Развития личности ребенка в 1 классе
Развитие личности младшего школьника
В первые дни школьной жизни ребенок бывает так переполнен новыми впечатлениями, что у него проявляются несвойственные ему особенности.
Факторы, влияющие на личность и поведение ребенка в начале обучения:
1. Резкое изменение режима дня. Многие дети становятся предоставленными сами себе после занятий в школе. Это дезорганизует их. В школе ребенку приходиться постоянно заниматься напряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду он в основном был занят игрой.
2. Новые взаимоотношения. Первые дни он полностью поглощен учебой, не общается почти со сверстниками. В детском саду он постоянно общался со сверстниками во время игр.
3. Личность учителя. Отношения с учителем складываются только в процессе учебной деятельности. Они более сдержанны и деловые. Дистанция, между учителем и учеником больше, чем между воспитателем и ребенком в детском саду.
4. Школьный коллектив. В общешкольном коллективе первоклассники чувствуют себя беспомощными малышами. В то время как в детском саду они были самыми старшими и главными помощниками взрослых.
Не смотря на перечисленные факторы, основное влияние продолжают оказывать:
• потребность во внешних впечатлениях (на их основе должна формироваться мотивация учения).
• потребность в движениях (поэтому ребенок такой непоседа, с трудом высиживает 45 минут на уроке, поэтому необходимы динамические паузы во время урока и подвижные игры на перемене),
• потребность в игре (поэтому необходимы игровые моменты на уроке). Младший школьник с увлечением играет, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Однако правильно организуемые и направляемые игры помогают учителю создавать спаянный ученический коллектив, формировать волю и др.
Личность младшего школьника формируется и проявляется через общение. По сравнению с дошкольником круг общения первоклассника сужается. В первую очередь для него значима личность учителя. Учитель – главный и беспрекословный авторитет. На общение с ним, прежде всего и направлен первоклассник. Своих одноклассников ребенок воспринимает первое время тоже «через учителя» – верит оценке учителя.
В первом классе еще нет подлинных межличностных отношений, отсутствует классный коллектив.
Во втором и третьем классах ситуация изменяется: учитель становится менее значим, хотя и остается авторитетом. В классе начинают формироваться малые группы по интересам.
Умственное развитие младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-преподавателями, почти всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей . За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.
Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной.
На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями. Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребенка идет как односторонний процесс.
При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных упражнений, направленных на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия. Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИЛЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ДЕЛОВАЯ ИГРА
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ТЕРНОВЫХ СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
МИЛЬКОВО
2008Г.
Оборудование, оформление, инвентарь:
Для каждой игровой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки, фломастеры, карандаши, таблички с названием группы; столы располагаются в комнате по кругу, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга; на доске изображено «дерево успеха», мультимедийная презентация к собранию, мультимедийный проектор, ноутбук.
Цели:
- Выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях формах и способах содействия развитию личности младшего школьника;
- Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами школы.
Участники:
Родители учащихся 1-го класса, классный руководитель, воспитатель и школьный психолог.
Подготовительная работа:
- За две недели до начала собрания родителям предлагается заполнить бланк анкеты «Выбор пути». (см. приложение)
- Изготавливаются приглашения на собрания для родителей.
- Изготавливаются для игровых групп таблички:
- Изготавливается для каждого родителя «Памятка родителям первоклассников»
- Школьный психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей первоклассников.
- На уроке труда, для каждого родителя дети готовят три жетона разных цветов в форме яблока – красный, жёлтый, зелёный.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
СОБРАНИЯ
- Выступление кл. рук-ля «Особенности развития детей 6-7 летнего возраста»
- Выступление психолога школы Харловой Н.Н. «Мотивационная готовность ребёнка к обучению в школе. Результаты психодиагностики учащихся и анкетирования родителей.
- Деловая игра «Проблемы развития личности».
- Решение родительского собрания.
ХОД СОБРАНИЯ.
- Встреча родителей.
Родители занимают места для работы, в зависимости от выбранных жетончиков.
2.Объявление темы, цели, повестки собрания.
Уважаемые родители, приближается к концу 1четверть учебного года. Для всех нас она была трудной. Ребята проходят сложный период адаптации к школе, привыкают к учителям, к требованиям. Вы – к роли родителей учеников. Мы – учителя стараемся, чтобы этот период прошёл как можно легче, без последствий для учащихся.
За прошедший период удалось добиться некоторых результатов: ребята стали более организованными, дисциплинированными, постепенно учатся слышать и слушать учителя. В учебной деятельности у нас большое продвижение. Мы выучили 12 букв, научились сливать их в слоги и читать. Изучили числа от 0 до 10.
Ребят обследовали педагог и психолог. Сегодня о результатах диагностики, вам расскажет Харлова Н.Н. наш психолог.
Пришло время определиться нам с вами, как же мы будем работать над развитием личности наших детей и в школе и дома. Итак, тема нашего собрания «Развитие личности младшего школьника».
(слайд) Цель собрания выявить в ходе собрания представления родителей о проблемах, путях, формах и способах содействия развитию личности младшего школьника.
Повестка родительского собрания:
- Выступление кл. рук-ля «Особенности развития детей 6-7 летнего возраста»
- Выступление психолога школы Харловой Н.Н. «Мотивационная готовность ребёнка к обучению в школе. Результаты психодиагностики учащихся и анкетирования родителей.
- Деловая игра «Проблемы развития личности».
- Решение родительского собрания.
Вы опять работаете в микрогруппах. Также будет работать группа экспертов под руководством психолога Харловой Н.Н. В группу экспертов я приглашаю сегодня: Анисимову Н.В. , Болотову М.Ю. или Болотова В.В. и Сысоеву О.В.. Выступление кл. рук-ля.
(слайд) Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, добиваться хороших результатов в учебной работе.
В этот же период жизни 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. (слайд) Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Ваше серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и умений, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.
Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Хочется немного рассказать о психофизиологических особенностях ваших детей. Они играют очень важную роль в развитии личности детей.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребёнка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания и мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока ещё достаточно ограничены. Потому что многие процессы, происходящие в коре головного мозга, ещё не завершили своего формирования.
Всё это ведёт к тому, что первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны и впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук ещё очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами.
Внимание учащихся 1-х классов ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников хорошо развита непроизвольная память (память, не требующая специальных особенных усилий), которая формируется у ребят с помощью ярких, эмоционально насыщенных сведений и событий его жизни. А вот произвольная память, опирающаяся на применение специальных приёмов и средств запоминания, в том числе логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока ещё не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока ещё с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поэтому в школе мы ведём обучение, опираясь на наглядность и через игру.
Поведение первоклассников ( в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и преступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Вы, уважаемые родители, и мы – учителя должны это понимать.
Поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространённого противоречия: с порога школы от ребёнка требуют того, что ещё только должно быть сформировано.
И ещё одно важное обстоятельство: первый год обучения определяет порой последующую жизнь ребёнка. В это период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
4.Выступление психолога школы «Мотивационная готовность ребёнка к обучению в школе. Результаты психодиагностики и анализ анкетирования родителей»
В своём выступлении Нина Николаевна представила результаты психологочиеской диагностики учащихся 1 класса. Познакомила с различными диагностиками по обследованию учебной мотивации, внимания, мышления и моторики. Вывыод: у большинства учащихся плохо развито внимание, а также мелкая моторика рук.
Данные результатов анкетирования представлены в диаграммах.
- Деловая игра «Проблемы развития личности»
Кл. рук-ль ещё раз напоминает цель игры.
1этап. Разминка.
- Для начала давайте определимся с самим понятием «младший школьник». Каждая группа получит табличку «ДЕТИ», «АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ», «УЧИТЕЛЯ», «РОДИТЕЛИ», и в соответствии с полученным названиями выполните определённую роль.
На данном этапе вам необходимо согласно своей роли продолжить начало следующего предложения: «Младший школьник – это…» (продолжительность 5мин)
Каждая группа сдаёт экспертам лист, с подготовленным предложением.
2 этап.
На втором этапе группам предлагается определить проблемы, осложняющие процесс развития младших школьников. (прод-ть 15 мин.)
Группа экспертов докладывает о результатах разминки.
3 этап.
На третьем этапе игры группам предлагается из выявленных проблем развития младших школьников выделить самую важную и попытаться наметить пути её решения. (прод-ть 15 мин.)
Каждая группа рассказывает о результатах своей деятельности по выполнению 2 и 3 этапов игры.
- Самооценка участников игры.
В ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: «Работая с группой, я понял(а), что…»
- Решение родительского собрания
- Родительскому комитету класса совместно с классным руководителем обобщить предложения участников деловой игры, высказанные в ходе выполнения заданий на 2 и 3 этапах игры.
- Учесть эти предложения при разработке плана воспитательной работы с учащимися класса и при планировании деятельности родительского комитета.
- «Дерево успеха»
После принятия решения каждому родителю выдаётся три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить на «дерево успеха». Цвет жетона обозначает следующее:
Красный: СЧИТАЮ, ЧТО НАШ РЕБЁНОК УЧИ-ТСЯ В ШКОЛЕ И КЛАССЕ, КОТОРЫЕ, В ОСНОВНОМ СООТВЕТСТВУЮТ МОИМ ПРИТЯЗАНИЯМ;
Жёлтый: – У МЕНЯ СУЩЕСТВУЮТ НЕКОТОРЫЕ СОМНЕНИЯ;
Зелёный: – ЖАЛЕЮ О СДЕЛАННОМ ВЫБОРЕ ШКОЛЫ И КЛАССА.
Родители выбрали только красные «яблочки»
Каждому родителю вручается «Памятка родителям первоклассников»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Давыдов В.В. теория развивающего обучения. М., 1996.
- Занков Л.З. Избранные педагогические труды. М., 1990.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков, 1998.
- Данилова Е.Л. Первоклассники. Материал для проведения родительского собрания. Газ. «Начальная школа» №29/ 2002.
САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕНОГО
РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ – ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Родительское собрание – деловая игра прошло в конце 1 четверти и явилось итогом работы в адаптационном периоде первоклассников, который ещё конечно не завершён у многих ребят , но определённые выводы сделать уже можно т.к. проведена большая работа психологом школы, учителем и воспитателем. Поэтому, большую помощь классному руководителю в подготовке и проведении родительского собрания оказала психолог школы Харлова Н.Н. Она провела психодиагностику, выступила с результатами на собрании, познакомила с результатами анкетирования родителей, а также была руководителем группы «экспертов».
Хочется особо сказать о результатах анкетирования родителей «Выбор пути». Они мыслят уже так, как нам предлагает концепция модернизации образования т.е.: родители хотят видеть своих детей подготовленными к современной жизни. В начальной школе они предлагают начинать с введения английского языка, что предусмотрено концепцией и новым базисным учебным планом, введением курсов по дополнительным дисциплинам и группой продлённого дня для более старших классов (нам предлагают в документах школу полного дня). Думаю, что эти родители также будут согласны и с введением профильного обучения , которое как раз и рассчитано на то, чтобы максимально приблизить ребёнка к условиям современной жизни. Из вышеперечисленного можно сделать вывод: родители реально оценивают сложившуюся ситуацию в окружающей нас жизни, видят что в школе нужны нововведения, как того требуют современные условия.
Что касается деловой игры, то здесь родители поработали достаточно плодотворно. Они смогли войти в роль, предусмотренную для каждой группы и написали интересные предложения.
На втором и третьем этапах родители смогли определить проблемы в развитии личности своих детей и наметить пути их решения. Главной проблемой для вех групп оказалось недостаточно развитое внимание и по решению родительского собрания работа по этому направлению будет проводиться систематически в школе и дома. Во 2 четверти будет запланировано и проведено родительское собрание – практикум «Как помочь ребёнку стать внимательным». Где родителей познакомят с понятием внимания и его основными свойствами, а также родителям на собрании предложат изучить упражнения и игры по развитию внимания.
После того, как заполнили «дерево успеха», на нём не оказалось ни одного яблока жёлтого или зелёного цвета. Дерево было красным. А это значит, что родители считают выбранные школу и класс, соответствующими их притязаниям.
ДЕТИ
РОДИТЕЛИ
УЧИТЕЛЯ
ЭКСПЕРТЫ
АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
Источник