Развития логического мышления у ребенка в 4 года
Возраст 4-5 лет идеально подходит для того, чтобы начать заниматься с малышом. Развитие логики сейчас проводить проще всего. Вам понадобится простые логически задачки-игры. Не обязательно для этого быть педагогом. Вы можете заниматься дома со своим малышом, это отличная подготовка к школе. Развитие логического мышления поможет ему потом без проблем учить математику, чтение, письмо.
У детей в этом возрасте нормальная потребность в знаниях. Заниматься чем-то серьезным еще рано, а вот подготовиться к школе можно легко. Логические задачки для детей помогают еще развивать воображение, пространственное мышление. Всем известны игры «съедобное — несъедобное», «гадай животное по описанию», «найди отличии между картинками». Это и есть лучшие логические игры для детей 4-5 лет. Не выбирайте слишком простой материал, пусть лучше подумает над задачкой некоторое время. Это хорошо стимулирует развитие мышления.
Зачем развивать логику
Не все родители знают, что возраст 4-5 лет идеально подходит для развития логического мышления у детишек. А правда, зачем это нужно? У них впереди еще так много времени, чтобы всему научится. Пусть лучше сейчас играют. Это правда, но ведь можно играть в полезные логические игры. Без логики мышления человеку невозможно учиться. Даже самые простые бытовые действия требуют от нас логики. Иначе ничего не получится.
Сейчас мозг ребенка сам требует учебного материала. Детишкам все интересно, все хочется попробовать сделать самостоятельно. Обучая их логике, вы показываете простой, рациональный путь достижения желаемого результата. Затем, все школьное обучение будет построено так, что детям просто необходимо будет мысли логически. Помогите им научиться заранее, это подготовит к школе.
Развивающие занятия
Все родители хотят, чтобы их малыши быстрее развивались и учились. Для этого много простых игровых методик. В возрасте 4-5 лет лучше всего сосредоточиться на логических играх. Материалы для развития логики должны быть разнообразными. Тут можно прогуляться по детскому магазину, что-то поискать в интернете или даже сделать своими руками. Занятия в форме игры принесут ребенку радость и незаметно простимулируют его психическое развитие.
Конечно, необходимо правильно подбирать игры и игрушки под возраст малыша, иначе ему будет тяжело или непонятно. Заниматься можно дома, с мамой. Если ваш кроха посещает садик, то там некоторые методики для развития логики применяются во время занятий. Такие простые упражнения приносят неоценимую пользу. Главное, вы можете детей заинтересовать, а дальше они сами захотят учиться. Все то, что мы закладываем через игру ребенку в раннем детстве, потом обязательно ему поможет.
Именно так закладывается база для последующей легкой и интересной учебы. Развитие логики поможет малышу освоить математику, письмо, чтение, а позднее физику и химию. Многие родителям тоже понравятся такие занятия, ведь еще 20-30 лет назад этой теме уделялось мало внимания. Материалы были, но слишком скучные. Сегодня же нас ждет разнообразие развивающих игр и методик для детей возраста 4-5 лет.
Что может ребенок в 4-5 лет?
Прежде чем начать занятия, уточним, что именно уже может ваш малыш. Важно строить занятия так, чтобы материал быть чуть сложнее для ребенка. Если все просто, то интереса на долго не хватит. Сейчас ваш кроха уже может концентрировать внимание на проблеме чуть дольше. Его займет решение логической задачки. Это нам и нужно.
- Дети в 4-5 лет уже умею считать от 1 до 10, знают числа.
- Пишут и могут распознать где какое число.
- Могут сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, свойствам.
- Малыш знает основные фигуры (круг, квадрат, треугольник), могут рисовать их.
- Объединяют предметы в группы по 1-2 свойствам.
Это ваша база. Дальше, потихоньку, будем усложнять задачи для детей. Важно, чтобы задание было интересным, увлекательным. Тогда малыш научится чему-то просто, без напряжения.
Учимся дома
Чтобы учиться и готовиться к школе совсем не обязательно ходить в садик. Заниматься можно дома. Сегодня многие логические задачки можно скачать на телефон или планшет, взять с собой в дорогу. Так вы отвлечете малыша от ожидания и поможете ему разобраться в чем-то новом. А еще, на помощь придут книжки, конструкторы, раскраски. Развитие логики у детей дошкольного возраста стало простой задачей для любого родителя. Не нужно быть педагогом или учителем, чтобы помочь своим детям научиться мыслить логически.
Логические игры и задачки
Простое развитие логики у малышей дошкольного возраста нужно проводить в игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игры:
- Дидактические
Вариант настольных игры. Задачки напечатаны на бумаге. Это поиски лишнего предмета из ряда подобных, паззлы, лабиринты. Сюда еще можно отнести парные картинки «найди 10 отличий». Попутно их можно раскрашивать, дорисовывать. Кстати, такие картинки развивают внимательность у детей, повышают концентрацию.
- Развивающие игры
Они построены по принципу перехода на новый уровень сложности. Как только у детей получается справляться с заданием, они получают усложненный вариант.
- Речевые игры
Построение рассказа по картинке, подсказки героям истории. Так, например, вам дана история, а для нее нужно придумать логичный конец. Или помочь героям приять решение.
Кажется, что все очень просто. Для ребенка 4-5 лет это хорошие занятия. Они развивают логику, помогают быстро изучать материал. Всегда любую игру родители могут расширить, дополнить. Предложите малышу игру «наоборот». Дайте 2 одинаковые картинки, но вторую нужно сделать максимально непохожей на первую.
Графические игры
Для многих детей графические игры являются любимыми. Кроме логики, они развивают воображение, пространственно мышление. Самая простая — найти выход из лабиринта. Задачу можно усложнить, предложив малышу найти самый короткий путь до выхода.
Еще одна графическая задачка — «дорисуй рисунок». Здесь развитие воображения, знания ребенка о предметах поможет ему найти решение. Обычно, это простые картинки, где нужно дорисовать предметы в шкафу, на природе, в доме.
Речевые игры
Тут много популярных игр. Возможно, вы сами в них уже играете со своим малышом. Это хороший способ отвлечь детей во время поездки на машине, в очереди. Первая «съедобное — несъедобное». Родители называют предмет, а малыш говорит, можно это есть или нет. С простыми предметами все понятно. А что делать с новыми, незнакомыми? Родителям нужно описать предмет, сказать зачем он нужен. Тут уже сам ребенок, исходя из опыта, должен сообразить — можно это есть или нет.
Задание «зоопарк» тоже предлагает применить логику и знания. Мама описывает животное в нескольких словах, а малыш должен угадать его. Потом поменяйтесь ролями. В 4-5 лет дети обычно интересуются животными. Усложните игры, предлагая использовать только названия домашних или только диких зверей.
Настольные игры
Таких игр великое множество. На коробочке обычно написан возраст ребенка, которого заинтересует и чему-то научит именно эта игра. Обязательно читайте эту информацию. Игры на развитие логики найти просто, но главное, чтобы она не была слишком простой. Сюда относятся паззлы, мозаики, расследования преступлений (малыш должен разгадать загадку, найти вора, например).
Развивающие программы-игры
Игрушки-приложения для телефона или планшета тоже спасут вас во время долгой дороги. В описаниях обычно тоже указывается возраст. Для 4-5 лет подойдут игры, которые научат малыша:
- различать и группировать цвета;
- считать, искать знакомые числа;
- читать, учить буквы;
- названия городов;
- фигуры;
- собирать головоломки;
- искать отличия.
Как видите, материала для домашнего обучения у вас много. Комбинируйте, усложняйте, придумывайте сами задачки для детей. Через 1-2 года в школу, там вашему малышу это умение мыслить логически очень пригодится. А еще, какие-то задания для него будут знакомыми и простыми.
Источник
Феоктистова Олеся Николаевна
Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей 4–5 лет»
Консультация для родителей
Развитие логического мышления у детей 4 – 5 лет
Не все родители знают, что возраст 4-5 лет идеально подходит для развития логического мышления у детишек. А правда, зачем это нужно? У них впереди еще так много времени, чтобы всему научится. Пусть лучше сейчас играют. Это правда, но ведь можно играть в полезные логические игры. Без логики мышления у детей 4-5 лет человеку невозможно учиться. Даже самые простые бытовые действия требуют от нас логики. Иначе ничего не получится. Логические задачки для детей помогают еще развивать воображение, пространственное мышление. Всем известны игры «Съедобное — несъедобное», «Угадай животное по описанию», «Найди отличия между картинками». Это и есть лучшие логические игры для детей 4-5 лет. Не выбирайте слишком простой материал, пусть лучше подумает над задачкой некоторое время. Это хорошо стимулирует развитие мышления.
Сейчас мозг ребенка сам требует учебного материала. Детишкам все интересно, все хочется попробовать сделать самостоятельно. Обучая их логике, вы показываете простой, рациональный путь достижения желаемого результата. Именно так закладывается база для последующей легкой и интересной учебы. Затем, все школьное обучение будет построено так, что детям просто необходимо будет мысли логически. Помогите им научиться заранее, это подготовит к школе.
Развитие логики поможет малышу освоить математику, письмо, чтение, а позднее физику и химию.
Логические игры и задачки
Простое развитие логики у малышей дошкольного возраста нужно проводить в игровой форме.Есть несколько разновидностей таких игр:
Дидактические
Вариант развития логики у детей 4-5 лет – настольные игры. Таких игр великое множество. На коробочке обычно написан возраст ребенка, которого заинтересует и чему-то научит именно эта игра. Обязательно читайте эту информацию. Игры на развитие логики найти просто, но главное, чтобы она не была слишком простой. Сюда относятся пазлы, мозаики, расследования преступлений (малыш должен разгадать загадку, найти вора, например).
Также это поиски лишнего предмета из ряда подобных. Сюда еще можно отнести парные картинки «найди 10 отличий». Попутно их можно раскрашивать, дорисовывать. Кстати, такие картинки развивают внимательность у детей, повышают концентрацию.
Развивающие игры
Они построены по принципу перехода на новый уровень сложности. Как только у детей получается справляться с заданием, они получают усложненный вариант.
Речевые игры
Построение развития логики у детей 4-5 лет – рассказ по картинке, подсказки героям истории. Так, например, вам дана история, а для нее нужно придумать логичный конец. Или помочь героям принять решение.
Кажется, что все очень просто. Для ребенка 4-5 лет это хорошие занятия. Они развивают логику, помогают быстро изучать материал. Всегда любую игру родители могут расширить, дополнить. Предложите малышу игру «наоборот». Дайте 2 одинаковые картинки, но вторую нужно сделать максимально непохожей на первую.
Графические игры
Для многих детей графические игры являются любимыми. Кроме логики, они развивают воображение, пространственно мышление. Самая простая — найти выход из лабиринта. Задачу можно усложнить, предложив малышу найти самый короткий путь до выхода.
Еще одна графическая задачка — «дорисуй рисунок». Здесь развитие воображения, знания ребенка о предметах поможет ему найти решение. Обычно, это простые картинки, где нужно дорисовать предметы в шкафу, на природе, в доме.
Развивающие программы-игры
Игрушки-приложения для телефона или планшета тоже спасут вас во время долгой дороги. В описаниях обычно тоже указывается возраст. Для 4-5 лет подойдут игры,которые научат малыша:
• различать и группировать цвета;
• считать, искать знакомые числа;
• читать, учить буквы;
• названия городов;
• фигуры;
• собирать головоломки;
• искать отличия.
Как видите, материала для домашнего обучения у вас много. Комбинируйте, усложняйте, придумывайте сами задачки для детей. Через 1-2 года в школу, там вашему малышу это умение мыслить логически очень пригодится.
Источник
Развитие логического мышления у детей 3-4 лет
(Консультативный материал)
Особенности в развитии мышления детей 3-4 лет
В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности. Трехлетний ребенок переходит от предметно-действенного мышления и прямых манипуляций к наглядно-образному мышлению. Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции. Ребенок учится сравнивать и обобщать, может анализировать не только реальные предметы, но и просто картинки. Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку». Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями. Эти новые возможности детского мозга называются отвлеченным мышлением, иначе логикой.
Особенности развития логики в 3-4 года
Логика – важный инструмент человека в процессе познания. Способность мыслить логически дает возможность человеку понимать, что происходит вокруг, находить связи в явлениях и предметах, обобщать, анализировать, решать различные задачи, делать умозаключения и многое другое, что требует от него сама жизнь. В процессе этих действий человек использует определенные приемы: определение состава, структуры и организации частей и элементов целого; ориентация на существенные признаки явлений и предметов; определение взаимосвязей между явлениями и предметами; обнаружение тенденций и закономерностей развития; построение гипотез и обнаружение следствий; осознанная аргументация логических операций. Конечно, трехлетний ребенок не обладает достаточным уровнем логического мышления, который необходим для выполнения всех этих функций. Но процесс образования данных логических приемов через наглядно-действенное мышление и последующее их совершенствование и является развитием логического мышления. Особенность развития логики в 3-4 года проявляется в том, что мыслительный процесс носит эмоциональный характер. Он интересен и увлекателен для ребенка, который, играя, не вдаваясь в излишние подробности, стремиться к обоснованию, доказательству, поиску причин. О развитии логического мышления у ребенка свидетельствует появление огромного количества вопросов – Почему? Как? Откуда? Зачем? и другие. Многие психологи и педагоги, изучая данный вопрос, отмечают необходимость целенаправленно развивать у детей возможности логического мышления, так как сам по себе набор логических приемов, даже хорошо усвоенных, представляет собой лишь потенциал умственного развития, а не само развитие, которое возможно лишь при постоянной практике этих приемов. И, так как ведущим видом деятельности для ребенка 3-4 лет является игра, то именно при помощи игровой деятельности и следует начинать развитие у детей логических способностей. В условиях игры ребенок создает обобщенные образы, анализирует игровую ситуацию. Игра организовывает сложный процесс овладения навыками в интересной для ребенка форме, придает умственной деятельности увлекательный характер.
Первые логические игры
Первые логические игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы. Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх. Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года. Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры. Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет». Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие. Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой. Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.
Примерные задания с картинками
Задание 1
- Закрась самый высокий цветочек синим цветом, а самый маленький — розовым. Остальные цветочки закрась жёлтым.
- Сколько всего цветочков надо полить Ёжику?
- Сколько жёлтых цветочков у тебя получилось?
Задание 2
- Рассмотри внимательно картинки.
- Что делает Мишка? Как ты думаешь, какое время суток нарисовано на этой картинке? Почему ты так думаешь?
- Сколько вагончиков у поезда? Кто в них сидит? В каком вагоне больше всего пассажиров? Кто сидит в последнем вагоне? Как ты думаешь, куда едут друзья?
- Найди отличия в каждой паре картинок.
Задание 3
- Сколько персонажей нарисовано на картинке?
- Как ты думаешь, кто здесь лишний? Почему ты так думаешь?
Задание 4
· Соедини линией листочек с его тенью.
- Сколько листочков на картинке? Сколько из них жёлтого цвета?
- Каких листочков больше: красных или зелёных?
Задание 5
- Обведи красным карандашом все предметы одежды.
- Обведи синим карандашом посуду.
- Оставшиеся рисунки обведи зелёным карандашом. Как назвать одним словом все картинки, которые обведены зелёным цветом?
Задание 6
- Соедини предметы из левого и правого столбиков.
- Расскажи, с чем ты соединил барабан. Почему?
- Расскажи, зачем нужна зубная паста. С каким предметом из правого столбика ты её соединил?
- Расскажи, с чем и почему ты соединил оставшиеся предметы из левого столбиков.
Словесные игры для детей 3-4 лет
«Рыбка — червячок»
Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор
Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).
◈ Как играем: сначала читается стихотворение:
Зайчик любит морковку,
Мишка — малинку,
Воробушек — рябинку,
Рыбка — червячка,
Избегай, рыбка, крючка.
◈ Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.
◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.
◈ Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.
◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.
◈ Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.
◈ Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.
«Небылицы»
Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.
◈ Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.
◈ Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.
◈ Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.
◈ Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.
◈ Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и… соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.
◈ Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту… грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.
◈ Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и… снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?
◈ В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Мухи съели паука.
Рыбы ловят рыбака.
На телегу села лошадь,
Погоняет ездока.
Автор: В. Чантурия.
«Да – нет, говорите»
Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов
◈ Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.
◈ Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает — да, бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.
◈ Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.
Игра «Что на что похоже»
Цель: развивать навык сравнения.
Описание: предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.
Игра «Что бывает…»
Цель: развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.
Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.
Игра «Угадай, о чем я говорю»
Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.
Описание: предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.
Игра «У кого это есть»
Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.
Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.
Источник