Развития лобных долей у ребенка

Основоположник нейропсихологии Александр Романович Лурия выделил три блока мозга, которые участвуют в осуществлении высших психических функций:

  • 1 блок – регуляция тонуса и бодрствования, энергетический блок. Это ретикулярная формация, лимбическая система и другие подкорковые структуры. Как известно, даже самые умные компьютеры не работают без блока питания.
  • 2 блок – прием, переработка, хранение информации. Это корковые концы анализаторных систем, в первую очередь, слуховой, зрительной, кожно-кинестетической (там не так все однозначно, например, вестибулярная система не имеет своей отдельной коры, поэтому интегрируется со зрительной и кинестетической). Сюда относятся модально-специфические виды деятельности.
  • 3 блок – контроль, регуляция и программирование деятельности. Сюда относится моторная, премоторная и префронтальная кора, то есть весь лоб целиком (передний и задний).

«Передний» мозг создает и реализует программы различных видов деятельности. Он отвечает за праксис, в том числе и за моторную сторону речи, мышление, сознание, планирование, произвольность, инициативу, волю. Если глобально, то определяет личность человека.

Каждый отдел мозга имеет свое время созревания и включения в работу функциональных систем. Одни и те же психические функции на протяжении развития могут осуществляться разными «ансамблями» мозговых зон. То есть по мере взросления происходит перестройка функциональных систем.

Например, часто родители детей с ЗРР рассказывают, что у ребенка был откат в речи: до 1.5-2 лет от говорил простые слова, а потом замолчал. Это могло случиться именно на этапе перестройки речевой системы: в данном возрасте происходят глобальные изменения. Происходит специализация полушарий по речи, и функция переходит в левую гемисферу. То есть новые структуры, включающиеся в работу, должны быть готовы. Плюс любая перестройка – это критический период, в течение которого любые стрессы (болезнь, прививка, аллергическая реакция и т.д.) могут оказать сильное негативное влияние.

Лобные доли – это самый поздно созревающий отдел мозга. По разным данным, префронтальная кора созревает к 20-23 годам. Но это не значит, что до этого возраста она не работает.

Один известный на просторах интернета специалист недавно писал, мол, как так нейропсихологи в заключениях ребенку могут писать «несформированность префронтальной коры»! Она же созревает уже в сознательном возрасте!

Это не правда. Конечно, нельзя говорить о полной зрелости в 3, 7, 12, 18 лет. Но в данные возрастные этапы лобная кора уже работает и наращивает свои возможности. Префронтальная кора отнюдь не «спит» до 23 лет! Более того, в детском возрасте, по результатам аппаратных исследований, обменные процессы в данной зоне превышают по скорости взрослые в два раза.

Развитие ребенка:

2-6 мес. Ребенок уже не является реактивным существом. Он разворачивает коммуникативную, познавательную деятельность. Сообщает криком, если что-то не нравится. Использует мимику и гуление, движения для взаимодействия.

6-12 мес. Ребенок включается в предметно-манипулятивную деятельность совместно со взрослым. К 6-8 мес. существенно возрастает скорость метаболизма в лобных отделах (что свидетельствует об интенсивном созревании). Расширяется арсенал средств проявления инициативы и воли ребенка: использует лепет и первые слова, интонации, богатую мимику. Происходит интеграция различных психических функций. Развиваются зрительно-моторные координации. Малыш начинает понемногу понимать обращенную речь. Развиваются первые внутренние мотивы деятельности, внимание, отсроченные реакции. Возникают первые признаки речевой регуляции поведения ребенка: он становится способен выполнять простейшие инструкции взрослого (например, искать глазами требуемый предмет). Но, конечно, в этом возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенок быстро переключается на яркие побочные стимулы. На данном этапе эмоции служат для саморегуляции и стимуляции ребенка к познанию и развитию речи. Интенсивно созревают связи префронтальной коры и лимбической системы (которая отвечает за эмоции). Таким образом, формируется мотивационная сфера ребенка.

Ближе к году внимание ребенка становится более устойчивым, меньше мешают отвлекающие яркие стимулы. Крепнет способность выполнять инструкции и просьбы взрослого. 1 год является переломным для развития мозга и его переднего отдела в частности. К началу второго года жизни становится возможным выполнение инструкции с отсрочкой во времени и сопротивление отвлекающим стимулам.

1-3 года. Появляются первые произвольные действия. При этом речь взрослого пока играет лишь побуждающую роль, но не тормозящую! Взрослые часто хотят, чтобы ребенок слушался и прекращал нежелательные действия. Но в таком возрасте словесные запреты не работают, экспериментально доказано. Поэтому лучше ребенка в подобных ситуациях отвлекать и переключать. При этом торможение в исследованиях удавалось «включить» при зрительном сопровождении соответствующей части инструкции.

С 2 лет ребенок уже может усвоить простую систему правил, задаваемых речью, но со зрительным подкреплением. Регулирующая функция речи еще недостаточно сформирована.

К 3 годам действие по словесной инструкции взрослого становится более стойким навыком. Трехлетка может решать конфликтные задачи (то есть ситуации, где два условия являются разнонаправленными), в отличие от двухлетнего ребенка.

В возрасте 2-3 лет происходит бурное морфологическое созревание лобной области: оформляются нейронные комплексы, образуются связи, число синапсов достигает максимума; растет объем одновременно обрабатываемых задач.

В 3 года мы можем говорить о произвольных предметных действиях у ребенка – праксисе. То есть созревает корковый уровень движений (теменно-премоторный).

В заключение скажу, что 3 года – действительно критический период в развитии ребенка. Важнейший. Часто родители неговорящих детей возраста, близкого к 3 годам, пытаются убеждать себя (и меня заодно на консультациях), что «ребенок имеет право не говорить до 3 лет». К сожалению, здесь дело не только в речи, а в том, что отсутствие речи лишь иллюстрирует, что в развитии что-то происходит не так, есть проблема.

В 3 года у ребенка уже есть внутренняя речь (которая развивается уже после внешней), с помощью которой он регулирует свое поведение, направляет внимание, осуществляет познание. Есть схема тела, образ «Я». Поэтому часто при задержке речи мы также наблюдаем у ребенка и проблемы с соответствующими процессами.

Читайте также:  Роль игрушек в психическом развитии ребенка

Нейропсихолог Александрова О.А.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Школу они обычно ненавидят. С кем-то из родителей или в остром конфликте, или везде вместе, как тень.

“Лобные” дети – безмолвные свидетели нашего родительского и педагогического бессилия.

Хуже того, они сами поверили в то, что плохие.

При чём здесь “лоб”?

Лобные доли коры головного мозга на заре развития нейронаук называли “передним мозгом”. И вправду, по объёму лобная доля мозга – самая большая (по сравнению с теменной, затылочной, височной).

На анимированной иллюстрации лобная доля выделена красным цветом.

Различают правую и левую лобные доли, а также внутреннюю и внешнюю поверхность лобной доли, и три извилины на ней: заднюю, среднюю и переднюю

В медицине хорошо изучен синдром лобной доли. Когда патологический процесс поражает передний мозг, у человека исчезает возможность многоплановой целенаправленной деятельности. Она как бы подменяется упрощёнными, сиюминутными действиями и вместо разветвлённой программы, учитывающей сценарии и подсценарии, возможности и условия, превращается в застрявшую пластинку стереотипных поведенческих ходов и фраз.

В любой ситуации “лобный” больной говорит и делает практически одно и то же. Он словно утрачивает возможность гибко приспосабливаться к ситуации снаружи и к смене мотивов, желаний внутри себя.

При массивном поражении ответы вообще выглядят бессвязными: случайными, импульсивными или крайне формальными.

Нарушается целенаправленность действий, способность не отвлекаться на второстепенное, оставаясь сосредоточенным на главном. Теряется вообще понятие между “важным” и “неважным” для данной ситуации или задачи.

Стопорится вся сфера саморегуляции, то есть развёрнутый во времени ход:

– план действий, план решения задачи, проблемы,

– контроль за исполнением плана,

– корректировка плана по ходу его применения на практике,

– анализ сделанного и работа над ошибками, которые сам обнаружил, извлечение уроков.

Кажется, что он просто плывёт по течению.

Цикл эссе о “лобных” детях не об этом. Он не о пациентах нейрохирургического отделения. Он о здоровых мальчиках и девочках, чей мозг неврологически созревает чуть дольше, чем у сверстников.

Если бы эти дети росли в деревне и их задачи были конкретно-наглядными, связанными с природой и бытом, а не с пониманием прочитанного и арифметикой, никто и не догадался бы, что они затрудняются.

Но они идут в школу, и откровенно “не тянут” нагрузку, которую осваивают их сверстники. Своих ровесников они догонят только к 12-16 годам. Каждый по-разному.

Именно поэтому в книге “Сто признательных эссе” вы не найдёте слов “лобный синдром”. Болезненного процесса там нет. А значит, нет и синдрома.

А что есть?

Есть эмоциональность, характерные особенности, избегающее поведение, неверие в себя как личностная особенность. Им нужен психолог, а ещё больше – доброе родительское отношение, понимание и терпение.

Именно поэтому я пишу о них как о “лобных” детях.

В книге “Сто признательных эссе” рассказаны четыре истории: про Артёма, Аню, Колю и Лизу.

Всех их я сопровождала как специалист на пути из детства в подростковый возраст и раннюю юность.

Все они приходили на приём вместе с родителями, семьёй.

Для каждого понадобился свой формат работы: психообразовательное вмешательство, когнитивно-поведенческая и психодинамическая психотерапия, поведенческая психотерапия, поддерживающая психотерапия.

Я публикую эти тексты на своём канале в Яндекс Дзен и дублирую эссе на популярных сайтах: Пикабу, Вконтакте, Фейсбук, Одноклассники, Ютуб.

Зачем? Для чего?

Для того, чтобы как можно больше мам и пап сумели разглядеть за “пустоголовым” “дебилом” или “дурой” дитё, на которое городская жизнь и требования образовательной системы возложили непосильную ношу.

Чтобы пришли на помощь, поддержали. Чтобы верили за двоих, что всё наладится, пока время делает своё дело. Потому что время – это друг.

Я видела преображение “лобных” детей в обычных много раз.

Именно об этом я хочу рассказать.

Есть вопросы по тексту эссе? Задайте их в комментариях к данному посту.

«Лобные» дети. Артём 157
Мамы — это люди. Люди могут ошибаться 160
Домино с попугаями 163
Слова-пароли 167
Тиран 170
Как отличить чемпиона от победителя 175
Памятный момент 178

«Лобные» дети. Аня 180
Трудный папа 183
Её любимый паровозик 190
Что могут деньги 195
Что может любовь 199

«Лобные» дети. Коля 204
Борьба трёх воль 206
Как узнать о скрытой неприязни 209
Беспрекословное подчинение 213
Навыки самообслуживания 217
Разлуки 220
Момент выбора 222

«Лобные» дети. Лиза 224
Тихушница 226
Как Изабелла стала Сэмом 228
50 оттенков упёртости 231
Сэм и Дэн 233
Грустный момент 235

Источник

Мозг управляет процессами жизнедеятельности организма, крупной и мелкой моторикой, когнитивными функциями – ориентацией в пространстве, мыслительной деятельностью, способностью к обучению. Мозг координирует работу внутренних органов, мышц, желез внутренней секреции, систем: дыхания, кровообращения, пищеварения. Чтобы получить представление о влиянии конкретных мозговых центров на работу организма, важно разобраться, за что отвечают доли, отделы, участки мозга, в том числе левое полушарие.

Функции левого полушария

Мозг разделен бороздой на две части. Полушария покрыты слоем серого вещества – корой мозга. Они состоят от отделов, которые отвечают за выполнение узких задач. В левом полушарии находятся затылочная, теменная, височная, лобная доли, что полностью повторяет структурное деление головного мозга с правой стороны.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в четыре года

Два полушария наделены однотипными и кардинально отличающимися функциями. Левое полушарие у женщин и мужчин отвечает за мыслительные процессы, что определяет важную роль этого участка мозга в общей иерархии процессов психического регулирования.

От качества работы левого полушария зависит физическая деятельность правой половины туловища, навыки чтения, письма и речи, способность к логическому мышлению и решению задач математического типа. Когда человек поднимает правую руку, сигнал воспроизвести действие поступает из левой половины мозга. Основные функции левого полушария головного мозга:

  1. Логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Анализ происходящих событий и свершившихся фактов.
  2. Прагматизм, рационализм. Способность к планированию будущих ситуаций.
  3. Смысловое восприятие речевой информации. Понимание буквального смысла слов и выражений.
  4. Воспроизведение речи.
  5. Способность к письму, чтению, счету. Левое полушарие мозга у взрослых и детей отвечает за идентификацию математических чисел и буквенных символов.
  6. Самосознание.
  7. Положительные эмоции, чувство счастья.

Обработка данных выполняется поэтапно. Затылочная доля с левой стороны воспринимает, обрабатывает и хранит знаковые и кодовые системы – буквы, цифры, дорожные знаки. Височная доля в левой половине головы дифференцирует звуки родного и иностранного языков, сохраняет в памяти слова и фразы. Теменная доля несет ответственность за артикуляционные навыки.

Произнесение разных звуков сопровождается определенным положением языка, губ, щек. Подвижные элементы челюстно-лицевого аппарата перемещаются относительно неба, гортани, зубов. В результате образуются разные звуки, из которых складываются слова и речь. Теменная доля левого полушария – участок головного мозга, который выполняет математические операции.

Лобная доля в левой половине головы регулирует речевую функцию – подбирает слова и определяет порядок их сочетания в рамках предложения для передачи необходимой смысловой информации. Лобная доля прогнозирует результат какого-либо действия, координирует работу всех отделов мозга, которые участвуют в процессе восприятия, обработки и хранения информации, поступающей из окружающего пространства.

Основные функции

В теменной доле содержатся чувствительные и двигательные центры. К ним и от них тянутся проводящие волокна, соединяющие нейроны с органами: мышцами, кожными рецепторами боли, давления, температуры.

Основные функции теменной доли головного мозга:

  1. Обеспечение чувствительности тела к высоким и низким температурам, болевым раздражителям, давлению, прикосновениям.
  2. Восприятие речи устной и письменной.
  3. Опознавание предметов на ощупь.
  4. Практические навыки.
  5. Вычисление в уме.

Узнайте, что такое асимметрия боковых желудочков головного мозга и чем это грозит.

Все про базальные ганглии: анатомия и физиология.

Доля состоит из извилин, которые ограничивают борозды. Каждая зона ответственна за определенные функции. Существует несколько основных областей:

  1. Постцентральная извилина – первичная соматосенсорная зона Бродманна. Она воспринимает информацию от рецепторов кожи, отвечает за чувствительность.
  2. Задняя кора регулирует моторные акты и положение тела в пространстве, играет жизненно важную роль, помогает фиксировать внимание человека на новых раздражителях.
  3. Верхняя долька ответственна за пространственную ориентацию, восприятие топографических объектов (улиц, домов). Также вносит вклад в развитие мелких моторных ручных навыков.
  4. Нижняя долька – область Гешвинда. Отвечает за определение по выражению лица эмоций других людей, невербальным знакам. Помогает в математических расчетах, изучении языков.
  5. Первичная сенсорная область. Этот участок воспринимает информацию от рецепторов кожи к температуре (высокой или низкой), болевому раздражению, прикосновению.

Таким образом, эти доли головного мозга выполняют интегративную функцию, воспринимая информацию от органов обоняния, вкуса, зрения, болевых, тактильных, температурных рецепторов. Чем больше центральная нервная система получает сенсорных импульсов, тем лучше развиты борозды и извилины в данной области.

Кора позволяет с закрытыми глазами определять, к какой части тела было совершено прикосновение, различать тактильно две точки. Она также обеспечивает способность к чтению текста и топографических карт.

Доли позволяют координировать простейшие акты (например, прием пищи) с закрытыми глазами, когда нет зрительного контроля над телодвижениями. Помогают определять форму предметов, их размеры, количество, расстояния между ними. При помощи извилин данной области происходит зрительное запоминание слов, концентрация внимания для координирования сложных актов.

Последствия сбоев в работе левой половины мозга

Если в левом полушарии происходят патологические изменения, мозговые центры работают некорректно. В результате человек частично или полностью теряет способности, которые регулируются левосторонними отделами мозга. Нарушения проявляются симптомами:

  • Утрата навыков речи.
  • Ухудшение мыслительной деятельности и когнитивных способностей.
  • Необъективная оценка внешней информации, неспособность к логическим выводам.
  • Искажение функции самосознания. Человек не ощущает двигательных и речевых нарушений, не стремится к выздоровлению.

При тяжелых поражениях мозговой ткани в левой части головы, развиваются правосторонние парезы, параличи и ухудшение сенсомоторных навыков – освоенных до состояния автоматизма комплексов движений.

МРТ шеи и сосудов головного мозга

Причины головных болей – органические, функциональные. В первом случае патологии формирует из-за злокачественных новообразований, отечности, развития флегмон, кист, костных дефектов.

Комплексное МРТ головы включает ангиографию, режимы подавления жира, ряд особых условий, которые предлагают производители оборудования.

Функциональную болезненность затылка формирует недостаток кровоснабжения (блокада позвоночных артерий, нестабильность позвонков).

МРТ шеи и сосудов головного мозга выявляет органические факторы, при которых развиваются боли затылочной области головы. Компрессия белого вещества опухолью, гемангиомой имеет тенденцию к прогрессированию. Ранее выявление исключает опасные для жизни осложнения – инсульт, кровоизлияние, метастазирование.

Достоинства метода – четкая визуализация очагов свыше 0,5 мм диаметром. Высокая специфичность, достоверность, информативность помогает сформировать правильное заключение. Нельзя считать заключение сканирования диагнозом, но при сочетании с результатами других способов обследования МР-томография позволяет сформировать правильный диагноз.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка гармония

Как развивать левое полушарие мозга

Многие люди мечтают улучшить и развить способности, которые регулируются левым полушарием мозга, понимая, как подобное самосовершенствование отразится на качестве жизни и личных достижениях. Людям, у которых левосторонние отделы работают интенсивно, без сбоев, проще учить иностранные языки. Им легко даются исследования в области медицины и точных наук, аналитическая деятельность, составление обзоров, научное прогнозирование.

Для развития левого полушария в детском возрасте врачи рекомендуют тренировать мелкую моторику. Детям дают мелкие предметы, из которых нужно собрать конструкцию, головоломки для выкладывания цепочек, изображений, пазлов. Малышам предлагают рисовать, выводить карандашом знаки, лепить из пластилина, заниматься плетением.

Благодаря подобным упражнениям развиваются мозговые структуры в левой половине головы. Принцип и подход к задаче, как развивать мозг в области левого полушария у ребенка или взрослого – идентичен. Врачи советуют больше нагружать мозговые структуры, увеличивать объем работы, на который ориентированы мозговые центры, расположенные слева. Несколько упражнений для тренировки мозга:

  1. Зеркальное рисование. Берут лист бумаги и два карандаша, рисуют на листе одновременно обеими руками одинаковые цифры, буквы, символы, знаки.
  2. Кольца. Смыкают кончик большого пальца поочередно с кончиками всех других пальцев рук, чтобы получалось замкнутое кольцо. Упражнение делают быстро, сначала одной правой рукой, затем вместе обеими руками.
  3. Знаки пальцами. Правой рукой показывают знак «Виктория» («V»), поднимая вверх прямые указательный и средний пальцы, сжимая в кулак остальные. Левой рукой показывают знак «Ок», смыкая кончики указательного и большого пальцев, поднимая остальные пальцы прямо вверх. Выполнять быстро, менять руки.

Упражнения тренируют внимание, память, способность быстро переключаться на выполнение разноплановых задач. Оттачивается координация движений и мелкая моторика, развиваются соответствующие отделы мозга.

Математические задачи

Чтобы заставить левое полушарие интенсивно работать, врачи рекомендуют поступать, как с тренировкой мышц – повысить нагрузку на этот отдел мозга. Он отвечает за мыслительную деятельность, навыки вычисления, математические операции с числами. Математические и логические задачи помогут улучшить деятельность мозговых центров слева. Несколько заданий:

  1. Быстро сложить сумму всех целых числе от 1 до 100 без использования калькулятора. Ответ: В границах промежутка от 1 до 100 всего 49 пар чисел, которые в сумме дают 100 (1 и 99, 2 и 98, 3 и 97 и т.д.). Чтобы быстро высчитать искомую сумму нужно 49 умножить на 100 и прибавить два числа без пары – 50 и 100. Получится 5050.
  2. Отцу и двоим сыновьям нужно перебраться через реку. На плоту одновременно могут разместиться или два сына или один отец. Как перебраться всем троим? Ответ: Сначала на противоположный берег перебираются оба сына, затем один возвращается к отцу, другой – остается на причале. Отец пересекает реку и оказывается на противоположном берегу. Сын, который оставался на причале, возвращается за братом. Они оба преодолевают водную преграду.
  3. 5-литровая банка заполнена соком. Как отлить из 5-литровой банки ровно 1 литр, используя две пустые банки объемом 2 и 3 литра. Ответ: Отливают из 5-литровой банки 3 литра в трехлитровую, затем из 3-литровой доверху наливают 2-литровую банку. В 3-литровой банке остается 1 литр. Из 2-литровой банки выливают сок обратно в 5-литровую, где получилось ровно 4 литра.

Кроссворды

Чтобы активировать свои собственные умственные способности, эксперты советуют разгадывать кроссворды, сканворды, филворды, судоку и другие формы интеллектуальных игр с цифрами и словами.

Лобные

Эти доли имеют фронтальное расположение, они занимают область лба. Разберемся, за что отвечает лобная доля. Лобные доли головного мозга отвечают за отправку команд всем органам и системам. Их можно образно назвать «командным пунктом». Можно долго перечислять все их функции. Эти центры отвечают за все действия и обеспечивают главнейшие человеческие качества (инициативность, самостоятельность, критическая самооценка и т.д.). При их поражении человек становится беззаботным, переменчивым, его устремления не имеют смысла, он склонен к неадекватным шуткам. Такие симптомы могут указывать на атрофию лобных долей, ведущую к пассивности, которую легко принять за лень.

У каждой доли есть доминантная и вспомогательная часть. У правшей доминантной стороной будет левая область и наоборот. Если разделять их, легче понять, какие функции закреплены за конкретной областью.

Именно лобные доли управляют человеческим поведением. Эта часть мозга посылает команды, которые не дают выполнить определенное антисоциальное действие. Легко заметить, как у дементных пациентов поражается данная зона. Внутренний ограничитель отключается, и человек может неустанно использовать нецензурную лексику, позволять себе непристойности и т.д.

Лобные доли головного мозга также несут ответственность за планирование, организацию произвольных действий, освоение необходимых навыков. Благодаря им, те действия, которые поначалу кажутся очень сложными, со временем доводятся до автоматизма. А вот при повреждении этих участков человек выполняет действия каждый раз будто заново, автоматизм при этом не вырабатывается. Такие больные забывают, как пойти в магазин, как готовить и т. д.

При повреждении лобных долей может наблюдаться персеверация, при которой больные буквально зацикливаются на выполнении одного и того же действия. Человек может повторять одно и то же слово, фразу или постоянно бесцельно перекладывать предметы.

В лобных долях есть главная, доминантная, чаще всего левая, доля. Благодаря ее работе организуется речь, внимание, абстрактное мышление.

Именно лобные доли отвечают за поддержание тела человека в вертикальном положении. Больные с их поражением отличаются сгорбленной позой и семенящей походкой.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Источник