Развития института защиты прав ребенка

Развития института защиты прав ребенка thumbnail

В июне отмечается ряд праздников, приуроченных защите прав детей: Международный день защиты детей (01 июня), Международный день невинных детей-жертв агрессии (04 июня) и День защиты детей Африки (16 июня). В дни празднования предлагаю вспомнить эволюцию института защиты прав ребенка как в России, так и за рубежом.

При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации

Историко-правовой анализ возникновения и развития защиты прав ребенка имеет важное как теоретическое, так и практическое значение, проявляющееся как в семейном праве, так и в смежных отраслях права. До принятия христианства на Руси была признана власть обоих родителей над детьми, существовало право родителей отдавать детей в рабство. С принятием христианства на Руси (988г.) отношение к детям изменилось, на положение которых стали влиять церковные каноны, христианская семейная мораль и древнерусское право.

В источниках права Древней Руси первое упоминание о правах ребенка содержится в Русской Правде, разграничившей «детей господина» и «рабьих» детей. По Русской правде, незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущество – он получал двор отца. Древнерусское право заимствовало из византийского права правило о приеме стороннего в составе семьи через усыновление, которое изначально рассматривалось как «способ защиты осиротевшего ребенка, позже это переросло в желание иметь наследника».

Следующий этап становления института прав ребенка приходится на период образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.), зафиксирован в Судебниках 1497 и 1550 гг., Стоглаве 1551г.,  Домострое (XVI в.).

Во времена Петра I статус внебрачного ребенка предопределялся статусом матери, но отец должен был принимать участие в обеспечении ребенка[1]. За внебрачными детьми закреплялись не все права, которые предусматривались за детьми, рожденными в браке, к примеру, закон их ограничивал в праве наследования после смерти отца.

Можно отметить уменьшение абсолютизма родительской власти в рассматриваемый период. Петр I снизил срок отдачи детей своими родителями внаем пятью годами, воспретил против воли детей: отдавать в монастырь, женить, отдавать замуж. Петр I Указом от 20 января 1714 г. закрепил контроль на заключение брака в отношении тех лиц, «которые ни в науку, ни в службу не годятся, жениться и замуж идтить не допускать». При Петре I устанавливается за детьми признание личных прав.

Право ребенка на опеку, которая была известна еще со времен Древней Руси, признавалось и в XVIII в. при Екатерине II. Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет – опека, с 14 до 21 – попечительство, предусмотрел систему органов опеки. Этим Указом также устанавливались лица, которые не могут быть опекунами, и, в отличие от Русской Правды, опекун, помимо управления имуществом сироты, выполнял еще воспитательную функцию. При установлении опеки соблюдался сословный принцип. Эпоха правления Екатерины II ознаменовалась расширением прав ребенка. При Екатерине II функционировала  система учреждений для детей-сирот: учреждались специальные государственные организации – воспитательные дома для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей.

Следующим рубежным ‏этапом ‏вполне ‏обоснованно ‏можно назвать‏ создание‏ ювенальной ‏ юстиции в ‏Российской ‏империи, т.е. специальных судов ‏по ‏делам ‏несовершеннолетних. Далее можно выделить советский период, который был в первую очередь связан с ликвидацией ювенальных судов и построением целой системы социального обеспечения и охраны материнства и детства.

Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты на международном уровне  женщинами в 1925 году, на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался  01 июня в 1950 году.

На международном уровне в целях обеспечения детям счастливого детства, их прав и свобод, которые должны быть использованы на их собственное благо и благо общества, приняты Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

Российское законодательство о правах несовершеннолетних включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года и пр. Также к защите прав несовершеннолетних в России относятся отдельные нормы СК РФ,  ГК РФ, ТК РФ.

Итак, на современном этапе основными гарантиями прав детей являются право на семью, образование, охрану здоровья и ряд других.

Список источников:

  1. Владимирский -Буданов М. Ф.Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 с.
  2. Домосторой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000.
  3. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. – Москва: Проспект, 2010. – 160с.
  4. Невзоров А. С. Опека над несовершеннолетними. Ревель. 1892.
  5. Неволин К. А. История российских гражданских законов. Т.1. СПб., 1851.  
  6. Нечаева А.М. Охрана прав детей в России (историко-правовой аспект). М., 2001.
  7. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е. Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 231с.
  8. Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2011. – 96 с.
  9. Трошкина О. Н. Социально-правовая защита несовершеннолетних в России / Журнал Модернизация образования, 2012 г. №1.
Читайте также:  Уровень развития ребенка по фэмп

[1] Семейное право: Учебник под ред. П.В. Крашенинникова.

Бесплатная онлайн-конференция

30 сентября расскажем, что изменилось в договорной и судебной работе после летних Пленумов ВС.
Зарегистрироваться >>

На конференции обсудим:

  • Как по-новому зачесть обязательства
  • По каким правилам заключить соглашение об отступном
  • Что изменилось в апелляции и кассации

Участвовать

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпевало значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. Затем долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а после этого возраста – как к взрослым, и приучали их к нелегкой жизни зрелого человека той поры. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого [3].

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость, со стороны, Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.

В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2); ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5) [1].

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось «осуществление международного сотрудничества… в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех» [5].

Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений. Международная защита прав ребенка в рамках ЮНИСЕФ осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность); 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Читайте также:  Развитие математических навыков у ребенка 5 лет

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность по защите прав ребенка. Она велась по двум направлениям:

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. При подготовке Всеобщей декларации прав человека Экономический и Социальный совет предложил Комиссии по правам человека рассмотреть одновременно Всеобщую декларацию прав человека и проект Декларации прав ребенка. В 1946 г. Экономический и Социальный совет решил, что, хотя принципы Женевской декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям Организации Объединенных Наций в области прав человека. И в том же году Социальная комиссия обсуждала возможность разработки декларации. На 6-й сессии Социальной комиссии (1950) был принят проект Декларации под названием «Декларация прав ребенка» [2]. Экономический и Социальный совет в 1950 г. передал проект этой Декларации на рассмотрение Комиссии по правам человека, которая включила вопрос о Декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). Подготовив проект Декларации на своей 15-й сессии в январе 1959 г., Комиссия представила его 14-й сессии Генеральной Ассамблеи, где он рассматривался Комитетом по социальным, гуманитарным и культурным вопросам. Проект Декларации вызвал острую дискуссию.

Представители СССР и других социалистических стран считали, что провозглашения общих принципов защиты прав детей в Декларации недостаточно и что ее следует дополнить указанием конкретных мер, которые должны быть приняты государствами для содействия осуществлению этих прав. Представители же западных стран подчеркивали, что в Декларации следует перечислить лишь принципы, так как данный документ является не более чем утверждением добрых намерений и носит лишь рекомендательный характер. В результате предложение СССР было отклонено. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла Декларацию прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х гг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка [9].

Вопрос о необходимости придания правам детей силы международного обязательства встал при подготовке к проведению Международного года ребенка (1979), главной целью которого было «укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств» (резолюция Генеральной Ассамблеи 31/169 от 21 декабря 1976 г.). Тогда, в 1979 г. по инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. Однако решение о разработке Конвенции не было таким уж очевидным. С самого начала работы над проектом Конвенции обозначилось политическое противостояние между США и СССР и их союзниками. Первоначальный проект Конвенции, представленный Польшей, почти весь был сфокусирован на экономических, социальных и культурных правах, которые западные страны не признавали как юридически обязательные.

Ожидалось, что они не поддержат проект, и тогда их можно было бы обвинить в том, что они не заботятся о детях. Соединенные Штаты и их союзники ссылались на то, что права детей уже защищены рядом конвенций по правам человека, в том числе и двумя Пактами о правах человека, и что создание специальной конвенции для детей невыгодно, так как иногда специальное обращение может привести к их дискриминации.

В начале 80-х гг. переговоры по поводу Конвенции стали прогрессировать, так как Конвенцию поддержали развивающиеся страны, которые увидели в ней полезный инструмент для поддержки своих требований по поводу глобальной экономической и социальной справедливости. США ответили на эту растущую поддержку предложением новых статей, которые предоставляли детям гражданские и политические права. Они надеялись, что поддерживающие разработку Конвенции страны не согласятся с включением данных прав, которые в большинстве этих стран являлись спорными даже для взрослых, что сделает конвенцию менее приемлемой. Но этого не случилось.

В середине 80-х, когда начали происходить перемены в Восточной Европе, «холодная война» подходила к концу, стало возможным продолжать работу над Конвенцией и оказывать повышенное внимание реальной ситуации, сложившейся с защитой прав детей. В это же время в разработку Конвенции активно включились Детский фонд ООН и большое число неправительственных организаций, что значительно ускорило ее принятие [6]. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка. 2 сентября 1990 г. после сдачи на хранение 20 ратификационных грамот Конвенция вступила в силу.

Читайте также:  Упражнения для развития памяти ребенка 8 лет

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей [7], охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей.

Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции — это положение, согласно которому государства должны обеспечить «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44) [8].

На начало 1998 г. 190 стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Из всех стран, признанных международным сообществом как суверенные государства, только 3 еще не ратифицировали Конвенцию (Сомали, Объединенные Арабские Эмираты, Оман). Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей; Советом Европы разрабатывается Европейская конвенция о правах ребенка), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. [4]

Основным документом в РФ по правам ребенка является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [10].

Права ребенка в РФ также закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ.

Подводя итог, можно сделать вывод, права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в результате реформ в XX веке, на современном этапе уже практически все государства мира, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав детей.

Литература:

1. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестник МГУ серия 7 Философия, 2004. – №6. С. 20.

2. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека. 2008.

3. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека, 2009.

4. Желаннова А. Права ребенка и педагогика// История. – 1997. – № 40. С. 33.

5. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. – 2004. – №5. – С.18.

6. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. – 2004. – №5. С.20.

7. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // ОБЖ, 2004, №5, с.20.

8. Каламкарян Р. А. Концепция права в современном международном праве. // Государство и право, 2008. – №6. –

9. Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. – 2002. – С. 48.

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 09.07.1998 г.

Источник