Развитие звукопроизношения у ребенка с ффн

Развитие звукопроизношения у ребенка с ффн thumbnail

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.[5]

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

• дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

• дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

• дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные [14].

Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных «р» и «л», звонких и глухих, твердых и мягких звуках [7].

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:

– аморфное, неотчетливое произнесение звуков;

– недифференцированное произнесение пар или групп звуков.

Так, например, «с» и «ш» заменяются мягким звуком «щь». При этом ребенок произносит «шьяпка» вместо «шапка» и «шьяни» вместо «сани»;

– замена звуков более простыми по артикуляции (вместо «р» «ль») некоторые дети всю группу свистящих и шипящих заменяют взрывными, более простыми при артикуляции – «т, ть, я, ль»; они произносят «тапка» вместо «шапка», «дук» вместо «жук»;

– нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;

– смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;

– произнесение звука «р» одноударное, щечное или губное «ш», «ж», сходное с «у», «ы», «в» или заменой на «л».

Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития отдельные звуки оказываются сформированными, но произносятся с дефектом. Например: звук «р» может быть горловым, боковым, губным, свистящим, а шипящие – щечными, межзубными.

Характер произнесения звуков указывает на то, что дети недостаточно хорошо различают их на слух. При данном дефекте развития слоговая контура слова (за исключением отдельных случаев) воспроизводится правильно, но в то же ‘время отмечается сокращение групп согласных в составе слова, то есть нарушение звуконаполняемости или слоговой структуры слова: дети вместо «милиционер» говорят «минцанер».

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании. Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных.[4]

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: свистящих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.

Этих детей можно определять по следующим недостаткам речи:

– неточное употребление многих обиходных слов на фоне сравнительно развернутой речи; в активном словаре преобладание существительных и глаголов, мало слов, характеризующих качества, признаки, состояние предметов, действий, а также способов действий; большое количество ошибок при использовании простых предлогов и практически, полное отсутствие сложных предлогов (из-за, из-под);

– недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, в согласовании и управлении, смешение временных и видовых форм глаголов. Способами словообразования дети почти не пользуются. В активной речи применяют преимущественно простые предложения, испытывают затруднения, а часто совсем не умеют составить распространенные и сложные предложения (сочиненные и подчиненные);

– недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;

– при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов [17]. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, как следствие недоразвития речи.

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов  у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Источник

Глава 2. Экспериментальное изучение звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к экспериментальной части исследования.

Апробация данной системы проходила на базе Хорошевского детского сада Ржевского района с сентября 2012 по март 2013 года, в исследовании  принимало  участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

        Количество человек: 10 воспитанников (из них 6 мальчиков и 4 девочек).

Список детей подготовительной группы

Имя ребенка

Дата рождения

Диагноз

1.

Антон Б.

01.10.2006

ФФНР

2.

Илья С.

28.04.2006

ФФНР

3.

Вова К.

30.09.2006

ФФНР

4.

Маша Г.

19.06.2006

ФФНР

5.

Даша Д.

13.03.2006

ФФНР

6.

Соня П.

12.03.2006

ФФНР

7.

Саша И.

27.03.2006

ФФНР

8.

Карина М.

16.06.2006

ФФНР

9.

Альберт М.

18.08.2006

ФФНР

10.

Рома А.

30.05.2006

ФФНР

Характеристика детей:

—  внимание – нестабильно, неустойчиво, произвольное внимание слабо сформировано, т.е. детям трудно сконцентрироваться на одном предмете и переключиться на другой по специальному заданию

—  детям необходимо потратить больше времени и требуются повторы для запоминания определенного материала, так как объем памяти у детей  сужен по сравнению с нормой;

— в протекании мыслительных операций существуют свои особенности: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления детям трудно воспринимать абстрактные отношения и понятия. Скорость протекания мыслительных операций замедленна, поэтому происходит замедленное  восприятие учебного материала и заданий.

—  нестабильность поведения, частая смена настроения;
—   быстро утомляются и  для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

— трудности в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих последовательного и поэтапного выполнения;

— так же проявляются особенности дисциплинарного характера.

Исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из 3-х этапов:

– констатирующего (начало сентября 2012 года);

– формирующего (сентябрь2012 – март 2013 года);

– контрольного (конец марта 2013 года).

Цель экспериментального этапа исследования: провести исследовательскую работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2.1  Констатирующий эксперимент. Анализ результатов исследования звукопроизношения у старших дошкольников с ФФНР

Цель констатирующего этапа: провести диагностическое обследование звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Для обследовании детей применялась «методика речевого обследования» М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой, «Логопедический альбом» О.Б.Иншаковой. Также схема обследования ребенка с ФФНР, которую предложила Л.В.Лопатина:

I. Анкетные данные

II. Анамнез

III. Логопедическое обследование:

1. Психологические особенности ребенка

2. Состояние слуховой функции

3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса.

4. Состояние моторной сферы

5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата

6. Состояние звукопроизношения

7. Состояние дыхательной и голосовой функции

8. Состояние просодических компонентов речи

9. Состояние фонематических функция:

а) способность к фонематическому анализу

б) дифференциация звуков

в) фонематические представления

10. Состояние лексики

11. Состояние грамматического строя речи, особенности связной речи.

В результате проведенного обследования было выявлено:

Из 10 испытуемых детей 2 детей с ФФНР (мономорфная дислалия) и 8 детей с ФФНР (полиморфная дислалия).

I. Мономорфные нарушения речи.

1. Карина М. – ротацизм

2. Антон Б. – параламбдацизм

II. Полиморфные нарушения речи

1. Нарушение свистящих и шипящих групп звуков.

1. Илья С. – межзубный сигматизм свистящих и шипящих

2. Маша Г. – сигматизм шипящих и свистящих

3. Даша Д. – боковой сигматизм шипящих и свистящих

2. Нарушение сонорных и свистящих групп звуков

1. Вова К. – ламбдацизм, межзубный сигматизм

2. Саша И. – ротацизм, парасигматизм свистящих

3. Нарушение сонорных и шипящих групп звуков

1. Альберт М. – сигматизм шипящих, ротацизм

2. Рома А. – ротацизм, парасигматизм шипящих

3. Соня П. – сигматизм шипящих, ламбдацизм

Таблица 1

С

С,

З

З,

Ц

Ш

Ж

Щ

Р

Р,

Л

Л,

Диф-ия свистящих и шипящих

Диф-ия сонорных

Речевое заключение

1.Антон Б.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР мономорфная дислалия

2. Илья С.

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

3. ВоваК.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

4. Маша Г.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

5. Даша Д.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

6. СоняП.

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

7. Саша И.

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

8.Карина М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР мономорфная дислалия

9.АльбертМ.

+

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

10. РомаА.

+

+

+

+

+

+

+

ФФНР полиморфная дислалия

Также у детей экспериментальной группы было отмечено:

– замены звуков более простыми по артикуляции;

– вместо двух или несколько артикуляционно близких звуков дети произносят какой-то средний, неотчетливый, например: мягкий звук ш вместо ш и с;

– в речи не употребляют или заменяют, но по специальному заданию – произносят.

Оценка результатов теста:

  1. балла – ребенок чисто произносит звуки в слогах, правильно выполняет задание, выделяет слоги.

1 балл – ребенок искажает и испытывает затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками.

0 баллов  – ребенок не выполняет задание.

Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в таблице 1 (Приложение 1).

Итак, в результате исследования звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

  • С  высоким уровнем развития звукопроизношения в группе детей нет.
  • Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 4 ребенка: Антон, Альберт, Вова, Карина.
  • С низким развитием звукопроизношения в подгруппе 6детей: Илья, Саша, Маша, Соня, Даша, Рома.

Следовательно, в группе преобладают дети со средним  и низким  уровнем развития звукопроизношения. (Приложение 2).

Приложение 1

Таблица 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе

Имя ребенка

1-е  задание

2-е  задание

3-е  задание

4-е  задание

5-е  задание

6-е  задание

7-е задание

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1

Антон Б.

2

2

1

1

2

1

1

10

Средний уровень

2

Илья С.

1

1

1

1

1

1

1

7

Низкий уровень

3

ВоваК.

1

2

1

1

1

1

1

8

Средный уровень

4

Маша Г.

1

2

1

1

1

1

7

Низкий уровень

5

Даша Д.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

6

СоняП.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

7

Саша И.

1

1

1

1

1

5

Низкий уровень

8

Карина М.

2

2

1

2

1

1

1

10

Средний уровень

9

АльбертМ.

2

2

1

1

1

1

1

9

Средний уровень

10

РомаА.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

Приложение 2

Рисунок 1 – Результаты исследования экспериментальной группы на констатирующем этапе.

2.2 Формирующий эксперимент. Содержание коррекционной работы по формированию звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

Цель формирующего исследования является: проведение коррекционной работу по активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Данный этап исследования проводился в течение шести месяцев.

Результаты констатирующего этапа  исследования показали, что  у детей существуют трудности, когда предлагается им внимательно послушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Другие затруднения – при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ба-па), при самостоятельном подборе слов на заданный звук, при выделении звука, с которого начинается слово.

По мнению Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, система обучения дошкольников с ФФНР  включает  коррекцию звукопроизношения, формирование  фонематического  восприятия,  подготовку  к обучению грамоте.

Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода.(Приложение 3).

Основными задачами коррекционного обучения  являются:

– формирование звукопроизношения;

– развитие фонематического восприятия;

– подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, который предусмотрен программой для первого класса массовой школы.

В основу коррекционного обучения заложено развитие познавательной деятельности через активное наблюдение, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Происходит усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.(Приложение 4).

Таким образом, использование данных рекомендаций с детьми с ФФНР позволит исправить недостатки звукопроизношения, которые были выявлены в ходе нашего обследования.

Для получения хороших результатов необходимо взаимодействие всего коллектива педагогов и постоянные занятия родителей с детьми.

На этом формирующий этап эксперимента был закончен.

2.3 Контрольный эксперимент и его анализ

На контрольном этапе исследования была поставлена цель: изучить  активизацию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР,  после проведения специально организованной коррекционной работы.

Для реализации цели,  дети  старшего дошкольного возраста с ФФНР, после проведения занятий, были протестированы при помощи  той же методики, включающей 7 заданий, предложенной М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой[13]. Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице 2 (Приложение 5).

Итак, в результате исследования звукопроизношения детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:

  • С  высоким уровнем развития звукопроизношения в группе 3 ребенка: Антон, Карина и Альберт.
  • Со средним уровнем развития звукопроизношения в подгруппе 6детей: Вова, Соня, Илья, Маша, Рома, Даша.        
  • С низким уровнем развития в подгруппе 1 ребенок: Саша.

Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации звукопроизношения преобладают дети со средним  уровнем.

По данным таблицы 2  был построен рисунок 2 (Приложение 6), где мы видим, что показатель активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи экспериментальной группы на контрольном этапе исследования  улучшился.

          Далее нами была составлена сравнительная таблица 3 (Приложение 7) по результатам активизации звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР  на констатирующем и контрольном этапах исследования.

Изменения экспериментальной   группы рассмотрим в соответствии с рисунком 3 (Приложение 8).

Рассматривая рисунок 3, мы видим, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения в развитии и активизации звукопроизношения у всех детей.

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2. Совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

3. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

4. Закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

5. Закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

6. Формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8. Закрепление навыка чтения;

9. Подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

10. Развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

– организовывать и поддерживать речевое общение детей;

– создавать ситуацию общения;

– формировать навыки самоконтроля;

– организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

– привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

– проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти.

Таким образом, основываясь, на данных, полученных, в ходе экспериментального исследования мы сделали, выводы:

  • методика, М.Ф.Фомичевой, Т.В.Волосовец и Е.Н.Кутеповой,  включающая 7 заданий, предложенная нами для проведения диагностики удовлетворяет старшему дошкольному возрасту детей и в полной мере отражает уровень развития звукопроизношения;
  • комплекс упражнений и игр, разработанный нами, для исправления звукопроизношения и формирования фонематического слуха, позволяет целенаправленно и эффективно привести к положительному результату;
  • диагностика уровня звукопроизношения детей после проведения формирующего исследования показала положительную динамику звукопроизношения и формирования фонематического слуха.
  • гипотеза о том, что если в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи систематически и целенаправленно использовать игры, упражнения и проводить занятия по формированию правильного звукопроизношения, то это позволит:
  1. формированию правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитию фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  2. формированию навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
  3. развитию коммуникативности, успешности в общении.

Приложение 5

Таблица 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Имя ребенка

1-е  задание

2-е  задание

3-е  задание

4-е  задание

5-е  задание

6-е  задание

7-е задание

Общее кол-во баллов

Уровень развития

1

Антон Б.

2

2

2

2

2

2

2

14

Высокий уровень

2

Илья С.

2

2

1

1

1

1

1

9

Средний уровень

3

ВоваК.

2

2

1

1

1

2

1

10

Средный уровень

4

Маша Г.

1

2

1

1

2

1

1

9

Средний уровень

5

Даша Д.

1

1

1

2

1

1

1

8

Средний уровень

6

СоняП.

2

1

1

1

1

2

1

9

Средний уровень

7

Саша И.

1

1

1

1

1

1

6

Низкий уровень

8

Карина М.

2

2

2

2

2

2

1

13

Высокий уровень

9

АльбертМ.

2

2

2

2

1

2

2

12

Высокий уровень

10

РомаА.

2

1

1

1

1

1

1

8

Средний уровень

Рисунок 2 – Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования

Источник