Развитии мотивации ребенка познавательной деятельности
Хвастунова Оксана Алексеевна
Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Способы формирования познавательной мотивации у дошкольников.
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Отсутствие мотивации к учению, узнаванию нового – основная проблема, с которой сталкиваются учителя в школе, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования.
Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста (М. К. Бардышевская 1995; Л. А. Венгер, 1978; Н. И. Ганошенко и В. С. Юркевич, 1983; К. М. Рамонова, 1961; Е. О. Смирнова, 2003; А. И. Сорокина, 1975; Г. И. Щукина, 1962; В. С. Юркевич, 1980 и др.). Умственная активность дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Он стремится без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять скрытые свойства и отношения предметов. Вместе с тем, очевидно, что познавательная мотивация и познавательная активность не являются прямым следствием возраста и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством в равной мере. К тому же в результате форсированного обучения дети порой бывают перегружены излишней информацией, и сами уже не стремятся к получению новых знаний. Ситуация усугубляется тем, что в большинстве школ обучение начинается с шести лет, а интеллектуальная подготовка к школе осуществляется уже с 4,5-5 лет. При этом подавляется любопытство ребенка, дети растут вялыми, безынициативными и учатся подчиняться взрослому.
Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями,среди которых можно выделить:
– познавательный интерес, то есть эмоциональную включенность в решение познавательной задачи;
– познавательную деятельность – практическую активность, направленную на познание нового;
– познавательную активность, то есть готовность к познавательной деятельности и инициативность в ней;
– любознательность, любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое.
Очевидно, что все эти понятия близки по своему содержанию.
Объединяющим началом для них является направленность человека на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация. Познавательная деятельность имеет место лишь тогда, когда активность человека побуждается самим процессом познания и его познавательным результатом, и не сводится к уровню развития познавательных процессов.
Как известно, мотив имеет две основных функции – побуждающую и смыслообразующую (А. Н. Леонтьев). В соответствии с этим, познавательная мотивация с одной стороны побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны, познавательная мотивация порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции – интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений и от умственных усилий.
Показатели выраженности познавательной мотивации:
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Основной задачей развития познавательной мотивации является предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
При выборе конкретных методических приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания. Однако следует помнить, что все-таки познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребёнка, его активности.
Умственная активность старшего дошкольника приобретает более самостоятельный характер. Вместе с тем, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этими ценными качеством в равной мере.
Одним из наиболее актуальных направлений поисков как методической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности,потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.
Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной и творческой активности личности обосновывается в трудах крупнейших отечественных психологов (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. -Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Показателем познавательной активности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как анализ, синтез, особенно сравнение и классификация.
Чтобы открыть ребёнку радость умственной работы, разбудить любознательность, нужно использовать эффективные методы и приёмы развития познавательной активности детей в условиях дошкольного учреждения. Например,такие:
– создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.);
– создание взрослыми доступных детям проблемных ситуаций, постановка творческих задач;
– успешными для развития познавательной активности могут стать игры-загадки, в которых в скрытой или явной форме содержится умственная задача;
– использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности;
– проведение ежедневных эвристических бесед;
– отработка различных приёмов развития мысли ребенка от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям;
– широкое использование такого средства развития познавательной активности ребёнка как игра: игра-упражнение, игра-поиск, игра-соревнование, сюжетно-ролевая игра, познавательная игра-путешествие;
– интегрированный метод обучения, предполагающий полную интеграцию (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием, частичную интеграцию (интеграция художественной литературы и изодеятельности, Интеграцию на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Среди условий, способствующих становлению познавательной мотивации, большинство авторов называют игру и общение со взрослым.
Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное – взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребёнка на решение задачи. При совместной работе со сверстником такой целенаправленности у ребенка, как правило не наблюдается, зато эмоционально занятия проходят более ярко.
Подражая и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность. В то же время, сверстник может и отвлечь другого ребенка от работы. Таким образом, участие сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Поэтому, следует допускать разные коммуникативные ситуации (индивидуальные и групповые). Детей в группу или пару следует подбирать таким образом, что бы они дополняли друг друга, т. е. один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.
Основные принципы развития познавательной мотивации:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, гироскоп, лента Мебиуса, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Источник
Формирование познавательной мотивации у дошкольников
Формирование мотивации служит основой развития дошкольника. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для становления мотивации у детей. Из всех мотивов у детей наибольшее значение принадлежит познавательному мотиву.
Познавательная активность не связано с возрастом и не у многих дошкольников она присутствует. Взрослые, в основном, нацелены на развитие способностей, умений и знаний, но не на развитие у ребёнка желания к познанию окружающего мира.
Желание познавать окружающий мир дан ребёнку с рождения. Формировать это желание, а затем закрепить его, и тем самым перевести его в привычку, а далее в необходимость − это цель воспитания.
Для осуществления благоприятного развития познавательной сферы у детей необходимо создание подходящих условий, а также поддержка взрослых.
В ходе совместной образовательной деятельности педагога необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
1. Поддерживать возникающие желание у ребенка задавать вопросы.
2. Стимулировать проявление познавательного интереса. Это достигается путем благоприятного отношения к вопросам детей.
3. Поддерживать познавательный интерес через игру.
Первоначально познавательная мотивация формируется при взаимодействии ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а затем взрослея, познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.
Понятие познавательная мотивация тесно связана с такими смежными понятиями: познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная активность, креативность, любознательность. Все эти понятия выражают направленность ребенка на постижение нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, т.е. внутренняя мотивация познавательной активности.
Познавательная деятельность включает в себя образные и действенные способы познания. Важно узнать, как связаны между собой мотивы, нацеленные на образное и действенное познание мира.
У детей дошкольного возраста наиболее выражена познавательная мотивация. Это можно заметить при решении задач, связанных с действенным способом познания. Встаёт вопрос, что отражает уровень познавательной мотивации: внутренняя мотивационная потребность ребенка, или же желание дошкольника вступить в коммуникативную ситуацию со взрослым или сверстникам.
Наибольшая степень эмоциональной включенности, инициативности и целеустремлённости наблюдается у детей со взрослыми и сверстниками, а наименьшая − в ситуации индивидуальной деятельности. Участие взрослого отражается, в основном, на целеустремлённости, эмоциональная включенности ребенка в деятельность. Инициативность наоборот проявляется в ситуации совместной деятельности со сверстниками. На целеустремлённости участие сверстника (без взрослого) проявляется отрицательно. Эмоциональная дети более включены, когда они работают сообща, но суть эмоций детей не всегда нацелена на познание.
Поэтому совместной деятельности необходимо передавать детям не только способы, образы и средства, но и смысл деятельности. Таким образом, приобщение дошкольников к различным формам познавательной деятельности необходимо посредством эмоциональной включенности в эту деятельность и постепенная передача ребенку инициативы. Детям необходимо давать возможность самостоятельного выбора области применения умственных усилий, ставить цели и находить способы ее решения.
Работа по формированию познавательной мотивации осуществляется в следующих формах: искусственно сформированное общение со взрослым, создание условий для активности детей, развитие творческого потенциала детей, формирование интереса детей к окружающему миру. А также в работе по формированию познавательной мотивации применяются следующие методы и приемы, стимулирующие мыслительные способности: опыты-эксперименты, занимательные ситуации, познавательные игры и интеллектуальные викторины.
Воспитатель при формировании познавательной мотивации выступает как партнёр, на которого ребёнок всегда может положиться, обратиться за помощью и исправить свои ошибки.
Таким образом, познавательная потребность дана ребенку от природы, но ей можно развивать, либо напротив подавить. Развиваясь, она начнёт играть роль мотива, побуждающие его ребёнка познавать новое. Участие взрослого неоценима, т.к. он поддерживает любое проявление желания детей к познанию.
МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №197»
Формирование познавательной мотивации у дошкольников
Подготовили воспитатели: Мурадова Г.М.
Нечай Г.М
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области
Доклад
«Формирование познавательной мотивации дошкольников»
(выступление на городском методическом объединении воспитателей)
Подготовила воспитатель
Юмашева М.М.
Кирсанов
2015 год
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста.
Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Воспитатели и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Стремление к познанию окружающего мира заложено у ребёнка самой природой. Развивать это стремление, закрепить его, дать ему возможность перерасти в привычку, а затем в потребность – вот цель воспитания.
Прежде всего, необходимо создать соответствующую обстановку, необходимые условия для благоприятного развития, в которых тяга к познанию получает поддержку взрослых.
В процессе совместной образовательной деятельности руководствуюсь методическими рекомендациями:
1. Поддерживаю возникающее у ребёнка желание задавать вопросы.
2. Стимулирую проявление познавательного интереса. Это достигаю путём благожелательного отношения к вопросам детей.
3. Поддерживаю познавательную потребность у ребёнка. С этой целью использую игры, в которых постоянно поддерживаю интерес ко всему новому. Знания о вещах и предметах внешнего мира пропускаю через игру.
4) Использую безоценочность. Так как оценка взрослого способствует фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Я стремлюсь к развитию познавательной мотивации, поэтому акцентирую внимание на процессуальной стороне деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
Познавательная мотивация складывается и первоначально существует в интерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в интрапсихическую форму, и познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка.
Понятие познавательной мотивации внутренне связано с другими, смежными понятиями, среди которых можно выделить:
познавательный интерес, познавательную деятельность, творческость (креативность), познавательную активность, любознательность – “curiosity”.
Объединяющим началом для этих понятий является направленность ребёнка на бескорыстное узнавание нового и удовлетворение от самого процесса умственных усилий, то есть внутренняя мотивация познавательной активности.
Познавательная деятельность дошкольника подразумевает, с одной стороны, действенный, а с другой – образный способы познания. Важно выяснить, насколько связаны между собой мотивы, направленные на действенное и образное познание мира.
Дошкольники в большинстве своем имеют достаточно выраженную познавательную мотивацию, которая наиболее ярко проявляется при решении задач, связанных с действенным способом познания. Возникает вопрос, что отражает выявленный уровень познавательной мотивации: собственную внутреннюю мотивационно – потребностную сферу ребенка, или же привлекательность для дошкольника коммуникативной ситуации (взаимодействие с взрослым и со сверстником).
Наибольшая степень эмоциональной вовлеченности, инициативности и целенаправленности наблюдается у детей со сверстником и взрослым, а наименьшая – в ситуации индивидуальной деятельности. Участие взрослого отражается главным образом на целенаправленности и эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность. Инициативность же, напротив, в ситуации совместной работы со сверстником оказывается несколько выше. На целенаправленности участие сверстника (без взрослого) сказывается отрицательно. Эмоционально дети более вовлечены, когда они работают вместе (по сравнению с ситуацией индивидуальной деятельности). Наблюдается феномен “эмоционального заражения” друг от друга, хотя содержание детских эмоций не всегда направлено на познавательную задачу.
Поэтому в совместной деятельности передаю ребенку не только средства, образцы и способы действия (значения), но и смысл деятельности. Считаю, что основной стратегией формирования познавательной мотивации является приобщение дошкольника к различным формам познавательной деятельности через его эмоциональную вовлеченность в эту деятельность и постепенная передача ребенку инициативы. Детям предоставляю возможность самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.
Тщательно продумываю этапы приобщения ребенка к новой для него деятельности.
1. Латентный этап.
2. Этап открытия нового предмета деятельности
3. Этап поддержки
4. Этап становления потребности.
Изначально познавательная задача существует для детей в скрытом, латентном виде, как атрибут присутствия взрослого, но не побуждает к действиям.
На 2 этапе для достижения “открытия” нового предмета деятельности я стремлюсь разбудить любопытство детей, поразить их воображение, заинтересовать различными “волшебными” предметами и явлениями. Основная роль здесь принадлежит взрослому, который демонстрирует предметы и показывает их возможности.
Использую проблемную ситуацию, которая в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.).
Создание проблемных ситуаций в образовательном процессе помогает:
привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
При выборе проблемной ситуации учитываю:
– доступность ситуации пониманию ребенка (формулирую проблему в известных терминах, чтобы все дети уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
– посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;
– формулировка должна заинтересовать детей (подбираю надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
– предлагаю варианты возможного выхода из предложенной ситуации: самостоятельное принятия решения, возможность посторонней помощи, нежелание выбора решения, собственный способ.
На этапе открытия предмета деятельности дети проявляют интерес к предложенным занятиям, внимательно следят за моими действиями и послушно помогают мне. Инициатива, однако, выражается у большинства детей лишь в том, что они просят показать им новые игрушки или повторить опыт.
Когда дошкольник начинает демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступает с предложениями и новыми идеями, я перехожу к следующему этапу (3) формирования познавательной мотивации.
Этап поддержки составляю из игр и образовательной деятельности, требующих непосредственного активного участия самих детей (кубики различных модификаций, головоломки и др.).
Показываю возможности игрового материала, помогая ребенку справиться с возникающими трудностями, но в целом стараюсь сделать так, чтобы дошкольник работал самостоятельно. На этом этапе многие дошкольники сами осуществляют выбор деятельности, просят взрослого “не мешать” ему, работают не по заданному образцу, а по собственному замыслу. Тем не менее, дети часто прерывают свою деятельность или просят взрослого о помощи. Использую разные коммуникативные ситуации (индивидуальные, групповые). Детей в группу или пару подбираю таким образом, чтобы они дополняли друг друга, то есть один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.
Когда ребенок самостоятельно выбирает, чем ему заняться, и предпринимает первые шаги по пути достижения намеченного, необходимо переходить к следующему этапу, который подразумевает самостоятельный выбор и самостоятельную деятельность ребенка. На этом этапе (4) моя роль заключается в следующем: знакомлю со способами новой для дошкольника познавательной деятельности и оказываю помощь в разрешении трудностей и исправлении возможных ошибок.
На этапе становления обнаруживаются яркие индивидуальные предпочтения. Дети могут подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращаются к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставят перед собой новые задачи. На новом уровне проявляется инициатива детей. Они могут не только выбирать один из предложенных мною видов деятельности, но и совместить их, манипулировать с разноплановыми предметами одновременно. Хочу отметить, что на последнем этапе дети выражают яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимаются с полюбившимися им материалами.
Работаю над формированием познавательной мотивации с детьми не только в непосредственно отведённое время по расписанию, но и в режимных моментах. Использую основной способ ее формирования – специально построенное общение со взрослым, развитие детского творчества, создание условий для детской активности, формирование интереса к окружающему миру. Применяю методы и приёмы, стимулирующие мыслительные способности: ситуации занимательности, опыты-эксперименты (формирование понятий: свет, вода, почва, воздух), познавательные игры, интеллектуальные эстафеты.
Передаю ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развиваю познавательные способности, но и формирую его отношение к этой деятельности. Выступаю как партнёр, к которому ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное – наделяю смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогаю удержать мотивацию и направляю ребенка на решение задачи. Моё участие отражается – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее.
Таким образом, познавательная потребность заложена в ребёнке самой природой. Но её можно развить или, напротив, заглушить. Будучи развитой, она начинает играть роль мотива, постоянно побуждающего ребёнка расширять свои знания. Велика роль взрослого, который активно поддерживает любое проявление тяги детей к познанию.
Источник