Развитие зрительного восприятия у слепого ребенка
Наталия Агальцова
Психокоррекционное развитие компенсаторных форм восприятия незрячих младших школьников с остаточным зрением
Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих детей в 1980-1990-е гг. опираются на теоретические положения, выдвинутые Л. С. Выготским, А. Р. Лурия, М. И. Земцовой, А. Г. Литваком, А. И. Зотовым, и направлены на осуществление компенсаторного развития детей этой категории в процессе коррекционного обучения и воспитания. Основной проблемой современной тифлопсихологии является выявление потенциальных возможностей развивающегося человека, путей преодоления им отклонений в формировании психических процессов и черт личности, возникающих в результате нарушения зрения (Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, Л. И. Солнцева).
Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира. Психологическая система отражения внешнего мира в связи с этим различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.
Как показали многочисленные исследования (М. И. Земцова, В. И. Коваленко, Н. И. Куличева, Л. И. Солнцева и др., что в формировании образов восприятия и представлений незрячего ребенка требует от него привлечение высших форм психической деятельности: мышления и речи.
Особенности восприятия незрячих детей с остаточным зрением.
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.
Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. Так, при тотальной слепоте доминирующим в сенсорном отражении предметного мира становится осязание во взаимодействии с другими сенсорными модальностями. Доминирование двигательного компонента в психологической системе незрячего ярко проявилось в исследованиях Л. А. Новиковой, показавшей отсутствие альфа-ритма в затылочной зоне у тотально слепых и усиление, активизацию деятельности теменных областей, обеспечивающих двигательную активность.
Однако, какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она является сложной организацией, отражающей взаимодействие различных анализаторов и их взаимное влияние в процессе формирования образов, а сам образ является «центром мощного комплекса частно научных психологических понятий.» и представляет собой «знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей.» (И. С. Моргулис [14, с. 285]).
Сенсорная система определяется как система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Зрение, слух, обоняние и другие виды чувствительности входят в состав чувственного познания в виде ощущений, восприятий, представлений и характеризуют его структуру. Поскольку каждый анализатор, входя в систему, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушение зрения или полная его потеря изменяет их взаимодействие и межанализаторные связи.
Сравнение процессов обучения абсолютно слепых детей и слепых, имеющих остаточное зрение, коду Брайля показывает, что последние дольше по времени и труднее овладевают осязательным чтением.
Исследование восприятия кода Брайля, проведенное В. М. Ворониным, при тактильном и зрительно-тактильном восприятии показало также, что при сочетании тактильного и зрительного стимулов результаты ниже, чем при одном тактильном. Таким образом, информация, адресованная двум анализаторам, в которой есть сочетание с тактильным восприятием, снижает результативность деятельности по формированию системного образа.
Создание образов предметов внешнего мира на основе остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче, точнее и дольше сохра-няется в памяти, что сказывается на улучшении их осязательного узна-вания. Однако, полагаясь на остаточное зрение, дети с глубокими его на-рушениями не используют сохранные анализаторы для восполнения чув-ственной информации.
Именно формирование образа брайлевской буквы показывает системность, комплексность образов, включение в его структуру представлений разных модальностей и разного уровня обобщенности. Это отражается в методиках формированиясенсорного образа брайлевского алфавита: соотнесение формы буквы с реальными предметами (Б. И. Коваленко, Б. Е. Тараканов, сличение с геометрическими эталонами, ознакомление с логикой создания системы Брайля (Б. И. Коваленко, использование цветных увеличенных разборных колодок с опорой на зрение и осязание в активной деятельности по воспроизведению структур брайлевских букв на различных приборах (Брайлевское шеститочие, колодки и т. д.).
Большое значение в сенсорном отражении системы Брайля имеют мыслительные логические операции, позволяющие устанавливать логические связи между элементами системы.
Пути коррекционной работы по развитию восприятия незрячих детей с остаточным зрением.
Длительное время в процессе получения детьми учебной информации использование и развитие остаточного и слабого зрения не осуществлялось, и это было связано с несколькими причинами.
1. Охране нарушенного зрения.
2. Методические материалы и техника, были основаны на опыте обучения слепых и использовании лишь сохранных анализаторов.
3. Слепые дети превалировали в школах для слепых детей.
4. Отсутствовали знания об уникальном аспекте процесса зрительного восприятия нарушенным зрительным анализатором.
В нашей стране Л. П. Григорьевой создана система развития зрительного восприятия у слепых и слабовидящих, включающая в себя как психофизиологические, так и психолого-педагогические методы его развития.
Пять развивающих зрительное восприятие методик, используемых в системе Л. П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у детей с нарушением зрения на всех уровнях его развития.
При наличии у детей остаточного зрения практически нельзя исклю-чить восприятие детьми и рельефных бесцветных текстов, и особенно рель-ефных бесцветных рисунков с его помощью. В результате такой работы на уроках дети теряют остатки зрения, снижая свои возможности не только адаптироваться в мире зрячих, но и более полно и адекватно воспринимать окружающие предметы.
Развитие зрительного восприятия на каждом уроке может осуществ-ляться лишь при наличии пособий и учебников, специально подготовленных для слепых с остаточным зрением. К сожалению, стандартные учебники для школ слепых рассчитаны лишь на абсолютно слепых учащихся, т. е. издаются по Брайлю и снабжены бесцветными рельефными рисунками, что не позволяет ученику использовать остаточное зрение для полного просматривания рисунка. Мы считаем, что выпускаемые учебники по Брайлю для учащихся школ III вида должны быть с иллюстрациями, рельефными рисунками, чертежами, схемами, которые сочетали бы не только рельефную печать, но и цветную.
Для печатания книг для слепых учащихся с остаточным зрением можно использовать универсальный принтер Брайля Emprint SpotDot Emprint SpotDot — универсальный принтер, совмещающий Брайль и цветную печать. Технология SpotDot Tiger Braille (самая популярная в мире технология тиснения) + чернила. Отпечатанные документы зрительно идентичны напечатанным на струйном принтере, а тактильно — обладают рельефом и содержат брайлевский текст.
• Создает осязательные цветные рисунки и диаграммы.
• Печатает рельефный текст и математические знаки.
• Переводит и печатает Брайль.
Работа принтера Emprint SpotDot позволяет совмещать тиснение шрифтом Брайля и печать цветными чернилами.
Для работы с документами, которые будут напечатаны на принтере используется программное обеспечение ViewPlus Premier. То, что вы видите на экране отображается на принтер с помощью выпуклых точек.
Решая задачи развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения функционального характера, необходимо исходить, прежде всего, из положения психологии о том, что сенсорно-перцептивная организация ребенка – это «единая система анализаторов всех без исключения модальностей, включенная, в свою очередь, в общую структуру человеческого развития» (Б. Г. Ананьев [1, с. 60]).
Выбор путей для развития компенсаторных форм восприятия связан с положением психологии о том, что восприятие как процесс формированияи функционирования чувственного образа действительности есть сложное сочетание различных образований: функциональных, операционных и мотивационных. Именно это триединство обеспечивает качественное восприятие окружающего.
Для развития компенсаторных форм восприятия у слепых младших школьников с остаточным зрением используются различный наглядный материал. Это могут быть как предметы, адаптированные для этой категории лиц, так и материалы природного происхождения, картины как рельефные, так и с различной структурной поверхностью, аудиозаписи. Введение аудиовизуальных средств совершенствует процесс обучения и сокращает время для получения необходимой информации. Однако основными средствами познания становятся слух и осязание. Работа учителя будет эффективнее,если: использовать предметно-практическую деятельность и включать в процесс формирования сохранные слуховые, тактильные и обонятельные формы восприятия получила свое подтверждение.
Источник
Характеристика, уровни отражения и роль зрительных образов
- Зрительные образы, как и любые психические образы,
- многомерны,
- сложны,
- включают 3 уровня отражения:
- сенсорно-перцептивный,
- уровень представлений,
- уровень вербально-логический
(Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко). - Они играют важную роль в развитии:
- познавательных процессов,
- эмоциональной сферы,
- в формировании многих умений и навыков.
Формирование зрительных образов при нарушении зрения
- У детей с нарушением зрения формируются:
- обедненные,
- часто деформированные,
- неустойчивые
зрительные образы.
Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образов.
Избирательность восприятия частично- и слабовидящих детей
Так, для зрительного восприятия, как и для восприятия любой модальности, свойственна
- избирательность —
выделение тех объектов, которые находятся в сфере - интересов,
- деятельности,
- внимания ребенка.
- При остаточном зрении и слабовидении,
когда зрительные стимулы неточно отражаются
нарушенной зрительной системой, - ослабляется интерес к окружающему,
- снижается общая активность и, как результат,
- снижается избирательность восприятия.
Предметность восприятия (характеристика)
- Предметность —
основной результат процесса восприятия,
ее уровень определяет, - насколько целостно и осмысленно воспринят объект,
- отражена ли в восприятии его структура.
Целостность восприятия частично- и слабовидящих детей
Ограниченность информации, получаемой частично видящими и слабовидящими, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как
- Нарушается целостность восприятия объекта,
- в образе объекта часто отсутствуют не только
- второстепенные, но и
- определяющие детали,
что ведет к - фрагментарности,
- неточности отражения окружающего,
- схематизм зрительного образа,
его обедненность. - Нарушение целостности определяет трудности
- формирования структуры образа,
- иерархии признаков объекта.
Константность зрительного восприятия (характеристика)
Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна
- константность —
способность узнавать объект вне зависимости от - его положения,
- расстояния от глаз,
- освещенности,
т.е. от условий восприятия.
- Для слабовидящих и частично видящих
зона константного восприятия сужается
в зависимости от степени поражения зрения.
Обобщённость восприятия при глубоких нарушениях зрения
Важным свойством восприятия является способность
- абстрагироваться от
- случайных,
- несущественных
признаков объекта, - выделять существенные качества объекта.
- Это свойство обобщения выступает
в единстве с мыслительными операциями - анализа,
- синтеза,
- сравнения.
- Трудности выделения существенных качеств,
- отсутствие целостности образа,
- фрагментарность образа и неполнота
определяют - низкий уровень обобщенности образов
при глубоких нарушениях зрения.
Скорость и правильность восприятия частично- и слабовидящих
При слабовидении и слепоте с остаточным зрением также страдает
- скорость и правильность зрительного восприятия,
что непосредственно связано со снижением остроты зрения.
Восприятие пространства при нарушениях бинокулярного зрения
- Нарушения бинокулярного зрения приводят к
- пространственной слепоте,
- нарушению восприятия перспективы и
- нарушению глубины пространства
(Л. И. Плаксина), при этом - образы восприятия искажаются
и неадекватны действительности.
Итог об особенностях восприятия частично- и слабовидящих
Таким образом, нарушение зрительной системы в разных ее отделах приводит к изменениям и специфичности образов восприятия слепых с остаточным зрением и слабовидящих (Л. П. Григорьева).
- При слабовидении
- изменяется процесс образования образа,
- нарушается симультанность опознания признаков
- формы,
- размера,
- цвета.
Эти особенности более выражены при органических нарушениях зрительного анализатора.
Грубые отклонения свойств восприятия у частично видящих
Изучение процесса формирования зрительных образов у слепых с остаточным зрением и глубоко слабовидящих детей показывает, что
- формирование страха зависит от
степени и характера нарушения зрения: - более грубые отклонения
от нормы свойств восприятия
обнаружены у частично видящих детей.
У них наблюдаются также - большая степень несформированности антиципации,
- низкий уровень выделения признаков объектов
- низкий уровень интеграции объектов.
Восприятие силуэтных и контурных изображений
Результаты исследования образов восприятия и различения таких качеств объектов, как цвет, форма, размер, показали зависимость их адекватного восприятия от условий восприятия и качеств самих объектов (Аль Муфлех, 1993).
- При восприятии силуэтных изображений объектов
были получены более высокие результаты,
чем при выполнении аналогичных заданий
с контурными изображениями.
Восприятие одновременно нескольких признаков объектов
- Анализ одновременного различения двух признаков объекта
детьми с нарушениями зрения показывает - низкую результативность выполнения заданий,
- большой процент ошибок и
- увеличение времени восприятия.
- Качественная же характеристика процесса опознания,
- а именно нарушение симультанности отражения,
- переход на сукцессивный способ восприятия показывает
- затрудненность параллельного анализа
нескольких признаков объектов.
Теория компенсации, специально организованная деятельность
Это позволяет говорить о необходимости активизации познавательных процессов, участвующих в акте сенсорного отражения, на чем и строится теория компенсации.
- Трудности выделения и дифференцировки размеров фигур
при зашумленном поле свидетельствуют
о нечеткости сформированных эталонов размера; очевидно, - требуется более длительное время для их формирования.
Таким образом, зрительные системные образы слепых с остаточным зрением и глубоко слабовидящих детей формируются на основе сукцессивного процесса. Отсюда следует, что
- формирование образа требует
специально организованной деятельности детей,
включающей развитие процессов - анализа,
- идентификации,
- синтеза,
- процессов интеграционной деятельности
с использованием речи, т.е.
механизмов компенсации, свойственных слепоте.
Образы внешнего мира, как слепых, так и слабовидящих никогда не бывают одномодальными:
- структура образов сложна и всегда включает информацию,
получаемую от различных анализаторов — - и сохранных,
- и нарушенных.
В зависимости от глубины поражения зрительного анализатора и индивидуальных особенностей доминирующей становится деятельность того или иного анализатора. Именно поэтому
- в истории тифлопсихологии выдвигались
теории приоритета в познании мира - или слуха (Ф. Цех, М. Сизеран и др.)
- или осязания (А. В. Бирилев и др.).
Исслед-я взаимодействия зрительного и тактильного восприятий
Исследования взаимодействия осязания и зрения в процессе восприятия стимульного материала нормально видящими детьми дошкольного возраста показывают
- лучшие результаты, нежели при использовании
каждой из сенсорных систем в отдельности.
С другой стороны, исследования С. В. Кравкова, Л. А. Шифман, И. М. Соловьева, Ф. Е. Иванова, В. М. Воронина и др., изучавших взаимоотношения осязания и зрения, показывают
- качественно различные влияния их друг на друга
у нормально развивающихся, слепых и глухих детей
в процессе выполнения ими различных форм деятельности.
В процессе обучения математике, родному языку, физкультуре, при ознакомлении с окружающим на основе рельефных цветных дидактических материалов
- слепые дети не только показывали
- больший объем признаков и свойств объектов,
воспринятых на осязание и зрение. - Главное состояло в
гораздо большем положительном влиянии
совместной деятельности осязания и зрения - на всю познавательную сферу учащихся,
- на их эмоциональный настрой.
- Дублирование сигналов в разных модальностях —
средство повышения их надежности и эффективности
(Б. Ф. Ломов).
- Сравнение процессов обучения
- абсолютно слепых детей и
- слепых, имеющих остаточное зрение,
коду Брайля показывает, что последние - дольше по времени и
- труднее
овладевают осязательным чтением и письмом.
Очевидно, они не привыкли использовать осязание в той мере, как слепые, и овладение этой модальностью происходит у них значительно менее успешно, чем зрительной (Р. Б. Каффеманас).
- Создание образов предметов внешнего мира
на основе остаточного зрения осуществляется слепыми - быстрее, легче, точнее,
- дольше сохраняется в памяти,
что сказывается на - улучшении их осязательного узнавания.
Введение в систему обучения коду Брайля предварительного этапа, когда образ каждого знака создается с помощью зрительного анализатора и осязания, позволяет осуществить процесс обучения слепых детей с остаточным зрением в более сжатые сроки и с меньшими затратами.
Источник
Развитие зрительного восприятия
Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения
Восприятие цвета
«Волшебный цветок»
Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету
Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.
Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)
Наглядный материал:
«Рассади божьих коровок»
Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки
Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».
Наглядный материал:
«Помоги зайке найти цвет»
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»
Наглядный материал:
Восприятие формы
«Помоги зайке найти форму»
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»
Наглядный материал:
Рисунок из геометрических фигур
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры
Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»
Наглядный материал:
«Рыбалка»
Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы
Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»
Наглядный материал:
Восприятие величины (размера)
«Разложи по полочкам»
Цель – закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.
Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»
Наглядный материал:
Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Предметность восприятия – это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.
Избирательность – приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.
Целостность – свойство восприятия,состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы
Структурность и детальность – свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
Константность – относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия
Апперцепция – это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.
Антиципация (предвосхищение) – предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.
Осмысленность – свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком
Обобщенность – это отражение единичного случая как особого проявления общего.
Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.
«Наложенные изображения»
Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»
Наглядный материал:
«Зашумленные изображения»
Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»
Наглядный материал:
«Разрезные картинки»
Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.
Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»
Наглядный материал:
«Точечные изображения»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»
Наглядный материал:
«Силуэтные изображения предметов»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»
Наглядный материал:
«Найди заплатку»
Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»
Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»
Наглядный материал:
«Дорисуй»
Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»
Наглядный материал:
«Найди ворону»
Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»
Наглядный материал:
«Назови одним словом»
Цель – развитие осмысленности и обобщенности восприятия, совершенствование зрительного внимания
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом
Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»
Наглядный материал:
Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения
«Проследи взором за движением лучика фонаря»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика
Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»
«Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами
Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»
«Догони куклу»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами
Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»
«Посмотри, как качается фонарик»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.
Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»
«Флажок»
Цель – развитие прослеживающих функций глаза
Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)
Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»
Источник