Развития ребенка детей младшего дошкольного возраста в режимных процессах
Родительское собрание на тему:
«Ребенок трех лет и режимные моменты в жизни ребенка
дошкольного возраста».
Задачи:
– Рассказать об особенностях возраста.
– Дать понятие режима дня, раскрыть его структуру.
– Познакомить с основными требованиями к режиму дня в детском саду;
– Способствовать тому, чтобы родители были заинтересованы в соблюдении режима дня дома, придерживаясь тех же требований что и в детском саду.
Форма проведения: консультация
Ход:
Уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании. Тема собрания «Ребенок трех лет и режимные моменты в жизни ребенка дошкольного возраста».
В три года у ребенка наступает первый переломный момент, который принято обозначать кризисным возрастом. Детские психологи считают его переходом от младенчества к детству. Потому многие родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 3 года. Какими навыками он должен обладать.
Развитие в этот период происходит сугубо индивидуально. Однако родители должны понимать, что малыши трех лет — это уже самостоятельные личности со своими эмоциями, переживаниями и умениями. И важно помнить – не бывает двух малышей с одинаковым количеством умений.
Бытовое развитие, азы гигиены дети трех лет уже хорошо знают. Где лежат их вещи, на каких полочках и в каких шкафчиках. Малыш старается делать то, чего раньше не умел, например: самостоятельно раздеваться, придя с улицы, вытирать лицо и руки своим полотенцем, чистить зубы, но под присмотром родителей. А также пользоваться туалетной бумагой и мыть руки после туалета, улицы, перед едой. Ровно сидеть за столом. Пользоваться ложкой по назначению. В этом возрасте нужно приучать его пользоваться вилкой (некоторые дети уже умеют). Пить из стакана, бокала, не разливая жидкость. Это период, когда малыша нужно обучать новым навыкам. Например, у него могут появиться обязанности по дому: убирать за собой вещи, включая игрушки, но не в одну кучу, а по местам. Некоторые детки с удовольствием помогают накрывать на стол и даже пытаются помыть посуду. Не нужно при этом хвалить за каждое действие! Хвалить детей надо в меру и только за реальные достижения. Всех вышеперечисленных умений не будет у детей, если с ними не заниматься. Всему, что умеет ребенок, — он учится в семье. К сожалению, многие родители считают, что отдав своих детей в детские сады, центры, ответственность за простейшее образование с них снимается. Нет, маленький человечек всему сможет научиться, только если у него заботливые, внимательные и очень терпеливые родители. Ведь для того, чтобы научить ребенка чему – либо необходимо это делать не стихийно, а систематично. Хорошим помощником в этом деле является режим.
Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
В структуру режима дня для ребенка входят следующие компоненты:
- бытовые процессы (одевание, раздевание, сон, еда, умывание);
- занятия с детьми;
- дневной сон;
- прогулка;
- игры.
В результате ритмического повторения всех составляющих компонентов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Так, в привычные часы приема пищи ребенок испытывает чувство голода, у него появляется аппетит, благодаря чему пища лучше переваривается и быстрее усваивается; ко времени сна у детей легко образуется нервное торможение, и они быстро засыпают. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму не только в детском саду, но и дома, любознательны, активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут организованными, дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Основное требование к режиму – учет возрастных особенностей детей.
В младшем возрасте больше времени отводится на сон, привитие культурно – гигиенических навыков.
В процессе выполнения режима необходимо учитывать состояние здоровья детей, уровень их психического развития.
Второе требование, как мы говорили раньше – это систематичность в соблюдении режимных моментов.
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень не уравновешенной нервной системой. Своими бесконечными капризами они взвинчивают себя и выводят из равновесия вас, родители.
При составлении режима дня учитывайте время года. Так, в летний период увеличивается время для пребывания детей на свежем воздухе, увеличивается время для игр и сна.
Информация о режиме дня ваших детей в детском саду располагается в уголке для родителей. Мы рекомендуем вам ознакомиться с информацией и придерживаться такового же режима дома.
Сейчас мы кратко поговорим об этом.
Утренний приём детей осуществляется с 7.00 до 8.30. Мы рекомендуем приводить детей в детский сад до 8.00 т.к. в этот промежуток времени дети получают возможность спокойно, самостоятельно или с небольшой помощью взрослого раздеваться и с хорошим настроением зайти в группу.
Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки и вечерней. Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей. Хотим обратить ваше внимание на то, что одевать ребенка нужно по погоде.
После прогулки в детском саду дети обедают и спят. Сон – важнейшая потребность организма человека, а для дошкольников он составляет основу крепкого здоровья и правильного развития. Дневной сон длится до 2-2,5 часов. Он обязателен, так как он восстанавливает нормальную деятельность организма, способствует хорошему росту, создаёт в дальнейшем весёлое настроение и укрепляет нервную систему ребёнка. И снова, обратите внимание, необходимо этот режимный момент поддерживать и дома.
Во второй половине дня основным видом деятельности являются игры. Дети в детском саду играют индивидуально, небольшими группами и все вместе. А когда ваши дети уходят домой, учите их обязательно прощаться с воспитателем и детьми.
Спасибо за внимание!
Источник
Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах»
Цепелева Наталья Александровна
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.
Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1. определенная продолжительность занятий и рациональное сочетание их с отдыхом:
– регулярное питание;
– полноценный сон;
2. достаточное пребывание на воздухе.
Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и то же время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.
Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста
Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.
Методические приемы и правила организации режимных процессов
При организации режима необходимо соблюдать определенные правила:
1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.
2. При проведении режимных процессов вначале берем подгруппу детей самых маленьких и самых ослабленных, а также можем взять легко возбудимых детей, которые плохо владеют навыками, медлительных.
3. Осуществляя принцип последовательности и постепенности, преду-сматриваем единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.
4. Создаем у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .
5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя детям неприятных ощущений. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.
6. При проведении любого режимного процесса формируем уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца, необходимо заметить то новое, чему ребенок научился и т. д.
7. Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х -4-х детей и не более 3-4 минут.
8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях: к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривание) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления.
9. При проведении режимных моментов необходимо использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.
10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям.
Методика проведения режимных моментов и их значение
в воспитательном процессе
Уже к двум годам у ребенка должно быть сформировано чувство чистоты своего тела.
Навык мытья рук. До 1г. 6 мес. – учим принимать участие в умывании – подставлять руки под струю воды. С 1г. 6мес- учим мыть руки, к 2-м годам с помощью взрослого (который засучивает рукава, подскажет, как мылить руки, а также вытираться) ребенок может вымыть руки сам. На 3-ем году этот навык совершенствуется и ребенка начинаем приучать также с помощью и под контролем взрослого к самостоятельному умыванию: мыть руки, лицо, сухо вытирать полотенцем.
Навык одевания и раздевания. До 1г. 6мес. – ребенок должен принимать участие в раздевании: снимать ботинки, носки, шапку (по просьбе взрослого малыш нагибает голову, протягивает руку). К 2-м годам он должен научиться снимать расстегнутые взрослым части одежды (ботинки, колготки) и с небольшой его помощью надевать, (натягивать, отдельные части своей одежды, понимать назначение одежды, называть ее. К 3-м годам ребенок должен одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых: снимать и надевать одежду в определенной последовательности, развязывать шнурки, расстегивать и застегивать спереди пуговицы, складывать одежду, замечать неполадки (спущенный гольф, расстегнутую пуговицу и др., и с помощью взрослого приводить себя в порядок.
Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.
Специфика организации режимных процессов
Организация утренней гимнастики
Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.
В этом возрасте важно заинтересовать детей каждодневной утренней гимнастикой. Для этого применяем забавные прибаутки, стишки.
Организация проведения прогулки.
Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм, всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) до 4-4, 5 ч. в день. Летом же вся деятельность детей может проходить на воздухе.
Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой особую сложность в режиме дня. Ежедневно на одевание детей персонал затрачивает около 15% рабочего времени. Поэтому важно рационально организовать этот момент. В группах раннего возраста занятия проводятся по подгруппам и следовательно, сбор детей на прогулку также. Чтобы ускорить этот процесс, можно использовать так называемый фронтальный метод одевания детей.
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:
– дать установку на предстоящую деятельность;
– предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;
– напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.
Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку: каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания, и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок) .
Перед выходом на прогулку большинства одевшихся детей обратить их внимание на внешний вид.
На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т. д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей.
В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались.
Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.
Перед уходом с прогулки необходимо проконтролировать, чтобы все иг-рушки дети убрали на место. Дать детям указание на предстоящую деятельность.
Особое значение в режиме имеет методически правильная организация процесса кормления. Воспитатель во время еды сообщает детям знания и расширяет представления, и их словарный запас. Ласково обращаясь к детям, он сообщает им названия блюд, их качество и состояние: сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.
Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом.
Обращаем внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности, развиваем навыки детей в соответствии с требованиями программы. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды: есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.
Формируем положительное отношение к процессу еды, к еде. Детей нельзя кормить насильно. Дети, которых кормят насильно теряют аппетит.
Сервировка стола:
Требования: в группе 2-го года жизни – чтоб стол был чистым; на 3-ем году жизни -обязательны салфетки (бумажные, матерчатые, хлебницы. Где есть возможность -скатерти, индивидуальные салфетки. Со второй половины года ставим на стол 3-е блюдо (компот). Дети быстро привыкают и едят аккуратно. (Столы и стулья должны быть промаркированы.)
Взрослые должны уметь правильно докармливать детей: взять стульчик, сесть рядом, чистой ложкой (другой). Большое значение имеет положительный пример взрослого.
Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрица-тельные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .
Организация дневного сна
Дневной сон необходим для правильного развития детей дошкольного возраста. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня. Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении, защищенным от прямого попадания солнечных лучей и яркого света.
Важно помнить, что дети лучше настраиваются на сон, если во время подготовки к нему в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду, не бегать, не говорить громко.
Важно уделить особое внимание организации самостоятельной деятельности и формированию положительных отношений между детьми, видеть разные интересы и возможности детей, обогащать и уточнять их представления, развивать умения.
В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития. Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.
Источник
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №24 Приморского района
г. Санкт-Петербург
Организация режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей ребенка в младшем дошкольном возрасте
Воспитатель:
Тимина С. А.
г. Санкт-Петербург
2014 г.
Правильное чередование в течение дня различных видов деятельности: отдых, пребывание на свежем отпуске и в помещении, а также соблюдение режима питания, способствует полноценному развитию ребенка, укреплению здоровья, восстановлению затраченной энергии. Своевременное переключение детей с одного вида деятельности на другой, не только предупреждает утомление, но и облегчает усвоение знаний, умений, норм поведения.
Жизнь ребенка в детском саду начинается с утреннего приема. В этот отрезок времени, я стараюсь поддержать у детей хорошее настроение, желание ребенка находиться в коллективе сверстников. Особое внимание уделяю детям, которые вновь пришли, стараюсь заинтересовать их новыми игрушками, делами, которые их ожидают в этот день, привлекаю их к помощи (поливка цветов, кормление рыбок, попугаев).
Занимаясь этими делами, дети быстро забывают о расставании с мамой, проявляют свою самостоятельность, чувствуют себя нужными, заметными человечками. Кроме поручений использую игровые ситуации, которые носят обучающий и познавательный характер (в гости к нам пришла кукла Маша; помоги Маше одеться или раздеться) в процессе, которых дети учатся правилам вежливости, самостоятельности, доброжелательности. Так же использую в работе иллюстрированный материал, персонажи из сказок.
Дети, которые еще с трудом справляются с навыками самообслуживания, предлагаю игру: одеть или раздеть куклу Машу, соблюдая последовательность, привлекаю умеющих детей, показать и оказать посильную помощь товарищу в процессе одевания. Так постепенно у детей формируются навыки самообслуживания и превращаются в привычку заботиться о своей одежде, игрушках, книжках, соблюдению порядка в игровых зонах.
Привычка эта, в свою очередь ложится в основу таких черт личности, как организованность, аккуратность, как говорил А.С. Макаренко «Воспитание полезных привычек начинается с приучения ребенка к режиму; к определенному часу».
Смена режимных моментов позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка (сон, бодрствование, еда, активная деятельность).
Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетики питания». Я стараюсь перед едой организовать спокойную обстановку в группе, читаю или рассказываю сказки, затем переходим к процессу умывания, где выбирается дежурный, который наблюдает и проверяет, как дети вымыли руки.
Во время еды рассказываю детям о вкусе, запахе и полезности пищи, стараюсь сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Обращаю внимание на детей с пониженным аппетитом, приучаю их кушать самостоятельно, тщательно пережевывать пищу, запивать плотную пищу. Поощряю тех детей, которые аккуратно, самостоятельно кушают, правильно держат ложку, умеют пользоваться салфеткой. Так в процессе кормления дети учатся сидеть за столом спокойно, жевать с закрытым ртом, тихо выходить из-за стола, благодарить и затем заняться спокойной игрой, не мешая другим детям.
Как в закреплении у детей навыков самообслуживания, так и в организации режимных моментов, огромное значение имеет игра. Выбор игры зависит от предшествующей и последующей деятельности детей. Во время занятий, требующих длительного сохранения статической позы, использую физкультминутки, игровые ситуации, стимулирующие различные движения (птички полетели, зайчики спрыгнули с пенька, пчелки зажужжали).
Во время прогулки организовываю игры большой подвижности, где дети проявляют свою самостоятельность и двигательную активность. После физкультурных и музыкальных занятий, работаю индивидуально с детьми по развитию движений. Организую игры с небольшим количеством детей, так как легче учесть их индивидуальные возможности, исправить замеченные ошибки, сосредотачивать их внимание на выполнении отдельных элементов, поощряю тех, кто действует неуверенно, использую в игре мячи, дидактические игрушки.
При организации занятий особо учитывается легкая утомляемость детей, поэтому наиболее сложный материал программы дается в первую половину дня, а во второй половине дня проводятся занятия с закреплением пройденного материала, элементами инсценировок, драматизацией, с дидактическими игрушками.
Психолог посоветовала разделить детей на три подгруппы, учитывая их возраст и индивидуальные особенности. В работе с детьми использую дидактический материал, мнемотехнические таблицы на запоминание стихов, отгадывание загадок, рассказывание сказок, игры на коммуникативность, которые носят социально-нравственное воспитание («Мы помощники», «Добрый доктор Айболит», «Непослушный котенок», «День рождения Машеньки»), этюды на выражение различных эмоциональных состояний, игры-инсценировки.
Особое значение имеет работа с родителями. Было проведено родительское собрание, на котором ознакомили с режимом дня и характером занятий. Дали рекомендации по вопросам навыков самообслуживания, проведена была анкета «Оценка детей родителями», из которой узнали о личностных особенностях детей, что родители хорошо воспитывают ребенка и адаптируют к жизни.
Литература:
- Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду – М:1979г;
- Нечаева В. Г., Маркова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду-М:1978г;
- Соловейчик С. Л. Педагогика для всех – М. Детская литература, 1989г.;
- Божович Л. И. Проблема формирования личности – М:1997г.
Источник