Развитие зрительного и слухового аппарата у ребенка

Развитие зрительного и слухового аппарата у ребенка thumbnail

Статья:

Полноценная речь – необходимое условие коммуникативного становления и развития человека, формирования его личности. Нарушения речи разного происхождения приводят к отклонениям в познавательной и эмоционально-волевой сфере, к нарушениям в развитии личности.

Внимание – это особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Внимание детей с нарушениями речи отличается рядом особенностей: неустойчивостью, низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске разных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.

Имеются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от  раздражителя (зрительный или слуховой): детям с нарушением речи намного труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.

Контроль за собственной деятельностью часто не сформирован или значительно нарушен, причем наиболее страдает контроль, связанный с анализом условий задания.  В основном контроль возможен при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания.

Особенности внимания детей с ОНР проявляются в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски знаков преобладают над другими видами ошибок. Многие дети не могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» но всему листу, отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений. 

Характерная особенность внимания детей с ОНР – отвлекаемость, под воздействием ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых.

 Г.Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, в результате исследования зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями речи получены данные о недостаточной сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, 1991).

Затруднения появляются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с ОНР воспринимают образ предмета в усложненных условиях с трудностями: увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности ответов, появляются ошибки опознания, число которых увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
При решении поставленной задачи дети с ОНР чаще пользуются простыми формами ориентировки, т.е. примериванием к эталону. Дети с ОНР нередко при примеривании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет.

Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития запоминания и узнавания букв: они с трудом дифференцируют написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

У дошкольников с ОНР проявляются ошибки в зрительном узнавании предметов.  Трудность наблюдалась в сложных случаях в ситуациях наложения, зашумления, а также при исследовании буквенного гнозиса. При составлении рассказа по цепи сюжетных картин дети с ОНР больше времени тратили на разложение картинок в нужном порядке, не могли выявить временные, причинно-следственные связи, не понимали смысла сюжета, не смогли составить полноценный рассказ.

Таким образом, нарушения зрительной сферы у детей с ОНР проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета. 

И для того, чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на определенном предмете или задании предлагается выполнить следующие упражнения:

1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине.

2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме.

3. Выделить фигуру из множества заданных геометрических фигур.

4. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда.

5. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными.

6. Узнать предмет по контурному изображению.

7. Найти различия в двух предметных картинках.

8. Узнать предметы, наложенные друг на друга.

9. Узнать зашумленные предметы.

10. Найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным.

11. Найти одинаковые предметы, объекты.

12. Назвать недорисованные изображения предметов.

13. Определить, что неправильно нарисовал художник.

14. Определить, что забыл нарисовать художник.

15. Найти и различить предметы в затруднённом для восприятия виде.

16. Найти спрятанные в рисунках предметы.

17. Найти и соотнести предмет с геометрической фигурой.

18. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

19. «Лабиринты».

Также нарушение слухового внимания мешает дошкольникам овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи. Работа по развитию слухового внимания и фонематического слуха имеет огромное значение для детей с общим недоразвитием речи. Как правило, недоразвитие речи отягощается неврологическим статусом, соматическими заболеваниями и т.д. Поэтому у наших детей снижены зрительное и слуховое внимание, резко сокращено время сосредоточения, внимание рассеянное. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям, с которыми мы работаем.

Читайте также:  Сайт центр сопровождения и развития ребенка

Без специального систематического обучения детям с ОНР очень сложно овладеть навыками звукового анализа. Поэтому мы уделяем большое значение развитию фонематического слуха.

 В этой работе выделяются следующие этапы:

  1. узнавание неречевых звуков;
  2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
  3. различение слов, близких по своему звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация фонем;
  6. развитие навыков элементарного звукового анализа.

Усилия педагогов по развитию слухового внимания и речевого слуха у дошкольников должны быть направлены на выработку умения внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, направление звучания, различение звуков речи в словах; формирование умения отличать одни звуки от других, правильно пользоваться интонацией и средствами выразительности; контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание. 

Игры, которые помогут  ребенку выучить и запомнить графические изображения букв:

Игра с пластилином

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. По просите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

Игра со счетными палочками  или мозаикой

Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется, «ниткография».

Буквы  из  проволоки

Взрослый может научить малыша делать буквы, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Развиваем  тактильные ощущения

Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже не много читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из двух-трех букв.

Рисуем буквы  в воздухе

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону. Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, ф, Х, Ш.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола.

Вот некоторые игры для развития слуховой памяти:

«Будь внимателен»

Правила игры: Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см от другого. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно. Во время ходьбы ведущий дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

 «Запомни, повтори»

Правила игры: Детям говорится от 5 до 10 слов. Они должны прослушать и повторить.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: Способствование развитию внимания, памяти, мышлению, речи детей, подвижности и гибкости кистей рук. 

Дидактическая игра: «Что звучит»

Логопед поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда учитель убедится, что ребенок усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убираются за ширму. Логопед повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». 

Оборудование: барабан, бубен, дудочка,  флажки.

Игра «Топни-хлопни».

Задание для детей: «Послушай внимательно слова, если ты услышишь слово, которое подходит к теме «Транспорт» – хлопни в ладоши и обрадуйся, если это ненужное слово, рассердись и топни ногой».

Логопедические игры-лото

Ход игры: найти положение заданного звука в слове.

Профилактика  дисграфии в дошкольном возрасте при использовании различных игровых технологий позволяет избежать  появления  или минимизировать  проявления данного нарушения письменной речи у детей во время школьного обучения, что позволит младшему школьнику быть более успешным при обучении грамоте.

Эти и другие игровые задания и упражнения можно использовать дифференцированно, учитывая психические и физиологические особенности и индивидуальные возможности детей на групповых, подгрупповых и индивидуальных формах организации работы с детьми. В дальнейшем задания и упражнения усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, увеличивается темп выполнения заданий.

Читайте также:  Упражнения на развитие внимательности у ребенка

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Развитие слухового и зрительного восприятия

у детей раннего  и   дошкольного возраста.

Внимание и память – процессы теснейшим образом связанны с речью.

Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме.

Р. Е. Ленина выделила нарушение внимания как одну из причин возникновения ОНР. Последние экспериментальные данные также подтверждают эту связь. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90% случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого развития.

Из чего складывается представление ребёнка об окружающем мире? В течение первого года жизни ребёнок знакомится с миром с помощью органов чувств, в течение второго года учится познавать мир методом проб и ошибок, далее развитие умственных способностей ребёнка зависит от многообразия игровых форм направленных на всестороннее развитие и совершенствование психики: Мелкой и общей моторики, речи, эмоциональной сферы малыша, его мышления, наблюдательности и памяти.

Слух маленького ребёнка является одним из важнейших источников получения информации об окружающем мире.

Мы живём в мире звуков. Множество окружающих нас предметов издают звуки, и большинство из них нам знакомо. Дело в том, что с момента рождения мы начинаем накапливать своеобразный «звуковой» календарь – запоминаем звуки окружающей среды, учимся соотносить их с предметами или живыми существами, которые их издают.

По такому же пути идёт формирование речи ребёнка. Обычно мама или папа показывают ребёнку какой-нибудь предмет и произносят название. При многократном повторении ребёнок учится связывать звучание слова с объектом или действием, которое оно обозначает, а затем и самостоятельно произносить его. Таким образом, слух обеспечивает получение полноценной информации об окружающем мире и является залогом формирования речи ребёнка. К концу 1 года жизни слух ребёнка достигает уровня слуха взрослого: он в состоянии различать звуки, находящиеся на расстояние 6 метров и определять источники звучания, расположенные в любом направлении.

К 3 годам дети уже воспринимают все звуки родного языка. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух – восприятие соотношения звуков по высоте.

Обучить ребёнка воспринимать небольшое различие звуков по высоте можно, если более высокий звук звучит, как «голос» маленького игрушечного животного, а более низкий – как голос «большого».

Различают речевой, неречевой и музыкальный слух. Каждый из них имеет свои особенности и развивается относительно независимо.

  • Находясь в квартире, на улице, в парке, – останавливайтесь, чтобы поговорить с ребёнком о тех предметах, которые попадают в поле его зрения.
  • На прогулке учите сравнивать и обобщать увиденное, чтобы у ребёнка начал формироваться обобщённый образ предмета: «Смотри, едет большая машина, а это проехала маленькая. А вот ещё. Всё это – машины».
  • Дома почаще подходите с малышом к окну, чтобы он мог понаблюдать за тем, что происходит на улице.

Важным этапом развития зрения ребёнка является переход от восприятия объёмных предметов к восприятию плоских изображений (картинок).

  • Чтобы помочь ребёнку узнать знакомый предмет на картинке можно приклеить к реальному предмету (например, мячу) картинку, на которой он нарисован.
  • Сделайте для ребёнка альбом, предназначенный для рассматривания картинок. На альбомный лист приклейте крупные изображения предметов, животных, игрушек, людей. Первоначально на альбомном листе должно быть не больше одного изображения. Картинки можно вырезать из старых журналов. Показывая ребёнку картинки, обязательно рассказывайте ему о том, что на них изображено. Затем можно наклеить на лист 2 и более картинок, предоставив ему возможность выбирать картинки по названию. Когда ребёнок научится рассматривать картинки и фотографии, можно привлечь его внимание к книжке.
  • Любая игра, связанная с вкладыванием мелких предметов (мозаика, пуговицы, бусинки), способствуют развитию зрительного сосредоточения, координации движений глаз и руки. (Играть в такие игры ребёнок может только под присмотром взрослых).
  • Научите ребёнка нанизывать на шнурок или леску крупные пуговицы и бусины. Это упражнение будет способствовать не только развитию зрения, но и мелкой моторики.

Игры на развитие зрительной систему.

  • «Какой мяч больше?»                                                                                        Ребёнок должен выбрать из произвольно перемешанных мячей самый большой.
  • «Большие и маленькие»                                                                                         Научить ребёнка чередовать предметы по величине (например, большие и маленькие бусины).
  • Круг, квадрат.                                                                                                        Научите ребёнка чередовать предметы по форме.
Читайте также:  Атмосфера радости и развитие ребенка

Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов и т.д. Этот «язык» легко становится понятным уже в раннем возрасте. Для развития понимания речи, как и музыки, необходим многолетний опыт.

Как способствовать развитию слухового внимания.

  1. Учимся различать звуки окружающей среды.
  • Отправляясь с ребёнком на прогулку, не забудьте обратить его внимание на всевозможные звуки: лай собаки, мяуканье кошки, пение птиц, гул самолёта, гудок машины, и т.д.
  • Обязательно называйте ребёнку источник звучания, указывая на него рукой.
  • Обращайте внимание ребёнка на отдалённые звуки

Гудки машины

Звонок в дверь

Магнитофон и телевизор

Хлопанье двери

Голоса людей

Шум пылесоса, дождя

Звонок телефона

Звук падающих предметов

  • Гуляя с ребёнком, позовите его издалека, когда он не смотрит в вашу сторону. Когда ребёнок повернётся, помашите ему рукой и похвалите.
  1. Развиваем чувство ритма.
  • Послушайте с малышом музыку. Возьмите ребёнка за руки и двигайтесь с ним в такт музыки. Подберите медленные и быстрые мелодии. Ребёнок должен понять, что движение будет меняться в зависимости от того, какая музыка звучит.
  • Пойте простые песенки, прохлопывайте ритм мелодии.
  • Например:  Жили у бабуси,

                         Два весёлых гуся.

  1. Играем с музыкальными инструментами.
  • Пойте ребёнку песенки, отстукивая ритм на любом ударном музыкальном инструменте.
  • «Быстро – медленно»

Взрослый стучит по барабану, меняя темп ударов – то быстро, то медленно. Ребёнок бегает под быстрые удары и марширует под медленные.

  • Учите ребёнка ударять по барабану столько раз, сколько это сделали вы. Научите его ударять по барабану 1 раз и много раз подряд. Затем усложните игру, ударяя по барабану 1, 2, 3 раза

Более сложный вариант игры: ребёнок не видит барабан, когда вы по                      нему стучите, у него нет зрительной подсказки, и он должен быть внимательным, для того чтобы запомнить количество ударов. Эта игра хорошо развивает слуховую память.

  • Угадай, что звучит.

Возьмите две музыкальные игрушки (например, барабан и дудку) и продемонстрируйте ребёнку, какие звуки они издают.

Спрячьте игрушки за ширму. Затем сыграйте на любой из этих игрушек, предложите ребёнку отгадать и показать ту игрушку, звучание которой он только что слышал. Количество игрушек увеличивается от 2-5.

  • Возьмите несколько пустых коробочек и наполните их на 1/3 различными крупами (горохом, гречкой, фасолью и т.д.), монетами, спичками. Поиграйте с ними так же, как в предыдущей игре.
  1. Использование звукозаписи в развитии слуха ребёнка.
  • В продаже имеются кассеты и диски с записями звуков и шумов окружающей среды. Запишите на аудиокассету несколько звуков (например, кудахтанье курицы, мяуканье кошки, ржание лошади). Разложите перед ребёнком картинки, на которых нарисованы животные или птицы. Дав ребёнку прослушать аудиозапись, предложите ему показать, кого он сейчас услышал.
  • Запишите на магнитофон голоса членов вашей семьи, пусть ребёнок угадает, кто с ним говорил – мама, папа, бабушка или дедушка?

         Зрение, как и слух, является важным источником получения информации о многообразных красок, форм, размеров предметов и объектов окружающего мира.

С момента рождения зрение малыша развивается самопроизвольно, но при условии, что мы даём малышу возможность наблюдать за различными подвижными и неподвижными объектами.

В возрасте 2-4 лет у ребёнка активно развивается зрительное восприятие. Этот процесс идёт под влиянием продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Восприятие ребёнка тесно связано с выполняемыми предметными действиями.

Ребёнок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве тогда, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия. В других же случаях восприятие маленького ребёнка может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Знакомясь со свойствами предметов, разнообразными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями ребёнок накапливает запас представлений об этих свойствах, что очень важно для дальнейшего умственного развития.

Поэтому задача взрослого состоит в том, чтобы стимулировать зрение малыша, предоставляя ему возможность рассматривать разнообразные объекты, развивая его зрительное внимание, сосредоточенность, активный познавательный интерес к окружающему миру.

Источник