Развития и активного роста ребенка

Всем из нас интересно, каким наш ребенок будет, когда вырастет – толстый он будет или худой, высокий или низкий? В основном комплекция ребенка наследуется в генах от папы с мамой, он будет нечто среднее между ними. Но что и как конкретно будет влиять, и как, хотя бы примерно, он будет расти.

Итак, что такое рост?
Рост ребенка – это закономерный процесс увеличения тела по длине и в ширину, как он будет набирать вес. Наиболее верными процессы роста и развития будут тогда, когда ребенок растет в наиболее благоприятных для него условиях – он достаточно ест и спит, много гуляет, за ним правильно ухаживают, окружающая его среда благополучна.

На динамику роста будет влиять множество условий – влияние генов, гормональных воздействий, нагрузок, воспитание в семье и влияние среды, в которой он будет находиться. В процессе роста могут возникать различного рода неприятные и даже болевые проявления, могут возникать болезни, связанные с ростом и нарушения в развитии по росту или его прибавкам. Как родителям понять, что нужно беспокоиться и когда панику поднимать не стоит? Как помогать детям пережить ростовые скачки, чем помочь при болях роста и когда обращаться к ортопеду или другому врачу? Давайте с вами подробно разбирать все ростовые закономерности, прибавки и проблемы, которые могут возникать в процессе роста вашего карапуза.

Как растет ваш малыш?
Многие родители спрашивают меня на приемах, какого роста примерно будет наш малыш, как это узнать и рассчитать? Кроме того, родителей интересует, как правильно будет расти ребенок, на что нужно будет обратить внимание в периоды особенно активного роста тела. Конечно, в вопросах роста есть свои определенные закономерности, которые будут отражать правильный процесс роста скелета в определенном возрасте. Ребенок должен удвоить свой рост при рождении к возрасту четырех лет, к возрасту 12-13 лет утроить. То есть на примере моего сына – при рождении он был 56 см, в четыре года он должен быть минимум 112 см, а в 12 лет – 168 см.

Наиболее активно ребенок будет расти в первый свой год жизни, в среднем они вырастают наполовину, то есть на 20-25 см, с средних роста в 50-55 см они достигают 75-80 см в длину. Хотя могут быть вариации роста от 15 до 25 см, и это зависит от особенностей развития, состояния здоровья и многих факторов – часто болеющие дети, имеющие рахит и анемию, растут медленнее. Обычно дети растут пропорционально весу. На втором году детишки вытягиваются еще в среднем на 12-15 см, в третий год дети расту уже медленнее – прибавляя от 8 до 10 см в длину. А затем рост детей становится более стабильным, медленным и равномерным.

Теперь отдельно необходимо остановиться на явлениях, когда ребенок буквально за лето вырастает на несколько сантиметров в длину, вырастая из всех вещей. Это явление имеет в нашей научной среде название «ростовых скачков» или периодов скелетного вытяжения. У мальчишек он начинается обычно в пять лет, у девчонок в шесть – это первый скачок и он длится около полугода. Затем рост опять замедляется на несколько лет и второй скачок роста начинается уже в 10 лет у мальчиков, и в девять лет у девочек. Опять за полгода они подрастают сильно и быстро, а затем опять рост замедляется.

Третий период вытяжения и быстрого роста начинается в подростковом возрасте – обычно у мальчиков это период в возрасте от 12-13 до 15 лет, у девочек с 12 до 14 лет, и рост у молодых людей завершается в среднем к 17-18 годам, а вот девушки растут еще в среднем до 19-20 лет.

Итоговый приблизительный рост ребенка можно рассчитать таким образом:

Мальчики – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и к этому результату прибавить 6-7 см.

Девочки – рост мамы в см + рост папы в см поделить на два и вычесть из результата 6-7 см.

Но это достаточно усредненная формула, на рост детей влияют разного рода факторы.

Но зачем я так подробно об этом говорю?
При ростовых скачках, когда ребенок наиболее активно растет, возможны различного рода проблемы в самочувствии ребенка и могут развиваться патологии скелета. Об этих нарушениях в скелете необходимо помнить всегда. Чтоб у ребенка могла реализоваться заложенная программа роста, ему необходим запуск в организме особенных процессов – нейро-гормональной регуляции и программ, заложенных в генах. Однако, какие бы ни были правильные программы нервной и эндокринной системы, без дополнительного и регулярного поступления в организм строительного материала в виде белков, углеводов и жиров, а также достаточного количества витаминов и минеральных веществ, нормально расти малыш не сможет. Причем, это справедливо как для недостаточности этих веществ, но и при их избыточном поступлении в организм.

Процессами роста командует мозг, а точнее особый отдел мозга – гипоталамус с гипофизом, они задают гормональные программы роста и развития с самого рождения и до самой смерти организма. Особый отдел мозга – гипоталамус, выделяет группу рилизинг-гормонов, регулирующих факторов. Они могут выполнять функции регуляторов, стабилизаторов роста – их называют соматостатинами, и еще одной группы – соматолиберинов – активаторов роста. Эти гормоны в гипоталамусе выделяются в строго определенных концентрациях и помогают росту или тормозят его, в зависимости от концентраций.

Читайте также:  Нормы развития ребенка до года по месяцам доктор комаровский

Рост реализуется полностью запрограммированным процессом через действие эндокринной системы, гипоталамус подает сигналы гипофизу на выработку СТГ (сомато-тропного гормона). Его определенные концентрации влияют на рост малыша в детстве. Кроме того, под воздействием этого гормона делятся все клетки организма, происходит их обновление и растет тело в длину и ширину. Помимо этого, на рост оказывают влияние гормоны щитовидной железы, поджелудочной железы, гормоны надпочечника, половые гормоны и при повреждениях различных органов эндокринной системы могут быть нарушения роста с гигантизмом или карликовостью – о них мы поговорим позднее.

При постоянных стрессах адреналин, выделяющийся из надпочечников, начинает тормозить выделение СТГ и тормозить рост – именно поэтому дети из неблагополучных семей обычно более низенькие и щупленькие, чем их благополучные сверстники.

Как может меняться здоровье.
В периоды активного роста организма ребенка, особенно в периоде ростового вытяжения, могут быть некоторые сложности в здоровье, которые должны корректироваться в самых начальных этапах развития. При интенсивном росте организм ребенка начинает активно потреблять такие минералы, которые жизненно необходимы телу малыша, как кальций для прочности, фосфор для скрепления костей, и магний для упругости, без него кости будут хрупкими.

Если в периоде активного роста питание ребенка будет не полноценно сбалансированным, продукты будут содержать недостаточно этих минералов, тогда возникнет дефицит минеральных компонентов скелета. Это выражается в болезненности позвоночника и длинных костей, патологической хрупкости костей скелета и возможно даже деформации позвоночного столба и костей рук и ног. Устраняется проблема достаточно простым и быстрым способом, необходимо, чтобы питание ребенка было достаточным и правильным с достаточным объемом кальция, магния и фосфора. Это дают молоко и молочная продукция. Если же молоко или кисломолочку ребенку нельзя, тогда питание обогащается кальцием в виде витаминно-минеральных добавок, их рекомендуют обычно педиатр или ортопед.

Вторая и очень актуальная и распространенная проблема в здоровье ребенка в периоде его активного роста это развитие анемии, чаще всего возникает железодефицитная анемия, хотя могут быть и В-12, фолиево- и витамино-дефицитная анемия. Они могут возникать из-за повышенных расходов организменного железа или других необходимых организму веществ. Эти вещества необходимы на то, чтобы активно строилась мышечная ткань, обновлялась кровь и доставлялся кислород к активно делящимся клеткам тела. С пищей зачастую железа поступает немного, и оно дополнительно теряется с естественными отправлениями тела. Кроме этого, железодефицитная анемия и другие ее виды возможны при потерях железа с заболеваниями кишечника, при частых кровотечениях из носа, десневых, при частых простудах и обострении хронических болезней.

В периоды интенсивного роста, которые мы озвучивали уже выше, контроль за периферической кровью необходимо осуществлять не менее одного раза в полгода и при снижении гемоглобина ниже границы в 110 гл необходимо будет назначать курс железосодержащих препаратов наряду с правильной диетой не менее чем на три-шесть месяцев. Либо у детей из группы риска препараты железа назначают в составе поливитаминных минеральных добавок с целью превентивной профилактики анемии.

Это далеко не все проблемы роста и родителей зачастую волнуют периодически возникающие болевые приступы в теле или руках и ногах – так называемые боли роста. О них мы с вами подробно поговорим во второй части статьи, разберем проблемы роста и патологии с ним связанные.

Источник

Детское развитие — это важная часть воспитания ребенка. Если интеллектом малыша заниматься с раннего возраста, взрослея, он будет легче воспринимать информацию, добиваться значительных успехов в умственной, творческой, эмоциональной сферах. При этом не существует универсальной методики развития мозга ребенка. Родители должны подобрать ее индивидуально, опираясь на особенности собственного малыша. Для этого нужно прислушиваться к его потребностям и интересам, избегать чрезмерной критики, помогать и поддерживать на пути к взрослению. Как вырастить ребенка способным? Каких ошибок следует избегать родителям и какими правилами руководствоваться?

Периодизация детского развития

Жизнь малыша начинается с периода младенчества. Этот этап входит в закономерности детского развития, когда новорожденный только начинает осваиваться в мире. Постепенно совершенствуются способности видеть и слышать, различать цвета и формы.

Годовалый ребенок переходит в период раннего детства. Теперь он начинает активно интересоваться предметами. Закономерности детского развития утверждают, что на этом этапе малыш особенно любознателен, поэтому родителям стоит уделять больше времени играм и обучению.

Далее следует дошкольный возраст, который делится на младший и старший. Это время для развития речи, совершенствования мыслительных процессов. Ребенок увлекается ролевыми играми, ставит себя на место взрослых. Он интересуется общением со сверстниками, стремится совершенствовать слуховое восприятие речи окружающих.

Следуя закономерностям детского развития, далее, наступают младший школьный возраст, а после него – подростковый возраста. В это время заканчивается основная часть формирования интеллектуальных способностей и личности человека.

Какие бывают теории детского развития

Существует множество теорий, объясняющих процесс развития ребенка. Распространена гуманистическая концепция А. Маслоу, согласно которой, человек подвергается влиянию своих потребностей и мотивация. Благодаря этому происходит детское развитие. Человек постепенно удовлетворяет свои потребности в безопасности, любви, самореализации и других сферах общества, стремясь к независимости, духовному росту.

Психоаналитическая теория Э. Эриксона сосредоточена на эмоциях и взаимоотношениях. Согласно ей, ребенок постепенно переходит от чувств доверия и недоверия к миру к ощущению полноты жизни, преодолевая различные возрастные и поведенческие этапы.

Читайте также:  Отечественные концепции воспитания и развития ребенка

Развитие детского интеллекта попытался объяснить З. Фрейд. По его теории, ребенок проходит несколько стадий (от оральной до генитальной). Во время прохождения каждой из них он концентрирует внимание на определенном участке тела, приносящем ему удовольствие.

Родителям полезно знать основные теории детского развития, чтобы помочь ребенку вырасти всесторонне развитой и здоровой личностью.

Что такое раннее детское развитие?

Развитие детского интеллекта необходимо начинать с появлением младенца в доме. Чем раньше родители возьмутся за обучение малыша, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Раннее детское развитие может начинаться с младенческого возраста – ребенок развивается, когда с ним общаются взрослые, знакомится с простыми игрушками и предметами, эмоционально откликается на поведение родителей. именно эти реакции малыш закладывают в нем хорошую основу для высокого уровня интеллекта в будущем.

Ранее детское развитие, также, предполагает занятия с ребенком дошкольного возраста, то есть, от трех до шести лет. В это время дети начинают по-настоящему интересоваться окружающим миром. Им хочется бегать, прыгать, исследовать и изучать окружающий мир. Они овладевают речью, их привычки формируются, поведение становится более осознанным. Детское творчество и развитие родители часто стараются стимулировать дополнительными занятиями, которые проводят дома или водят малыша на специальные кружки. Это возможность заниматься развитием ребенка всесторонне.

Психологи, однако, напоминают, что не нужно резко отрывать ребенка от игрушек и приучать к умным книгам. Развивать умственные способности малыша нужно в игровой форме, не требуя от него напряженной работы.

Методики детского развития: что нужно знать родителям?

Многообразие методик позволяет родителям подобрать что-то подходящее конкретно их ребенку. Прежде чем приступить к обучению малыша, необходимо ознакомиться со всеми вариантами.

Метод Глена Домана предполагает развитие детского мышления практически с рождения. Родителям необходимо позаботиться о том, чтобы все игрушки, упражнения, карточки, которыми занимается малыш, совершенствовали его интеллектуальные навыки.

Методика М. Лазарева предполагает обучение ребенка с малых лет при помощи музыки, ярких цветов и движения. Техника гарантировано стимулирует развитие детского интеллекта, а для ее применения на практике существуют специальные «бимбаскеты» — специальные наборы.

Популярный метод М. Монтессори гласит, что детям необходимо лишь создать атмосферу для развития умственных способностей. По теории специалиста, ребенок до трех лет обучается быстрее и эффективнее.

Что включает в себя развитие детской моторики

Развитие детской моторики тесно связано с формированием речи и интеллекта ребенка, что обеспечивает близость двух отделов головного мозга. Именно по способности управлять руками часто судят подготовленность малыша к занятиям в школе, усвоению информации.

Заниматься ребенком нужно с младенчества. Развитие детской моторики предполагает игры с бусами, ладушки, манипуляции с бумагой. Можно предоставить ребенку возможность играть с маленькими крупинками или порисовать на песке, обязательно под присмотром взрослых. Моторику развивает классический массаж ладоней.

Развитие детской моторики стимулирует лепка, раскрашивание, вырезание и собирание паззлов. Способности рук улучшает перелистывание страниц книги, завинчивание крышек.

Какие бывают детские игры для развития речи?

Детские игры для развития речи — это действенный способ научить ребенка говорить четко и правильно. Малыши охотно учатся, когда они делают это в игровой форме. Родителями важно максимально разнообразить процесс обучения детей, сделать его проще и приятнее.

Необходимо заинтересовать ребенка, прежде чем начать работать над его устными навыками. Родители могут начать детские игры для развития речи с изучения животных. Мама или папа должны научить малыша имитировать звуки различных зверей и время от времени просить повторять их. Таким образом, ребенок сумеет отточить произношение отдельных слогов.

В специальной развивающей литературе и на просторах интернета можно найти множество стихов, полезных для совершенствования устных навыков малыша. Они легко запоминаются и содействуют отработке произношения различных звуков.

Детские игры для развития речи предполагают дыхательную гимнастику. Она помогает овладеть звуками «ш», «с», «э» и некоторыми другими.

Детские скороговорки для развития речи

Использовать детские скороговорки для развития речи можно с одного года, едва малыш научиться произносить первые отчетливые слоги и полноценные слова. Однако лучше всего заниматься с ребенком позже, когда он начнет понятно излагать собственные мысли.

Главное условие, которое нужно соблюдать, выбирая детские скороговорки для развития речи — веселье. Важно стараться превратить обучение в игру, а фразы подбирать запоминающиеся и забавные. Тогда ребенку будет интереснее повторять их за мамой или папой, учебный процесс не оставит плохих впечатлений.

Чтобы выучить вместе с малышом детские скороговорки для развития речи, следует повторить фразу несколько раз, четко проговаривая слова и звуки. Нельзя сразу требовать от ребенка быстрого произношения. Лучше всего использовать короткие стишки, чтобы их было проще запоминать. Для того чтобы был хороший результат – детские скороговорки для развития речи помогли сформировать речевой аппарат – заниматься необходимо регулярно, каждый раз внося в занятия разнообразие, чтобы ребенок не потерял интерес.

С чего начать детское творчество и развитие?

Развитию младенца содействует постоянное общение. Когда мама и папа читают малышу книги, поют песни, рассказывают стихи, они активизируют его умственную деятельность. Таким образом, детское творчество и развитие начинается с первых дней жизни.

Читайте также:  Все развитии ребенка в утробе фото

Чтобы дополнительно стимулировать ребенка, можно начать интенсивные занятия. Проводить их можно как самостоятельно, так и с помощью педагога. В любом случае необходимо подобрать индивидуально методику обучения в соответствии с особенностями малыша. Некоторые из них можно применять с рождения, другие — при достижении определенного возраста.

В детском творчестве и развитии главное – постепенность и отсутствие напряжения. Нельзя многого требовать от малыша и заставлять его учиться, иначе можно «отбить» у него тягу к знаниям.

Развитие детской инициативы

Самостоятельность — качество, которое необходимо воспитывать в ребенке с малых лет. Главное в этом деле — запастись терпением и приучать малыша постепенно.

Детское воспитание и развитие не должно начинаться со сложных поручений. Родители должны обучать ребенка самостоятельности с задач, которые он точно сможет выполнить. Для начала можно попросить собрать лишь часть игрушек в ящик или надеть штаны без помощи мамы или папы. Постепенно нужно усложнять задачи.

Важная часть детского воспитания и развития — родительская поддержка. Если ребенок проявляет инициативу и пытается справиться с вопросом самостоятельно, не нужно подавлять это желание и оказывать помощь, пока ее не попросят.

Что такое развитие детского самоуправления?

Детское самоуправление — это способность ребенка справляться без посторонней помощи. Формировать самостоятельность необходимо, ведь она важна для развития детского мышления. Ребенок, способный учиться и ухаживать за собой с минимальной помощью взрослых людей, упрощает и свою жизнь, и родительскую и вся семья получает больше времени для приятных и веселых совместных занятий.

Приучать малыша к самостоятельному выполнению заданий необходимо постепенно, однако, с раннего возраста. Пусть сначала дети собирают игрушки в комнате и одеваются с помощью родителей, но, с каждым разом помощь должна уменьшаться. Важно объяснять ребенку, почему необходимо поддерживать порядок и делать что-либо самостоятельно, хвалить его за проявление инициативы.

Детское воспитание и развитие невозможно без доверия и свободы. Если родители запрещают малышу делать элементарные вещи без посторонней помощи, он не сможет стать самостоятельным. Важно постепенно увеличивать масштабы свободы и больше доверять ребенку, чтобы помочь ему добиться успеха.

С чего начинается развитие детской одаренности

Одаренный ребенок требует повышенного внимания родителей и педагогов. Для развития детского интеллекта в таком случае необходимы особые условия. Важно окружить его предметами, нужными для удовлетворения любознательности и проявления изобретательности. Главным фактором развития является поддержка, исходящая от родителей и педагогов. Нельзя подавлять инициативу и творчество малыша, строго наставлять его и диктовать, что делать.

Кроме этого необходимо подобрать грамотного педагога, способного составить индивидуальную программу для ребенка. Полноценное развитие детского мышления со школьным учителем, который устанавливает для всех единые требования, может не привести к развитию детской одаренности.

Развитие детского интеллекта: правила

Тренировать умственные способности ребенка можно как дома, так и с педагогом. Однако в любом случае важно обеспечить ощущение поддержки и атмосферу дружелюбности во время занятий.

Развитие ребенка должно проходить в игровой форме. Не нужно заставлять малыша заниматься целыми днями — достаточно часа ежедневно. Для совершенствования умственной деятельности рекомендуют решать с ребенком логические задачи, отгадывать загадки на смекалку. Вероятно, детей постарше заинтересуют головоломки и интеллектуальные игры.

Детские отклонения в развитии

Для родителей ребенка, у которого наблюдаются детские отклонения в развитии, воспитание может стать трудным процессом. Стоит всерьез заняться малышом при проявлении следующих признаков:

  • страсть к однообразию;
  • нежелание общаться;
  • беспричинная агрессия;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • нарушения сна.

При подборе правильной методики обучения и профессиональных педагогов можно значительно уменьшить детские отклонения в развитии или ликвидировать их вовсе, в том случае, если они вызваны педагогической запущенностью.

Если причиной детского отклонения в развитии является задержка умственных способностей, ребенку нужно дополнительное сопровождение педагогов и родителей, возможно, занятия в коррекционной школе.

Какие есть нарушения психического развития в детском возрасте

Родители могут столкнуться с сенсорными нарушениями у ребенка. В таком случае у него будут наблюдаться серьезные проблемы со слухом и зрением. При поражениях нервной системы заметны умственная отсталость, нарушения речи и двигательных функций.

Если родители своевременно заметили тревожные симптомы и обратились за помощью к специалисту, есть высокий шанс ликвидировать детские отклонения в развитии. Поэтому при необычном поведении ребенка, прогрессировании нарушений стоит немедленно начать терапию.

Детское развитие — область, требующая определенных знаний и умений. Когда родители и педагоги активно вкладываются в этот процесс, у них есть все шансы вырастить психически здорового и способного ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Исследование способности к выбору в детских возрастах / Носкова Н. В. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология.. = 2010. – ВАК
  2. Формирование языковой картины мира ребенка раннего возраста / Ефимова М. В. // Ярославский педагогический вестник. = 2016. – ВАК
  3. Игра – форма организации жизни и деятельности детей / Батурина О. В. // Достижения науки и образования. = 2018
  4. Лепка в дошкольном возрасте как универсальное средство развития и познания окружающей действительности / Алексеева С. О., Башкатов И. А. // Историческая и социально-образовательная мысль. = 2017. – ВАК
  5. Творческая деятельность ребенка как основа развития психики и личности / Юнхуэй Се // Эксперимент и инновации в школе. = 2013
  6. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник