Развитие звуковой стороны речи ребенка

Люба Сематюк
Развитие звуковой стороны речи дошкольников

Развитие звуковой стороны речи дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Высокий уровень развития речи дошкольника включает:

– владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

развитую культуру общения,умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить;

– знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Для того чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесенное им слово и каждого звука в отдельности необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, дети контролируют свою артикуляцию и стремятся приблизить «подогнать» свое произношение к произношению окружающих.

Усвоение ребенком звуковой стороны слова сложный процесс, который можно условно разделить на такие этапы,как: вслушивание в звучание слова, различение и правильное произношение звуков, самостоятельное выделение их из слова, анализ его звуковой и слоговой структуры, активные действия со словами (собственное рифмотворчество, стихотворчество) дети «играют» со словами, подбирают рифмы. Мы их называем слова-друзья (лейка-скамейка, санки-банки, мишка-мышка, коса-коза, лисичка-сестричка, коза-стрекоза).

Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное им слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речизависит от многих факторов и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата: неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ – все это является причиной плохого произношения. Поэтому делая артикуляционную гимнастику наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов – язык. От его положения, от того, какую форму он примет (распластан, образует желобок, кончик языка сужен или касается верхних резцов и т. д. – зависит правильное произношение. Чистота произношения обеспечивается прежде всего за счет правильного произношения согласных звуков.

Большое значение имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает звуко – и голосообразование. Например, многие дети неправильно произносят звук «р» только потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р».

Часто дети не произносят звук «л» – говорят «ва». Нужно показать правильную артикуляцию звука «л» (рот растянуть в улыбке, кончик языка прикусить – «самолет летит».

В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности (повествовательная, вопросительная, восклицательная и побудительная).

Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации (дикция).

В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка одновременно с интонационной стороны речи развивается и речевой слух – ощущение высоты тона, сила звука, чувство тембра и ритма.

Тон, тембр, паузы, разные типы ударений являются важными средствами звуковой выразительности речи.

Темп речи имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевых ситуаций, менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.

Из всего сказанного следует, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, нужно развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, фонематический слух. Поэтому необходима артикуляционная гимнастика.В младших группах нужно брать чаще потешки: «водичка, водичка, умой мое личико…», «кисонька-мурысенька», «петушок-петушок, золотой гребешок», «расти коса до пояса» и т. д.

Потешки используются для развития у детей внимания к звучащей речи. Считалки рекомендуются как упражнения для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, вполголоса, быстро, медленно, умеренно).А так же для выработки отчетливой дикции: «мы делили апельсин, много нас, а он один».

Загадки-добавлялки помогают воспитанию приучать детей слушать стихотворение, подбирать слова, непросто близкие по звучанию,но и подходящие по смыслу: «Верещунья, белобока, а зовут ее (сорока)», «Серый волк в густом лесу встретил рыжую (лису).

Загадки помогают развивать у детей слуховое внимание, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми звуков в словах, т. е. способствует развитию хорошей дикции.

«Белая скатерть все поле покрыла (снег)»

«Четыре братца под одной крышей стоят (стол)»

Чистоговорки и скороговорки закрепляют произношение детьми звуков наиболее трудных (с-з, ц-т, ж-ч, отрабатывают дикцию, а так же рекомендуется и в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата произносить громко-тихо, шепотом; темпа речи-быстро, медленно; са-са-са – в лесу бегает лиса, со-со-со – у Вовы колесо, су-су-су-было холодно в лесу.

Большую роль играют конструкторы, различные застежки с пуговицами, замками, сапожки-шнуровки. Все эти игрушки-добавлялки разрабатывают мелкую мускулатуру рук, пальцев, а значит мышление.

Воспитатель высшей категории

Сематюк Л. В.

Май, 2011

год.

Источник

Формирование звуковой стороны речи

Игры и упражнения для детей младших групп

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к 3 годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в первой младшей группе. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “апипед” вместо велосипед), неправильное ударение и др. Все эти несовершенства в основном временные и в ходе общего речевого развития постепенно исчезают.

В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай называется трамваем), создают свои слова, т. е. занимаются словотворчеством (например, говорят “копатки” вместо лопатки). Дети все чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Нередко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец произнесения слова. Но в этом возрасте дети еще не могут определить (и тем более указать), какой звук или что в слове произнесено неправильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.

Младшие дошкольники уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ним совершается. Но они еще не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки), т. е. звуковой анализ слова им пока еще недоступен. Подготавливать их к этому необходимо, поскольку в будущем умение детей произносить звуковой анализ очень поможет при обучении их грамоте. На данном возрастном этапе нужно учить малышей прежде всего четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. При этом очень важен образец речи воспитателя. Например, уточняя и закрепляя правильное произношение детьми отдельных звуков, он использует прием интонационного выделения их голосом, т. е. произносит определенный звук в словах немного громче, протяжнее: зззайка, коззза (при закреплении звука з), и предлагает малышам затем повторить эти слова так же.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые дети, особенно первой младшей группы, говорят очень тихо, чуть слышно (особенно на занятиях), другие – крикливо. Не все могут управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Воспитатель обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко) и в различном темпе (быстро, умеренно, медленно), предлагает говорить и отвечать на вопросы достаточно громко, неторопливо. Он учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец речи воспитателя, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в определенном темпе. Работа эта должна проводиться согласно программе систематически и планомерно в течение всего учебного года.

Предлагаемые ниже игры и упражнения могут быть использованы на занятиях по родному языку как часть работы по воспитанию звуковой культуры речи. Проводя их, воспитатель учит детей внимательно слушать речь окружающих, понимать ее, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания и слова, скорость их произнесения, т. е. развивает у детей слуховое внимание и слуховое восприятие.

Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия педагог, кроме предлагаемых игр и упражнений, широко использует дополнительный речевой материал: потешки, небольшие стихотворения, считалочки и пр. Совместное чтение потешек, стихов, задания на договаривание слов приучают детей внимательно слушать, подбирать рифмующиеся слова, четко и достаточно громко их произносить. Развитию слухового внимания очень способствует и отгадывание загадок. Начиная с первой младшей группы, педагог предлагает детям небольшие загадки, построенные на звукоподражании, помогающем найти ключ к отгадке. В качестве вспомогательных средств он использует игрушки или предметы. В дальнейшем воспитатель предлагает детям отгадывать загадки без опоры на предметы.

Цель приведенных ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения, учить малышей соотносить звучащее слово с предметом или картинкой, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.

Кого как зовут?

(Проводится в начале учебного года.)

Наглядный материал. Кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др.

Дети сидят на стульчиках, поставленных полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель подходит к кому-либо из них и спрашивает, как его зовут. Ребенок называет себя. Если он молчит, то взрослый помогает ему: “Тебя зовут Леночка, Вова?” Он просит назвать свои имена еще нескольких детей, а затем спрашивает 2- 3 детей, как зовут других малышей, например девочку с красным бантиком, мальчика в белой рубашке. После этого воспитатель показывает куклу и говорит: “Эту куклу зовут Аленка. Как ее зовут?” Дети отвечают. “А это кто?” – спрашивает он и показывает кошку. “Киска”. – говорят малыши. “Эту кошку зовут Мурка”. Дети повторяют кличку кошки. Затем педагог показывает собаку, корову, козу, других животных, предлагает малышам придумать им клички или сам называет их и просит повторить 3-4 детей. Дети повторяют вслед за воспитателем.

Воспитатель следит, чтобы дети отчетливо и громко называли свои имена, имена товарищей, куклы, клички животных.

Да или нет

Наглядный материал. Игрушка мишка.

Воспитатель держит мишку, показывает и называет основные части его тела: голову, лапы, уши, нос, глаза и т. д. Затем он просит детей показать, где у мишки нос, глаза, лапы и т. д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает малышам отвечать словами “да” или “нет” на такие вопросы: “Есть у мишки нос? Есть у мишки ушки?” и т. п. Чтобы дать ответ, дети должны внимательно слушать.

Воспитатель чаще вызывает малоактивных детей, а также тех, кто говорит неохотно или очень тихо.

Аналогичные игры можно проводить, используя и другие игрушки, например машину.

Угадай, что звучит

(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)

Наглядный материал. Игрушки: барабан, колокольчик, молоточек, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит детей повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” – спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Выполни задание

Наглядный материал. Игрушки: кукла, зайка, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина.

Воспитатель раскладывает на столе, а также на видных местах в комнате игрушки и предлагает детям выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания, которые он дает детям: “Лариса, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать в кроватку; Петя, посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок; Вова, возьми куклу и дай Наташе; Тамара, подойди к Наташе, возьми у нее куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол; Света, возьми мяч и дай его Коле; Зина, надень зайке шапку и рубашечку; Катя, возьми у Коли мяч и положи его в шкаф”.

Воспитатель добивается, чтобы все дети правильно выполняли задания без напоминаний, он старается чаще привлекать малоактивных детей.

Назови животных и скажи, кто как кричит

Наглядный материал. Коробка, игрушечные животные и птицы: собака, щенок, лошадка, гусь и др.

Воспитатель вынимает из коробки одну из игрушек и спрашивает, кто это. После того как дети назовут животное, он просит их показать, как оно кричит. Так малыши должны узнать собаку и “полаять” (аф-аф), щенка и “потявкать” (тяф-тяф), лошадку (и-го-го), лягушку (кваква), гуся (га-га-га), кукушку (ку-ку).

Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли животных, внятно произносили все звуки в звукоподражаниях.

Угадай, кто (что) это

Наглядный материал. Игрушки: коза, овечка, мышка, машина.

Сначала воспитатель показывает детям козу и овечку и напоминает им, как они кричат: коза – меее, овечка – беее. Затем он предлагает угадать на слух, кто кричит, и произносит: “Меее”. Дети отвечают: “Коза”. Воспитатель показывает козу. “А это кто?” – спрашивает он и произносит: “Беее”. Дети отвечают: “Овечка”. Педагог показывает овечку.

После этого воспитатель показывает машину и мышку и напоминает детям, какие звуки издает машина (гудит – биии), как пищит мышка (пиии). После повторения малыши определяют на слух, гудит ли машина или пищит мышка.

Воспитатель следит, чтобы дети точно различали на слух указанные звукосочетания, правильно их произносили и соотносили с соответствующей игрушкой.

Гусь и гусята

Наглядный материал. Игрушки: гусь, гусята. Воспитатель показывает детям игрушечного гуся и предлагает вспомнить, как он кричит. Дети произносят га-га-га.

Затем воспитатель рассказывает и показывает действия с игрушками: “Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: “Га-га-га, идите ко мне!” Звукосочетание га-га-га он произносит громко и предлагает детям так же громко повторить его – позвать гусят. Малыши повторяют. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. “Гусята маленькие, – продолжает воспитатель. – они не могут так громко кричать, послушайте, как они отвечают”. Произносит га-га-га тихо. Дети повторяют так же тихо. После того как ответят 4-5 детей, воспитатель предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит га-га-га то громко, то тихо. Дети отвечают и показывают соответствующие игрушки.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети воспроизводили звукоподражание с нужной степенью громкости, правильно определяли, кто кричит громко, а кто – тихо. Чаще он вызывает тех детей, которые говорят очень тихо или, наоборот, крикливо.

Чудесный мешочек

(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)

Наглядный материал. Мешочек; мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к некоторым детям (3-4) и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать.

Воспитатель добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, педагог подсказывает ему.

У кого такой предмет?

Наглядный материал. Предметные картинки (большие и маленькие).

У каждого ребенка на столе лежит маленькая картинка с изображением одного предмета (лучше, если у всех будут картинки на определенную тему: посуда, одежда, мебель). Воспитатель предлагает детям рассмотреть свои картинки, некоторых спрашивает, что нарисовано на его картинке. Затем он называет предмет (например, спрашивает: “У кого на картинке нарисована чашка?”) и предлагает тем, у кого есть картинка с изображением данного предмета, показать ее всем детям. Сам воспитатель показывает большую картинку с изображением того же предмета, дети сравнивают их, и несколько человек называют предмет.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно соотносили название предмета со своими картинками, четко и громко произносили слова.

Едят или не едят?

(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)

Воспитатель называет вперемешку продукты питания (и предметы, которые есть нельзя: капуста, редиска, хлеб, машина, сахар, конфета, карандаш, апельсин, суп, кисель, паровоз и т. д. – и предлагает детям хлопать в ладоши в тех случаях, когда они услышат названия продуктов питания. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Для этого воспитатель обращается к отдельным детям.

Воспитатель произносит слова в слегка замедленном темпе, после каждого слова делает короткую паузу, чтобы дети имели возможность подумать, следит за тем, чтобы все принимали активное участие в игре.

Цель игр и упражнений, приведенных ниже, – упражнять детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учить их чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Магазин

(Игры и упражнения, рекомендуемые для проведения с детьми второй младшей группы)

Наглядный материал. Игрушки, в названиях которых есть звуки м, п, б (мь, пь, бь): матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка и др.; кукла.

Воспитатель расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, – говорит он и переспрашивает: “Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?” – “Покупателями”, – отвечают дети. “Что делает продавец?” – “Продает”. – “Что делает покупатель?” – “Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать, дети называют их.

Затем педагог приглашает к столу одного ребенка: “Светлана, подойди ко мне. Какую игрушку ты хотела бы купить?” Девочка называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает ей попросить вежливо: “Скажи: “Дайте, пожалуйста (пожалуйста выделяет голосом), мне мишку”. Девочка повторяет. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.

“Все игрушки распроданы, – говорит тогда воспитатель, – а нашей Машеньке (берет куклу и сажает посередине стола) ни одной не досталось. Скучно Машеньке без игрушек”. Воспитатель предлагает детям подарить кукле Машеньке все купленные игрушки. Дети поочередно подходят со своими игрушками к столу и произносят: “Машенька, возьми матрешку. Машенька, возьми мой барабан”. И т. д. “Рада Машенька, что вы все такие добрые, – говорит воспитатель. – Много у нее игрушек. Вот как она с ними играет. (Показывает, как кукла катает машину, играет на барабане, на балалайке.) Наигралась Машенька, – продолжает педагог, – устала, хочет спать”. Воспитатель укачивает куклу, кладет ее в кровать и предлагает детям тихо, чтобы не разбудить Машеньку, уйти с занятия.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м, п, б (мь, пь, бь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

«Дождик»

Цель. Учить детей различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить его отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Воспитатель говорит детям, что во время дождя дождинки стучат по крыше. Произносит кап-кап-кап в умеренном темпе. Дети повторяют. Далее он рассказывает, что когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап…кап… медленно, немного растягивая, с паузами). Дети повторяют. Ответы хоровые чередуются с индивидуальными. “Если идет сильный дождь. – продолжает воспитатель. – то капли стучат по крыше так” (произносит кап-кап-кап в ускоренном темпе). Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им определить на слух, какой идет дождь, и произносит кал-кал-кап в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3-4 раза.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его в заданном темпе.

Цель следующих игр – учить детей говорить громко, тихо и шепотом (развивать их голосовой аппарат), а также различать степень громкости произнесения слов (развивать слуховое восприятие).

Кто топает?

Наглядный материал. Игрушки: медведь и медвежонок; ширма.

Воспитатель показывает игрушечного медведя и медвежонка, называет их: “Это мишка большой, а это маленький медвежонок, его зовут Мишутка”. Затем он предлагает детям посмотреть и послушать, как ходит большой медведь (показывает и громко произносит топ-топ-топ) и как – медвежонок Мишутка (показывает и произносит топ-топ-топ тихо). Когда дети научатся произносить эти звукосочетания тихо и громко, воспитатель устанавливает ширму и предлагает малышам определять на слух, кто ходит за ширмой: большой медведь или маленький – Мишутка. Педагог произносит топ-топ-топ по-разному: то громко, то тихо. Дети отгадывают.

Воспитатель добивается, чтобы все дети научились произносить звукосочетания топ-топ-топ и тихо и громко; он следит за тем, чтобы все они слушали внимательно и правильно определяли на слух степень громкости произнесения.

Источник