Развития человека от ребенка до старика
Фото: https://pixabay.com/ru
В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.
От рождения до года, норма: доверие к людям.
Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.
Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.
Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.
Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От одного года до трех лет, следующий важный период.
В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.
Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.
Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.
В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.
При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.
Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.
Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.
От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.
Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.
При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.
Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.
При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.
Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог
Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
Источник
Ïñèõîëîã: ×åëîâå÷åñêóþ æèçíü ìîæíî ñðàâíèòü ñ äëèííîé äîðîãîé. Êîãäà ÷åëîâåê ìîëîä, îíà êàæåòñÿ åìó áåñêîíå÷íîé, îí æèâ¸ò ñ îùóùåíèåì, ÷òî ó íåãî åù¸ âñ¸ âïåðåäè è â åãî ðàñïîðÿæåíèè ìíîãî âðåìåíè. Òàê ìíîãî, ÷òî ïîðîé îí äàæå íå çíàåò, êàê åãî èñïîëüçîâàòü è ÷åì çàïîëíèòü. Íà çàêàòå æèçíè, êîãäà áîëüøàÿ ÷àñòü ýòîé äîðîãè óæå ïðîéäåíà, ÷åëîâåê îãëÿäûâàåòñÿ íàçàä è âèäèò, ÷òî ãîäû ïðîëåòåëè, ñëîâíî îäèí ìèã. Îí ñîçíà¸ò, ÷òî âðåìÿ íåëüçÿ áûëî ðàñòðà÷èâàòü ïî ïóñòÿêàì â óùåðá òîìó, ÷òî áûëî çàäóìàíî, î ÷¸ì ìå÷òàëîñü. Ïîäðîáíåå î âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòÿõ ÷åëîâåêà ðàññêàæåò ìîé äðóã Âðà÷.
×òî òàêîå âîçðàñò?
Âðà÷: Âîçðàñò ýòî îäèí èç ïåðèîäîâ, ýòàïîâ èëè öèêëîâ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Íàñòóïëåíèå êàæäîãî âîçðàñòà ñîïðîâîæäàåòñÿ èçìåíåíèÿìè â îðãàíèçìå, â óìñòâåííîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà, à òàêæå â ñàìîì åãî îòíîøåíèè ê îêðóæàþùèì ëþäÿì è ìèðó â öåëîì.
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî ÷åëîâåê îò ðîæäåíèÿ äî ñìåðòè ïðîõîäèò ÷åðåç ïÿòü îñíîâíûõ âîçðàñòíûõ ýòàïîâ, ïÿòü ýïîõ ñâîåé æèçíè: äåòñòâî, îòðî÷åñòâî, þíîñòü, çðåëîñòü è ñòàðîñòü. Äàâàéòå ïîãîâîðèì î êàæäîì èç íèõ.
1. Äåòñòâî
×òî òàêîãî îñîáåííîãî â äåòñòâå?
Âðà÷: Äåòñòâî ýòî ñàìûé àêòèâíûé, ñàìûé ìíîãîîáðàçíûé ïåðèîä â æèçíè ÷åëîâåêà. Çà 11-12 ëåò îí ïðîõîäèò îãðîìíûé ïóòü îò íîâîðîæä¸ííîãî äî ïîäðîñòêà. Êàçàëîñü áû, ðåá¸íîê ïåðâîãî ãîäà æèçíè òîëüêî ñïèò, åñò è ïëà÷åò, ñîâåðøàåò ëèøü íåëîâêèå ïîïûòêè ïåðåìåùàòüñÿ â ïðîñòðàíñòâå, óïðàâëÿòüñÿ ñ ïðåäìåòàìè, âñòóïàòü â îáùåíèå. Íî èìåííî â ýòè ìåñÿöû ÷åëîâåê ñîñòàâëÿåò ìíåíèå î òîì ìèðå, â êîòîðûé ïðèø¸ë.  äåòñòâå âàæíî âñ¸: îêðóæàþùàÿ îáñòàíîâêà, ïèòàíèå, óõîä, èãðóøêè. Íî ñàìîå ãëàâíîå ëþáîâü. Åñëè ìàëûø ëèøàåòñÿ ëàñêè ìàòåðè, ó íåãî ðàçâèâàåòñÿ ãëóáîêàÿ ïñèõè÷åñêàÿ è ôèçè÷åñêàÿ îòñòàëîñòü.
Äåòñòâî ìîæíî ðàçäåëèòü íà íåñêîëüêî ïåðèîäîâ?
Âðà÷: Ñîâåðøåííî âåðíî. Ñäåëàâ ïåðâûå øàãè, ðåá¸íîê òåì ñàìûì âñòóïàåò â ïåðèîä ðàííåãî äåòñòâà îò ãîäà äî òð¸õ. Ýòî ñîâåðøåííî îñîáîå, óíèêàëüíîå âðåìÿ, êîãäà ÷åëîâåê îâëàäåâàåò òàêèìè ôóíäàìåíòàëüíûìè è ïðèíöèïèàëüíî íîâûìè äëÿ íåãî ñïîñîáíîñòÿìè, êàê õîäüáà, ðå÷ü è ìûøëåíèå.
Âîçðàñò îò òð¸õ äî øåñòè ëåò ïðèíÿòî íàçûâàòü äîøêîëüíûì äåòñòâîì. Ðåá¸íîê áûñòðî ðàñøèðÿåò ñîáñòâåííûå âîçìîæíîñòè: ñàì åñò è îäåâàåòñÿ, ó÷èòñÿ êàòàòüñÿ íà âåëîñèïåäå, ðèñîâàòü è ðåçàòü íîæíèöàìè. Îñîáåííî âàæíî â ýòîò ïåðèîä ñîâåðøåíñòâîâàòü ìåëêèå è òî÷íûå äâèæåíèÿ ðóê. Ïñèõîëîãè äîêàçàëè, ÷òî ïîäîáíûå äåéñòâèÿ íàïðÿìóþ ñâÿçàíû ñ ðàçâèòèåì ìîçãà.
Òðóäíûì èñïûòàíèåì äëÿ ìàëåíüêîãî ÷åëîâåêà ñòàíîâèòñÿ ïåðåõîä â ðàçðÿä øêîëüíèêîâ. Ðåçêî ìåíÿåòñÿ âåñü óêëàä æèçíè, ïîÿâëÿþòñÿ ïîñòîÿííûå îáÿçàííîñòè, ðàñøèðÿåòñÿ êðóã îáùåíèÿ. Åñëè ýòîò ïåðåõîä ñîâåðøèëñÿ óñïåøíî, òî îò 7 äî 11-12 ëåò ðàçâèòèå ðåá¸íêà ïðîòåêàåò ïëàâíî, áåç êàêèõ-ëèáî îñîáûõ ïðîáëåì. Îòíîøåíèÿ ñ ïàïîé è ìàìîé, îñòàâàÿñü ïî-ïðåæíåìó çíà÷èìûìè, âñ¸ æå îòõîäÿò íà âòîðîé ïëàí. Îãðîìíûì àâòîðèòåòîì îáëàäàþò ó÷èòåëÿ. Ðîæäàåòñÿ äðóæáà, ïîòðÿñàþò ïåðâûå ïðåäàòåëüñòâà. Íîðìàëüíî ðàçâèâàþùåãîñÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà îòëè÷àåò øèðîòà èíòåðåñîâ: îí óâëåêàåòñÿ òî ðèñîâàíèåì, òî ìóçûêîé, òî ñïîðòîì, ïðîáóåò ñåáÿ â ñàìûõ ðàçíûõ îáëàñòÿõ.
2. Ýòîò òðóäíûé ïåðåõîäíûé âîçðàñò
À ÷òî îñîáåííîãî â îòðî÷åñòâå?
Âðà÷: Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò íàçûâàþò ïåðåõîäíûì. Çà î÷åíü êîðîòêèé ñðîê ïðèìåðíî ñ 12 äî 15 ëåò (äåâî÷êè ÷óòü ðàíüøå, ìàëü÷èêè ÷óòü ïîçæå) ÷åëîâåê èç ðåá¸íêà ïðåâðàùàåòñÿ âî âçðîñëîãî. Ýòîò ïðîöåññ ñîïðÿæ¸í íå òîëüêî ñ ðàäîñòÿìè, íî è ñ òðóäíîñòÿìè.  ïåðèîä ñàìîãî áóðíîãî ðîñòà ìàëü÷èêè ïðèáàâëÿþò â ãîä îò 7 äî 12 ñì. Äåâî÷êè âûðàñòàþò íà 6-11 ñì â ãîä. Âíóòðåííèå îðãàíû, íå ïîñïåâàþùèå çà ðîñòîì òåëà, ðàáîòàþò ñ íàïðÿæåíèåì îòñþäà óòîìëÿåìîñòü, ñîíëèâîñòü. Ñíèæàåòñÿ óìñòâåííàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, âîçíèêàþò ïðîáëåìû ñ êîæåé è èçëèøíèì âåñîì. Íåäàâíÿÿ äåòñêàÿ ë¸ãêîñòü è ðåçâîñòü ñìåíÿþòñÿ íåóêëþæåñòüþ. Ðåçêî âûòÿíóâøèéñÿ ïîäðîñòîê ïîðîé íå èä¸ò, à òàùèòñÿ, íå ñàäèòñÿ íà ñòóë, à òÿæåëî ïàäàåò, òî è äåëî çàäåâàåò çà óãëû ìåáåëè, ñëîâíî îí íå ïðèâûê ê íîâûì ãðàíèöàì ñâîåãî òåëà.
Ïî÷åìó ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò íàçûâàþò «òðóäíûì»?
Âðà÷: Ôèçè÷åñêèå èçìåíåíèÿ âûçûâàþò ñìÿòåíèå. Òî è äåëî â ãîëîâó ïðèõîäÿò âîïðîñû: «Ïî÷åìó ÿ òàêîé òîëñòûé? Ïî÷åìó ó ìåíÿ íåïðîïîðöèîíàëüíî äëèííûå ðóêè è íîãè? Ïî÷åìó ó çäîðîâåííîãî ïàðíÿ âûñîêèé äåòñêèé ãîëîñ èëè çàìåòíàÿ ãðóäü ó äåâî÷êè, êîòîðàÿ åù¸ ÷óâñòâóåò ñåáÿ ðåá¸íêîì?» Ïîäðîñòêàì òðóäíî ïîâåðèòü, ÷òî âñå ýòè ïðîáëåìû âðåìåííûå, è ìíîãèõ îíè ïðèâîäÿò â îò÷àÿíèå.
Ïîäðîñòêîâûé âîçðàñò – ñàìûé äðàìàòè÷íûé â æèçíè ÷åëîâåêà. Âî ìíîãîì ýòî ñâÿçàíî ñ äâóñìûñëåííîñòüþ ïîëîæåíèÿ ïîäðîñòêà â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå. Îí âäðóã ëèøàåòñÿ áîëüøèíñòâà ïðèâèëåãèé äåòñêîãî âîçðàñòà. Îò íåãî æäóò âçðîñëîé ñåðü¸çíîñòè è îòâåòñòâåííîñòè çà ñâîè ïîñòóïêè. Ó÷èòåëÿ è ðîäèòåëè íå ñêëîííû ñíèñõîäèòåëüíî îòíîñèòüñÿ ê ïðîÿâëåíèÿì ëåãêîìûñëèÿ è áåñïå÷íîñòè âñåãî òîãî, ÷òî ïðîùàþò äåòÿì. Îäíàêî ïðåèìóùåñòâà âçðîñëûõ ïîäðîñòêó íå ïðåäîñòàâëÿþòñÿ. Îí çàâèñèò îò ðîäèòåëåé ìàòåðèàëüíî è ìîðàëüíî, äîëæåí îò÷èòûâàòüñÿ ïåðåä íèìè, êóäà èä¸ò, ñ êåì è çà÷åì. Ìåæäó ïîäðîñòêîì è âçðîñëûì ñëîâíî èä¸ò íåñêîí÷àåìûé ñïîð. «ß óæå íå ðåá¸íîê!» – çàÿâëÿåò ìîëîäîé ÷åëîâåê, îòñòàèâàÿ ñâî¸ ïðàâî íà ñàìîñòîÿòåëüíîñòü. «Íî òû åù¸ íå âçðîñëûé!» – îòâå÷àþò åìó, îãðàíè÷èâàÿ è êîíòðîëèðóÿ. «ß åù¸ íå âçðîñëûé!» – ãîâîðèò îí, ïðîñÿ î ïîääåðæêå è òåðïèìîñòè. «Íî òû óæå íå ðåá¸íîê!» – ñëûøèò îí íà ýòî è ñòàëêèâàåòñÿ ñ ïîñòîÿííûì òðåáîâàòåëüíûì íåäîâîëüñòâîì ñòàðøèõ.
Íó, êàê çäåñü íå ñîðâàòüñÿ!
Âðà÷: Äà, íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ïîäðîñòêà ÷àñòî îòëè÷àåò ðàçäðàæèòåëüíîñòü, äàæå àãðåññèâíîñòü. Ïîðîé ó íåãî âîçíèêàþò íàïðÿæ¸ííûå îòíîøåíèÿ ñ ñåìü¸é. Ïîäðîñòîê êàê áû îòñòðàíÿåòñÿ îò ðîäèòåëåé, ïåðåñòà¸ò ïðèçíàâàòü èõ íåçûáëåìûé àâòîðèòåò. Îñîáóþ ðîëü â åãî æèçíè íà÷èíàþò èãðàòü ñâåðñòíèêè. Îòðî÷åñòâî – ýòî âîçðàñò êîëëåêòèâèçìà è ïîäðàæàíèÿ. Ïîäðîñòîê ñòðåìèòñÿ îäåâàòüñÿ, ãîâîðèòü è äóìàòü «êàê âñå íàøè».
3. Þíîñòü è çðåëîñòü
Ïîäðîñòêîâûå ïðîáëåìû ñî âðåìåíåì ïðîõîäÿò?
Âðà÷: Ê 16 ãîäàì â îñíîâíîì çàâåðøàåòñÿ óñêîðåííûé ðîñò îðãàíèçìà, óëó÷øàþòñÿ ñàìî÷óâñòâèå è âíåøíîñòü. Íàñòóïàåò ïîðà þíîñòè. Ðåá¸íîê îêîí÷àòåëüíî ïðåâðàùàåòñÿ âî âçðîñëîãî. Èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ñóùåñòâåííîé ðàçíèöû ìåæäó ìûøëåíèåì þíîøè è âçðîñëîãî ÷åëîâåêà íåò. Ðàñöâåò ïåðåæèâàþò è äðóãèå ñïîñîáíîñòè: â þíîñòè ÷àñòî ñî÷èíÿþò ñòèõè è ïåñíè, ðèñóþò, èãðàþò â ñïåêòàêëÿõ, èçîáðåòàþò. Þíîøà óæå, êàê ïðàâèëî, çíàåò, ÷òî åìó íóæíî, è ìîæåò óïðàâëÿòü ñîáîé. Ìåíÿåòñÿ îòíîøåíèå ê ó÷¸áå: îíà âîñïðèíèìàåòñÿ òåïåðü êàê ÷àñòü ñîáñòâåííûõ æèçíåííûõ ïëàíîâ. Îäèí èç îñíîâíûõ âîïðîñîâ ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà «Êòî ÿ?» ñìåíÿåòñÿ âîïðîñàìè î ñâîèõ æèçíåííûõ öåëÿõ: «×åãî ÿ õî÷ó?» è «×òî ÿ ìîãó?». Ñàìè îáñòîÿòåëüñòâà æèçíè çàñòàâëÿþò ñîâåðøàòü ñåðü¸çíûé âûáîð: ïðîôåññèè, êðóãà îáùåíèÿ, ñòèëÿ ïîâåäåíèÿ, à âîçìîæíî, è ñïóòíèêà æèçíè. Ïîñòåïåííî íàëàæèâàþòñÿ îòíîøåíèÿ ñî ñòàðøèìè. Ïåðåæèâ îñòðîå ðàçî÷àðîâàíèå â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, ÷åëîâåê â þíîñòè íà÷èíàåò ïî-íîâîìó îòíîñèòüñÿ ê ðîäèòåëÿì è ó÷èòåëÿì.
×åì çðåëîñòü îòëè÷àåòñÿ îò þíîñòè?
Âðà÷: Âçðîñëîñòüþ èëè çðåëîñòüþ ïðèíÿòî íàçûâàòü äëèòåëüíûé ýòàï ìåæäó þíîñòüþ è ñòàðåíèåì, ïðèìåðíî ñ 25 äî 60-65 ëåò. Ïîëîæåíèå â îáùåñòâå âçðîñëûõ ëþäåé áîëåå âûñîêîå, ÷åì ó ìîëîäûõ. È ýòî, â îáùåì, ñïðàâåäëèâî: óæå íàêîïëåí æèçíåííûé îïûò, åñòü çíàíèÿ è óìåíèÿ, êîòîðûå ïðèîáðåòàþòñÿ òîëüêî ñ âîçðàñòîì. Âçðîñëûé ÷åëîâåê ýòî ñîñòîÿâøàÿñÿ ëè÷íîñòü ñî ñâîèì áàãàæîì çíàíèé è óìåíèé. Âçðîñëûé ÷åëîâåê ñïîñîáåí ïðèíèìàòü ñàìîñòîÿòåëüíûå ðåøåíèÿ è ãëàâíîå íåñòè îòâåòñòâåííîñòü çà ñäåëàííûé âûáîð, áûòü õîçÿèíîì ñîáñòâåííîé ñóäüáû. Âìåñòå ñ òåì ëþäè ñ áîãàòûì æèçíåííûì îïûòîì ñïîêîéíî îòíîñÿòñÿ ê æèçíè, ïðèíèìàÿ å¸ òàêîé, êàêàÿ îíà åñòü.
4. Ñòàðîñòü
Ñòàðîñòü ó âñåõ ðàçíàÿ!
Âðà÷: Âåðíî. Ëþäè ïî-ðàçíîìó ïðîæèâàþò äåòñòâî, þíîñòü, çðåëûå ãîäû, íî, ïîæàëóé, íèêîãäà ýòà ðàçíèöà òàê íå áðîñàåòñÿ â ãëàçà, êàê íà ñêëîíå äíåé. Êòî-òî è â 70, è â 80 ëåò ïîëîí áîäðîñòè, ïëàíîâ, èäåé, ê íåìó òÿíóòñÿ îêðóæàþùèå, åãî ìíåíèåì äîðîæàò. Äðóãîé â òîì æå âîçðàñòå ëèøü «äîæèâàåò», öåëèêîì ïîãëîù¸ííûé ñâîèìè áîëåçíÿìè è ñîæàëåíèÿìè îá óøåäøåé ìîëîäîñòè, à ïîñòîÿííîå áðþçæàíèå è ìàíåðà âñåõ ïîó÷àòü ñïîñîáíû âûçâàòü ðàçäðàæåíèå äàæå ó áëèçêèõ.
×åì âûçâàíà òàêàÿ ðàçíèöà?
Âðà÷: Ñ÷èòàþò, ÷òî ñàìîîùóùåíèå ÷åëîâåêà â ñòàðîñòè âî ìíîãîì çàâèñèò îò îöåíêè èì ïðîéäåííîãî ïóòè: èñïûòûâàåò ëè îí â èòîãå óäîâëåòâîðåíèå îò ñäåëàííîãî è ïðîèñøåäøåãî èëè îò÷àÿíèå, âûçâàííîå îñîçíàíèåì, ÷òî âñ¸ áûëî íå òàê, à òåïåðü íè÷åãî íå èçìåíèøü.
Ñàìîå òÿæ¸ëîå â ñòàðîñòè ýòî óòðàòèòü ñìûñë ñóùåñòâîâàíèÿ. Ãëàâíûå æèçíåííûå çàäà÷è âûïîëíåíû, îò ÷åëîâåêà óæå íèêòî íè÷åãî íå æä¸ò, è ñàì ñåáÿ îí ïîðîé íà÷èíàåò âîñïðèíèìàòü íåíóæíûì, ñëó÷àéíî çàáûòûì îáëîìêîì ïðîøëîãî. Äëÿ ñòàðèêîâ â ïîëíûé ðîñò ñòàíîâèòñÿ âîïðîñ î ïðèáëèæåíèÿ ñìåðòè. Íåîáõîäèìî âûðàáîòàòü ñâî¸ îòíîøåíèå ê íåé.
Äà, ñòàðîñòü íåïðîñòîé âîçðàñò!
Âðà÷: Íî âìåñòå ñ òåì ýòî âåðøèíà æèçíè, òî÷êà ìàêñèìàëüíîãî íàêîïëåíèÿ îïûòà, çíàíèé, ìóäðîñòè. Ïîðà ìàêñèìàëüíîé ñâîáîäû îò îáÿçàòåëüñòâ è ñóåòû. Çíàìåíèòûé àíãëèéñêèé ïèñàòåëü Áåðíàðä Øîó, êîòîðûé ïðîæèë 94 ãîäà è äî ñàìîé ñìåðòè ñîõðàíÿë óäèâèòåëüíóþ ðàáîòîñïîñîáíîñòü, áîäðîñòü è ÷óâñòâî þìîðà, â áåñåäå î ñòàðîñòè ïîä÷åðêíóë: «Íåò ñòàðîñòè äëÿ ëþäåé ñ æèâîé äóøîé è ðàçóìîì, âáèðàþùèõ æèçíü âñåìè ïÿòüþ ÷óâñòâàìè. Ñòàðûì ìîæíî áûòü è â ìîëîäîñòè, íî ìîæíî ïðîæèòü äîëãóþ æèçíü, òàê è íå ïîçíàâ å¸. ×åëîâåê ÷àñòî óìèðàåò ðàíüøå, íåæåëè èñ÷åðïàë âñå ñâîè äóõîâíûå è óìñòâåííûå ñèëû. È åñëè ìîëîäîñòü ñòèõèÿ ñòðàñòåé è ýìîöèé, òî ñòàðîñòü ñòèõèÿ ìûñëè, òâîð÷åñòâà, ðàçóìà».
Ïî÷åìó ëþäè ñòàðÿòñÿ è óìèðàþò?
Âðà÷: Çíàìåíèòûé ðèìñêèé êîìåäèîãðàô Ïóáëèé Òåðåíöèé îáúÿâèë ñòàðîñòü áîëåçíüþ. Ìíîãèå èç ñîâðåìåííûõ ó÷¸íûõ ñîãëàñíû ñ íèì. Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ ðåçóëüòàò ïîâðåæäåíèé, íàêàïëèâàþùèõñÿ íà ðàçëè÷íûõ óðîâíÿõ îðãàíèçìà. Óïðîùåííî ãîâîðÿ, ìåëü÷àéøèå ÷àñòèöû, èç êîòîðûõ ñîñòîèò êëåòêà, â ïðîöåññå ñâîåé æèçíè íåèçáåæíî ïîëó÷àþò ïîâðåæäåíèÿ, «ïîðòÿòñÿ». Ñ òàêèìè êëåòêàìè âñòóïàþò â áîðüáó çàùèòíûå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Íî â íèõ òîæå íàêàïëèâàþòñÿ èñïîð÷åííûå ìîëåêóëû.  ðåçóëüòàòå ñ âîçðàñòîì çíà÷èòåëüíî ñíèæàåòñÿ ñïîñîáíîñòü èñïðàâëÿòü ïîâðåæäåíèÿ, âîçíèêàþùèå âíóòðè îðãàíèçìà. Êàêàÿ-òî èç î÷åðåäíûõ «ïîëîìîê» óáèâàåò ÷åëîâåêà
Íî åñòü è äðóãàÿ òî÷êà çðåíèÿ?
Âðà÷: Íåêîòîðûå ó÷¸íûå âèäÿò â ñòàðîñòè çàêîíîìåðíûé ýòàï ðàçâèòèÿ îðãàíèçìà. Ñìåðòü, ñ÷èòàþò îíè, «çàïðîãðàììèðîâàíà» â í¸ì ñ ñàìîãî åãî çàðîæäåíèÿ. Âåäü ñìåðòü íåçðèìî ïðèñóòñòâóåò â êàæäîì èç íàñ óæå ñ ïåðâûõ äíåé ñóùåñòâîâàíèÿ. Æèçíü îòäåëüíûõ êëåòîê, èç êîòîðûõ ñîñòîèò îðãàíèçì, çàìåòíî êîðî÷å æèçíè âñåãî îðãàíèçìà. Íàïðèìåð, êàæäóþ ñåêóíäó âíóòðè ëþáîãî ÷åëîâåêà óìèðàåò ïîðÿäêà 4 ìèëëèîíîâ êëåòîê êðîâè, ìèëëèîíû êëåòîê êîæè, õðóñòàëèêà ãëàçà, êîñòåé è ò.ä. Èõ ìåñòî çàíèìàþò íîâûå, áîëåå ìîëîäûå. Íî ñ êàæäûì öèêëîì îáíîâëåíèÿ â ÷åëîâåêå íàêàïëèâàþòñÿ óäðó÷àþùèå èçìåíåíèÿ: ïîñòåïåííî òåðÿåòñÿ óïðóãîñòü êîæè, ïîÿâëÿþòñÿ ìîðùèíû, óìåíüøàåòñÿ ïðîñâåò êðîâåíîñíûõ ñîñóäîâ, èçíàøèâàåòñÿ ñåðäöå è íàñòóïàåò âðåìÿ, êîãäà êëåòêè â æèçíåííî âàæíûõ îðãàíàõ ïåðåñòàþò îáíîâëÿòüñÿ. Îðãàíû íà÷èíàþò ñòàðåòü è ðàçðóøàþòñÿ
Источник
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник