Развития ребенка дошкольного возраста в условиях детских домов

Психологические особенности детей, воспитывающихся

в условиях детского дома.

Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,

                                        что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже  

                                        и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.

Ф.М.Достоевский

Дошкольный возраст  – это важнейший период в становлении личности человека. Именно на этом этапе детства ребёнок овладевает специфическими человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным  для развития всех психических процессов и функций, в этом возрасте у ребёнка появляется самосознание, он становится личностью.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию.

Как правило, в детских домах воспитывается неоднородный контингент детей: часто в одной группе находятся дети и нормально развивающиеся, и с различными степенями задержки психического и речевого развития.

Говоря о психологических особенностях детей  воспитывающихся в условиях детского дома, следует сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей.

В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.

Наиболее сложной формой депривации детей (по мнению Л.Ярроу)  является  материнская  депривация – отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.

Формирование личности ребенка – сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации.

Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений  приводит к сенсорной депривации, сокращение общения ребёнка с другими людьми – к социальной депривации, слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение – к эмоциональной депривации, жесткая формальная организация среды детского дома – к когнитивной депривации.

У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма» имеются  ряд особенностей.

Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.

У детей – сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, проявляется деформация личности, искажения в формировании самосознания, спровоцированные нереализованной потребностью в любви, привязанности и признании. Именно это приводит к возникновению серьёзных проблем в сфере эмоционального развития.

Таким детям мало знаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими людьми. Им  часто свойственны замкнутость, заторможенность, упрямство, негативизм.

Эмоциональный портрет воспитанника детского дома (по исследованиям Э.А.Минковой) характеризуется такими чертами, как:

  1. пониженный фон настроения;
  2. бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
  3. склонность к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; благодушие, приподнятое настроение – в угрюмость, агрессию);
  4. однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
  5. эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
  6. неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание

(от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);

  1. повышенная склонность  к страхам, тревожности, беспокойству;
  2. основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий (в то же время положительные эмоции более стойки и эффективнее регулируют поведение;
  3. нестабильность эмоциональных контактов с окружающими (легко вступают в контакт, внешне в общении могут казаться живыми и непосредственными, но быстро меняют партнёров по игре);
  4. непонимание эмоционального состояния другого человека, его поведение часто вызывает отрицательные эмоции к партнёру, отражается на взаимоотношениях с ним, приводит к конфликтам и ссорам;
  5. чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до 6-7 лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта);
Читайте также:  Купить диск игру развитие ребенка

Чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек  ввели понятие психических лишений или психической депривации (1984), которые  определяются  как психическое состояние, возникающие в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени

           Учитывая это, есть основания полагать, что различные стороны психического развития:

во-первых, не одинаково чувствительны к особенностям условий жизни ребенка;

во-вторых, в значительной степени определяются индивидуальными особенностями детей.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитии  детей по ряду существенных параметров:

  1. дети, воспитывающиеся в условиях детского дома,  медленнее овладевают речью;
  2. отставание в становлении вербальной функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. обнаруживается во всех сферах, где психическая деятельность опосредуется словом; 
  3. у  детей общий обзор, они не знакомы со многими элементарными бытовыми предметами, явлениями окружающего мира;
  4. обеднённость чувственной среды ведет к тому, что у воспитанников наблюдается существенное отставание в развитии наглядно – образного мышления, которое наиболее интенсивно формируется в дошкольном детстве, являясь необходимым фундаментом для полноценного овладения школьной программой;
  5. у  многих воспитанников выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отставании контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности, ситуативности поведения.

И.В. Дубровина и М.И. Лисина изучали особенности общения детей со взрослыми и сверстниками. Они учитывали, что различие в воспитании детей в семье и вне семьи связаны, прежде всего, и больше всего с разницей в их общении с окружающими людьми. Чем младше ребенок, тем большее значение приобретает его общение со старшими, поскольку тем сильнее оно опосредствует все остальные связи ребенка с миром.

Исследования Н.М.Неупокоева (1980) свидетельствуют, что даже поступившие в детский дом из самой неблагополучной семьи,  более коммуникативные,  и восприимчивы к воздействию взрослых, чем дети, совсем незнающие семьи. 

По мере взросления детей все более важное место в их жизни завоевывает их общение со сверстниками. В закрытых учреждениях ребенок пребывает в группе своих сверстников постоянно, поэтому и становление дружеских отношений у воспитанников детских учреждений также имеет свою специфику.

Характер потребностей решающим образом определяет поведение ребенка при общении с людьми, динамику и, главное, содержание развертываемой им деятельности. Ранее и дошкольное детство, в крайне неблагополучной семье или доме ребенка, а затем в детском доме, безусловно, оказывает влияние на особенности формирования личности ребенка.

Общение воспитанников со взрослыми и друг с другом, содержание и формы взаимоотношений, сложившиеся в детском доме, во многом определяют особенности формирования одного из центральных формирований личности – образа  «Я ребенка», его отношения к себе и представления о себе.

 Общение со взрослыми, являясь общественным фактором общего важнейшего развития ребенка, на каждом возрастном этапе имеет свои специфические особенности, обнаруживающиеся в содержании общения и его значении для формирования личности. Эффективность общения детей со взрослыми связанно прежде всего с тем, что оно дает такие знания, которые необходимы им для будущей самостоятельной жизни.

Важно учитывать, что в детском учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает определенным аналогом семьи. С другой стороны, нельзя не увидеть и заметных издержек – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

У детей, воспитывающихся в детском доме,  часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

Читайте также:  Причины развития аллергии у ребенка

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:

положительной –   когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,

 отрицательной – когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.

Чем старше дети, тем чаще в условиях детского дома можно встретиться с поисками отрицательной зависимости.

Учитывая всё вышеизложенное, хочется отметить, что педагогам, работающим с детьми в условиях детского дома, следует учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, условия социальной среды воспитанников, но и  основные психологические новообразования  детей в определённом возрасте.

Однако при этом необходимо помнить, что, как бы ни были разнообразны и благоприятны условия, все же основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностей и способностей является взрослый человек.

И ничто не может заменить ребенку внимания и доброго отношения взрослого.

Статью подготовила:

Бодягина Ирина Станиславовна

Детский дом №40

В.О.района С-Пб

воспитатель

Источник

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

(доклад

на

 методическом объединение воспитателей)

                                                                         Воспитатель:

                                                                                Морозова Р. В.

2012 год

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью интеллектуальной подготовки к усвоению школьных предметов должно быть формирование у детей  качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение и др.

Формирование познавательной активности у детей – основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте посредством разнообразных игр, таких,  как сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, двигательные, наглядное моделирование. Не зря Ш. А. Амонашвили говорит: «Игра не есть способ извержения излишней энергии, а есть основная генеральная форма развития, форма свободного, спонтанного проявления потребности, которая заставляет ребёнка включаться в разные виды игр».

Развивающие игры в дошкольном возрасте  направлены на дальнейшее усвоение школьной программы. С помощью игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить и использовать полученные знания в различных условиях, а определение возможностей и эффективность реализации задач зависят от мастерства взрослого, от умения прийти на помощь, установить отношения сотрудничества с детьми. Если взрослый направит свои усилия на формирование у детей познавательных интересов, то им легче будет овладеть мыслительными операциями.

Прослеживается тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведёт к обогащению знаний. Педагог Н. Г. Морозова разработала структуру учебной деятельности, наиболее успешно влияющую на развитие познавательных способностей:

-возникновение в ходе деятельность недоумения и вопросов у самого ребёнка. Для этого подача      нового материала должна опираться на прежние представления детей, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;

-постановку и принятие ребёнком задачи для самостоятельного или совместного с педагогом решения, чтобы она становилась собственной задачей ребёнка и вызвала желание самостоятельно добиваться решения;

-организацию поиска решения  задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

-решение задачи, включающей в себя возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и более стойким.

По развитию познавательных способностей в условиях социально-реабилитационного центра перед педагогом ставятся следующие задачи:

-повышение учебной мотивации (развитие желания учиться, потребность в самопознании);

-преодоление педагогической запущенности (ликвидация пробелов в знаниях);

-развитие тонкой моторики;

-развитие грамотной устной и письменной речи;

-развитие общеучебных навыков;

-развитие произвольной сферы.

Для повышения учебной мотивации необходимо заинтересовать ребёнка в получении новых знаний, умений и навыков. Как показывают последние исследования педагогов, занимающихся данной проблемой  (например: А. П. Архипова, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова), роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:

-интересы способствуют глубине и прочности знаний;

Читайте также:  Консультация влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

-развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся;

-существенно влияют на формирование личности ребёнка: определяют его активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;

-повышают его общий эмоциональный тонус, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, т.е. подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности.

Каждый ребёнок должен уметь полученные им знания применять на практике, а также совершенствовать полученные навыки и умения. Задача педагога – объяснить ребёнку, что знания необходимы прежде всего ему самому, а не учителю или родителям.

Для повышения учебной мотивации целесообразно использование следующих форм работы с детьми: экскурсии на предприятия города, в краеведческие музеи, на природу, тематические викторины, литературные вечера, чтение детьми учебно-развивающей литературы, художественных изданий, чтения-обсуждения, проведение индивидуальных и групповых занятий по школьным дисциплинам, игры-путешествия, разгадывание сканвордов и кроссвордов, решение логических задач и др.

Для получения детьми прочных знаний воспитателю центра приходится ликвидировать пробелы в знаниях воспитанников, с которыми они поступили в центр. Пробелы в знаниях выявляются в основном во время подготовки детьми домашнего задания, а также во время проведения тематических викторин, литературных  вечеров и т. п. Для восстановления необходимых ребёнку знаний и ликвидации пробелов в знаниях, приходится дополнительно заниматься по пропущенным или неусвоенным темам; закреплять эти знания на практике.

У ряда детей, поступивших в социально-реабилитационный центр, недостаточно развиты техника чтения, письма и счёта. Поэтому существует необходимость в проведении индивидуальной работы по коррекции техники чтения и письма (чтение книг, проверка техники чтения на время, работа в прописи), обучение технике удобного и рационального счёта.

Наряду с этим осуществляется развитие речи у воспитанников, совершенствуются навыки грамотной устной и письменной речи. Возможно использование следующих форм работы с детьми по этой проблеме: познавательные игры, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного, игры-путешествия, чтения-обсуждения, запоминание словарных слов,  конкурсы скороговорщиков, заучивание чистоговорок, устные тематические сочинения, запись текста под диктовку и др.).

Одним из важных факторов в развитии познавательных способностей является развитие общеучебных навыков. Это может быть работа с текстом (определением его  стиля, деление на части и др.), словарём – для понимания смысла слова, умение правильно его написать, запоминание иностранных слов. Такая работа проводится в основном во время прочтения художественной литературы, подготовке к устным предметам на самоподготовке, на тематических викторинах. Одна из форм работы по развитию общеучебных навыков – запоминание детьми текста, которая используется как на подготовке домашнего задания, так и при подготовке детей к различным мероприятиям (заучивание текста, стихотворений).

Развитие произвольной сферы у детей происходит через развитие способности к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение сконцентрировать своё внимание и мышление на правильном выполнении заданий. Воспитатель в свою очередь, осуществляет систематический контроль за выполнением домашнего задания, возможен и самоконтроль детей (для «сильных» учеников).

Ребёнок, поступивший в социально-реабилитационный центр зачастую не способен выполнять простейшие трудовые операции, поделки. Поэтому задача педагога – развивать у таких детей мелкую моторику рук. Через осязание предметов, выполнение различных поделок своими руками дети познают мир. Они учатся приёмам работы с пластилином, тестопластике, вышиванию, искусству оригами, бисероплетению и др. Для дошкольников очень эффективным методом развития мелкой моторики рук являются пальчиковые упражнения со словесным сопровождением, массаж пальцев рук, рисование и раскрашивание рисунка, лепка из пластилина. Все эти формы работы можно использовать как на занятиях с дошкольниками, так и в свободной досуговой деятельности.

Кружковая работа также эффективно развивает познавательную активность воспитанников. Выполняя различные поделки своими руками, дети не только овладевают различными приёмами работы, но и получают новые знания (например: по вопросам экологии при работе с бросовым материалом, истории бисероплетения,  природе родного края при работе с природным материалом, истории появления бумаги и многом другом).

Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Практика школ и исследования педагогов и психологов показали, что среди ряда причин негативного отношения к учению и низкой успеваемости главной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие.

Большинство неуспевающих учеников составляет так называемые «интеллектуально-пассивные» дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина этому – несформировавшийся своевременно познавательный интерес.

Поэтому формирование познавательных интересов и его предпосылок, начиная с дошкольного возраста, – важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и познавательной деятельности, в которой проявляются и формируются интересы.

Источник