Развития музыкального восприятия ребенка в раннем возрасте
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю детей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.
Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого влияния музыки, как и создание и исполнение.
Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет воспитательную функцию. Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. Она характеризует поступки, отношение, переживание героев (в сказках, на развлечениях). В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает ребенка, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать. По выражению композитора Б.В. Асафьева, музыка – «образно-звуковое отображение действительности». В ней слышится живая речь – взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы. Для характеристики музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в игре, танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным ребенку.
Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов.
Сила воздействия музыки зависит от личности ребенка, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки, как деятельность активную, подобную пению, игре на музыкальных инструментах. Это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо, прежде всего, понять о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что ребенок как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.
Восприятие всегда тесно связано с осмыслением и осознанием того, что ребенок видит, слышит, чувствует.
Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Основной путь развития музыкального восприятия – это повышение тонкости звуковысотного слуха и его производных, а так же расширение круга знаний о музыкальных стилях, жанрах.
То, что воспитывается в личности ребенка в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого.
Использование средства музыкального выражения – мелодии и гармонии, темпа и ритма, динамики и логики, регистра и тембра, структурной организации формы музыкального произведения воздействует на ребенка. Любой ребенок, обладающий простым физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где простой шум. Но услышать в звуках музыки отражение тончайших движений и выражение серьезных глубоких переживаний, надо развивать.
Развить музыкальное восприятие – это значит научить ребенка переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке музыки.
Далеко не сразу ребенок может постичь всю глубину музыки. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей – слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий. На первых этапах развития музыкального восприятия ребенок воспринимает главным образом «внешний слой» музыкальной песни. На последующих этапах слушатель осознает отдельные детали и фрагменты музыки. На этапе сформированного восприятия музыки осмысливается как целиком, так и с отчетливым слушанием деталей. Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия.
– Выявление главного настроения;
– Определение средств музыкальной выразительности;
– Рассмотрение особенностей развития художественного образа;
– Нахождение в произведении собственного личностного смысла.
Восприятие музыки при слушании ее – самый распространенный вид деятельности, доступный каждому ребенку. Диапазон ее очень широк. Слушать можно публичные концерты с участием профессионалов, домашнее музицирование, разнообразные радио и телепередачи, посвященные вопросам музыкального искусства. Каждый ребенок руководствуется своими интересами, опираясь на свой жизненный опыт, удовлетворяя свои запросы. Педагоги должны иметь определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на ребенка, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого надо знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Музыкальный руководитель должен умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.
Музыка, прежде всего – язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к музыкальным пьесам, стихотворным текстам песен.
В свое время психолог Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может быть понятна детьми вне опоры на немузыкальные средства. Поэтому так важно включить в репертуар произведения программного характера.
Оставлять ребенка на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно- изобразительными средствами, ознакомление с которыми ему доступно.
Для развития умений слушать и воспринимать музыку важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной окраски и высоты в их различных сочетаниях.
В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.
Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература -короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.
Процесс восприятия музыки составляет неотъемлемую характеристику развития музыкальной культуры, ибо он подчинен общим тенденциям совершенствования нашего общества и включен в них, как фактор нашего духовного обогащения, идейного, эстетического, этнического воспитания.
Существенным обстоятельством того, что происходит с мелодическим слухом при становлении музыкального восприятия является и то, что оно формируется не только в практике слушания, но и пения – исполнение музыки, а так же и музыкально-игровых действий. Ограниченная связь этих способов детского музицирования при стихийном общении с музыкой в условиях образовательно-воспитательного процесса не исключает целесообразности выявления того специфического, что может вносить в восприятие мелодии каждый из нас.
Источник
СЕМЬ НОТ ХРАНЯТ ЗАКОНЫ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ
Почему человек стремится учиться музыке? Почему, как только в семье подрастает малыш, его ведут в музыкальную студию, в музыкальную школу, в центр детского развития, преподавателя на дом приглашают? И не думают родители о том, как долго задержится их ребёнок в той или иной музыкально-образовательной системе: пройдёт полный курс обучения или посетит несколько занятий, научится хорошо играть на инструменте или просто «песенки со всеми попоёт». Для родителя важно другое – приобщить ребёнка к музыке общеизвестным способом.
На этот вопрос можно ответить так. В мире существуют три основные знаковые системы: БУКВА, ЦИФРА и … НОТА. Первые две являются жизнеобеспечивающими. Без умения пользоваться ими, невозможно представить жизнь человека в современном обществе. Поэтому, хотим мы или не хотим, а мир БУКВ и ЦИФР открыт для каждого из нас с самого раннего детства.
Третья же знаковая система, открывающая нам дверь в духовную сокровищницу человечества, в МУЗЫКУ, остаётся для большинства «тайной за семью печатями», т.к. ни в детском саду, ни в школе музыкальную грамоту, не изучают. Однако вряд ли найдётся человек, который сможет умалить значение музыки. Она сопровождает нас всюду и всегда. Согласитесь: мир пропитан музыкой насквозь, и устранить её из нашей жизни невозможно так же, как невозможно сделать окружающее пространство, например, черным или белым. Можно с уверенностью сказать, что эта колоссальная значимость музыки ставит саму ноту (её строительный материал) в один ряд с буквой и цифрой!
Мы интуитивно чувствуем это значение музыки в своей жизни, поэтому и стремимся учить ребёнка не только «письму и чтению». И очень многие люди, которым не довелось стать музыкально грамотными, с сожалением признают это пробелом в своём образовании и стараются заполнить его у своих детей.
Итак, мы определились: учить музыке нашего малыша будем обязательно. Появляются два вопроса: когда и как? Ответ на первый вопрос напрашивается сам – как можно раньше. Ведь если ребёнок в раннем возрасте может научиться читать и считать, то, следовательно, он может освоить и музыкальную грамоту также. Идеально – с четырёх лет. В этом возрасте с ним уже можно говорить не только на языке образов, но также вводить абстрактные понятия, что чрезвычайно важно при изучении многих музыкальных явлений. Но создавать условия для будущих занятий можно ещё раньше, с двух – трёх лет. Для этого необходимо иметь специальные пособия и атрибуты, а родители должны быть знакомы с системой раннего музыкального развития, о которой идёт речь в этой статье.
Можно ли сделать нотную грамоту интересной и увлекательной?
Да, но для этого необходимо найти переходную среду, которой является традиционная музыкальная грамота. В ней ребёнок будет пребывать первое время. Эта среда станет связующим звеном между «неизвестным» – НОТОЙ и «известным»: тем, что мы видим и знаем. Знаем мы буквы и цифры, а видим – многообразный, многоцветный мир объёмов и форм. И что самое интересное – искать её долго не придётся, потому что мы в ней находимся с самого рождения. Это цвет, форма, буква и цифра.
Как всё будет происходить? Что общего между нотой и буквой? Ноты, как известно, записываются на нотном стане. Но их можно обозначить и буквами: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. (Не забывайте, мы в самом начале пути!)
Можно ли сопоставить ноту и цифру? Конечно можно. Нотный ряд до, ре ,ми, фа, соль, ля, си – это числовой ряд от одного до семи – 1,2,3,4,5,6,7.
Как сравнить ноту и цвет? Очень просто. Поглядите на небо после дождя. Там радуга. В радуге семь цветов. Семь цветов – семь нот. Красный – «до», оранжевый – «ре», желтый – «ми», зелёный – «фа», голубой – «соль», синий – «ля», фиолетовый – «си».
А три основные геометрические формы – треугольник, круг, квадрат появятся сами, как только мы начнём заниматься с нашими ожившими звуками, организуя их в пространстве согласно музыкальным законам и правилам. Осталось добавить, что традиционная нотная азбука не отменяется! Она всё время будет находиться рядом: сначала на периферии нашего внимания, а затем незаметно переместится в центр урока. Это произойдёт сразу, как только наш малыш сможет свободно ориентироваться в разноцветных нотах.
Первые уроки с мамой
Попробуем провести первое занятие при помощи уже известных нам «четырёх начал». Нарисуйте большую красивую радугу. Нижняя полоска – красная, над ней – оранжевая, выше – желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая и снова красная. Наша радуга особая, музыкальная, поэтому она начинается и заканчивается красным цветом.
Расскажите малышу историю о том, как однажды на небе встретились Солнышко и Дождик, протянули друг другу ладошки, и в них засияла Радуга. Эти персонажи (Солнце и Дождь) будут присутствовать на каждом уроке. Они символизируют в музыке два начала – веселое и грустное, Мажор и Минор. На каждом занятии можно повторять этот рассказ и, добавляя в сюжет новые подробности, превращать в спектакль. Например: «Дождик не хотел уходить. Он всё шел и шёл. Звери в лесу промокли. Зайцы начали чихать, белки – кашлять. Заметил Ветерок мокрых зверей и пожалел их. Он прогнал Тучу! Выглянуло Солнышко и протянуло убегающему Дождику свои ладошки. И опять на небе засияла Радуга». Радуга должна быть очень большой, чтобы захватывать внимание ребёнка. Её можно нарисовать на листе ватмана. Солнце и Тучку, из которой льётся дождь, можно вырезать из картона. Звери – игрушки.
Вижу – прикасаюсь – называю. Теперь следует изучить радугу. Пересчитайте с ребенком полоски, прикасаясь к каждой пальчиком: «первая полоска, вторая полоска,… восьмая полоска». Эти прикосновения очень важны, т.к. уже сейчас мы моделируем, имитируем игру основного звукоряда «доремифасольлясидо» на клавишном инструменте или на металлофоне. Проговаривая вслух формулу «первая полоска, вторая полоска…», мы учимся читать ноты, развиваем внимание и дикцию. Пронумеруйте арабскими цифрами полоски на радуге. Рядом с восьмёркой поставьте единицу со звёздочкой: 8 (1*). Теперь надо запомнить, в каком порядке расположены цвета на радуге. Для этого подойдёт известный стишок «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Каждый». Прикасаясь пальчиком к полоскам, учим стишок, запоминаем названия цветов и их порядок на радуге.
Сделайте уменьшенную копию радуги из плотной бумаги и разрежьте её на полоски. Пусть наш маленький ученик научится правильно и быстро собирать это самодельное лото, глядя на большую радугу, висящую на стене.
Кто живёт на радуге? На Радуге жизнь бьёт ключом. Здесь живут девочки – нотки. Можно чередовать: девочки – нотки, девочки – звуки. Они сестрички и подружки. Их восемь. Девочки одеты в разноцветные платья. Все девочки разные, а две, в красных платьицах, – одинаковые. Каждая девочка живёт на своей полоске. Читайте снизу вверх такую «читалку – считалку»: на красной полоске живёт девочка в красном платье, на оранжевой полоске – девочка в оранжевом платье…на последней полоске снова красная девочка. Красная полоска открывает Радугу, красная полоска закрывает Радугу!
Нарисуйте восемь совершено одинаковых девочек. Платья раскрасьте в цвета радуги. На платьицах напишите их имена: Красная – «ДО», Оранжевая – «РЕ», Фиолетовая – «СИ», Красная – «ДО». Девочки – нотки часто приходят к нам в гости (спускаются по лесенке, скатываются по Радуге как по горке, летят на парашютиках, на ковре-самолёте и т.д.). Для чего? Чтобы учить детей музыкальной грамоте, складывать вместе с ними из звуков песенки, петь их и играть на инструменте. Теперь следует выучить с ребёнком имена девочек. Если малыш не умеет читать, очень хорошо положить начало этому процессу на примере наших семи музыкальных слогов. Тем более что буква в сочетании с цветом запоминается и узнаётся очень быстро. Наклейте «девочек» на отдельные карточки и учите ребёнка расставлять их друг за другом, используя Радугу в качестве образца (какая полоска – такая девочка). При этом полезно приговаривать, припевать считалку: Девочку в красном платье зовут «Нота До», девочку в оранжевом платье зовут «Нота Ре»… и т.д. Пропевая этот текст, желательно повышать голосом тон при переходе от одной «девочки» к другой. Но если мама сомневается в качестве своих вокально – слуховых данных, то на этом этапе достаточно выразительного чтения нараспев.
Наши девочки – волшебницы. Радуга рассыпается. Девочки – нотки пришли к нам в гости и …. превратились в маленькие разноцветные квадратики, похожие на кусочки Радуги. Теперь они будут заниматься с нами м у з ы к о й! Девочки исчезают и вместо них появляются карточки. Размер – 3,5 x 3,5. С одной стороны карточки цвет + слог, с другой стороны – цвет + цифра. Давай посмотрим, все ли девочки успели превратиться в квадратики? Расставить и пересчитать карточки – нотки можно, глядя на Радугу. Вариантов занятий с карточками – нотами может быть много. Например. Убрать одну, две карточки и попросить малыша узнать, кто из девочек на месте, а кого нет. Или положить карточки рядом, но не по – порядку. Ребёнок должен найти и исправить ошибку.
Зазвучала радуга Радуга рассыпалась на маленькие кусочки и з а з в у ч а л а! Подводим нашего маленького музыканта к инструменту и показываем ему, как звучат нотки. Перед этим маме надо подготовиться: найти клавишу «до» на инструменте, для себя отметить её и научиться играть звукоряд (гамму) в прямом и в обратном направлении. Играйте с ребёнком по – очереди. Если у вас синтезатор, то найдите на нём несколько приятных тембров и чередуйте их. И ещё один совет: не забывайте при этом поддерживать атмосферу сказочности, тогда восприятие ребёнка всё время будет живым и непосредственным. Конечно, для этого нужно всегда держать «фантазию наготове», чтобы в нужный момент придумать интересный сюжетный ход, который привлечёт внимание вашего малыша. Играть эти упражнения желательно в сопровождении знакомых «читалок – считалок», которые сейчас заменяют слова: «ЭТО КРАСНАЯ НОТКА «ДО» (удерживаем клавишу «до» на протяжении всей фразы). ЭТО – ОРАНЖЕВАЯ НОТКА «РЕ» (удерживаем клавишу «ре»). ЭТО – ЖЕЛТАЯ НОТКА «МИ» (удерживаем клавишу «ми»), и т.д.
Или так: «ПЕРВУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «ДО» (удерживаем клавишу) «ВТОРУЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «РЕ» (удерживаем клавишу) «ТРЕТЬЮ ДЕВОЧКУ ЗОВУТ НОТА «МИ» (удерживаем клавишу) и т.д.
Проигрывая гамму, обращайте внимание ребёнка на звучание каждой ноты. Будет прекрасно, если он услышит сам, что нотки отличаются друг от друга не только по цвету, но и по звуку. Время от времени, в качестве эксперимента, задавайте вопрос: «какая нотка звучит?». Пусть он попробует найти её на Радуге, среди карточек или среди «девочек». Моя многолетняя практика показывает, что у большинства детей, занимающихся по этой программе, рано или поздно появляется абсолютный слух, то есть «прямое видение» музыкальных звуков.
Итак, для музыкальных занятий вам понадобятся следующие вещи:
- Музыкальный клавишный инструмент или металлофон;
- Большой рисунок с изображением радуги и небольшая сборная модель радуги.
- Картонные Солнышко и Тучка с дождиком, домашние звери – игрушки.
- Восемь девочек в разноцветных платьях на карточках (размер 6 x 8 см);
- Два комплекта разноцветных карточек (размер 3,5 x 3,5 см).
Хочется надеяться, что эти первые уроки «домашнего сольфеджио» помогут вам и вашему малышу сделать первый шаг к освоению третьей (значит, главной!) знаковой системы, которой является н о т а, то есть музыкальная грамота, теория музыки.
Ольга Хендриковская
По материалам журнала «Аистенок»
Источник