Развитие знаний ребенка о животных

Развитие знаний ребенка о животных thumbnail

Библиографическое описание:

Будникова, Т. А. Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста / Т. А. Будникова, Е. С. Дунаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15699/ (дата обращения: 27.10.2020).



В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций. Участники: педагоги и дети дошкольного возраста.

Ключевые слова: знания о животных, дошкольники.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Мы воспитатели не только знакомим ребят с животными, но и учим относиться к ним бережно и внимательно, формируем ответственность. При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.

В программе воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира, что представлено в таблице 1 [5, стр. 25].

Таблица 1

Содержание работы по программе ВасильевойМ.А.

Возрастная группа

Содержание работы

I младшая группа

Знакомим с домашними животными — кошкой, собакой, коровой; учим узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т. д.). Знакомим детей с характерными особенностями животных, учим различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, лапы).

II младшая группа

Знакомим детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учим узнавать по внешнему виду. Знакомим с основными потребностями животных, для существования жизни (тепло, свет, вода, пища).

Средняя группа

Учим узнавать и называть 1–2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), показывать особенности среды обитания животных в природе (звери — на земле, червяки — в земле и т. д.), закреплять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируем желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними.

Старшая группа

Знакомим с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учим детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает).

Особенности формирования знаний детей о животных:

– Накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных наиболее характерных особенностях их строения и поведения;

– Формируются обобщенные представления о животных, усваиваются слова-термины, накапливаются знания о новых животных;

– Образуются общие представления в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать на основе сходства;

– Формируются общие представления, осуществляющиеся по законам мышления дошкольника, ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки [1, стр. 56].

Поэтому, работа по ознакомлению дошкольников с животным миром проводится по трем направлениям:

– внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т. д.);

– среда обитания животного и характер его приспособления к условиям жизни;

– приносимая животным польза для человека.

Дети не умеют внимательно, долго наблюдать за животным, делать относительно него какие — либо выводы, обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности отдельно взятого животного. Часто дети имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни.

К 5–6 годам у детей формируется понимание связи между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания. Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают такие дидактические игры, как:

– Предметные. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

– Настольно-печатные. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Лото», «Животные севера» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.

– Словесные. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

– Дидактические игры. Используются на занятиях по экологическому образованию, начиная с младшей группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы [4, стр. 36].

У детей нашей группы знания о животном мире не достаточно четкие и, поэтому, мы используем беседы, разнообразные игры, рассматриваем иллюстрации, предлагаем интеллектуальные вопросы и задания. Также проводим с детьми мозговой штурм, в ходе которого, дети самостоятельно пытаются найти ответы на вопросы: Почему ты любишь животных? Это домашнее или дикое животное? Где они обитают? Чем питаются? Как добывают себе пищу? Иногда, дошкольникам предлагается пофантазировать, что было бы, если бы в природе не было зайчиков?

При проведении беседы с детьми мы используем большой арсенал наглядных пособий с изображением животных и художественное слово, мультимедийные презентации, предлагаем настольные игры, посещаем библиотеку, читаем и рассматриваем энциклопедии.

Результаты нашей работы показали, что со временем, представления дошкольников о животном мире становятся более систематизированы и конкретизированы, увеличивается объем знаний и представлений у детей о животном мире.

Таким образом, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Однако, взрослые, воспитывающие ребенка, обязательно должны сами обладать экологической культурой, понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по поводу их решения. Только тогда у маленького ребенка будут формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры и ему откроется прекрасный мир природы.

Литература:

  1. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой — М.: Просвещение, 1988
  2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в дет. саду: Сценарий занятий — М.: ТЦ Сфера, 2004
  3. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. Общение с природой начинается я с детства — Пермь: 1992
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие — М: «Академия», 2005.
  5. https://www.pedlib.ru/Books/3/0495/3_0495–168/shtml/
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой — М.: Мозаика — Синтез, 2006
  7. Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника — СПб.: Литера, 2007
  8. Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов — Пермь: ПГПИ, 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): животный мир, ребенок, животное, игра, мир природы, младшая группа, представление, дошкольный возраст, ребенок представлений, экологическая культура.

Похожие статьи

Формирование представлений о животных у детей младшего

Для расширения представлений детей о животных, В. А. Зебзеева предлагает использовать разнообразные игры: дидактические

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. ребенок, экологическая культура, экологическое образование…

Формирование экологических представлений детей старшего…

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в

Дети дошкольного возраста получают представления о взаимосвязях в природе, которые и

Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет). По содержанию: «Ребенок и природа», где…

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный

Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение…

Использование дидактических игр в экологическом воспитании…

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни

Свою работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста я

Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного

Знакомство с миром природы или воспитание экологической

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме

Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более…

Формирование элементарных экологических представлений

– расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях, – развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

«Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа

игра, природа, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающий мир

Народная сказка как средство формирования экологического

Экологические представления ребенка формируются в основе личного его опыта, непосредственного и опосредованного взаимодействия с объектами природы. Экологические представления — это представления о существующих в системе человек — природа

Экологическое воспитание дошкольников посредством…

ребенок , природа , растение , экологическое воспитание , окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа

природа , ребенок , дошкольный возраст, занятие, игра, растение , экологическое воспитание , рассказ воспитателя, младшая группа

Влияние дидактических игр на воспитание экологической

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы…

Источник

Ольга Елизарьева
Консультация «Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»

«Природа наделила человека высоким и

прекрасным даром сострадания, которое

простирается на бессловесных животных»

Френсис Бэкон

Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания в 21 века. Реализация освоения системы знаний о животныхс детьми в образовательных областях: «социально – коммуникативное», «познавательное», «речевое», «художественно-эстетическое», основанных на интегративном принципе позволит становление личности ребёнка стать самоценной, развитой, экологически воспитанной.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: оно составляет лишь два процента от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.

Идея ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, получает человек уже в детстве. Ознакомление с природой – одна из составных частей образовательного процесса. Наблюдения за кроликом, птицами, рыбками, белкой, экскурсии в лес, к водоёму, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление поделок из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых в разных возрастных группах. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо с раннего возраста, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне, для развития высших нравственных чувств, каким является гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию в отношении природных объектов.

Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной? Как воспитать интерес к разным представителям животного мира? О степени сформированности у детей гуманных чувств к животным можно судить,принимая во внимание следующее:- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках; – выполнение правил обращения с живым существом; – осознание необходимости охранять животных, заботиться о них; – желание и умение ухаживать за живым существом; – эмоциональное восприятие и общения с животным. Материалы, которые даются детям дошкольного возраста,можно подразделить на две большие группы: 1) о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных внешних признаках, особенностей поведения до некоторых приспособления к среде; 2) о возможных формах взаимодействия человека и животного (о способах помощи животному, уходе за ним, его защите). Связующим звеном между этими группами может стать поведение дошкольника к осознанию понятия животное – живое существо: оно дышит, питается, передвигается, растёт.

Для взрослого человека основным критерием его отношения к природе являются его поступки. В дошкольном возрасте закладываются лишь предпосылки так называемого рефлекса охраны природы, который зреет при соответствующей работе в школьные годы. Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информациюможно объединить в три группы: а) внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения); б) среда обитания. Характер приспособления к условиям жизни; в) приносимая польза.

Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособленности животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями живых организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Подобная информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.

Важным условием эффективности экологического поведения и воспитания в природе является взаимодействие детского сада и семьи. Педагог должен познакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений у детей разного возраста с животными; предлагать консультации, помещать информацию, например, о сезонной жизни животных; повышать экологическую культуру, например, экскурсию в краеведческий музей, экологические программы для дошкольников.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

-Программа А. Вересова “Мы земляне” имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

– Программа Е. Рылеевой “Открой себя” создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий “Мир нерукотворный”.

– Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников “Жизнь вокруг нас”, в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

– Программа “Паутинка” Ж. Л.Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируетсяпредставление о мире по четырем параметрам: “где я живу” (окружающая среда, “как я живу” (поведение и ответственность, “с кем я живу” (соседи по планете, взаимосвязь с ними, “когда я живу” (взаимодействие во времени).

Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системынепрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка,сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Источник