Развитие звуковой чувствительности у ребенка
Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путём многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать кого ребенка, условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качеству (по тембру, по высоте). По новейшим исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру (например, шумов и стуков — от музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав), можно наблюдать даже порожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспринимаются им на первых порах недостаточно расчлененно. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в к с ном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух. Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.
Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, способность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.
Исследование слуха
Основной задачей исследования слуха является определение остроты слуха, т. е. чувствительности уха к звукам разной частоты. Так как чувствительность уха определяется порогом слуха для данной частоты, то практически исследование слуха заключается главным образом в определении порогов восприятия для звуков разной частоты.
1. Исследование слуха речью
Самым простым и доступным методом является исследование слуха речью. Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудования, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения.
При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются.
2. Исследование слуха камертонами
Более точным методом является исследование слуха при помощи камертонов. Камертоны издают чистые тоны, причем высота тона (частота колебаний) для каждого камертона постоянна. В практике применяются обычно камертоны, настроенные на тон С (до) в разных октавах, включающие камертоны С,, С, с, cv c2, с3, с4, с5. Исследования слуха производятся обычно тремя (С128, С512, С2048 или С4096) или даже двумя (С128 и С2048) камертонами (СНОСКА: Для большей наглядности камертоны обозначаются буквой, соответствующей названию тона, издаваемого данным камертоном, и цифрой, показывающей число колебаний (С256, С1024 и т. л.) в секунду).
3. Исследование слуха при помощи современного аппарата — аудиометра
Аудиометр представляет собой генератор переменных электрических напряжений, которые при помощи телефона превращаются в звуковые колебания. Для исследования слуховой чувствительности при воздушной и костной проводимостях применяют два разных телефона, которые соответственно называют «воздушным» и «костным». Интенсивность звуковых колебаний может изменяться в очень больших пределах: от самой незначительной, лежащей ниже порога слухового восприятия, до 120—125 дБ (для звуков средней частоты). Высота издаваемых аудиометром звуков также может охватывать большой диапазон — от 50 до 12 000—15 000 Гц.
4. Исследование слуха у детей
Исследованию слуха у детей должно быть предпослано собирание кратких анамнестических сведений: течение раннего физического развития ребенка, речевое развитие, время и причины потери слуха, характер потери речи (одновременно с глухотой или через некоторое время, сразу или постепенно), условия воспитания ребенка.
В различные периоды жизни ребенка возникновение тугоухости и глухоты бывает связано с определенными типичными причинами, позволяющими выделить группы риска. Например: причины, влияющие на слуховую функцию плода в период беременности (врожденная тугоухость и глухота), — это токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, нефропатия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности, прежде всего такие как краснуха, грипп, лечение ототоксическими препаратами. Часто глухота наступает при патологических родах — преждевременных, стремительных, затяжных с наложением щипцов, при кесаревом сечении, частичной отслойке плаценты и т. д. Для глухоты, наступающей в раннем неонатальном периоде, характерны гипербилирубинемия, связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития и т. д.
В грудном и раннем детском возрасте факторами риска являются перенесенный сепсис, лихорадочное состояние после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, грипп), менинго-энцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, черепно-мозговые травмы, лечение ототоксическими препаратами и т.д. Влияет на врожденную глухоту и наследственность.
Большое значение для первоначального суждения о состоянии слуха у ребенка с подозрением на наследственную тугоухость имеет материнский анамнез:
· при опросе родителей ребенка в возрасте до 4 месяцев выясняется: пробуждают ли спящего неожиданные громкие звуки, вздрагивает ли он или плачет; для этого же возраста характерным является так называемый рефлекс Моро. Он проявляется разведением и сведением рук (рефлекс обхватывания) и вытягиванием ног при сильном звуковом раздражении;
· для ориентировочного выявления нарушений слуха используется врожденный сосательный рефлекс, который происходит в определенном ритме (так же, как и глотание). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавливается матерью и свидетельствует о наличии слуха. Конечно, все эти ориентировочные рефлексы скорее определяются родителями. Однако эти рефлексы характеризуются быстрым угасанием, а это означает, что при частом повторении рефлекс может перестать воспроизводиться. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, т. е. уже определяет его локализацию. В 7 месяцев он дифференцирует определенные звуки, реагирует даже, если не видит источника. К 12 месяцам у ребенка начинаются попытки речевых ответов («гуление»).
Для исследования слуха детей в возрасте от 4—5 лет используются те же методы, что и для взрослых.
Патологии слуха
Патология слуха– это ослабление слуха с сохранившимся восприятием речи или полная глухота. К патологиям слуха относятся различные его нарушения, которые проявляются в систематическом нарушении восприятия звуков, и кончая полной утратой аудиальной системой способности реагировать на какие бы то ни было звуки.
Говоря о патологии органов слуха у детей, можно выделить несколько факторов ее развития.
Факторы, которые предшествуют развитию патологии слуха, условно делят на три группы.
К первой группе относят факторы развития наследственных заболеваний, которые нарушают слуховой аппарат человека в строении и способствуют развитию наследственной тугоухости. На долю первой группы факторов относят от 30 до 50% врождённой тугоухости и глухоты.
Вторая группа – это факторы внешнего и внутреннего характера, которые оказывают патологическое воздействие на развитее органа слуха у плода. В данном случае воздействие наследственных факторов исключается. Врожденная тугоухость составляет 27,7%.
Третий тип факторов, вызывающих тугоухость, оказывают воздействие уже после рождения.
Практика показывает, что патология органа слуха формируется при воздействии факторов в критические периоды развития после рождения и, как правило, в совокупности. Для матерей важно знать и помнить, что критическими считаются периоды в жизни ребёнка с 4 недели беременности до 5 лет жизни. В течение этого времени плод или ребёнок особенно чувствительны к воздействию патогенных факторов. На разных этапах развития патогенные факторы поражают различные участки органа слуха
Повреждения ухавстречаются в мирное и военное время, спорте и транспорте, на производстве, во время подвижных игр и т.д. Наиболее частыми повреждающими факторами являются механические, химические и термические. Особое место занимают чрезмерное акустическое воздействие, вибрации и перепады атмосферного давления, при этом возникают нарушения не только в среднем ухе, но и дегенеративные изменения в рецепторном аппарате внутреннего уха.
1). Механические повреждения уха, в частности, ушной раковины (ушиб, удар, укус и т.д.) характеризуются инфицированием органа, что может привести к воспалению надхрящницы (перихондриту) или воспалению хряща (хондриту) с последующим расплавлением хряща и деформацией ушной раковины.
Необходимо обработать рану 76% спиртовым раствором, раствором бриллиантовой зелени или йодом. В результате происходит быстрое заживление раны.
2). Отогематома (ушная кровяная опухоль) возникает при ушибе, длительном сдавлении или скручивании ушной раковины. В результате возникает кровоизлияние между хрящем и надхрящницей. При осмотре ушной раковины обнаруживается флюктуирующая припухлостьокруглой формы красного цвета с синюшным оттенком. Пальпация безболезненна.
Необходимо пострадавшегодоставить к врачу для оказания первой медицинской помощи.
3).Повреждения наружного слухового прохода могут локализоваться в кожно-перепончатой и костной частях, реже поражаются обе части прохода. Повреждения бывают непосредственными и косвенными. Непосредственные повреждения кожно-перепончатой части слухового прохода возникают при неумелых попытках удалить инородное тело, серную пробку или небрежной чистке уха. Косвенные повреждения костных стенок наружного слухового прохода встречаются редко, например, при падении на нижнюю челюсть, ударах в подбородок. Симптомы при данной патологии : незначительное кровотечение из уха, боль при жевании и открывании рта.
Необходимо больного с этой патологией доставить к врачу.
4). Повреждения барабанной перепонки бывают прямые и косвенные. Прямые:возникают при неумелой чистке ушей; попытках удалить инородное тело спичками, шпильками и случайных толчках при этих манипуляциях; бегу по кустарнику и т.д. Косвенные: встречаются при переломах основания черепа, проходящего линией разлома кости через барабанное кольцо; при внезапном сгущении или разрежении воздуха в наружном слуховом проходе (ударе по ушной раковине, падении ухом на водную поверхность при прыжках в воду).
В мирное время подобные повреждения встречаются при нарушении правил компрессии и декомпрессии у водолазов и кессонщиков, в военных условиях – в результате действия воздушной волны при взрывах.
Симптомы: внезапная резкая боль и шум в ухе, незначительное кровотечение из наружного слухового прохода, нарушение слуха.
Необходимо пострадавшему вставить в наружный слуховой проход ватный шарик и доставить в больницу.
5). Повреждения внутреннего уха прямые возникает при проникновении через барабанную перепонку, барабанную полость в преддверие острых предметов (шпилек, булавок, гвоздей), косвенные – при переломах основания черепа с повреждением крупных кровеносных сосудов. Нарушается слуховая и вестибулярная функция со стороны поражения. Кроме этого возможны грозные внутричерепные осложнения (менингит, энцефалит). Состояние крайне опасное для человека и в связи с этим необходима его госпитализация.
6). Переломы пирамиды височной кости возникают в результате ударов по лбу или затылку, падении на подбородок, при этом костные отломки не смещаются и сосуды травмируются в меньшей степени.
Необходимо госпитализировать пострадавшего.
7). Повреждение нервного аппарата улитки и полукружных каналов внутреннего уха возникает под вибрационным воздействием, баротравмой, акустической травмой и др. При сочетанном повреждении отделов внутреннего уха больной жалуется на шум и звон в ухе, снижение слуха, головокружение, нарушение равновесия, тошноту, рвоту.
Необходима госпитализация травмированного больного.
8). Термические и химические травмы уха возникают при воздействии высокой или низкой температуры, кислот, щелочей и т.д.
Ожоги дают 4 степени:
1 – эритема; 2 – отечность и образование пузырей; 3 – поверхностный некроз кожи; 4 – глубокий некроз, обугливание.
Обморожения выделены в 4 степени:
1 – припухлость и цианоз кожи; 2 – образование пузырей; 3 – некроз кожи и подкожной клетчатки; 4 – некроз кожи.
Необходима медицинская помощь.
9). Акустическая травма возникает при длительном воздействии на орган слуха очень сильных звуков (150-160 дБ). Выделяют острую и хроническую акустическую травму. Острая – возникает при кратковременном действии сверхсильных и высоких звуков, например свист, визг в ухо. При этом происходит кровоизлияние в улитку, смещение и набухание клеток кортиева органа. Как результат – страдает слух, появляется боль в ухе. Эти явления обратимы. Хроническая или шумовая травма (тугоухость ткачей, клепальщиков, пескоструйщиков и др.) – в основе возникновения лежит утомляющее действие звуков на орган слуха (фактор утомления) и приводит к атрофии кортиева органа.
10). Вибрационная травма вследствие вибрационных колебаний (сотрясений), производимых различными механизмами (инструменты, транспорт) приводящая к дегенеративным изменениям в улитке.
11). Баротравма отмечаетсяпри изменении атмосферного давления только в слуховом проходе (например, при форсированном продувании слуховой трубы) и из-за разницы давления в окружающей среде и одновременно в барабанной полости (например, при полете у летчиков, погружение водолазов). При этом страдает среднее и внутреннее ухо. Сочетание баро- и акустической травмы имеются при взрывах или выстрелах на близких расстояниях (детонация). В последнем случае действует механизм мгновенного повышения атмосферного давления и внезапного действия звука высокой частоты.
12). Инородные тела наружного уха. Чаще встречаются у детей, которые, играя, засовывают в ухо пуговицы, камушки, бумагу, фасоль и пр. У взрослых в наружный слуховой проход попадают обломки спичек, вата, бытовой мусор. Иногда, от собак и кошек – блохи. При инородных телах возникают неприятные ощущения в ухе, снижается слух. Наибольший дискомфорт вызывают блохи, которые при прыжках сильно ударяют задними лапками по барабанной перепонке, такой феномен описан как симптом «пушечной канонады» и заставляет мучительно страдать больных людей.
Необходимо при попадании горошины, фасоли, семечек несколько раз в сутки закапывать в ухо 70% раствор спирта, который приводит к дегидратации и значительному уменьшению биологических объектов, что позволяет в дальнейшем их удалить. При наличии насекомых в наружный слуховой проход закапывается жидкое масло, насекомое гибнет и его тело оттекает из уха вместе с маслом.
Источник
Одной из распространённых проблем при нарушениях развития является неадекватная сенсорная чувствительность. Чаще всего с ней сталкиваются родители детей с аутизмом, однако подобное встречается и при других расстройствах: например, для сенсорной алалии характерна повышенная слуховая чувствительность, а для СДВГ не редкость проблемы с проприоцепцией (восприятием своего тела в пространстве) и равновесием.
Видов нарушений чувствительности много и материала по этой теме, хватит не то что для отдельной статьи, но и для целой книги. Поэтому здесь я рассмотрю наиболее часто встречающийся вид – нарушения слуховой чувствительности.
фото из открытых источников
Какие проблемы со слуховым восприятием наиболее часто встречаются при нарушениях развития?
При нарушениях развития часто встречается гиперчувствительность (гиперакузия) по отношению к некоторым звукам и нарушения слухового внимания.
Основной проблемой я бы назвала даже не гиперчувствительность, а именно проблемы с вниманием. В норме мы выделяем важный источник звука и слушаем только его, игнорируя помехи. Но при нарушениях слухового внимания этот “фильтр” даёт сбой, в результате чего ребёнок слышит всё одновременно: говорит мама, орёт телевизор, где-то бибикает машина и гудит пылесос. Слуховая система малыша не понимает на что реагировать в первую очередь, перегружается и отключается. В результате мы имеем физически слышащего ребёнка, который, тем не менее, ведёт себя как глухой и фактически никак не реагирует на обращённую к нему речь.
Я неоднократно упоминала, что при работе над пониманием речи очень важна слуховая гигиена: нельзя, чтобы с ребёнком сразу говорили несколько человек, надо стараться не общаться на фоне музыки/ТВ/в шумной среде, говорить разборчиво и не тараторить. Слуховая гигиена важна именно поэтому – проблемы со слуховым восприятием при аутизме и сенсорной алалии встречаются особенно часто и ребёнок физически не способен выделить важное из потоков звука, в связи с чем надо устранять лишние шумы и буквально “помогать” малышу слышать вас.
Нередко таких детей сопровождает сверхчувствительность к определённым звукам. Например, мой ребёнок боялся дверных и велосипедных звонков.
Важно: нормально, когда и ребёнок, и взрослый человек испытывают неприязнь к каким-либо видам звука. Например, скрип ножа по стеклу неприятен почти всем. Поэтому не стоит вешать на ребёнка диагнозы, если при нормальном общем поведении и развитии, он боится каких-то звуков.
При нарушениях развития это поведение патологично тем, что ребёнок не просто не любит звуки и плохо воспринимает шум – он ещё и бурно на всё это реагирует:
???? Может ударить человека рядом, особенно, если он и есть источником звука;
???? Может зажимать уши руками. У некоторых детей бывают настолько сильные проблемы, что от перегрузки они просто ложатся на пол, закрывают глаза, уши и сжимаются, пытаясь уйти в себя;
???? Может появляться гиперактивность. У относительно спокойного ребёнка как будто отрастает мотор. Он начинает много двигаться и бегать, пытаясь сбросить сенсорную перегрузку;
???? Могут появится вокализации и крики у неговорящих детей и эхолалии и повторяющиеся разговоры с самим собой у говорящих, как попытка заглушить раздражающий шум;
При этом любые слова типа “Успокойся“, “Перестань” и прочее очень вряд ли подействуют на такого ребёнка, так как он просто перестаёт что-либо слышать вообще – звуки сливаются в один гигантский, неразборчивый салат.
Как можно улучшить ситуацию с проблемным слуховым восприятием?
Прежде всего хочу сказать, что ребёнок с явными проблемами в понимании речи и реакцией на звуки непременно должен быть обследован у врача на предмет патологий.
Существует много болезней, способных повлиять на чувствительность ребёнка к звукам: нарушения мозгового кровообращения, опухоли таламуса и ствола мозга, дефицит магния, заболевания среднего и внутреннего уха, энцефалит и менингит. Поэтому врачебный осмотр и диагностика наличия/отсутствия отклонений при помощи тех же ЭЭГ и КСВП обязательна, ведь может сложится так, что вы будете годами лечить аутизм, а надо было всего-то нормально обследовать ребёнка.
Если же явных проблем по здоровью не наблюдается, снизить чувствительно можно:
???? Использованием беруш или затычек с шумоподавлением. Есть разные модели – одни варианты блокируют шум полностью, что может быть полезно в очень шумном месте, чтобы ребёнок мог отдохнуть. Другие варианты блокируют только определенные частоты, при этом ребёнок слышит речь и некоторые другие звуки;
???? Мягко приучать к неприятным звукам. Лёва не любил велосипедный звонок и только от одного его звука начинал заливаться плачем. Я решила эту проблему так:
- приучала сына, включая на компьютере звук звонка велосипеда. Сначала тихо, постепенно всё громче. Если сыну не нравилось (беспокойство, паника и прочие заметные проявления), я выключала. Но постепенным приучением мне удалось добиться улучшения его звуковой терпимости.
- также, при каждой возможности я показывала ему велосипедные звонки и разрешала звонить в них. Сначала его этот шум пугал, но постепенно опыт подсказывал ему, что ничего страшного не происходит и мы избавились от этой чувствительности полностью.
???? Носить с собой плеер с наушниками, чтобы в случае каких-либо проблем просто давать ребёнку послушать любимую музыку, посмотреть мультик и т.д.;
???? Уменьшать звуковое давление. И для уменьшения сенсорной нагрузки, и для улучшения слухового внимания на занятиях рекомендую по возможности закрывать окна и двери, если оттуда доносится лишний шум, не садить ребёнка рядом с приборами, которые издают звуки/гудят/шумят.
???? Работать с равновесием. Вестибулярный аппарат, отвечающий за равновесие, – это часть системы внутреннего уха. Работая над равновесием ребёнка, мы работаем с внутренним ухом и улучшаем его функционирование.
А если ребёнок наоборот слабо чувствителен к звукам и любит что погромче?
И такое бывает. Это явление называется гипоакузия. При ней ребёнок может:
???? Игнорировать определённые звуки или частоты;
???? Нарочно громыхать предметами, стучать, издавая прямо таки болезненные для окружающих шумы;
???? Слышать только одним ухом или иметь частичную тугоухость обоих ушей.
Однако эти нарушения всё-таки больше из тех, которые должен лечить сурдолог, так как это скорее проблемы в области слуха, нежели отклонения в работе сенсорной и нервной систем.
Чем можно помочь ребёнку с гипоакузией?
Прежде всего всё также стоит обследовать ребёнка у врача. Если обнаружится тугоухость, вам будет предложено соответствующее лечение или слуховые аппараты.
Также при обучении таких детей рекомендуется опираться большей частью на зрительные образы, так как слух в дефиците.
Вне зависимости от того, что в наличии у ребёнка – гипер- или гипочувствительность к звукам, с этими нарушениями нужно обязательно работать, так как нарушения слухового восприятия прямо влияют на способность ребёнка к общению, обучению и адаптации.
Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Проблемы со сном и пути их решения при аутизме и других нарушениях развития
Подвижные игры и физическое развитие для детей с аутизмом и алалией
Улучшение понимания речи у детей с алалией, аутизмом и ЗПР через развитие эхоической памяти
Источник