Развития ребенка через игру на муз инструментах

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов, обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Развитие музыкальных способностей, а так же формирование основ музыкальной культуры,  по свидетельству современных научных исследований, нужно начинать уже в дошкольном возрасте.

Обучаясь  игре   на   музыкальных   инструментах , дошкольники открывают для себя мир  музыкальных  звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных  инструментов, у них улучшается качество пения (чище поют),  музыкально-ритмичных  движений (четче воспроизводят ритм).

          Для многих  детей,   игра   на   музыкальных   инструментах  помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального  развития , но и  развитие  мышления,  творческой   инициативы,

сознательных отношений между  детьми, участие в театрально – игровой деятельности, мюзиклах с применением детских музыкальных и шумовых инструментов.

          Исходя из собственного опыта работы, я заметила, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Очень благотворно влияет, на развитие музыкальных способностей, совместное музицирование детей со взрослыми. У детей в результате освоения музыкальных инструментов, подражания взрослым часто возникает потребность в серьезных занятиях музыкой.

         Развитие творчества у детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. В каждой группе нашего сада, есть музыкальный уголок, в котором находятся  разнообразные музыкальные пособия, дидактический материал. С его помощью решаются развивающие и образовательные задачи раздела программы «Музыка». Очень много музыкальных инструментов сделаны из бросового и природного материала,  и в этом нам, конечно же, помогали родители.

 При изготовлении музыкальных инструментов и оформлению музыкальных уголков, мы придерживались определенных требований: прежде всего – это возрастные особенности детей. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся в ней.

В младшей группе в уголке могут находиться органчики, погремушки, игрушки-забавы, музыкально-дидактические игры: «Курица и цыплята», «Угадай-ка» Н. Кононовой. «Чей домик?», «Птица и птенчики» Н. Ветлугиной.  Игры размещаются поочередно.

В средней группе дети начинают  обучаться игре на металлофоне,  этот инструмент вносится в уголок. Сюда помещаем бубен, лесенку из трех ступенек, треугольник, колокольчики. Помещаем музыкально-дидактические игры:  «Веселый бубен», «Не зевай» «К нам гости пришли», «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Н. Ветлугиной, «Сыграй, как я» Р. Папковой, «Чудесный мешочек», «Веселая пластинка» Н. Кононовой.

В старшей и подготовительной группах добавляем металлофоны для игры ансамблем, ксилофоны, лесенку с пятью ступеньками, аккордеон; музыкально-дидактические игры «Веселый оркестр», «Маленькие песенки», «Ритмическое лото» Л. Комисаровой, «Угадай колокольчик», «Повтори», «Определи по ритму» Н. Кононовой «Угадай инструмент» и др.

Именно музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно

 Обучение детей игре на музыкальных инструментах может быть включено во все виды музыкальной деятельности, а также во все режимные моменты.

   Независимо от музыкального развития ребенка, занятия с музыкальными инструментами дают позитивные результаты, особенно в  плане эмоций.

Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Так, например, мы знакомились с музыкой Чайковского, Моцарта, Бетховена, Грига и произведения этих великих композиторов, дети исполняли на утренниках, развлечениях, открытых мероприятиях.  Они искренне радовались каждому удачно исполненному ими произведению.

Бесспорно, что игра в оркестре объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Источник

Лариса Хамидуллина
Проект «Развитие музыкально-творческих способностей через обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Подготовила:

Музыкальный руководитель МАДОУ

г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

1категории Хамидуллина

Содержание:

№ Наименование

Страницы

1. Содержание 2

2. Пояснительная записка 3

2.1 Актуальность 3

2.2 Постановка проблемы 4

2.3 Цель, задачи проекта 5

2.4 Участники проекта 5

3. Этапы реализации проекта 6

3.1 Подготовительный этап 6

3.2 Основной этап 6

3.3 Заключительный этап 6

4. План реализации проекта 7

4.1 Ожидаемые результаты 8

5. Обеспечение проекта 9

6. Список литературы 10

7. Приложение 11

1. Пояснительная записка

Проект «Развитие музыкально-творческих способностей детей через обучение игре на детских музыкальных инструментах» осуществляется, как увлекательная игровая деятельность, направленная на активизацию музыкального творчества. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве музыкальную, речевую,познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию музыкально-творческих способностей и давно признана плодотворной, а её применение как вида деятельности в современном дошкольном образовании доказывает её эффективность, целесообразность и жизненность.

На сегодняшний день игра на детских музыкальных инструментах еще не имеет такого широкого распространения, прежде всего из-за недостаточной разработки методического материала, что определило направление данного исследования.

Необходимость многообразного исследования сферы общения детей с музыкой с помощью музицирования на детских музыкальных инструментах предупреждает последствия нарушений в контексте психологических проблем детского возраста, которая осознается как остроактуальная проблема не только в педагогике, но и в современной психологии.

1.1. Актуальность

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая учит детей выражать в творчестве свою индивидуальность, дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных и творческих способностей ребенка. Можно утверждать, что музыкально-творческие способности в процессе игры на детских музыкальных инструментах средствами театрализованной деятельности является источником развития музыкальных способностей детей, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь.

1.2. Постановка проблемы

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Прежде чем музыка стала чистым искусством, она много столетий была связана с речью и движением. Поэтому процесс обучения детей музыке методически мало эффективен и не оправдан, если не опираться в своей деятельности на речь, движение и музыку. Эти три средства составляют главное содержание орфовской музыкальной педагогики. Музыкальное воспитание по Орфу – это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя – облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям»(Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Поэтому для воспитания, сегодня как никогда актуально «развивать в игре индивидуальность. Играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра- могущественное оружие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания»(Э. Жак-Далькроз). Соответствовать данному утверждению нам помогает современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В. А. Жилина, основанные на системе К. Орфа.

Читайте также:  Студии развития ребенка на комсомольской

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Карл Орф – творец уникальной концепции музыкального образования для детей считал, что «удобрения обогащают земли и позволяют зернам прорасти, и, как и музыка, вызывает у ребенка силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели». Музыка является одной из сторон жизни, а «жизнь- главный предмет школьного обучения» (по образному выражению Д. Родари). Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.

Следуя этим советам, занятия организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров- детей и педагога. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. Повторяющаяся структура занятия помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Элементарноемузицирование использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.Сущность приобщения детей к элементарномумузицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Этот девиз способствует созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”, поэтому в основе данной системы лежит раскрепощение индивидуально-творческих сил ребенка, развитие природной музыкальности.

1.3.Цель:формировать умения и навыки игры на музыкальных инструментах через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития музыкально-творческих способностей детей.

2. Знакомство с различными музыкальными инструментами, овладение приёмами игры на них;

3. Развитие музыкальных способностей детей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового, динамического слуха); формирование художественного вкуса, совершенствование диалогической речи.

4. Пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;способствовать формированию коммуникативных способностей, эмпатии.

1.4.Участники:

• Дети среднего дошкольного возраста

• Родители воспитанников ДОУ

• Педагоги МАДОУ №61 «Соловушка»

2. Этапы реализации проекта

2.1.Подготовительный этап:

• Изучение литературы по теме.

• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.

• Разработать сюжет музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок».

• Подобрать соответствующие музыкальные инструменты персонажам сказки, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, музыкальный материал.

• Консультация для родителей.

• Консультация для педагогов.

2.2.Основной этап:

• Чтение и рассказывание русской народной сказки «Колобок», беседа по прочитанной сказке, отгадывание загадок по сказке «Колобок»

• Разучивание музыкального материала-песни «Колобок», игры «Козлятки и волк»

• Театрализованный показ русской народной сказки «Колобок»

• Обыгрывание каждого персонажа на музыкальных инструментах

Музыкально- театрализованная игра русской народной сказки «Колобок»

Музыкально-игровая образовательная ситуация «Путешествие Колобка»

2.3.Заключительный этап:

Презентация музыкальной сказки «Колобок» (Приложение)

3. План реализации проекта

пп

Состав действий

Ожидаемые результаты

Сроки

Участники

Подготовительный этап

1 Изучение литературы по теме Расширение знаний по теме проекта 1 день Родители, педагоги

2 Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач Разработка плана реализации проекта 2 день

Педагоги

3 • Разработать сюжет музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок» Разработка плана реализации сюжета музыкально-театрализованной игры русской народной сказки «Колобок» 3 день Педагоги

4 • Подобрать музыкальные инструменты соответствующие персонажам сказки, музыкальный материал, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал Пополнение предметно-пространственной развивающей среды 4день Педагоги,дети

5 • Консультация для родителей Разработка плана реализации проекта 5день Родители, педагоги

6 • Консультация для педагогов Педагоги

Основной этап

7 • Чтение и рассказывание русской народной сказки «Колобок», беседа по прочитанной сказке, отгадывание загадок по сказке «Колобок» Расширение знаний детей о сказке. Воспитывать интерес к русским народным сказкам 6день Дети, родители, педагоги

8 Разучивание музыкального материала-песни «Колобок», игры «Козлятки и волк», Развитие музыкальных способностей, развитие коммуникативных навыков 7-9 день Дети, педагоги

9 Театрализованный показ русской народной сказки «Колобок» Формировать способы самостоятельных и творческих действий 10 день Дети, родители, педагоги

10 Обыгрывание каждого персонажа на музыкальных инструментах Побуждать ребенка самостоятельно импровизировать, сочинять. 11-12 день Дети, педагоги

11 Музыкально- театрализованная игра русской народной сказки «Колобок» Формирование художественного вкуса, совершенствование диалогической речи. 13 день Дети, педагоги

Заключительный этап

13 • Презентация музыкальной сказки «Колобок» Развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения импровизировать 14день Дети, родители, педагоги

4. Ожидаемые результаты проекта:

-Развить творческую активность детей, освоить детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

• -Привить навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и моделирования творческих процессов,обогатитьсловарь детей.

• Формировать коммуникативные способности,эмпатии.

Продукт проекта:

• Показпрезентации музыкально-театральной сказки «Колобок».

• Участие в конкурсах.

5. Обеспечение проекта

Кадровый ресурс

Педагоги:

Воспитатели группы

Музыкальный руководитель

Заместитель заведующего

Материально-технический ресурс – музыкальный зал;

-технические средства обучения (фэндер, мультимедийное оборудование, компьютер,

музыкальные инструменты,наглядно-методические пособия;

Родительский ресурс Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

– консультации;

– индивидуальные беседы;

– рекомендации по каждому конкретному ребенку;

– семейные выставки

Информационный

ресурс – использование ИКТ;

– обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);

– изучение методической литературы;

– участие в конкурсах различного уровня.

6.Список литературы:

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. –М: Просвещение. 1983г.

2. Баренбойм Л. А. Система музыкального воспитания К. Орфа. М. -Л., 1970г

3. Боровик Т. А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с. 9-25, №2 с. 18-33, №4 с. 29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.

4. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с. 116-120, 2000г. №5 с. 133-141.

5. Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников. www.in-ku.com.ru.

Источник

муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №2 г. Татарска

Педагогические чтения:

«Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества  образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»

Секция:

«Современные подходы к организации образовательной деятельности

в контексте реализации

ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ДО».

Тема «Игра на детских музыкальных инструментах

как средство развития музыкальных способностей

 детей дошкольного возраста».

Исполнитель: Эрентраут Светлана Юрьевна

МКДОУ- детский сад № 2  

                                                               Воспитатель первой квалификационной категории

Татарск, 2018г.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач, которые связаны с поддержкой разнообразия детства, сохранением его уникальности и самоценности. В ФГОС ДО выделены образовательные области, призванные обеспечить разностороннее развитие дошкольников, среди которых – художественно-эстетическое, предусматривающее формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального произведения, реализацию самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей. В этих условиях важен выбор образовательной программы, которая способна решить задачи, поставленные в ФГОС ДО.

  • начале своей работы была проведена диагностика (автор Тарасова К.В.) по определению музыкальных способностей дошкольников, в результате анализа индивидуальных диагностических данных было определено, что у большинства воспитанников отсутствуют навыки игры на
Читайте также:  Развитие навыков общения у ребенка 3 лет

детских музыкальных инструментах, слабо развиты чувство музыкального ритма, музыкальная память и ладовысотный слух, т.е. дети не могли воспринимать и воспроизводить мелодию, а так же подбирать инструменты соответственно характеру музыкального произведения. Поэтому меня и   заинтересовала проблема развития музыкальных способностей детей посредством игры на детских музыкальных инструментах.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения и

музыкально-ритмических движений. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных и аналитических способностей, в ходе чего, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Игра на детских музыкальных (шумовых) инструментах позволяет приобщать воспитанников

  • интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей, доставляет им радость музыкального творчества и эмоционально-эстетическое удовлетворение.

Новизна заключается в разработке системы по развитию музыкальных способностей дошкольников, основанной на постепенном переходе от методов и приёмов обучения до самостоятельной игры детьми на музыкальных инструментах, а так же игры в ансамбле и оркестре.

Сложности заключались в отсутствии разнообразия инструментов. Но и эта задача легко решается. Мы с детьми сделали самодельные музыкальные инструменты. Изготовление игрушек- самоделок процесс интересный и полезный.. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки. Таким образом в нашей коллекции появились самодельные маракасы , рубель ( из использованных цв. карандашей,  шумелки ( баночки из под йогурта), барабаны( из  вёдер) и т.д

       На основе выше изложенного в моей работе была   определена тема для самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

          Целью данной темы:  расширение  и  обобщение  представления дошкольников о  разнообразии музыкальных и шумовых инструментов в  соответствии с  содержанием  ФГОС ДО,  создание  благоприятных  условий  для  развития  музыкального исполнительского творчества   детей.  

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Разработать картотеку дидактических игр по развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

– теоретические (анализ научной литературы и педагогического опыта);

– эмпирические (эксперимент, наблюдения);

 Для этого использую современные образовательные технологии:  

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Разработать картотеку дидактических игр по развития музыкальных, творческих способностей дошкольников в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Для этого использую современные образовательные технологии:  

  • Здоровьесберегающие (сказкотерапия, двигательная терапия, музыкотерапия,  цветотерапия, звукотерапия);
  • личностно-ориентированные (игры, упражнения, наблюдения, этюды);
  • социоигровые (работа в малых группах на занятиях, методы создания проблемных ситуаций, приемы социально направленные на создание ситуаций успеха и комфортности)

 Реализацию задач и программного содержания  осуществляю через разнообразный репертуар.  Использую разные формы организации занятия (коллективные, групповые, индивидуальные, парные). Слайд  Постоянно отслеживаю умения, навыки воспитанников с целью своевременной помощи и развития способностей.

               Знакомство с музыкальными инструментами я начинаю с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети должны научиться различать звуки по высоте ( высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано), знать и различать звуки бубна и погремушки, научиться реагировать на смену музыки. Для достижения результата использую игры на развитие звуковысотного слуха.  «Петушок» М. Раухвергера, «Тихо – громко» Е. Тиличеевой.   Под тихую музыку дети постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают её вверх и слегка встряхивают

«Кукла» «Ходим – бегаем» Е. Тиличеевой, пляска «Бубен» Г. Фрида.

Воспитатель водит куклу по залу , а я передаю ходьбу куклы редкими ударами бубна, но вот кукла побежала и дети слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней

«Кошка и котята»» детям предлагаю  изобразить, как мяукает кошка(низкий звук), или котёнок ( высокий звук).

«Какая птичка поет?».

На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. показываю, как поет большая птичка (играю на фортепиано до первой октавы) и как маленькая (до третьей октавы). Затем поочередно беру «до» первой и «до» третьей октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить во второй младшей и средней группе, но на  металлофоне и привлечь детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Однажды я сообщила  детям  что у меня ночью мышки съели ноты и играть я теперь для них не смогу. А чтобы их отыскать необходимо в зале   найти все возможные предметы из которых мы способны извлекать звуки это были и стульчики, и стены, и пол, и муз. инструменты и т.д . За некоторыми предметами дети находили ноты и приносили их мне. В конце занятия я объяснила детям что всё из чего можно извлечь звуки это и есть музыка, а музыка записывается в нотках. Таким образом я расширила  знания детей о музыкальных  инструментах и повысила интерес к музыкальным занятиям.  После таких необычных занятий я прихожу к выводу , что  дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку.     Так же в своей работе я  использую методику Железновых (сказки –шумелки) Слайд. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах, в игровом   сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

С помощью занимательных сказок-шумелок, дети  так же  знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, развивают  слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания: громкость, продолжительность, тембр, ритм. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.  Переживают эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. Безусловно, методика Железновых благотворно воздействует на разностороннее развитие малышей. Это и психическое и социальное и эмоциональное состояние. Дети с удовольствием включаются в работу и с интересом озвучивают на различных музыкальных инструментах разных героев. По своему содержанию сказки  представлены яркие, доступные для детей.      

           Я заметила что во вторй младшей группе детям  доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами.  Упражнение «Лошадка»  дети с ложками в руках ходят по залу ( постукивая – с начало медленно , потом быстро.) Сначала лошадка ходит медленно – гуляет , затем  галоп). Дети  должны научиться соотносить движения с музыкой. Практика показала что  в этом возрасте дети свободно реагируют на смену музыки..  Поэтому продолжаю закреплять знания полученные в первой младшей группе. Они умеют на ложках, кубиках, колпачках отстукивать ритм. Для закреплений ЗУНов помогают следующие упражнения «Поезд» (Поезд набирает ход-дети медленно ударяют кубиками, затем поезд набирает ход- дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее)

Читайте также:  Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка

           Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

        Для детей среднего и старшего возраста использую учебное пособие И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». Сборник представляет собой разработанную систему занятий по развитию чувства ритма у детей 3-7 лет. В музыкальном воспитании это новый, интересный и необходимый раздел. В книге разработанны увлекательные и веселые ритмические игры с игрушками, музыкальными инструментами, палочками, ладошками, картинками. Забавные детские стихи обыгрываются в движении и легко запоминаются детьми. К сборнику прилагается дидактический материал – таблицы и картинки,  дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса), чтобы облегчить работу , и заинтересовать детей  использую ритмические карточки; Слайд         

          Упражнения с карточками позволяют сделать работу по развитию чувства ритма более  эффективной.  При работе с карточками эффективен прием подтекстовки длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук – слогом «ти». Активная работа с ритмическими рисунками способствует накоплению различных ритмических шаблонов, которые юные музыканты используют при игре на музыкальных инструментах. Для детей этого возраста важно научить играть и говорить одновременно.  Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, лев, белочка и т.д.  Слайд

           Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. В работе с детьми  стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры.  Слайд

               Обучению на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание, так как к этому времени дети хорошо владеют инструментами с легкостью могут прочитать любой ритмический рисунок и даже составить его самостоятельно.  К концу  учебного года все дети овладевают практическими навыками  игры на нескольких музыкальных инструментах. Они знают названия инструментов, характер их звучания. Очень нравиться  подыгрывать ритмические рисунки на  мультимидийной доске.  Дети чувствуют себя самостоятельными, творческими, открытыми и необходимыми друг другу.

 Я часто предлагаю детям сыграть в музыкальные- загадки. Несколько инструментов прячу за невидимой ширмой, а детям предлагаю узнать какой инструмент звучит , или даже пара инструментов.  Поэтому в подготовительной к школе группе я прибегаю к игре в   оркестре. Но музыкальные инструменты можно использовать не только в оркестре. Дети с большим удовольствием танцую кадриль с ложками, на новогоднем празднике девочки-льдинки танцевали с колокольчиками, на весеннем празднике для мам мы показывали танец с бубнами. Все полученные умения и навыки мы с детьми с удовольствием демонстрируем родителям на  утренниках или музыкальных вечерах. Видеоролик

        В  организации поставленных целей и задачах помогает книга Н.Г.Кононова автор которой рассказывает о своей работе, об организации и проведении музыкальных занятий, на которых малыши не только поют и танцуют, но и знакомятся с различными музыкальными инструментами, получают первые навыки игры на них.

      Автор приводит примерные конспекты (фрагменты) музыкальных занятий во всех группах, делится опытом, как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать.   В книге представлен материал, который может творчески использовать каждый музыкальный руководитель, учитывая возможности и способности своих воспитанников.

           Моя работа в данном направлении показывает что, у детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода

Тест – игра на изучение чувства ритма

«Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня “Дин-дон”

2. Детская песня “Петушок”

3. М. Красев “Ёлочка”

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается “спрятать” голос и “спеть” одними ладошками.

Критерии оценки:

точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень;

воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) – средний уровень;

адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов – слабый уровень

неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень.

Для установления уровня развития чувства ритма:

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2. Прослушав разнохарактерные и разножанровые пьесы дети должны изобразить в движении соответствующий характер. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

В зависимости от возрастной группы задания для диагностирования даются более или менее сложные.

          Моя работа требует систематического  повышения своего музыкально-педагогического  уровня, стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, изучаю нормативные документы и требования к качеству воспитательно – образовательного процесса, интересуюсь новыми методиками, инновационными технологиями, регулярно знакомлюсь с  новинками  методической  литературы.  Являюсь активным участником методической работы в ДОУ и на районном уровне Слайд.  

     За свою педагогическую деятельность была награждена Слайд

1. Дипломом  2 степени 2 Всероссийского конкурса  профессионального  мастерства « Призвание -воспитатель»  номинация « Наш праздник»т  2015г.

2 Дипломом за вклад подрастающего поколения и участие во 2 Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Призвание-воспитатель» номинация «Работа с родителями». 2015г.

3.Сертификатом участника Всероссийского конкурса идей оформления прогулочных участков «Чудо-участок детского сада» 2014г.

 4. Благодарностью за участие в смотре- конкурсе методических служб образовательных учреждений района в 2014г.  

5. Свидетельство о публикации на сайте « Слово педагога» в номинации Мастер-класс для воспитателей 2018г

6. Благодарственное письмо . Редакция всероссийского издания СМИ за активное участие и л