Развития личности ребенка в учебной деятельности
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а иногда и научную литературу, выискивать информацию в Интернете, слушать теле- и радиопередачи, посвященные воспитанию, обучению и развитию детей. Однако число таких родителей невелико. Если ребенок не справляется с учебной нагрузкой, педагоги обычно требуют, чтобы родители усилили контроль за ним, в частности следили за приготовлением уроков.
Однако подобные требования порой оказываются выше их реальных возможностей. Жизнь диктует свои условия выживания, и для многих родителей на первом месте стоят здоровье и материальное благополучие семьи. Естественно, учебная деятельность ребенка занимает не менее важное место, но высокая занятость, а также низкий образовательный уровень не всегда позволяет оказать реальную помощь.
Иными словами, у родителей часто не хватает не только времени, физических сил, но и знаний.
Имеющиеся у школьников проблемы в большинстве случаев являются следствием ошибок, допущенных родителями в процессе воспитания. Причины снижения успеваемости часто кроются в нерациональной организации режима дня, низком уровне самостоятельности, отсутствии познавательных интересов. Обычно резкое снижение работоспособности, утомление и переутомление учащихся являются следствием нерационально организованного режима дня. Считается, что следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители.
Однако довольно часто они и сами не отличаются организованностью, склонны к хаотичности в делах, к чему невольно приучают и своих детей. Другие слишком заняты работой.
В обоих случаях большую часть свободного от школы времени ребенок посвящает так называемому отдыху: смотрит телевизор, играет в компьютерные игры или «шатается» без дела на улице. Все накопившиеся за день проблемы и дела переносятся на вечерние часы, когда родители возвращаются с работы.
Одна из ежедневных проблем связана с выполнением домашнего задания. Учащиеся младших классов должны овладеть техникой самостоятельной работы, усвоить рациональные приемы организации труда.
Однако многие родители, вместо того, чтобы показать ребенку правильные приемы подготовки домашнего задания, либо только контролируют выполнение, либо подменяют ребенка в работе, показывая ему допущенные ошибки, называя правильный ответ или просто выполняя всю его работу. Подобная «помощь» делает бесполезным весь процесс подготовки ребенком домашних заданий.
Не менее вредна и другая крайность, когда родители, считая, что у ребенка после его поступления в школу должны автоматически появиться самостоятельность и ответственность, полностью устраняются от контроля за выполнением им школьных обязанностей.
Подобная воспитательная направленность взрослых не способствует формированию ответственности, самоорганизации и самоконтроля. Более того, недоразвитие самостоятельности, подавление взрослым инициатив ребенка либо устранение от поддержки его действий ведет не только к задержке в развитии, но и к личностной деформации ребенка (повышенная тревожность, всевозможные страхи, неуверенность в себе, невротизм).
Вам, родителям, следует помнить, что домашние задания при всей своей важности должны занимать небольшую часть свободного времени ребенка после школы – неучебные занятия и игры также важны.
Занятия в студиях, кружках, секциях приучают школьников начальных классов к организованности, учат их грамотно распоряжаться своим временем, быть собранными.
При этом школьники, имеющие стойкие интересы и увлечения, как правило, имеют и стабильную успеваемость. Кроме того, увлечения обогащают личность ребенка: он становится более интересным для сверстников, круг его социальных контактов расширяется.
Младший школьный возраст обычно характеризуется бурным развитием сферы интересов и увлечений, это один из самых благодатных периодов в развитии способностей ребенка. Поэтому одной из обязанностей родителей является грамотная организация его свободного времени. Опасность могут представлять две крайности.
Одни родители предоставляют ребенку полную свободу в выборе внешкольных занятий, не проявляя интереса к этому выбору.
Другие, теша свое тщеславие, вынуждают ребенка заниматься тем, что вызывает у него одни негативные эмоции и подсознательное ощущение, что он несет незаслуженное наказание.
Оба подхода сходны в одном,- нежелании разобраться в реальных интересах и увлечениях своего ребенка. Развитие способностей ученика предполагает его заинтересованность в определенной деятельности.
Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы вызвать у него желание, интерес, а потом организовать эту деятельность.
Стремление родителей максимально развить таланты своего ребенка должно быть подкреплено их готовностью распознать его задатки, предоставить ряд возможностей попробовать себя в разных областях деятельности.
При этом необходимо следить, какие занятия вызывают у ребенка наибольший интерес, приносят ему удовольствие.
Распознавание и развитие талантов ребенка находится в сильной зависимости от воспитательных способностей родителей, от наличия у них желания и терпения на проведение такой кропотливой работы.
Более того, учебная деятельность школьников, качество выполнения ими домашних заданий часто становятся причиной разногласий в семье.
Нежелание признать свою несостоятельность в вопросах, связанных с учебой ребенка, неумение разобраться в причинах имеющихся у него проблем, ощущение собственного бессилия или раздражения в ситуациях неэффективного общения с ребенком вынуждают родителей прибегать к крайним методам воздействия. В результате учебная деятельность школьника может стать солидным препятствием в налаживании отношений.
Качество любой деятельности зависит от наличия профессионалов. Учебная деятельность школьников – это та область, в которой непрофессиональный подход может нанести наиболее ощутимый, а иногда и непоправимый вред развивающейся личности.
Пожалуй, правы некоторые родители, которые считают, что школа стремится переложить на семью свои обязанности. Ваша школа способна обеспечить эффективность и целостность образовательного процесса, имеет систему дополнительного образования и для многих родителей она может подсказать решение многочисленных проблем, связанных с обучением и развитием их ребенка.
К таким школам относятся школы полного дня. В подобных школах учебная нагрузка обычно рационально распределена в течение всего учебного дня, уроки и выполнение домашних заданий проводятся под руководством одного учителя, имеется единое расписание первой и второй половин дня, базовое и дополнительное образование, дополняет друг друга, организован отдых и досуг детей, то есть обеспечена возможность чередовать учебу, труд, отдых.
Иначе говоря, школа полного дня направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем.
Что касается готовности родителей к обучению ребенка в школе, то в первую очередь она определяется верой в его способности, готовностью в любых ситуациях поддерживать интерес школьника в учебе и помогать ему в обретении самостоятельности, поддерживать уверенность в своих силах.
Решение остальных вопросов, непосредственно связанных с процессом обучения и организацией досуга ребенка, зависит от сознания родителями своей психолого-педагогической компетентности, а также выдержки и терпения, необходимых для полноценного общения и результативных занятий.
Источник
Доклад на тему
«Становление личности учащегося через формирование ведущих учебных действий».
Подготовила учитель начальных классов
Восканян Ольга Владимировна МБОУ «СОШ №9»
г. Энгельса Саратовской области.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.
Младший школьник находится в новых для него условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Личность – сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.
Комплекс устойчивых компонентов личности
– Темперамент
– Характер
– Способности
– Мотивация
Темперамент – это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.
Типы темперамента
Флегматик. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительности прилежанием.
Холерик. Быстрый, страстный, порывистый, однако совсем неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого. Если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
Характер – целостные свойства личности, постоянно проявляющиеся в ее поведении (в отношении к миру и людям). По сути, характер личности состоит из привычек и установок.
Особенности характера
Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отношение личности к окружающим (коллективу) и отношение личности к труду.
Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, грубость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно отношение к людям и труду.
Способности – индивидуальные особенности личности. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.
Сами по себе способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Способности формируются в деятельности. Причем, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.
Виды способностей.
Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:
- Учебные и творческие.
- Умственные и специальные.
- Математические.
- Конструктивно-технические.
- Музыкальные.
- Литературные.
- Художественно-изобразительные.
- Физические.
- Парапсихологические (экстрасенсорные).
Мотивация – побуждение к действию.
Оптимум мотивации.
Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении0 наступают определенные разлады, т.е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т.п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум ) мотивации, при котором деятельности выполняется лучше всего (для данной человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результата.
Мотивационная сфера, как считает А.Н.Леонтьев, – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Другие широкие социальные мотивы учения – долг, ответственность, необходимость получения образования и т.п. – тоже осознаются учениками, придают определенный смысл их учебной работе.
Считается, что ученику для становления самооценки, развития учебной мотивации и сохранения душевного комфорта необходима особая атмосфера в классе (ее называют атмосферой психологической поддержки) и положительные в целом оценки его учебной работы и поведения. Положительные оценки должны преобладать над отрицательными, должны быть исключены оценки неопределенные, при которых ребенок не понимает. Как он ответил и что думает об этом учитель, и крайне негативные оценки – упреки, нотации, сарказм и т.п. Самое сильное воздействие оказывают глобальные оценки личности, используемые иногда учителями вместо оценок результатов деятельности: «Ты глуп (или тупой, совершенно неспособный») вместо «Ты решил эту задачу неправильно»).
Почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов.
Остановимся на раскрытии факторов, которые оказывают влияние на становление личности младших школьников в учебной деятельности. Этими факторами являются:
- Изменение жизненной позиции школьника.
- Перестройка его уровня притязаний и формирование адекватной самооценки.
- Изменение жизненной перспективы.
Жизненная позиция школьников определяется его взаимоотношениями с другими учениками, с учителем; характером протекания учебной деятельности.
Главным видом человеческой деятельности, определяющим само возникновение и историческое развитие человека, становление его сознания является труд; он представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно-полезных продуктов – материальных или идеальных. Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному преобразованию ситуации, предмета, созданию чего-то нового в этом преобразовании.
В.В.Давыдов считал, что в структуру УД входят:
– учебные ситуации (или задачи);
– действия контроля и оценки;
– учебные действия.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.
В структуре учебной деятельности выделятся следующие учебные действия:
– восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации;
– наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне её;
– сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
– предметно-практические действия;
– устное или письменное изложение усвоенного материала;
– языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
– подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
– выполнение различных задач и упражнений;
– оценка качества действия. События, поведения.
Учебное действие складывается из учебных операций. Ребенок усваивает понятия, действуя с предметами. Можно просто сообщить ему, из каких частей состоит слово, показать на примере, затем предложить ряд задач на определение корня и других морфологических частей слова, а можно вооружить ребенка способами, посредством которых определяются части слова. Во втором случае дети выполняют учебное действие, которое складывается из ряда учебных операций. Знание способов действия обеспечивает как успех в деятельности, так и успешный результат. Успешный же результат стимулирует активность и поддерживает устойчивую мотивацию.
Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения приобретают сами ученики (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться). Выделение учебной задачи может представлять для младших школьников значительные трудности, поэтому в конце каждого урока учитель должен отводить время на то, чтобы проверить, как ученики поняли смысл выполняемых конкретных заданий. Вопрос «Чему мы сегодня научились на уроке?» помогает детям понять, что они, например, не просто рисовали в тетради палочки и раскрашивали кружочки, а учились вычитать (или складывать) числа.
Неумение выделять учебную задачу проявляется в том. Что смысл действия не раскрывается ребенку как общий способ решения задачи, а подменяется его конкретным предметным содержанием. Например, первокласснику надо нарисовать пять елочек, а не больше. И вот, стараясь сделать все как можно лучше, малыш выводит и раскрашивает десять елочек вместо пяти. При решении арифметических задач внимание маленького школьника сосредотачивается на сюжетных моментах. Он бурно негодует, узнав, что мама дала сестренке на два яблока больше, чем брату, и требует: «надо поровну».
Диагностика уровня сформированности у школьников учебных действий при решении учебных задач является одной из актуальных проблем дидактико-психологических исследований. Разрабатываемые на их основе материалы математического и лингвистического содержания могут быть использованы на соответствующих уроках не только в диагностических, но и в развивающих целях.
Рассмотрим основные особенности учебных действий. Исходным и, можно сказать, главным действием является преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого всеобщего отношения того объекта, который должен быть отражен в соответствующем теоретическом понятии.
Следующее учебное действие состоит в моделировании выделенного всеобщего отношения в предметной, графической или буквенной форме.
Еще одно учебное действие состоит в преобразовании модели с целью изучения свойства выделенного всеобщего отношения объекта. Это отношение в реальных условиях задачи как бы «заслоняется» многими частными признаками, что в целом затрудняет его специальное рассмотрение. В модели это отношение выступает зримо и можно сказать «в чистом виде».
Следующее учебное действие состоит в выведении и построении определенной системы частных задач. Благодаря этому действию школьники конкретизируют исходную учебную задачу и тем самым превращают ее в многообразие частных задач, которые могут быть решены единым (общим) способом, усвоенным при осуществлении предыдущих учебных действий. Действенный характер этого способа проверяется именно при решении отдельных частных задач, когда школьники подходят к ним как к вариантам исходной учебной задачи и сразу, как бы «с места» выделяют в каждой из них то общее отношение, ориентация на которое позволяет им применять ранее усвоенный общий способ решения.
Большую роль в усвоении школьниками знаний играют учебные действия контроля. Выполнений действий контроля и оценки предполагает обращение внимания школьников к содержанию собственных действий с точки зрения соответствия требуемому задачей результату.
Школьники не создают понятий, образов, ценностей и норм общественной морали, а присваивают их в процессе учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры.
В своей учебной деятельности школьники воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм. Поэтому обучение в школе всем предметам необходимо строить так, чтобы оно, в сжатой, сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний.
В процессе учебной деятельности подрастающие поколения воспроизводят в своем сознании те теоретические богатства, которые человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры. Как и другие виды воспроизводящей деятельности детей, их учебная деятельность является одним из путей реализации исторического и логического в развитии человеческой культуры.
Обучение и становление личности тесно связаны друг с другом: они – не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие личности, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку выбрать правильное действие для решения учебной задачи, тем самым развивая мыслящую в нестандартных ситуациях личность.
Литература:
1. Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104 с.
3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984. 432 с.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 240 с.
5. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2. т. Т. 1. М., 1983. 392 с.
6. Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.И. Фельдшьтейн. М.: Б.и., 1983.
7. С чего начинается личность. 2-е изд. М., 1983. 360 с.
8. Формирование учебной деятельности школьников./Под ред. В.В.Давыдова. М., 1982.
Источник