Развитие звуковысотного слуха и чувства ритма у ребенка

Развитие звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося  ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей

каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы;

учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на

основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У

некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о

музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном

инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти

годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М. Теплов, не является показателем слабости или тем более

отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором

растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в

области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила  человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий  мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – одно из свойств данное природой человеку.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности

включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством так же к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Рассмотрим подробнее методические приемы развития звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста.

Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой  организм, в том  числе и человеческий. Тихий и громкий, высокий и низкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата различными интонационными оборотами. Благодаря им, наша речь становится более красочной и выразительной.

Чтобы раскрыть детям эту тайну звука, поиграйте с ними в игру-диалог. Представьте себе, что встретились два человека, один большой-большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот – отвечать ему тоненько и нежно.

   – Где ты живешь? – прогремел великан.

   – В цветке ландыша, – нежно зазвенело в ответ.

   – С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.

   – С Дюймовочкой …

Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка – высоко, нежно. Можно произвольно изменять голос с более низкого дна более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука.

Каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального. Прочтите с детьми сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы

ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими:

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Ксюша. Как-то подарили ей

пианино на день рождения, а она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку.

Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша, и приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка,

И сидят они у окошка.

А за спиной: «бум-бум!»

Обернулась Ксюша, услышав шум.

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот открывает.

А под крышкой – клавиши в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое фортепиано

Проглотит девочку Оксану.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Но тут кошка на клавиши прыг!

И чудо случилось в миг.

Мурка по клавишам идет,

А пианино поет, поет.

Мурка неслышно ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут вдруг чудо случилось –

Кошка вдруг говорить научилось:

«Мяу, все тебе расскажу,

Хочешь, секрет покажу!» –

Ксюше она говорит

И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет –

Низким голосом пианино поет,

А если повернет правее –

Звуки все выше, нежнее.

В пианино заглянула Ксюша,

Так и ахнула:

К каждой клавише молоточек приделан,

А сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких

Голос высокий и стройный,

А чем толще, длиннее струна –

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает –

Молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поет,

Мурка дальше идет.

Думает девочка Оксана,

 «Совсем нестрашное фортепиано.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться –

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Ксюша встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. (Е. Королева)

        Можно также прочитать стихотворение:

                      У рояля много клавиш!

                       Ты их всех звучать заставишь.

                       В крайних слева бас гудит

                       Будто он всегда сердит.

                       В крайних справа звук высок

                       Будто птичий голосок.

                       В средних клавишах как раз

                       Тот же голос, что у нас.

                                              Н. Кончаловская.

Музыкальные дидактические игры для развития звуковысотного слуха:

Музыкальное лото

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты.

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на металлофоне, ксилофоне или синтезаторе вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Ступеньки

Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

Угадай колокольчик

Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры. Ребенок-ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый – на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Повтори звуки (Бубенчик)

Игровой материал: карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный  – «дан», зеленый  – «дон», желтый – «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному) или кружочки любого цвета; металлофон.

Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): «дан-дан-дан». Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон.» Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку (или кружочек), и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

Вариант беседы (вариант игры).

Ход. Музыкальный руководитель рассказывает: «Жили-были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким голоском. «Динь-динь» – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: «Дан-дан». А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его братьев. «Дон-дон» – грозно звучала его песенка. Посмотри на эти линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик, бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звучит выше всех, а какой ниже? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках. (Используется фланелеграф, на котором прикреплены три линеечки, бубенчики располагаются на этих линейках).

Список литературы:

1. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.

2. Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), Дошкольное воспитание, 1980 год, № 5.

3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль

«Академия развития», 1997 год.

4. Радынова О. Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания.

Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 – 30.

5. Столярова В. Чтобы дети росли добрыми. Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.

6. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошкольное воспитание,

1992 год, стр. 39.

7. https://olga190780.narod.ru/index/0-22

Источник

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

Методическая разработка

на тему: «Развитие музыкального слуха и чувства ритма в процессе обучения игре на фортепиано»

Подготовила:

Никишаева Е.Н.,

концертмейстер

г. Железногорск

2019 г.    

Музыкальный слух состоит из нескольких компонентов: мелодический, звуковысотный, полифонический, гармонический, тембро-динамический и внутренний. Если один из этих компонентов развит недостаточно, преподаватель сразу почувствует это в процессе обучения.

Вокальный слух – это способность правильно интонировать мелодию. Маленькие дети, начиная с детсадовского возраста, легко различают мажор и минор. Мелодический слух развивается в процессе изучения интервалов и аккордов. Звуковысотный слух развивается, когда учащиеся начинают петь простейшие мелодии под аккомпанемент преподавателя. Функциями музыкального слуха являются мелодия, ритм, тембр, высота звука, гармония. Развитие внутреннего слуха  происходит в процессе распознавания нотных знаков. Пение с листа также развивает  внутренний слух. Из истории музыки мы знаем, что многие композитора обладали «цветным слухом», но цвета они определяли далеко не одинаково. Большое значение имеет прослушивание учениками игры своих товарищей в классе. Со стороны лучше видны ошибки в исполнении и понятны собственные недочеты.

Задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки. Цель обучения начинающих – найти необходимый комплекс средств для развития каждого ученика. Г. Нейгауз отмечал: «…Учитель игры на любом инструменте должен быть, прежде всего, учителем музыки».

Первые уроки должны ввести ребенка в мир мелодических образов. Исполнение одноголосых мелодий на начальном этапе обучения обусловлено необходимостью слухового восприятия выразительной сущности мелодии. Новая мелодия становится доступной ученику только при наличии определенной слуховой подготовки. Желательно приобщить учащегося к образно-интонационному смыслу мелодии. Уже в самой короткой, двузвучной интонации ощущается ее образный смысл.
Эмоционально яркое исполнение мелодии возможно только при направленности слуха ученика на осмысленное восприятие мелодии.

При разучивании пьес во 2 классе рекомендуется словесная подтекстовка мелодии, соответствующая ее ритму и характеру. К этому приему прибегали многие крупнейшие пианисты-педагоги: А. Рубинштейн, Г. Коган, А. Артоболевская.

При исполнении более сложных пьес необходимо слышать слияние отдельных звуков и ощущать развитие мелодии к кульминации. Первые трудности появляются уже при исполнении кантиленных пьес с протяженно звучащими нотами. Например, в пьесе А. Рюигрока «Горе куклы» стоит задача слухового распознавания мелодии. Ученик должен научиться ощущать мелодическое дыхание, фиксировать момент появления долгого звука. Каждое новое произведение ставит перед учеником все новые и новые задачи. Большое значение имеет исполнение преподавателем произведения полностью. Это позволяет выявить реакцию ученика и подготовить к восприятию новой музыки.

Музыкальный слух  подразделяется на два вида: абсолютный и относительный.

Абсолютный слух – способность определения высоты музыкальных звуков и тональности после прослушивания музыкального произведения ранее неизвестного.

Относительный слух базируется на сравнении заданного звучания с какой-либо звуковой опорной точкой. Этот звук должен быть назван.

Абсолютный слух зачастую является формой ассоциативной связи. Т.е. человек может мысленно воспроизвести звучание лишь в том случае, если предварительно представит себе нотную запись. Некоторые слышат звуки определенной высоты, связывая их с музыкальными произведениями. Раньше абсолютный слух считали решающим критерием музыкальной одаренности. Но на практике это далеко не так. Иногда люди, обладающие абсолютным слухом, показывают полную немузыкальность.

Относительный слух поддается дальнейшему развитию. Абсолютный слух – дар природы и зачастую объем его ограничен тембром и объемом определенного инструмента.

Ритм – это организация звуков во времени. Слуховое восприятие его закономерностей является важнейшим условием полноценной исполнительской интерпретации. Ритм, как выразительное средство музыки воспринимается детьми в процессе исполнения песен, танцев.

В лучших образцах фортепианных пьес для детей  ощущается ритмическая жизнь данного произведения, поэтому через ритм ребенок понимает образное содержание в целом. Живой ритм находит свое воплощение в различных по форме, жанру, фактуре, ритмическому рисунку произведениях. Чувство ритма формируется  при изучении одноголосых мелодий. Когда дети соприкасаются с различными длительностями, им объясняют, что такое целая нота, затем рассказывают, что она дробится на половинные и четвертные. Это пояснение не согласовывается с главной стороной познания ритма – слышания различных длительностей в их связи  друг с другом. Четвертная нота является самостоятельной метрической единицей. Звучание длительностей во времени ассоциируется с наглядными представлениями: четверть – шаг, восьмые – легкий бег, половинные – остановка.

Счет, в той форме, в которой он применяется, далеко не всегда помогает контролировать точность звучания различных ритмических группировок. Счет не обеспечивает ритмичности исполнения и, следуя за неровностями игры ученика, зачастую бывает неритмичен. В начале обучения счет лучше вести по четвертным нотам.

Полезно использовать и другие приемы работы над ритмом. Педагог играет одноголосные мелодии с чередованием в них четвертных, восьмых и половинных нот, а ученик хлопками или счетом определяет четвертные. Или, глядя в ноты, ученик хлопками отсчитывает четвертные на слоги «ти» и «та», воспроизводит мелкие длительности.

После того, как ученик усвоит элементарные ритмические комбинации, следует переходить к новой, более сложной области разносторонних проявлений ритма. Раскрытие жанровых черт ритмики, различных проявлений ритмической пульсации, особенностей связи ритма и динамики, артикуляции и пианистических приемов способствует активности слухового восприятия выразительных возможностей ритма.

«Щелк метронома… Но как только я под его мелодический щелк подпала, я его стала ненавидеть и бояться до сердцебиения, до обмирания, до похолодания… Кто-то стоит над твоей душой и тебя торопит, и тебя удерживает, не дает тебе ни дохнуть, ни глотнуть… Неживой – живого, тот, которого нет, – того, который есть. А вдруг завод никогда не выйдет, а вдруг я с табурета никогда не встану, никогда не выйду из-под тик-так, тик-так… Метроном был – гроб, а жила в нем – смерь», – так писала М. Цветаева о своем обучении игре на фортепиано. Игра под метроном похожа на метод рисования по клеточкам. Не схватывая общее содержание, ребенок механически распределяет линии в пределах клеточки. Метрономом следует пользоваться для установления заданного темпа. Он помогает тогда, когда нужно приучить ученика к неуклонности взятого темпа или проверить, не отклонился ли он от него. Постоянно же играя под метроном, ребенок не замечает своих ритмических ошибок.

Метод постоянного счета мало отличается от игры под метроном. Если ученик считает невнимательно, то это становится автоматическим процессом и не влияет на звучание музыки. Если же ученик считает внимательно, то зачастую перестает слушать музыку. Прохлопывание трудных мест также может быть применено как дополнительный прием.

В качестве основных упражнений при развитии чувства ритма можно назвать:

  1. Повторение голосом заданного звука. Упражнение проводится на том звуке, который может напевать ребенок. Далее следует постепенно расширять диапазон, подражая вою сирены, гудку паровоза, голосам животных и птиц.
  2. Подражание заданному ритму. Прохлопывать не более пяти ритмических длительностей. Можно применить это упражнение в процессе ходьбы.
  3. Развитие элементарных ритмических представлений. Оно включает в себя декламирование детских стихов и считалок, выстукивание ритма на рояле.
  4. Развитие простейших мелодических представлений. Услышав на рояле звук, ученик повторяет его с той же длительностью и силой (упражнение А. Мартинсена). Постепенно можно перейти к сложным заданиям: повторению двух и более звуков, которые сыграл преподаватель. Далее следует предложить ученику самому подобрать на инструменте знакомые песни.
  5. Ритмическое остинато. Ученик повторяет простой ритм на заранее указанных звуках Это может быть квинта. Сначала повторяются только доли тактов, затем простейшие сочетания длительностей и т.д. Преподаватель играет соответствующую этому ритму мелодию.
  6. Сочинение мелодий к детским стихам или текстам. Сначала воспроизводится ритм стихотворения, затем этот ритм распределяется на 2-3 звука, которые предлагает преподаватель. Одновременно с игрой ученик поет возникшую мелодию.

Преподавателю не стоит спешить с началом игры по нотам. Донотный период для каждого ученика определяется индивидуально. Игра по нотам – это утомительная мыслительная деятельность для большинства детей. Чем меньше развита музыкальность, тем больше опасность, что ученик начнет воспринимать ноту не как обозначение звука, а как обозначение клавиши – определенного видимого элемента клавиатуры. Через несколько лет может проявиться результат – неохотные занятия музыкой. Нотный текст ассоциируется с реализацией зрительных, а не слуховых представлений. Основная задача преподавателя – научить воспринимать нотное письмо, чтобы оно вызывало представление о звуках. Именно слуховые представления должны быть связаны с представлениями о клавишах  и с представлением о действиях рук, которые приводят  в движение механизм клавиш.

Ритм детских пьес представляет собой иллюстрацию, раскрывает образы природы, воссоздает различные игровые сцены и является источником активизации творческого воображения ученика. При изучении этих пьес возникает необходимость подбора словесной подтекстовки. Например, ритмическая фигура пьесы «Воробей» А. Руббаха: «Скок-скок, скок-скок, скок-скок, стал». Или в пьесе А. Балтина «Дождь танцует»: «дож-дик, дождик, кап да кап». В пьесе «Кот и мышь» Ф. Рыбицкого посредством ритмической контрастности представлены два образа: маленький мышонок и хитрый кот.

Большое влияние на развитие чувства ритма оказывает и ансамблевая игра. Исполняя свою партию, ученик должен слышать и другую, исполняемую преподавателем. Полезно также меняться партиями.

В своей книге «За роялем без слез» Т.Б. Юдовина-Гальперина пишет о несовершенстве вступительных экзаменов в музыкальные школы. Она говорит о том, что нельзя определить музыкальные способности за считанные минуты и решить принимать или не принимать ребенка в школу на основании того, как он интонирует или воспроизводит заданный ритм. Есть дети, которые, испугавшись незнакомой обстановки не могут воспроизвести ритм.

Педагог и музыковед А.Д. Алексеев утверждал, что правильное и выразительное пение песен уже служит достаточным свидетельством того, что у ребенка есть музыкальные данные. Однако, неправильное интонирование не может свидетельствовать об отсутствии их. Существует ряд физиологических  и психологических аспектов, которые не дают ребенку проявить свои способности в нервозной обстановке приемных испытаний. Прослушивание на экзаменах не может дать полного представления о музыкальных  способностях.

Некоторые преподаватели пытались усовершенствовать форму приемных испытаний. Еще в 1962 г. Группа ленинградских педагогов производила приемные экзамены по группам из восьми детей в течение 2-х дней. В числе этих преподавателей были: А.В. Барабошкина, С.С. Ляховицкая, Л.А. Фирсов. Определение музыкально одаренности – сложный процесс и его невозможно вместить в рамки 1-2 прослушиваний. Безошибочно определить способности ребенка можно лишь наблюдая за его развитием длительное время. Трудолюбие и настойчивость ученика также способны изменить картину развития музыкальных способностей.

В связи с неравномерностью в музыкальном и слуховом развитии детей педагог должен гибко владеть как общими, так и индивидуальными методами обучения. Это возможно только при своевременном анализе направленности развития ученика. Недопустимо деление на «талантливых» и «бездарных». Внимание преподавателя должно быть сосредоточено на личностных и музыкально-психологических особенностях каждого ребенка. Это позволит решить те задачи, которые ставит перед собой каждый вдумчивый преподаватель.

Список литературы:

  1. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. – М.: Классика – XXI, 2007.
  2. Как научить играть на рояле. Первые шаги/ сост. Грохотов С. – М.: Классика – XXI, 2005.
  3. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифора, 2002.
  4. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – СПб.: Союз художников, 2006.

Источник