Развитие зрительного восприятия у слепого ребенка

Развитие зрительного восприятия у слепого ребенка thumbnail

Наталия Агальцова
Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением

Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 1980-1990-е гг. опираются на теоретические положения, выдвинутые Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, М. И. Земцовой, А. Г. Литваком, А. И. Зотовым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания. Основной проблемой современной тифлопсихологии является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, путей преодоления им отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате нарушения зрения (Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева).

Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Как показали многочисленные исследования (М. И. Земцова, В. И. Коваленко, Н. И. Куличева, Л. И. Солнцева и др., что в формировании образов восприятия и представлений незрячего ребенка требует от него привлечение высших форм психической деятельности: мышления и речи.

Особенности восприятия незрячих детей с остаточным зрением.

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями. Доминирование двигательного компонента в психологической системе незрячего ярко проявилось в исследованиях Л. А. Новиковой, показавшей отсутствие альфа-ритма в затылочной зоне у тотально слепых и усиление, активизацию деятельности теменных областей, обеспечивающих двигательную активность.

Однако, какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она является сложной организацией, отражающей взаимодействие различных анализаторов и их взаимное влияние в процессе формирования образов, а сам образ является «центром мощного комплекса частно научных психологических понятий.» и представляет собой «знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей.» (И. С. Моргулис [14, с. 285]).

Сенсорная система определяется как система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и характеризуют его структуру. Поскольку каждый анализатор, входя в систему, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет их взаимодействие и межанализаторные связи.

Сравнение процессов обучения абсолютно слепых детей и слепых, имеющих остаточное зрение, коду Брайля показывает, что последние дольше по времени и труднее овладевают осязательным чтением.

Исследование восприятия кода Брайля, проведенное В. М. Ворониным, при тактильном и зрительно-тактильном восприятии показало также, что при сочетании тактильного и зрительного стимулов результаты ниже, чем при одном тактильном. Таким образом, информация, адресованная двум анализаторам, в которой есть сочетание с тактильным восприятием, снижает результативность деятельности по формированию системного образа.

Создание образов предметов внешнего мира на основе остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче, точнее и дольше сохра-няется в памяти, что сказывается на улучшении их осязательного узна-вания. Однако, полагаясь на остаточное зрение, дети с глубокими его на-рушениями не используют сохранные анализаторы для восполнения чув-ственной информации.

Именно формирование образа брайлевской буквы показывает системность, комплексность образов, включение в его структуру представлений разных модальностей и разного уровня обобщенности. Это отражается в методиках формированиясенсорного образа брайлевского алфавита: соотнесение формы буквы с реальными предметами (Б. И. Коваленко, Б. Е. Тараканов, сличение с геометрическими эталонами, ознакомление с логикой создания системы Брайля (Б. И. Коваленко, использование цветных увеличенных разборных колодок с опорой на зрение и осязание в активной деятельности по воспроизведению структур брайлевских букв на различных приборах (Брайлевское шеститочие, колодки и т. д.).

Большое значение в сенсорном отражении системы Брайля имеют мыслительные логические операции, позволяющие устанавливать логические связи между элементами системы.

Пути коррекционной работы по развитию восприятия незрячих детей с остаточным зрением.

Длительное время в процессе получения детьми учебной информации использование и развитие остаточного и слабого зрения не осуществлялось, и это было связано с несколькими причинами.

1. Охране нарушенного зрения.

2. Методические материалы и техника, были основаны на опыте обучения слепых и использовании лишь сохранных анализаторов.

3. Слепые дети превалировали в школах для слепых детей.

4. Отсутствовали знания об уникальном аспекте процесса зрительного восприятия нарушенным зрительным анализатором.

В нашей стране Л. П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития.

Пять развивающих зрительное восприятие методик, используемых в системе Л. П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у детей с нарушением зрения на всех уровнях его развития.

При наличии у детей остаточного зрения практически нельзя исклю-чить восприятие детьми и рельефных бесцветных текстов, и особенно рель-ефных бесцветных рисунков с его помощью. В результате такой работы на уроках дети теряют остатки зрения, снижая свои возможности не только адаптироваться в мире зрячих, но и более полно и адекватно воспринимать окружающие предметы.

Развитие зрительного восприятия на каждом уроке может осуществ-ляться лишь при наличии пособий и учебников, специально подготовленных для слепых с остаточным зрением. К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, т. е. издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками, что не позволяет ученику использовать остаточное зрение для полного просматривания рисунка. Мы считаем, что выпускаемые учебники по Брайлю для учащихся школ III вида должны быть с иллюстрациями, рельефными рисунками, чертежами, схемами, которые сочетали бы не только рельефную печать, но и цветную.

Читайте также:  10 месяцев ребенку развитие что должен уметь

Для печатания книг для слепых учащихся с остаточным зрением можно использовать универсальный принтер Брайля Emprint SpotDot Emprint SpotDot — универсальный принтер, совмещающий Брайль и цветную печать. Технология SpotDot Tiger Braille (самая популярная в мире технология тиснения) + чернила. Отпечатанные документы зрительно идентичны напечатанным на струйном принтере, а тактильно — обладают рельефом и содержат брайлевский текст.

• Создает осязательные цветные рисунки и диаграммы.

• Печатает рельефный текст и математические знаки.

• Переводит и печатает Брайль.

Работа принтера Emprint SpotDot позволяет совмещать тиснение шрифтом Брайля и печать цветными чернилами.

Для работы с документами, которые будут напечатаны на принтере используется программное обеспечение ViewPlus Premier. То, что вы видите на экране отображается на принтер с помощью выпуклых точек.

Решая задачи развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения функционального характера, необходимо исходить, прежде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептивная организация ребенка – это «единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития» (Б. Г. Ананьев [1, с. 60]).

Выбор путей для развития компенсаторных форм восприятия связан с положением психологии о том, что восприятие как процесс формированияи функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание различных образований: функциональных, операционных и мотивационных. Именно это триединство обеспечивает качественное восприятие окружающего.

Для развития компенсаторных форм восприятия у слепых младших школьников с остаточным зрением используются различный наглядный материал. Это могут быть как предметы, адаптированные для этой категории лиц, так и материалы природного происхождения, картины как рельефные, так и с различной структурной поверхностью, аудиозаписи. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации. Однако основными средствами познания становятся слух и осязание. Работа учителя будет эффективнее,если: использовать предметно-практическую деятельность и включать в процесс формирования сохранные слуховые, тактильные и обонятельные формы восприятия получила свое подтверждение.

Источник

 Характеристика, уровни отражения и роль зрительных образов

  • Зрительные образы, как и любые психические образы,
    • многомерны,
    • сложны,
    • включают 3 уровня отражения:
      • сенсорно-перцептивный,
      • уровень представлений,
      • уровень вербально-логический
        (Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко).
    • Они играют важную роль в развитии:
      • познавательных процессов,
      • эмоциональной сферы,
      • в формировании многих умений и навыков.

 Формирование зрительных образов при нарушении зрения

  • У детей с нарушением зрения формируются:
    • обедненные,
    • часто деформированные,
    • неустойчивые
      зрительные образы
      .

Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образов.

 Избирательность восприятия частично- и слабовидящих детей

Так, для зрительного восприятия, как и для восприятия любой модальности, свойственна

  • избирательность —
    выделение тех объектов, которые находятся в сфере
    • интересов,
    • деятельности,
    • внимания ребенка.
  • При остаточном зрении и слабовидении,
    когда зрительные стимулы неточно отражаются
    нарушенной зрительной системой,
    • ослабляется интерес к окружающему,
    • снижается общая активность и, как результат,
    • снижается избирательность восприятия.

 Предметность восприятия (характеристика)

  • Предметность —
    основной результат процесса восприятия
    ,
    ее уровень определяет,
    • насколько целостно и осмысленно воспринят объект,
    • отражена ли в восприятии его структура.

 Целостность восприятия частично- и слабовидящих детей

Ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как

  • Нарушается целостность восприятия объекта,
    • в образе объекта часто отсутствуют не только
      • второстепенные, но и
      • определяющие детали,
        что ведет к
        • фрагментарности,
        • неточности отражения окружающего,
        • схематизм зрительного образа,
          его обедненность.
    • Нарушение целостности определяет трудности
      • формирования структуры образа,
      • иерархии признаков объекта.

 Константность зрительного восприятия (характеристика)

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна

  • константность —
    способность узнавать объект вне зависимости от
    • его положения,
    • расстояния от глаз,
    • освещенности,
      т.е. от условий восприятия.
  • Для слабовидящих и частично видящих
    зона константного восприятия сужается
    в зависимости от степени поражения зрения
    .

 Обобщённость восприятия при глубоких нарушениях зрения

Важным свойством восприятия является способность

  • абстрагироваться от
    • случайных,
    • несущественных
      признаков объекта,
    • выделять существенные качества объекта.
    • Это свойство обобщения выступает
      в единстве с мыслительными операциями
      • анализа,
      • синтеза,
      • сравнения.
    • Трудности выделения существенных качеств,
    • отсутствие целостности образа,
    • фрагментарность образа и неполнота
      определяют
      • низкий уровень обобщенности образов
        при глубоких нарушениях зрения.

 Скорость и правильность восприятия частично- и слабовидящих

При слабовидении и слепоте с остаточным зрением также страдает

  • скорость и правильность зрительного восприятия,
    что непосредственно связано со снижением остроты зрения.

 Восприятие пространства при нарушениях бинокулярного зрения

  • Нарушения бинокулярного зрения приводят к
    • пространственной слепоте,
    • нарушению восприятия перспективы и
    • нарушению глубины пространства
      (Л. И. Плаксина), при этом
    • образы восприятия искажаются
      и неадекватны действительности
      .

 Итог об особенностях восприятия частично- и слабовидящих

Таким образом, нарушение зрительной системы в разных ее отделах приводит к изменениям и специфичности образов восприятия слепых с остаточным зрением и слабовидящих (Л. П. Григорьева).

  • При слабовидении
    • изменяется процесс образования образа,
    • нарушается симультанность опознания признаков
      • формы,
      • размера,
      • цвета.

Эти особенности более выражены при органических нарушениях зрительного анализатора.

 Грубые отклонения свойств восприятия у частично видящих

Изучение процесса формирования зрительных образов у слепых с остаточным зрением и глубоко слабовидящих детей показывает, что

  • формирование страха зависит от
    степени и характера нарушения зрения:
    • более грубые отклонения
      от нормы свойств восприятия

      обнаружены у частично видящих
      детей.
      У них наблюдаются также
    • большая степень несформированности антиципации,
    • низкий уровень выделения признаков объектов
    • низкий уровень интеграции объектов.

 Восприятие силуэтных и контурных изображений

Результаты исследования образов восприятия и различения таких качеств объектов, как цвет, форма, размер, показали зависимость их адекватного восприятия от условий восприятия и качеств самих объектов (Аль Муфлех, 1993).

Читайте также:  Картинки стадии развития ребенка в утробе

  • При восприятии силуэтных изображений объектов
    были получены более высокие результаты,
    чем при выполнении аналогичных заданий
    с контурными изображениями.

 Восприятие одновременно нескольких признаков объектов

  • Анализ одновременного различения двух признаков объекта
    детьми с нарушениями зрения показывает
    • низкую результативность выполнения заданий,
    • большой процент ошибок и
    • увеличение времени восприятия.
  • Качественная же характеристика процесса опознания,
    • а именно нарушение симультанности отражения,
    • переход на сукцессивный способ восприятия показывает
      • затрудненность параллельного анализа
        нескольких признаков объектов
        .

 Теория компенсации, специально организованная деятельность

Это позволяет говорить о необходимости активизации познавательных процессов, участвующих в акте сенсорного отражения, на чем и строится теория компенсации.

  • Трудности выделения и дифференцировки размеров фигур
    при зашумленном поле
    свидетельствуют
    о нечеткости сформированных эталонов размера; очевидно,
    • требуется более длительное время для их формирования.

Таким образом, зрительные системные образы слепых с остаточным зрением и глубоко слабовидящих детей формируются на основе сукцессивного процесса. Отсюда следует, что

  • формирование образа требует
    специально организованной деятельности детей,
    включающей развитие процессов
    • анализа,
    • идентификации,
    • синтеза,
    • процессов интеграционной деятельности
      с использованием речи
      , т.е.
      механизмов компенсации, свойственных слепоте.

Образы внешнего мира, как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальными:

  • структура образов сложна и всегда включает информацию,
    получаемую от различных анализаторов —
    • и сохранных,
    • и нарушенных.

В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индивидуальных особенностей доминирующей становится деятельность того или иного анализатора. Именно поэтому

  • в истории тифлопсихологии выдвигались
    теории приоритета в познании мира
    • или слуха (Ф. Цех, М. Сизеран и др.)
    • или осязания (А. В. Бирилев и др.).

 Исслед-я взаимодействия зрительного и тактильного восприятий

Исследования взаимодействия осязания и зрения в процессе восприятия стимульного материала нормально видящими детьми дошкольного возраста показывают

  • лучшие результаты, нежели при использовании
    каждой из сенсорных систем в отдельности
    .

С другой стороны, исследования С. В. Кравкова, Л. А. Шифман, И. М. Соловьева, Ф. Е. Иванова, В. М. Воронина и др., изучавших взаимоотношения осязания и зрения, показывают

  • качественно различные влияния их друг на друга
    у нормально развивающихся, слепых и глухих
    детей
    в процессе выполнения ими различных форм деятельности.

В процессе обучения математике, родному языку, физкультуре, при ознакомлении с окружающим на основе рельефных цветных дидактических материалов

  • слепые дети не только показывали
    • больший объем признаков и свойств объектов,
      воспринятых на осязание и зрение
      .
  • Главное состояло в
    гораздо большем положительном влиянии
    совместной деятельности осязания и зрения
    • на всю познавательную сферу учащихся,
    • на их эмоциональный настрой.
  • Дублирование сигналов в разных модальностях —
    средство повышения их надежности и эффективности

    (Б. Ф. Ломов).
  • Сравнение процессов обучения
    • абсолютно слепых детей и
    • слепых, имеющих остаточное зрение,
      коду Брайля показывает, что последние
      • дольше по времени и
      • труднее
        овладевают осязательным чтением и письмом
        .

Очевидно, они не привыкли использовать осязание в той мере, как слепые, и овладение этой модальностью происходит у них значительно менее успешно, чем зрительной (Р. Б. Каффеманас).

  • Создание образов предметов внешнего мира
    на основе остаточного зрения осуществляется слепыми
    • быстрее, легче, точнее,
    • дольше сохраняется в памяти,
      что сказывается на
    • улучшении их осязательного узнавания.

Введение в систему обучения коду Брайля предварительного этапа, когда образ каждого знака создается с помощью зрительного анализатора и осязания, позволяет осуществить процесс обучения слепых детей с остаточным зрением в более сжатые сроки и с меньшими затратами.

Источник

Развитие зрительного восприятия

Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

Восприятие цвета

«Волшебный цветок»

Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету

Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)

Наглядный материал:

hello_html_m23965344.jpg

«Рассади божьих коровок»

Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки

Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».

Наглядный материал:

hello_html_23fe4b52.png

«Помоги зайке найти цвет»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Восприятие формы

«Помоги зайке найти форму»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Рисунок из геометрических фигур

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Читайте также:  Необходимость движения для развития ребенка

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры

Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»

Наглядный материал:

hello_html_m6b66468f.jpg

«Рыбалка»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы

Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»

Наглядный материал:

hello_html_2d99439b.jpg

hello_html_2d99439b.jpg

hello_html_m73eee526.jpg

hello_html_m73eee526.jpg

Восприятие величины (размера)

«Разложи по полочкам»

Цель – закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.

Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»

Наглядный материал:

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_4089a619.jpg

Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Предметность восприятия – это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.

Избирательность – приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.

Целостность – свойство восприятия,состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы

Структурность и детальность – свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Константность – относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия

Апперцепцияэто процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Антиципация (предвосхищение) – предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.

Осмысленность – свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком

Обобщенностьэто отражение единичного случая как особого проявления общего.

Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.

«Наложенные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

hello_html_2a062cb0.png

«Зашумленные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

hello_html_m6d9a6edc.png

«Разрезные картинки»

Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.

Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»

Наглядный материал:

hello_html_m5f50cb13.jpg

hello_html_2e570d73.jpg

«Точечные изображения»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

hello_html_4418dfd3.png

«Силуэтные изображения предметов»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

«Найди заплатку»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»

Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»

hello_html_m75c44191.jpgНаглядный материал:

«Дорисуй»

Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»

Наглядный материал:

«Найди ворону»

Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»

Наглядный материал:

«Назови одним словом»

Цель – развитие осмысленности и обобщенности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»

Наглядный материал:

hello_html_50600d80.jpg

hello_html_m7344ed49.jpg

Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика

Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»

  1. «Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами

Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»

  1. «Догони куклу»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами

Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»

  1. «Посмотри, как качается фонарик»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изме­няя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»

  1. «Флажок»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)

Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»

Источник