Развитие зубочелюстной системы у ребенка

Развитие зубочелюстной системы у ребенка thumbnail

Формирование и развитие зубочелюстной системы человека делится на несколько периодов:

  • внутриутробное развитие;
  • беззубый рот новорожденного;
  • формирование молочного прикуса (в возрасте до 3 лет у ребенка должно прорезаться 20 молочных зубов);
  • сформированный молочный прикус (в возрасте от 3 до 6 лет);
  • сменный прикус (ранний и поздний возраст человека);
  • постоянный прикус.

Каждый из этих этапов важен и отвечает за образование лицевого скелета, прикуса, постоянных и молочных зубов, которые описаны далее более детально.

Внутриутробное развитие

Важно помнить, что во время внутриутробного развития происходит формирование зубочелюстной системы. Начинается процесс на этапе 5-6 недели развития плода с появления первичной ротовой полости, которая на 2 месяце беременности разделяется на губы, щеки и зубы. Процесс отделения от ротовой полости происходит на 3 месяце, развитие твердого неба — на 9 неделе развития, а вот мягкого — на 12.

Отделение от ротовой полости начинается в период развития зубов и делится на три периода:

  • 1 период (8 неделя) — происходит закладка и образование зачатков молочных зубов;
  • 2 период (до 3 месяца) — появляются клеточки, являющиеся строительным материалом для эмали, дентина и пульпы молочных зубов;
  • 3 период (с 4 месяца) — начинается строительство эмали, дентина и пульпы зубов.

Постоянные зубы развиваются так же, как и молочные, начиная с 5 месяца беременности. К моменту рождения ребенка в каждой челюсти заложено по 10 молочных и 8 постоянных зубов, а вот закладка вторых премоляров — четвертых постоянных зубов — и 2-х и 3-х моляров — шестого и седьмого зубов — начинается только после рождения ребенка.

Развитие зубночелюстной системы после рождения ребенка

Каждый ребенок рождается с прогнатией (когда верхняя челюсть больше, чем нижняя), что облегчает проход головки младенца через родовые пути и дает большую амплитуду сосательным движениям нижней челюсти во время кормления. В это время, окружающие нижнюю челюсть мышцы активно работают и влияют на формирование костей челюсти. Поэтому интенсивный рост челюстей и происходит во время лактации.

Наличие молочных и постоянных зубов определяет строение, форму и функцию костей верхней и нижней челюстей.

На 2 месяце жизни ребенка открываются слюнные железы, а вот в период с 4-6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Именно в этот период происходит обильное слюноотделение, повышается температура, появляется тошнота и рвота. Появление молочных зубов может быть как ранним, так и развиваться по «классическому сценарию». Формирование молочного прикуса у ребенка должно завершиться к 3 годам, когда прорежутся все 20 молочных зубов.

В настоящее время сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, очередность их появления зачастую нарушены. В норме считается отклонение в ту или иную сторону в пределах 6 месяцев.

Сменный прикус начинается с периода 5-7 лет. Именно в этот период начинают шататься и выпадать нижние центральные молочные зубы. Зачастую родители допускают серьезную ошибку — за 5-м молочным зубом начинает расти 6-й постоянный зуб. Главное, не перепутать его с молочным зубом, не упустить этот момент и уделить должное внимание гигиене ротовой полости ребенка.

Источник

Возрастные особенности. Развитие зубо-челюстной системы. Формирование окклюзии зубных рядов

Периоды развития:

  1. Внутриутробный
  2. Беззубый рот новорожденного (от рождения до начала прорезывания молочных зубов 6 – 8мес)
  3. Период формирования прикуса молочных зубов (6 мес – 3 года)
  4. Сформированный молочный прикус (3-6 лет)
  5. Сменный прикус-
    1. Ранний сменный (-9)
    2. Поздний сменный (7-6 12-13)
  6. Период прикуса постоянных зубов

Внутриутробный период. Морфологические особенности

-участки мезенхимы, разрастаясь, образуют жаберные дуги

-из 4-х пар самые крупные мандибулярные дуги – из них зачатки ВЧ и НЧ

  • Латеральный носовой отросток
  • Медиальный носовой отросток
  • Верхнечелюстной отросток
  • Нижнечелюстной отросток
  • Ротовая щель
  • Лобный отросток
  • Носовое отверстие глаз.

На 3-й неделе формируется первичная ротовая полость

7-8-недяля деление ротовой полости с образованием твердого и мягкого небя

  • Носовая перегородка
  • Язык (занимает большую часть)
  • Небный отросток
  • Меккелев хрящ НЧ

На 6-7 неделе соотношение челюстей по сагиттальной плоскости. Наблюдается прогнатия. Верхняя челюсть впереди нижней.

На 8 неделе начинается сращение небных отростков и меняется направление роста ВЧ. Язык опускается вниз, стимулирует рост НЧ, вызывая ее переднее положение относительно верхней (эмбриональная прогения)

К 9-й неделе небные пластины срастаются по средней линии образуется твердое небо и носовая полость отделяется от ротовой.

8 недель 30 мм длина зародыша

10 недель – 40 мм

  • Носовая перегородка
  • Небные отроски
  • Язык
  • Меккелев хрящ
  • Небный шов

Аномалии возможны в связи с тем, что ткани двигаются с латеральной стороны.

    • Поперечная расщелина лица
    • Горизонтальная расщелина лица
    • Расщелины верхней губы, нижней губы

Развитие зубов начинается с верхней и нижней зубных пластинок, которые определяются на 8 неделе развития. Из каждой пластинки образуется по 10 зачатков молочных, а затем зачатки постоянных зубов

Закладка

Дифференцировка

Гистиогенез

С развитием зачатков зубов связан рост челюстей и альвеолярных отростков.

В 5-6 месяцев усиливается рост зубных фолликулов и соответственно альвеолярных отростков

В 7-8 месяцев темпы роста и минерализации несколько замедляются

С 9 м усиливается рост альвеолярных отростков, активизируется минерализация мол зубов

Воздействие пат факторов на разных этапах развития зачатков ведут к аномалиям зубов

Беззубый рот новорожденного

  1. К моменту рождения – младенческая ретрогения
  2. НЧ позади верхней на 5-7 мм
  3. Вертикальная щель между челюстями 2,5 мм
  4. Альвеолярные дуги имеет форму полуокружности
  5. Высота прикуса удерживается десневыми валиками
  6. Округлая форма десневых валиков не препятствуют движениям нижней челюсти
  7. Слабо выражен суставной бугорок, плоская суставная ямка, не сформирован суставной диск
  8. К концу периода – ортогнатичекое соотношение челюстей.

Функциональные особенности

  1. Возможность одновременного дыхания и глотания – т к высокое положение надгортанника
  2. В норме выражен сосательный рефлекс
  3. Инфантильный тип глотания 9во время глотания язык отталкивается от губ)
  4. Большая амплитуда сагиттальных движений НЧ.

Период формирования молочного прикуса

Сроки, последовательность, парность прорезывания зубов

Кол-во молочных зубов – 20

Исключение клыки сначала чаще прорезываются на ВЧ

Сроки прорезывания

I. 6-8 мес

II. 8-12 мес

III. 12-16 мес

IV.16-20 мес

V. 20 – 30 мес

Особенности

  1. Отсутствие трем и физиологической стираемости зубов
  2. Полукруглая форма зубных дуг
  3. Передний отдел нижнего ряда уплощен (2 – 2,5 года)
  4. Отсутствие сагиттальная и трасверзальная компенсационных окклюзионные линии
  5. Все зубы, кроме нижних центральных имеет по два антагониста
  6. По одному антагонисту имеет верхние вторые моляры
  7. Дистальные поверхности м2 находятся в одной плоскости
  8. Линии, проходящие между центральными резцами совпадают на ВЧ и НЧ
  9. Глубокое резцовое перекрытие (2,5 года)

Сформированный молочный прикус

  1. Рассасывание корней молочных зубов
  2. Физиологические тремы и диастемы
  3. Физиологическая стираемость
  4. Активные рост челюстей по сагиттали
  5. Уменьшение глубины резцового перекрытия до «прямого соотношения»
  6. Дистальные поверхности вторых моляров и клыков стоят с мезиальной ступенью
  7. Становятся видны все возможные движения в суставе (около 3-хлет), формируются связки
  8. Формируется речь
  9. Переходный тип глотания
  10. В норме носовое дыхание
  11. Заканчивается формирование ВНЧС:
    1. Верхнее-передний отдел суставной ямки
    2. Нижни-задний отдел суставной ямки
    3. Суставной диск
    4. Суставной бугорок
    5. Суставная капсула
  12. Совершенствуется функция жевания
  13. Чистое произношение звуков речи
  14. Соматический тип глотания (переходный тип, элементы соматического)
Читайте также:  Отклонения от нормы развития ребенка

Сменный прикус

  1. Рассасывание корней
  2. Физиологическая стираемость (если не переводить ребенка не твердую пищу стираемости нет, это мешает развитию)
  3. Выпадение молочных зубов
  4. Прорезывание постоянных зубов (сроки, последовательность, парность)
  5. Замедление роста челюстных костей (после прорезывания 6-ых зубов)

Функциональные особенности

  1. Неполноценная функция жевания в связи с рассасыванием молочных и незаконченным формированием постоянных зубов (их корней)
  2. Отсутствует чистота звуков
  3. Более выраженные элементы инфантильного глотания (из-за отсутствия передних зубов)

При соотношение вторых молочных моляров с мезиальной ступенью первые постоянные моляры устанавливаются правильно

Если дистальные поверхности вторых молочных моляров стоят в одной плоскости возможно развитие окклюзии по 2 вариантам:

  1. правильное соотношение М6
  2. дистальная окклюзия

Иногда помогает трема м/у клыком и 4-м зубов – это позволяет соскользнуть зубам медиально.

Постоянный прикус

  1. Кол-во постоянных зубов 28 – 32 (если показано удалить 1- восьмой зуб, то удаляют все 8)
  2. Форма верхней зубной дуги – полуэлипс
  3. Форма нижней зубной дуги – парабола
  4. Каждый зуб имеет 2 антагониста (кроме 3.1, 4.1, 1.8, 2.8)
  5. Каждый верхний зуб контактирует с одноименным зубом и позади стоящими
  6. Зубы касаются контактными апроксимальными точками. (если нет апроксимальных контактов такой прикус не устойчив, патологическая окклюзия не может существовать без саморазрушения.

Непременное условие правильной окклюзии – бугор верхнего постоянного моляра должен находится в фиссуре м/у мезиольным и средним щечными буграми нижнего первого постоянного маляра (ключ окклюзии – Энгль)

Энгель не утверждал, что этого критерии достаточно для характеристики нормальной окклюзии

Верхние клыки находятся м/у нижними клыками и премолярома

Сагиттальная щель м/у резцами 1 – 2 мм

В переднем отделе – верхние резцы перекрывают нижние не более чем на 1/3, м/у ними имеется режуще-бугорковый контакт

Высота коронок уменьшается от резцов к молярам (исключение – клыки)

Если верхние резцы перекрывают более чем на 1/3 увеличивается резцовый путь – это ведет к большей нагрузке пародонта и зубов. Разрушение по 2 путям: 1)стираемость зубов, 2)разрушение пародонта.

Верхние боковые зубы перекрывают нижние на глубину продольной фиссуры, небные бугры верхних моляров и премоляров контактируют с продольными фиссурами нижних

Средние линии челюстей совпадают

1960 – 1964 гг. Лоуренс Ф. Эндрю проанализировал 120 пар моделей людей, которые

1. никогда не лечились у ортодонта

2. Были приятной открытой внешности

3. имели в целом правильный прикус

4. не выиграли бы от ортодонтического лечения.

Выбрал параметры (6ключей окклюзии по Эндрюсу)

Сравнение лучшего в результатах лечения и лечшего в природе позволил сформулировать 6 исключительно значимых признаков нормальной окклюзии.

Ключи:

  1. Соотношение моляров

Дистальная поверхность дистально-щечного бугра верхнего первого моляра смыкается с мезиальной поверхность мизео-щечного бугра нижнего второго моляра

Мезиально-щечный бугор вер пер контактирует с фиссурой м/у щечными буграми нижнего первого моляра

Мезиальный небный бугор вер пер моляра находится в фиссуре нижнего первого моляра

  1. Ангуляция (мезио-дистальный наклон) коронки.

Десневая часть длинных осей коронок более дистальная, чем окклюзионная.

  1. Инклинация коронки (вестибуло-оральный наклон).

Коронки верхних и нижних резцов имеют вестибулярный наклон

Коронки верхних боковых зубов (от клыков до моляров) имеют одинаковый язычный наклон

Коронки нижних боковых зубов (от клыков к молярам) имеют язычный прогрессирующий наклон

  1. Ротация

В норме не должно быть поворотов зубов.

При повороте по своей оси моляры и премоляры занимают больше места в мезио-дистальном направлении, что ведет к нарушению окклюзии.

  1. Пространства между зубами

В норме м/у зубами плотные контактны (никаких промежутков)

  1. Окклюзионная линия

В норме окклюзионная линия варьирует от плоской до легкой вогнутости (до 2 мм).

При глубокой возникает неправильное положение верхних зубов, оптимальная окклюзия невозможна.

Прямая оптимальна для нормальной окклюзии

Реверсивная линия способствует образованию промежутков м/у зубами. (выгнутая).

Источник

>|ýƾÆ[‘n?Þß}Ùp©ªÓöIâw
Ôç”À¥·Ofƒß·O
?ø›OÏmñÜl>ÿpwÖ~º¿{åTTe*ÂÁ#YN…&Ù~xzìOÏ3×”gŸÔƒÿ1%ºÓ—Â1+ZszÃéÓa
o³¡#ن´gêLVHÎL¤ÚÇKë-ÚÙ¦‡k—lPl…(mÑö·CÏYð·‰ãB-²¿Zà);ë¥:益›È]Ì[u„4˴ԃ5ðF²všg.­† IÃ3k·a“»­Á¯’úÀ
opíèW7=F󂾩ãa+dÙ% #R:Íbï}¢.ÑFq€8>ö‰V0ãÅfd¾Òž;:n[AmèlxˆZcozR§bnÎÀ%·ž„@0ÓØ*óh âH1[]´²§8Ã|«é:>GúÄ!»· ÌÖ*ꟓ$ˆÛ]’°s9%±¡>ö[;•Öe@ò¶›Ñtò0ª$4)?Ëbž”¡£ÑÄ_ñ×Lð¿Q°3¾-í7™OzžFÄ)œ =ók£¦i‚‡™!…áwuŒ]K=~?[€‚^:ǚ’´$1ä®ÚŽ}z«„Ëx¬ÌùÚ·…¥eCQ>y]f=ìºs§@Pƒ»á aɂeþöeĕî>HÉÀ”iÈgŸ¬”d^½ ÝÊâÊòsíB¸ðHºŸ’V”0® £cæõŒ˜þŒÀêÑ®³Y˜Ú2u†7˜¬kzf‡‚»øqˆæA«5ý’@3bXŒàŽï2[“•(Ÿ:ÛWõeߦ¯šüRg8|ššüB–×èÈÁ
:÷~« I(ÍL‹·lIh ^½-
InrK©vè†(Í|§ë©òá0¾l2Â÷¢¿¨½‚Èz=IÁÀA5E
æQO.Îä Ü­£ç˜fñçEd/Ⱦ%‰b!œù—sx‰Q~wæ‚D¯ßÛ!JÀÊEd)ބÀD „ä±±ôsþs|isP—cĔd@5ÙçêPf?«’±Üèቋ:øƒª7M‘_úØ#%ԝàO{^«µæ)ÞTôE~ ä§w3TÇíÀD;莐ø‹˜±»¹—:¥é’{ÆEƒä‘˜0̷荘‹–#O Åc]„4‡y$—)“M6œ6fÿ¶¨ 碜?êW]NMiû|E¶jHÇÝYÓ8Ûs¤[æ¤D·û:˜ëqÒ³Ðàå*Âù·!$å=:ÕåÐ1¾E/z¹Þ$!ú’´®v±@™Œš–Ï3af±²¢m;rÍnÂÌÓ¢a°—˜U·˜_&ÌÛõLB€‚¤hë’ÅÁájüØôí£S‹>®=™¼ŸwY%øßM˜-˜ØŸ•¿­ƒÿéõà´ ÙVÖ![:5†³åX±•ÕL]ÔQ¾a`Zgè*l‡î)ä LT%³§µ9_Q`Ž°
Zh ©Y¸ŠÏ¬m²»ŠYÃCBTVX~À3‡”¦j^„§x[“T9•½)ÌÓoñz‹CYÁ¬jËã6¨ä&Tò³q¯®†HnUˆ0Âbõ¹>ÝëÇÞxæä…Ð=}Œ)Þxrá…Ó/,Á_¡Ág¾ÝW엥]ãÙiòø€Ä´æ»¡‚¾»¹]‹rûï8YZÚp…¡(Ù1K~ŽÕoS°qÏÅ[ß}E…%·ºˆÞyª¦º³ª­’´Ã6d1{q뚔ÃiëÕäDÎØ29܏rO›³P™Eî6ãv(ÜͶ]³æÄÞÈ8″®…ÂfÎvïS6¢jž6ì‘%ÜÖÈ(Ò[ÄÙê•CGTñx aª¦£[4‹ Ðfû7Ɋ÷#V¦¤…:Ù¤:‡S„xfÞ;)£¤UJƒš×ªýýMl›†œØD`¶Eo8ÚNÚ驜P)+6BoΪh‹ÈIiϸ[ONʀãnÑÛÄà ›ÿSqÈÏmčÓx ¤.KJ¬í˜X/”Fm%ór=1jKYmsÛO%•|ÓTÈ*ðà°Âš4F²Ð®„”±R(f«‡É”ˆOáÁüTCôÚX§›Z6åñšþǟŒÁœ¦Í²CMâGòÍx ‡bîÜ`W2¤´gg{Òéȍ) ¥•N=•ØµÄ‘˜1i/BÚâ>_[Ì»3ßxqÞ%WŒ–ðñ
Â(íšÜ½7±­â7«*@ù²äl;ÕêîBÖêeOe’ ,À8
)Ûz.§´ÝT1£†çåQàykæâ À…£Q,îVÏuìÆ4Œ0’qÿœk ø&As¨¨ãc7‹X»ƒ¬u²
®—X^øzƒkÈi‰ÓÜò°*5*RY*R™ÐŸnXŸXbšU=Bˆ¹«óı­Ôé¤&,àE’@MYgà†ZHÇ×@îÖjŠzoH·Ž”±9ÍW%çë‘ÓB0µ”9}Üz¦¢½Äó%k‘3ÂáÁÆÕLEÂBƒP‚‰ÞGµ«ô_—8ø°½jD$a-´èmjo/ö„ÂL¾1eû¨ôŠ ãöÁÀ¢;Ùߚ9mš7xéÿV¤GúÊÜÇ·”…ˆïÿvd*Üfv—Žõï£ÕˈßÓÄ·’Â*uô6ÿ‡7$³nn’È¥n:¾™‘ß‘”ÌßÆÈ>éËÒ
endstream
endobj
23 0 obj
>
endobj
24 0 obj
[ 25 0 R]
endobj
25 0 obj
>
endobj
26 0 obj
>
endobj
27 0 obj
>
endobj
28 0 obj
>
endobj
29 0 obj
>
endobj
30 0 obj
>/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 31 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 2>>
endobj
31 0 obj
>
stream
xœÍZK‹ä6¾7ôðqJoAcèç’À†ä°ä’=%äÿC$UɖÜr÷t¯
hü’KŸJU_=§c÷÷vÏÎYèx§½fRtNó¢ûç÷íæ—¶›ÃÛvózãª{ûc»‰£yîÎtg­ˆï½ý†}üx÷õß ºûŠ—@—·›/;.Ô¡Wá`ÿ”ÃQŸÃï®÷áÇ{oíñ‘±}:ˆtƒ8œú_»··›s@ôÓvóà
dc‚æm¹„á~è¾[~>Ô~ç|Ýùӱ늭ƒç¶NÍotLª)Ž¨nˆ´¿#Ö,®zЊi7aՃvŒ›ö|Þ~ûòØònjXg¡­­ ™—ó{«Î肢ñ¨{蒋[»rÉÚÛ+YÞ»´d0·ò4-9g
æ5M*æJîPË
É
•D.ŒçúԻѡ%zŒç€Þ¥KaN}:×¢JbSôŠç®OÓ’bæ$2ˆ¢—V‹ÓÂ-žˆ+’˘A’‚I°MÂi5jmˆ—átÙº:‰ã ß¼¢¦a`FϬè.m‹¥iÛ¸ §¥Ùm+²¿d~S=…»&e²Ä}oÊàŒ–¨²ˆaßãû&ó>£uBio* áý‘Ž.f é ²NpMñb¼m}ŸD^Ù>¹ŠÙçKœ
)?ªH.¯Pà*½„’N‘%’/îG_´r,Ug|½ ‘L+óÆyWt6£é·|-gSÇqÅBU4¬«ÏšÀ7öU¦²3›¶l¨æ,72¸®· ‘ӘçáF_
o—dV£OîÑê²¹ŒC/Dƒ`ϧpîà*-ŖC´Å¤‚`Ëy-iêËàcˆ,9’â ÈåôT)Äw…xƒâ³«%ù ɤִ ̺†ñÈó—>u’99Òò¹¡Ò1¢¶­ÈAs&̼”Ì9íü„$H¦rE6ˆÔ1èoÂc­ Nnø÷ãAPt’š‘’çC^ÆÄRø¸yE&ȁ‘ÜÓ
ÀµkÖ~Y
“lø Ð͖¶ª(>·kߘ^¶¬DYùy+¹Ú2Ý
˜ÎےW‰½

i ]m—ØÜ0*_È*êô|…þ5?s™¶()I_Dé9rZ˱=óÊei³]kÛTgšºM¦€…µ{õ)‘æbu| 2±&‚£,Õá»fçzH€Êêq®˜àUÎ+dÇe~8õ,£“º7LRÊOI¥»Å£0NB½YÄ2+bõä í,#䛂ìV4ë/÷©yöÅýmA.ÜâÁêÉÆKnr²kx…šö„©äœïAVáß×PÞFb6g­%1Á¤h€ðŸ”•äÏ÷34Y”I·WÍÚ À‚Ï@(ë’oTÓrÒ«^½îî2øŒ>¼ÓTW>c?xi¶}kf„E’Öÿ¹[.Ù½vK`kâ§òÁóõ^S9iË¥õ0*”Ú)v11z™‚uHžà^J2 uÊUù 5[š¬&q,pcì#f‹¯³Ø‹OºåʜMTO4Pu´ó¸®„¤Ôñ9E?÷4–Ĺšùzð€Y€È®yQUˆG*GšŽÙ¯ ­î7Nœ•b5øø³¢ÐmwRa•ÝPLJ±‡XnwÄÒ֍á#VÍÃkk‹‡!–ÜÌY‘4׌bÖ¡)Éf ñÃÊVšø¼ºS/z© û»XºG¹Õôÿ#Zá@Öh¥èZžQ’ÑÃùTiiW;Òj´½:á* ΅ÈB¥¿ª‰€D;x¾-*uו6¶¨Œ,.Ü^rðèæf³ƒBtÙf ¶.ú%¯4œXa8V³z»ØH &©c„1¬…äVD]W%æõ…K–x]ÜÜ=ç31ã´ÛG@ú¦‚ÄV‚–ïz¦º¶èfLñ&u•ÀÑîõT0ðÿõTБÜl+‰Î´Üv6ÆÙá|åÎ&ø;}ÕAõoùŽ{”ÎåYä™U×xU{%šZSÐ mTàd^ª©¾õÍé€`ìbàjãw
a÷ le§[íÈÐ_ó°°µÅÈ©2¼çrýbٚ¿ûÇÊÕ÷|Û Ãsǖn:ÈÄ`Ýiۗu«.$ñVhî¥ö@ÂL²ïµÓcCÂtÇMPÑ­´˜ðå?ÙÒµ«Ai=vãÙô ,›â{}Ý-û1T$€ë!cMQ
j/~XJ¬/+s¹‚‹1ð{ÝW×®°8í‹”ŒA}cXì®y,nl[/ëÞ1Ÿ­.¦ª[©:#¶K×w©­¹­§ßœt¯ÍKïlsMÜ»9®ÙlMþG`ceÊ鋑u7ÃÆ®¨Uº´Yó^º8÷æãê6Åÿ=˜É`¢ñuÐìmêGeaÎÖjUŽX#?àÊo !£±[݉俾´}a’M¯sÔ°o“ «ÚŽj·ÚÁ$c,n5.FUª*ʜL1îz¾ªò”J¹9T|£Ó _µ7E+6Ó¹ÅzcSdzÏp>4±-ÔúÀNǞTOP×˞™ ý½Ñ°|ü]¤%µëÍdûV Ó•ú%ÎÐô•«Ð|K¡î/É™·‘›õ²*çRe½*Tœ¤lâm`¹ª Ì©Kf™ª9Âî€yßsuT’HjA–yâÔÄ­Œ•lê[ãHâ#%;Ð@¤U/¾S³
J~½l(¸ÓGüžâӝϴTÁæmõÁC7ñUãU.ÞÀg–Û#%Áß®?Ðô¼úÀM݆—Wwߏ8¬¥Ì&„Qté gh¬¯¾QóøTu—{Ojê%ÞÐà€ße ›ÂB?7­+Á:778ŸVUžúf§æª-X‹Ú¹û”ÛˆêÞÇð&+>KE”¹xu9o‘x÷Ú씾¹yÚëݯð±¢ôG;§ÇÐ
vÝ+JwIrT~Íîé0Y‘¦>ë­®ëÒY³ZcÕQZºor‚àYqjI>³Pœu—žŠà¥ÈQO>¨ö¯¦É™Q _ŠiʂYª[˜CÔ÷úÛ]Uý†‰D 4¼
endstream
endobj
36 0 obj
>
endobj
37 0 obj
>
endobj
38 0 obj
>
endobj
39 0 obj
[ 40 0 R]
endobj
40 0 obj
>
endobj
41 0 obj
>
endobj
42 0 obj
>
endobj
43 0 obj
>
endobj
44 0 obj
>
endobj
45 0 obj
>
endobj
46 0 obj
[ 47 0 R]
endobj
47 0 obj
>
endobj
48 0 obj
>
endobj
49 0 obj
>
endobj
50 0 obj
>
endobj
51 0 obj
>
endobj
52 0 obj
>/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 53 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 4>>
endobj
53 0 obj
>
stream
xœÅ[K‹$¹¾7ôÈ£mèI))SÐTeW.6,¬ñ€fë=Ù`ûÿƒ•Š‡”TÊꝙ®Ù¡«*õ…”¾xæðé§áõõӏëŸßs:
—·uøÏó“ÍþoYf;˜!¤0NnX¼“þûËóÓßÿ4üûùéòùùéÓæëGã‡Ïÿ|~ÚG›ÁÖL£æٍ!Ÿÿ•‡ýð7k†_ÿ——~…¯¿þðüôWãæÙ¸¸Îùïþy9½øü{§éµülÌtzYæå5ºœ–ýÙv*CΧ—}LžR¾Î§°ÿq§·/lóì-¿œâþ³‡GeäT†ÀÂ1½âîG-eBxSÄX’֎yíókþ¿ìD‹Íó>3gx¬
Ý7˜—üÚ?Ÿ¬Ù)L4+Á)à4+˜®’©²&³Ÿw6@Ó¾SXåê§Èúyøü—ç§k¾µ¿>?}Ü-ûeœÊ%—«å
W8G9ùu§/ˆî+*“ ž/‰~™’¡[72gêjbL¾xàÀ¹HG¸à6À¦yA”²ÎHÚZ(Æ{˜–2-!Ig ºp¹·Û»]µ^„8¯,Lû1òD/ï9Ò®VðÏ°XX‰  g-ŸcýIU.~CÁ!6o¤’Þ,ûá¡báüh—Ž°>†r’A0+º 8¨RQ[uš–Ý ìeÁ‰f¬½ÖzX5F(ÕÉêeí71dê0Ä-óÓGþ0üQí7‡AÀ²ý:Xî7—4¦wéøApfÛenOû½,(tÔUÙFqeE*J²î–
nÑ?k}fcCÛpfò]Նë¯zJâ•q裹2Ù4Né˜-óTy°±DgÊÁz1.¬M™Ah7ò†˜Xc®o·6,?i¬ØìFY$k©ŒP”~­}¼ÄÆ%öÌΊReoiã
çó’Md^Ã,íïYرµˆªuR´h‚ò`ŠýÚÇÀ.IA;ãú¤p÷cXÅÖ/‡R+¶ÕèÓ²1ȑ&¹áM5o°Xû=‚™$Uyã=
GÍýÅ

±aV ;5ÂÒL»ÓñÛ$äúË££f¾ìì;©ØÉ؍`ÉSØ#;P
#~Ï>²½I”}hۙÁj䃴ðã+-ËèÓÁ¡Þ­/L]_°Ñõ»9 vΆ…6ï]ýy–È…STúÑgƒvÆsë|ñĄuQhd¥£êsàUhKÕ ÿÞû¨P sÀªÜÓ͉¨oòñnÓN7Õr²Tõ};äàJHî•á™-TÑi9hõ¤ÎƼe «êä£‚ÈÈëï;µ©ÛÔvÝ8ïôV×Ì!S-²óÔÝ,#J
Ð@Ü¥¦°šmZc‹¸E+å¿Äs~oc.‡—ÃT
“­?¸ñwñËô›nÖø1ôb~Ö»eKXH›´…“KÇ_›b#*ÕNÑz/ äªÑ]¸vNXïÃ.wŽ†Ö¯kßb’Õí+R±vû®Õ£h1ã—áOþ;qÄM>/¹,µ{GA‹4:c0yÙÓÖ­]‹>>¬ ¥6’UA~â2úiÒ ú²8mí«WT4‰ú½52|ӌޗÓ9Ž»6 œ‰˜å™è¤ªŒ‹ñeº—Î.ñòiðp
endstream
endobj
54 0 obj
>/ExtGState>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 55 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 5>>
endobj
55 0 obj
>
stream
xœµ[I‹äȾÔÐÑ6”:ö dfU
6ظÁ3Çñœl°ýÿÁÒ[“ޅ²ªÝ©†&KÊXßú½%‡/¾~ýòó폯ƒY–áúzþýüdF³ý›¦l3Ä9ŽÞ
S°ãì†ÿüúüô·?ÿz~º~{~úòF†oÿx~ÚF›ÁÖøÑ9»1¦áÛ?×a?ý՚á·ÿ®K¿á£¥ÇŸžŸþþÕ¸t]ÿ_–—°þ/Æe¿~¾/ÓöU^âöᖷ}û¾Í//1Å)ž¦$»þjl¶K®+dúòæÀ” ^ÄÅã$eÊ>.Þ`VnfáÖnn‹5â(åý¾›·?¼†ƒÞÖ%ޗ ÷_ ϊÛ_–_†oz~z[Éü—ç§ïd‹ï°ÅOvLYò¸Ù¯’~J£µûm”ÎH=[©&ˆr£¦ed:}3TpqÚ¨º²Y·±ÖA!Šo4+-}.†*DðëŠPlãMR’0¾C›MòZažA:ÂN@X6$/´MéHtÉ´Ž¹ÒÔïåBE*q¥•Œ6t6Œ¯¨²•›ÈÝFM7^:qtÃÃåçYûÃ$ï*@Îãäû4oåxûù6Â>ÚÚGgÆ8äõç:¼¢Ô•í`k£;@”C4@üõ›×Å¥¯$ïF⨠¼˜g7©”aüøN¹‚å[_Ñ&VèeS•˜aq÷€,9j,ºUóÂ,/¢µ”tMh»¾N¤â¬8n>Áž‚0ÄïèÏ*oùížâh×WišÇyêðXù»æòè­Àÿ4÷JAºˆêi¤Òí%-R]Ž0*â
KÓ>”­;+¶ZΫ֓…ÞÁ¶¿azêO߻԰ó¨ÛÑÚeµKÍñSsüfY–ȤCXÉ«þ4H¢’ó,¹Iqœz>sÕ^e¦ùJd® T¤f¼•li·cÃ+4è l13¡á¼lk6»3o¦šLöɄg¹¢‘ï@7>îQhn½r¸ú‡ Ý¸‡Ç»†4s;’oÇܳ]xt;ò ³C* ¿$-mÖn>¾…pU2ûèç´ª>›*t¸ðR‘®’èÖSUì
ü¥ö}Ä33cCDö™W÷Í8ÔmÂH)s-ªÊ–-êK!ìÄ,Á”۝iLcèñNÓw%-¼Žìðf02 «*¯å|2yCþ*gòë¨ð©Å„²0ÔÏJ0Ø-Ðß)sò07~ÉÎlÏp¦¤ îDNK›©Ê:#éˆòË}LM¦¥$N~ôó’ü,ìPPÒ18PAe KdH†˜¸XÂÏbùwøfÅìp´k¥ÅCêWÍ·¨>÷w¬¸=È;¾ÃÅ]ùHߋ¯1¬TˆP†¿p(Çþö¤`ê°cÈKrîl07ñä,1ŠóèòG0ùnZˆ=„s¶Ç¶dŠj³UÐ9ChYÍ

Источник

Аномалии зубов – это группа приобретенных или врожденных нарушений зубов, прикуса или целых зубных рядов. По статистике, разные аномалии встречаются примерно у половины детей, а также минимум у трети взрослых. Впрочем, некоторые данные говорят, что эта цифра на самом деле достигает 70-80%. В норме каждая зубная единица имеет определенные характеристики, такие как размер, форма и т.п. Также такие характеристики есть у зубных рядов. И любые отклонения от этих характеристик считаются аномалиями.

Содержание:

  • Число зубов
  • Аномалии отдельных зубов
  • Аномалии положения
  • Нарушения твердых тканей
  • Прогноз и профилактика
  • Любопытные аномалии зубов
  • Часто задаваемые вопросы

Число зубов

Весьма распространенная патология – это неверное количество зубов. В норме у человека 32 зуба (28 без восьмерок, что тоже является нормальным). Существуют две основные формы этой проблемы.

Читайте также:  Формирование и развитие у ребенка причинно следственных связей

Недостаток

Чаще всего люди сталкиваются с такой проблемой, как недостаток зубных единиц. Это происходит по разным причинам:

  • На стадии прорезывания зубки срослись вместе
  • Повреждение или отсутствие зачатка зуба, как молочного, так и коренного
  • Удаленный зуб, не восстановленный протезом, тоже может считаться аномалией

Обычно подобные проблемы возникают в переднем или боковых отделах челюсти. Полное отсутствие одной или нескольких зубных единиц в стоматологии называют адентией.

Частичная адентия

Наиболее тяжелая форма адентии – это отсутствие всех зубов на одной или обеих челюстях. Очень часто такая проблема объясняется генетической предрасположенностью, хотя она может быть и приобретенной, к примеру, в результате заболеваний десен. Также очень часто с полной адентией сталкиваются пожилые люди.

Лечение

Единственный способ устранить адентию – это провести протезирование. Если что-то в челюсти еще осталось, то можно поставить несъемный протез. Единичные отсутствующие единицы также восполняют при помощи протезирования на имплантатах.

Если челюсть полностью беззубая, то на нее обычно ставится полный съемный протез на силиконовой или акриловой основе. Правда, существует и более полноценная и надежная технология возвращения функциональности полностью беззубой челюсти – протезирование All-on-4, на четырех имплантатах. Специальные имплантаты ставятся в костную ткань под наклоном, и сверху на них закрепляется полный зубной протез. Это позволяет создать полноценный функциональный протез, не прибегая к установке множества имплантатов. У технологии All-on-4 есть несколько преимуществ:

  • Установленная таким образом конструкция удобнее, чем полностью съемная
  • За счет того, что не требуется ставить много имплантатов, конструкция обходится не слишком дорого
  • Особая форма имплантатов и абатмента позволяет ставить их под наклоном, даже в небольшие объемы костной ткани. За счет этого удается обойтись без наращивания кости
  • Все крепления скрыты внутри протеза, так что визуально они не видны

ВАЖНО: Единственным недостатком пока остается то, что эта технология не очень популярна – ей владеют в России очень мало врачей.

Избыток

Несколько реже встречается такая аномалия, как слишком большое количество зубных единиц, или гипердонтия. Обычно они располагаются в переднем отделе челюсти. Такие сверхкомплектные зубы бывают разной формы, как совершенно обычной, так и шиповидной. Увеличение количества зубных единиц происходит из-за аномального развития эпителиальной пластины. Кстати, в некоторых случаях сверхкомплектные зубы вырастают даже за пределами зубного ряда, к примеру, в нёбе.

Гипердонтия

Лечение

Как правило, гипердонтия лечится хирургически, то есть удалением лишних зубных единиц. Иногда после этого требуется ортодонтическое вмешательство – если лишний зуб сдвинул остальные.

Однако в случаях, когда в зубном ряду достаточно места, удаление лишней зубной единицы не производится. При необходимости этому зубу придается нормальная форма при помощи установки на него коронки. Это делается потому, что удаление является крайней мерой, и без необходимости проводить его не требуется.

Аномалии отдельных зубов

Бывает и так, что все зубы на месте, однако имеют место некоторые аномалии их развития. Эти проблемы делятся на две основные большие группы.

Ненормальная величина

Гигантские зубы

Единицы со слишком большими коронками. Как правило, они встречаются уже в постоянном прикусе, хотя изредка наблюдается и в молочном. Гигантии подвержены чаще всего резцы обеих челюстей. Подобная проблема возникает при нарушениях в работе эндокринной системы, а также при слиянии зачатков зубов. В последнем случае наблюдается также недостаток зубных единиц в ряду.

Такие зубы сдвигают другие в зубном ряду, а также мешают развитию остальных зубных единиц. Кроме того, эстетически они часто выглядят совершенно непривлекательно.

Лечение данной патологии заключается обычно в удалении чрезмерно больших зубов. После этого проводится ортодонтическое лечение, а пустые места протезируются несъемными протезами или с помощью имплантации.

Мелкие зубы

Слишком маленький размер отдельных или всех зубных единиц при их правильной форме встречается только при постоянном прикусе. Особенно этой патологии подвержены резцы, чаще всего верхние боковые. Точное происхождение этой патологии неясно, но специалисты склонны считать, что основная ее причина – генетические нарушения и наследственность.

Мелкие зубы

Такие зубы можно лечить двумя способами:

  • Покрывать коронками нормального размера
  • Удалять и ставить на их место протез

Метод лечения выбирает стоматолог в зависимости от показаний.

Аномалии формы зубов

При неправильном развитии зачатков зубы могут вырастать неправильной формы. Как правило, чаще всего встречается шиповидная форма, хотя она может быть и гораздо более причудливой и необычной. Такие единицы, чаще всего, имеют более маленький размер.

Лечится подобная проблема стандартно – либо покрытием коронками, либо удалением и последующим протезированием.

Аномалии положения зубов

Даже если зубные единицы имеют правильный размер и форму, с ними все равно могут возникнуть проблемы. Как правило, это аномалии положения зубов и зубного ряда. Их принято называть неправильным прикусом.

Вестибулярное отклонение

Выдвижение зубных единиц наружу зубного ряда. Вестибулярное положение могут занимать как один, так и несколько зубов, и чаще всего этим страдают клыки. Такое происходит, если смена молочного прикуса происходит слишком поздно, в зубном ряду недостает место, или зачаток зуба развивался неправильно. Также причиной могут быть вредные привычки и ротовое дыхание.

Вестибулярное отклонение

Лечится подобная патология обычными ортодонтическими аппаратами, которые перемешают зубы в правильном направлении.

Низкое или высокое расположение

Зубы могут смещаться не только в стороны, но и вертикально. Супраокклюзия – это слишком высокое расположение зубов, при котором не происходит их смыкания, а инфраокклюзия, наоборот, низкое и выдвинутое положение. Иногда разные группы зубов имеют разное вертикальное расположение.

Подобная аномалия возникает из-за недоразвитого альвеолярного отростка, либо из-за механического препятствия, которое мешало прикусу нормально формироваться.

В лечении таких аномалий применяются специальные аппараты для вытяжения, а также хирургическое вмешательство.

Диастема

Это щель между двумя центральными резцами. Особенно часто встречается на верхней челюсти. У нее может быть несколько причин:

  • Широкая и плотная костная перегородка между резцами
  • Слишком низко прикрепленная уздечка верхней губы
  • Отсутствие некоторых зубных единиц
  • Аномальная форма и величина зубов, а также их неверное расположение

Для лечения и маскировки этой проблемы существует несколько вариантов:

  • Ортодонтическое лечение брекетами
  • Применение специальных капп для исправления прикуса
  • Установка виниров, которые замаскируют диастему. Это не будет лечением, но позволит больше не стесняться своей улыбки
  • В детском возрасте диастема успешно закрывается съемными пластинками

Диастема

Тремы

Промежутки между вторыми резцами, клыками и коренными зубами. Во время смены молочного прикуса на постоянный у детей возникают тремы из-за роста челюсти. Во взрослом возрасте трема является патологией и корректируется ортодонтически.

Читайте также:  Задания для развития воли у ребенка

Оральный наклон

Смещение зубов в сторону нёба или языка. Корень зуба при этом остается в альвеолярном отростке, а вот сама коронка смещается, иногда практически горизонтально. Причины этого просты:

  • Поздняя смена молочного прикуса на постоянный
  • Раннее удаление молочных зубиков
  • Сужение зубного ряда
  • Аномалии в расположении зубных зачатков
  • Сверхкомплектные зубы
  • Вредные привычки
  • Короткая уздечка языка

Лечение стандартное, в основном при помощи брекетов.

Поворот вокруг оси

Обычно вокруг продольной оси поворачиваются резцы на нижней и верхней челюсти. Такая аномалия не только выглядит неэстетично – повернутые единицы могут травмировать соседние зубы или зубы на противоположной челюсти и расшатывать их.

Поворот зуба вокруг оси

В основном поворот происходит из-за того, что в зубном ряду недостает места, либо из-за того, что молочный зуб выпадает слишком поздно.

Для лечения зуб требуется аккуратно повернуть ортодонтическими конструкциями и закрепить в верном положении.

Скученность

Аномалия, при которой зубы налегают друг на друга и слегка проворачиваются по оси, из-за недостатка места. Основная причина – неразвитая базальная часть челюсти или альвеолярного отростка, слишком крупные зубы.

Лечение ортодонтическое, иногда требуется удалить некоторые зубы, чтобы создать место для остальных.

Транспозиция

Ситуация, при которой зубы меняются местами. Единственная причина – ошибки в зачатках зубов. Лечится путем установки коронок или удалением проблемных зубов и последующим протезированием.

Ерилина Ирина Евгеньевна

Главный врач стоматологического отделения клиники «Медицина», врач стоматолог-терапевт

Не всегда исправить прикус можно только с помощью брекет-системы, если у пациента не просто неправильно расположены зубы, а имеются скелетные нарушения челюстно-лицовой области, тогда это является показанием для проведения реконструктивного оперативного вмешательства на челюсти. Суть операции состоит в проведении рассечения челюсти, перемещении ее фрагмента в желаемое положение и фиксации фрагментов в заданной позиции В ходе операции может перемещаться фрагмент челюсти, содержащий часть зубного ряда или весь зубной ряд.

Аномалии твердых тканей

Такие патологии бывают трех основных видов:

  • Гипоплазия и гиперплазия эмали. Для второй характерно образование отложений на зубной поверхности, для первой – появление на эмали мелоподобных пятен. Постепенно поражаются все зубы, учащаются кариесы, повышается чувствительность зубов
  • Несовершенный амелогенез. Эмаль при этом покрывается желтыми или коричневыми пигментными пятнами
  • Несовершенный дентиногенез. Зубы становятся желто-коричневыми, быстро стираются и очень чувствительны

Несовершенный дентиногенез

Такие патологии лечатся с большим трудом, и зачастую в итоге единственной мерой остается полное удаление, а затем протезирование.

Прогноз и профилактика

Современная медицина и оборудование стоматологов позволяет врачам устранять зубные аномалии, если не полностью, то хотя бы частично. Диагноз часто становится ясен еще на раннем возрасте. Определяют его путем визуального осмотра и при помощи рентгеновских снимков, как направленных, так и панорамных.

ВАЖНО: В целом при вовремя начатом адекватном лечении можно рассчитывать на максимальный эстетический и функциональный результат, так как даже при утрате зубов полное протезирование сегодня обещает действительно хорошие результаты.

Не допустить аномалии зубиков у ребенка достаточно просто – нужно бережно относится к себе во время беременности. Именно в утробе у ребенка формируются зачатки зубочелюстной системы, и любое внешнее воздействие может повлиять на этот сложный процесс.

Любопытные аномалии зубов

В своей практике стоматологи нередко сталкиваются с весьма необычными и любопытными случаями, и многие из них как раз связаны с аномалиями зубных рядов.

Подростку удалили 232 зуба

Однажды идейскому мальчику Ашику Гаваи стоматологи удалили из полости рта 232 зуба, в связи с чем он попал в Книгу рекордов Гиннеса. Лечение ребенка началось с обнаружения странной опухоли на нижней челюсти. Через некоторое время стоматологам удалось установить, что Ашика беспокоит диагноз «одонтома» – опухоль, состоящая из зубов. В стоматологии ребенку удалили 232 зуба. Конечно, не все были развиты полностью, но при этом они все равно являлись полноценными зубными единицами.

Жители Саудовской Аравии извлекли зуб из носа

Зубы иногда прорезываются не в тех местах, но вот 22-х летнему мужчине из Саудовской Аравии не повезло достаточно сильно – не тем местом оказался нос. Этот зуб, почему-то прорезавшийся вне зубного ряда, вызывал у мужчины постоянные носовые кровотечения и боли. В итоге костистую массу просто удалили.

У подростка выросли вампирские клыки

Эта история с более грустным концом, а точнее, пока без окончания. Китайский мальчик Ван Пенфэй с детства плохо рос, и некоторое время назад у него во рту вместо передних зубов выросли острые клыки. Операция, по словам врачей, возможна будет, только когда ребенок станет старше, а пока ребенку придется потерпеть. Это особенно неприятно, учитывая, что отношения со сверстниками у него из-за этого очень натянутые.

Вампирские клыки у подростка

Хирурги нашли два зуба в глазной опухоли

Индийская женщина Нагабхушэнэм Шива с самого детства имела на глазу опухоль. Однажды, на очередном обследовании, когда состояние женщины ухудшилось, врачи приняли решение об удалении. И после операции внутри опухоли обнаружилось два полностью сформировавшихся полноценных зуба!

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: У ребенка не режутся молочные зубки, в чем может быть дело?

Ответ: Помните, что сроки прорезывания у всех детей индивидуальные. Если вы беспокоитесь, то посетите стоматолога – он сделает рентген и проверит, есть ли в челюсти зачатки молочных и коренных зубов. Если окажется, что зачатки на месте, он поможет им прорезаться. Если же зачатков не окажется, то потребуется протезирование. Но бояться не стоит – подобные случаи чрезвычайно редки, и обычно сопровождаются другими нарушениями роста и развития.

Вопрос: У меня зубы странного голубоватого цвета, что делать? Можно ли их отбелить?

Ответ: К сожалению, отбеливание тут не поможет, так как аномальна сама эмаль. Единственным вариантом здесь будет установка коронок или виниров. Можно ограничиться резцами и клыками, чтобы сэкономить, так как в зоне улыбки видны только они.

Вопрос: Возможна ли имплантация при полной адентии?

Ответ: Да, возможна – на имплантаты ставят протезные конструкции. Но стоит учитывать, что если в челюсти будет недоставать костной ткани, то потребуется наращивание – дополнительная операция.

Вопрос: Как избежать аномалий зубок у ребенка?

Ответ: Полностью защититься от этого нельзя, но все, что вы можете сделать – это вести правильный образ жизни во время беременности. Кроме того, не лишним будет