Развитие зрения у слабовидящего ребенка
Статья:
Особенности детей с нарушениями зрения:
Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух.
Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения, что отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии.
Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию.
Необходимо так же учитывать, что периоды развития детей с нарушениями зрения не совпадают с периодами развития зрячих, они более длительные по времени.
Для детей с нарушениями зрения характерны
повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность;
неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению;
не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений);
признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке);
-слабая концентрация внимания; снижены устойчивость и объем внимания;
– быстрое забывание, рассеянность, низкая скорость запоминания;
-В развитии личности много значения имеет социальное окружение.
На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие.
У детей с нарушениями зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям часто тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни. Это, в свою очередь, вызывает слабость мышц (мышечную гипотонию). Для развития навыков ориентирования в пространстве надо постоянно тренировать сохранившиеся анализаторы (восприятие вибрации, слух, тактильную и кожно-кинестетическую чувствительность). Особенность развития грудничков с нарушением зрения – отсутствие хватательного рефлекса. Такие дети не тянутся к предметам, поздно начинают ползать, стоять и ходить. Опасаясь ушибов головы, малыши ползают ногами вперед. Навык ходьбы у них формируется на 2-3 года позже, чем у сверстников. Отсутствие нормальной возможности исследовать окружающее пространство иногда вызывает задержку речевого развития.
У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания. Часто незрячие используют в речи много слов, значения которых не знают.
Поэтому при обучении таких детей надо уделять внимание практическому использованию приобретенных навыков и знаний, по возможности применять наглядность. У детей с нарушениями зрения важным органом восприятия окружающего мира являются руки. Поэтому необходимо развивать пальцевой, ладонный, кистевой способы восприятия. Незрячие дети старшего возраста должны уметь считывать тактильно рельефно-графическое изображение.
При слабовидении и слепоте дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии. Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у слепых отсутствует, а у слабовидящих ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. Им приходится запоминать информацию об ориентирах в пространстве, о том, где находятся предметы. У слепых и слабовидящих детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер.
Виды нарушений зрения
Все нарушения зрения делятся на функциональные и органические.
К функциональным относятся
амблиопия
(снижение зрения не регулируемое оптически)
косоглазие
близорукость или миопия.
это очень распространённое заболевание, при котором ребёнок из-за недостаточности преломляющей силы в зрительных органах, не в состоянии видеть чётко предметы, находящиеся вдали, например, то, что написано на классной доске. Поэтому поведение и привычки отличаются от здоровых детей тем, что они щурятся, пытаясь разглядеть предметы, сильно наклоняют голову и приближают учебник или книгу к самым глазам.
дальнозоркость или гиперметропия.
здесь, наоборот наблюдается обратное действие, когда после преломления лучей фокус оказывается дальше сетчатки. Такие пациенты не видят близкие предметы, а их зрение сфокусировано на дали. Очень часто при напряжении глаз, у ребёнка с дальнозоркостью возникают головные боли, тяжесть и резь в глазах, сильное и частое утомление от того, что приходится напрягаться, чтобы разглядеть текст книги или рядом лежащий предмет.
астигматизм
(возникает подобное изменение вследствие ранения, операций, заболеваний роговицы. Различается три основных вида: простой астигматизм, сложный и смешанный.)
нистагм или дрожание глаз.
при данном заболевании наблюдается самопроизвольные колебания глазных яблок.
Эти нарушения поддаются лечению и корректировке. Если у ребёнка не значительные отклонения от нормы, и возможны изменения в лучшую сторону, тогда родителям следует проследить за тем, чтобы он выполнял следующие правила: Лежа не читать, делать необходимые паузы для отдыха глаз по 2-3 минуты. Делать специальные упражнения для глаз. Долго не сидеть у экрана телевизора или монитора. Больше бывать на свежем воздухе и заниматься физкультурой. Есть витамины в виде свежих овощей и фруктов.
Органические нарушения – патологии структуры глаза и других частей зрительной системы. Они могут приводить к остаточному зрению, слабовидению, слепоте. Согласно международной классификации нарушений зрения, если острота лучше видящего глаза после оптической коррекции менее 0,3, то это низкое зрение. Если острота зрения ниже 0,05, то человек считается слабовидящим. Если острота зрения ниже 0,02, то такие люди официально признаются слепыми. Дети с остаточным зрением, слабовидящие и слепые обучаются в специализированных заведениях.
Образование для детей с нарушениями зрения.
Система образования для слабовидящих и слепых детей охватывает все возрастные группы. Существуют дошкольные и школьные учреждения. В дошкольных учреждениях не только воспитывают ребенка. Там также проводят лечебно-восстановительные мероприятия, развивают зрительные функции, двигательную и познавательную сферы, личность ребенка в целом. Школьные учреждения для слабовидящих и слепых детей – школы-интернаты, в которых дают среднее образование. В таких школах низкая наполняемость классов – 10-12 человек. Кабинеты оборудованы специальной техникой. Используются особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением.
При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы. В старших классах много внимания уделяется профориентации, чтобы ученик выбирал профессию, учитывая особенности своего здоровья. Проводятся занятия по социальной реабилитации, на которых детей готовят к самостоятельной жизни в обществе. С этой целью в школьную программу включены уроки по лечебной физкультуре, домоводству, пространственному ориентированию.
Кроме этого необходимо включать в учебный процесс зарядку для глаз .Зарядка для глаз нужна для восстановления зрения. Регулярное выполнение упражнений способствует улучшению остроты зрения, снимает напряжение и усталость с глаз. Перед выполнением самой зарядки обязательно нужно провести разминку. Она поможет организму адаптироваться к нагрузкам. Во время продолжительного напряжения глаз, брови наползают на веки. Расслабиться перед гимнастикой поможет легкий массаж бровей.
Таким образом , основная задача спецшколы, спецкласса – коррекция нарушений зрения, развитие полноценной личности, обеспечение среднего образования (такого же уровня, как и в обычной школе), проведение трудовой подготовки и развитие индивидуальных способностей ребенка. Дети с нарушением зрения нуждаются в повышенном внимании и заботе. Их развитие замедленное, по сравнению со здоровыми сверстниками. Правильный домашний уход за таким ребенком и обучение в специализированном учреждении помогут ему максимально подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Развитие ребенка с нарушением зрения и его адаптацияАдаптация и реабилитация детей с нарушением зрения проходит параллельно с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием, чему способствует профессиональная помощь на раннем этапе болезни. Специалисты по работе с такими детьми должны пользоваться доверием родителей, обладать соответствующей квалификацией, а также обращаться за поддержкой к экспертам различного профиля. а) Многопрофильная поддержка. Сочетание нарушения зрения с другими заболеваниями комплексно влияет на развитие ребенка. Наиболее эффективна такая помощь больным детям, которая осуществляется командой различных специалистов. Такая команда может состоять из офтальмологов, педиатров, генетиков, медсестер, психологов, логопедов, аудиологов, физиотерапевтов, специалистов по пространственной ориентировке и мобильности. Тесное сотрудничество между людьми, которые занимаются помощью детям с нарушением зрения, необходимо, даже если эти люди не объединены на официальном уровне. Родители, которые становятся частью этой команды, смогут лучше воспитывать своих детей и помогать им, а также получать соответствующую информацию о своих детях. Помимо этого, такая группа может устраивать образовательные программы, участвовать в различных исследованиях и заниматься общественной поддержкой слепых людей. б) Двигательное развитие ребенка с нарушением зрения. Если ребенка с нарушением зрения при поддержке специалистов воспитывают любящие, образованные родители, которые стимулируют его развитие и поощряют его успехи, такой ребенок приобретает двигательные навыки раньше, чем дети, лишенные подобной стимулирующей среды. Тем не менее, даже сообразительные младенцы с нарушением зрения, которых воспитывают в идеальных условиях, иногда вырабатывают моторные навыки с задержкой. Они могут научиться сидеть и стоять одновременно со здоровыми детьми их возраста, тогда как ползать и ходить — позже. У лишенных стимулирующей среды слепых от рождения младенцев часто развиваются мышечная гипотония, нарушения осанки, наблюдается задержка развития двигательных навыков, нарушения походки и координации. Если помощь не предоставлена вовремя, эти проблемы приобретают хронический характер. Кроме того, из-за низкой двигательной активности физическое развитие детей и подростков с нарушением зрения отстает от уровня их сверстников. Слепые младенцы без травмы мозга обычно меньше кричат и неактивны. Им требуется побуждение со стороны взрослых для того, чтобы начать двигаться. В отличие от зрячих детей они не всегда приобретают свои первые навыки благодаря произвольному обучению. Чтобы научиться сидеть, толкать, тащить и прыгать, а также освоить начальные аспекты ориентировки и мобильности, им необходима посторонняя помощь. Частично зрячие дети обычно не отстают от здоровых детей, за исключением навыков балансирования. Такие навыки как зрительно-двигательная координация, расположение фигур и складывание объектов из конструктора также развиваются с задержкой. Дети с нарушением зрения обычно не хотят рисовать, играть с конструктором и собирать мозаику. Используя свое частичное зрение, они часто наклоняют или поворачивают голову, чтобы улучшить видимость и справиться с нистагмом. Родители не должны запрещать ребенку применять эти или другие методы. в) Интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения. Нарушение зрения серьезно влияет на интеллектуальное развитие. Глубокое нарушение ограничивает поступление информации, так как за промежуток времени ребенок может увидеть или ощупать не весь объект, а лишь его часть. Также ребенку сложнее устанавливать связи между объектами. Устойчивость внимания у больных детей обычно ниже, чем у зрячих. Такие дети меньше исследуют мир, поскольку они не полностью осознают, что находится вокруг них. Без мотивации со стороны родителей они могут стать неактивными и безразличными. Их представление об окружающем мире может развиваться с задержкой, однако это говорит не о слабых познавательных способностях, а о нехватке возможностей для приобретения навыков и знаний, соответствующих уровню зрячего ребенка. Чрезвычайно важно помогать ребенку накапливать опыт и побуждать его использовать свое остаточное зрение. г) Речевое развитие с нарушением зрения. Чтобы научить ребенка с нарушением зрения слушать и различать необходимые звуки, важно создать благоприятную обстановку, в которой посторонний шум сведен до минимума. Ребенок должен научиться узнавать голоса людей, и по звукам, прикосновению и запаху угадывать, что сейчас произойдет. Без зрительной информации фразы, слова и понятия сохраняются только в слуховой памяти и лишены привязки к непосредственной речевой ситуации. Речь становится неестественной, персонализированной, а слова теряют часть своего значения. Дети, которые сталкиваются с такими трудностями, строят запутанные предложения, значения которых они сами не совсем понимают. Помощь на раннем этапе позволит устранить эту проблему. д) Социально-эмоциональное развитие с нарушением зрения. У многих частично видящих детей зрение улучшается по мере взросления, однако в раннем возрасте больной младенец и родители не могут смотреть в глаза и улыбаться друг другу, лишенные важного компонента эмоциональной связи. Хотя слепые и слабовидящие дети улыбаются и отвечают на голоса и прикосновение, их реакция трудноуловима. Задача специалиста — объяснить родителям, как младенец реагирует на них, и побудить их больше разговаривать и проводить времени со своим ребенком. Дети старшего возраста испытывают проблемы с пониманием того, как их воспринимают их сверстники, поскольку они не могут уловить невербальные элементы коммуникации. Таким детям сложно понять, с кем из сверстников можно играть, что приводит к изоляции и вызывает эгоцентрическое поведение. Поскольку детям с нарушением зрения требуется упорядоченная и предсказуемая среда, они могут сопротивляться переменам в этой среде; их поведение может казаться однообразным. е) Проблемы неврологического развития у детей с нарушением зрения. Проблемы неврологического развития связаны с некоторыми зрительными заболеваниями, они выявляются у большинства детей с церебральным нарушением зрения. Многие слепые и слабовидящие дети страдают и рядом сопутствующих заболеваний, что значительно усложняет процесс реабилитации. Врачу, оказывающему помощь младенцу на раннем этапе, необходим опыт работы с такими больными. У детей с нарушением зрения часто снижены познавательные способности, однако диагноз умственной отсталости необходимо ставить с осторожностью. Диагностику должен проводить квалифицированный детский психолог. Слепые и слабовидящие дети могут запоминать слова и фразы, но хуже понимают их значение из-за того, что их речевой опыт ограничен, поэтому специалист должен уметь отделить недостаток познавательных стимулов от умственной неполноценности. Эпилепсия среди людей с нарушением зрения встречается чаще, чем среди здоровых людей. При отсутствии лечения эпилепсия может привести к ухудшению зрительных функций, тогда как при наличии лечения такое ухудшение после припадков эпилепсии носит временный характер. Следует избегать назначения противосудорожных и седативных препаратов, так как они нарушают внимание и замедляют процесс обучения. ж) Блиндизмы у детей при нарушении зрения. Многие дети с тяжелым нарушением зрения демонстрируют стандартное поведение — они раскачиваются из стороны в сторону, берут один и тот же объект, делают жесты руками, лежат на животе или подпрыгивают. Эти особенности поведения нельзя оставлять без внимания, они требуют тщательного анализа, не следует путать их с аутизмом или синдромом Tourette. При стереотипном поведении, связанном со зрением, дети трут глаза или давят на них, тыкают пальцами, подолгу смотрят на свет или на руки, щелкают пальцами перед источником света, оттягивают веки, щелкают по глазным яблокам, часто моргают или вращают глазами. Явления, когда дети трут глаза, давят на них или тыкают в них пальцами, называют «глазопальцевыми» феноменами, однако эти три явления отличаются друг от друга. Трут глаза как незрячие, так и зрячие дети, особенно при усталости. Дети, которые давят на глаза, страдают от врожденной, обычно не полной, потери зрения, чаще всего в виде ретинопатии. Причина, по которой дети давят на глаза, неизвестна. Возможно, таким образом организм пытается стимулировать ганглиозные клетки сетчатки в условиях, когда глаз не может формировать четкие и устойчивые изображения. Ребенок демонстрирует такое поведение, когда ему скучно, страшно, или во время различных занятий, таких как прослушивание музыки. Возникающие импульсы являются частыми и продолжительными, но не вызывают боли. Из-за постоянного воздействия орбиты могут увеличиться, и глаза ребенка станут выглядеть, как при энофтальме. Родителям следует постоянно занимать руки ребенка и не давать ему давить на глаза во время первых лет жизни, когда импульс наиболее силен. С возрастом стремление давить на глаза обычно уменьшается. Тыкание пальцем в глаз наносит ребенку вред. Иногда это компульсивное поведение настолько болезненно, что заставляет ребенка кричать. Данное нарушение возникает не только у слепых и слабовидящих детей, но и у страдающих от других тяжелых заболеваний, или как результат эмоционального расстройства. Оно может привести к повреждению роговицы, инфекции, отслойке сетчатки, кровоизлиянию и катаракте, а в конечном итоге к слепоте, и тяжело поддается лечению. Компульсивная привычка смотреть на свет или щелкать пальцами перед источником света — один из признаков кортикального нарушения зрения. Сила этот стремления может варьироваться от слабой до сильной, когда ребенок может продолжительно смотреть на солнце. з) Нарушения поведения. Специалисты, незнакомые с особенностями слепых детей, могут сделать неверные выводы из их поведения, речи, позы, выражения лица и результатов психологических тестов. У детей с нарушением зрения могут неправильно диагностировать эмоциональное расстройство или умственную отсталость, поскольку среди таких детей, особенно при дополнительных заболеваниях, поведенческие расстройства встречаются чаще, чем среди зрячих. Диагностика нарушений поведения требует осторожности. Необходимо участие нескольких специалистов, которые должны понаблюдать за ребенком в различных ситуациях. В сложных случаях для устранения причины расстройства требуется участие семьи ребенка. Психолог или психиатр должен иметь опыт работы с пациентами с нарушением зрения и, предпочтительно, входить в состав междисципдинарной группы специалистов. – Также рекомендуем “Обучение детей с нарушением зрения” Оглавление темы “Помощь при нарушении зрения у ребенка.”:
|
Источник