену вашей семьи найти занятие по душе!”
Посетите наш семейный клуб и почувствуйте атмосферу творчества и вдохновения, уюта и праздника семейного клуба.
Пройдитесь по нашим просторным и светлым классам живописи, керамики и гончарного дела, загляните в наш балетный класс.
Загляните на нашу кухню и кулинарную мастерскую. Здесь ежедневно проходят кулинарные мастер-классы и занятия.
Вернуться к списку
Источник