Развитие жизни ребенка от трех до семи лет
Период в детском саду часто приносит родителям не меньше стресса, чем школа. Ведь так сложно не сравнивать свое чадо с другими и не задаваться вопросом — а все ли проходит правильно? Не поздно ли ребенок начал говорить, не отстает ли умственно? Хорошая новость для тревожных родителей заключается в том, что каждый малыш развивается в своем темпе, каждый уникален и переживать, что ребенок что-то не умеет точно не стоит, ведь многие гении, внесшие значительный вклад в науку и искусство в детстве не блистали среди сверстников и не были на хорошем счету у учителей и воспитателей. Главное, что следует помнить – дети всегда делают охотнее то, что им нравится. И основная задача родителей – заинтересовать ребенка в самом процессе познания мира, помочь найти и развивать его сильные стороны.
На какие общие показатели могут ориентироваться родители и как помочь дошкольнику в развитии, рассказываем ниже.
Как развивается ребенок в 3-5 лет
В этом возрасте мальчики и девочки становятся более самостоятельными, начинают делать выбор и привыкают находиться в социуме и проявлять себя, не нарушая общественные нормы. Особенно помогают игры на воображение: проигрывая разные ситуации, дети учатся планировать, выражать свои эмоции, договариваться. Развиваются творческие способности, фантазия и память. С другой стороны, в этот период активно развивается мелкая моторика, сила и координация движений.
Умственное развитие
Если к пяти годам ребенок не научился бегло читать и писать — это не страшно! Гораздо важнее расширить словарный запас, научиться слушать и пересказывать истории. Возможность рассуждать самостоятельно поможет в начальной школе и даст фору перед одноклассниками.Основные показатели умственного развития:
- Ребенок понимает сходства и различия, что означает больше-меньше, выше-ниже и т.д. Он учится выстраивать причинно-следственные связи, развивается понимание времени.
- Ребенок распознает буквы и цифры.
- Появляется ведущая рука: правая или левая.
- Ребенок умеет различать фрукты и овощи, а также животных и их детенышей, знает их названия.
- Ребенок рассказывает истории, использует новые слова, правильно составляет предложения.
Как помочь ребенку?
Совет №1. Общайтесь
Задавайте ребенку открытые вопросы о том, как прошел его день, чем он занимался, что происходило в садике. Интересуйтесь эмоциями ребенка, помогите научиться их выражать. При необходимости используйте мягкие игрушки — через них ребенок тоже может показать эмоции, например, утешив плачущую куклу. Заведите привычку общаться с ребенком по утрам и вечерам — это укрепит вашу связь.
Совет №2. Играйте
Создайте небольшой уголок для игр и выделите для них реквизит — например, посуду, одежду для переодевания, игрушечные музыкальные инструменты. Четко определите место, где все это будет храниться. Придумывайте новые игры на воображение, которые помогут узнавать новые слова — например, сегодня мы играем в доктора, а завтра представляем поход в ресторан. Позвольте ребенку устанавливать правила и направлять вас, чтобы он чувствовал себя самостоятельным и способным принимать решения.
Проигрывание сцен из школьной жизни особенно полезно — оно поможет подготовить ребенка к первому классу и разжечь в нем любопытство к обучению. Делайте акцент на том, что в именно в школе можно узнать много интересного и научиться делать что-то новое. Так вы сформируете правильную мотивацию к учебе.
Совет №3. Экспериментируйте с обучением
Смешивайте в прозрачных бутылках краски разного цвета, используйте карточки со словами и рисунками, сшейте или купите лоскутный плед с разными текстурами. Используйте для обучения даже самые простые бытовые вещи, придумывая простые задания — например, полить цветы или собрать игрушки.
Совет №4. Следите за детским рационом
Чтобы ребенок правильно развивался умственно и физически ему необходимо правильное здоровое питание, содержащее все необходимые для его возраста витамины и минералы. Йод – один из важнейших помощников, отвечающих за усвоение новой информации. Его можно получить из морской капусты, грецких орехов и даже соли, если заменить обычную на йодированную. Следом по важности идут витамины группы B, которые содержатся в бобовых, мясных и кисломолочных продуктах, зеленых овощах с листьями, некоторых цитрусовых. Витамин B4 или холин особенно рекомендуется при подготовке к школе – он питает нервные клетки, защищает их от повреждений и разрушения, участвует в процессах образования новых нейронных связей.
Даже при самом разнообразном питании сложно проследить, чтобы в меню ребенка были продукты, содержащие все необходимые вещества. Чтобы избавить себя от сомнений все ли витамины и минералы для правильного развития получает ребенок, включите в его рацион дополнительный прием витаминно-минеральных комплексов. Для полноценного развития можно порекомендовать детские витамины с хорошо сбалансированным и тщательно подобранным составом – ВитаМишки Smart Fruits MULTI+. В них содержатся 13 витаминов и минералов, а также холин и йод необходимые ребенку как для умственного, так и для физического развития (в том числе цинк, кальций, калий, витамины A, D3, C и группы B). Состав и дозировка подобраны таким образом, чтобы вещества не мешали друг другу, а наоборот, увеличивали свою биодоступность для организма, создавали синергию – действовали эффективнее вместе: например, витамин D3 необходим для усвоения кальция, а B6 замедляет выведение цинка и калия из организма, цинк улучшает усвоение витамина A и так далее. Именно поэтому комплекс ВитаМишки Smart Fruits MULTI+можно назвать умными витаминами — они сделаны так, чтобы оказать максимальную пользу растущему организму.
Малыш будет в восторге от витаминов — мармеладок в виде мишек, сделанных из натурального сока вишни, лимона, клубники и апельсина. Родителям же не придется ежедневно волноваться, съел ли ребенок сегодня достаточное количество полезных для развития витаминов или нет. Биокомплекс производится в Германии в соответствии с международным стандартом качества GMP и является победителем премии «Марка № 1 в России», что говорит о качестве и надежности этого продукта, о доверии к нему уже многих покупателей.
Больше о ВитаМишках Smart Fruits читайте здесь.
БАД. Не является лекарством.
Источник
Возрастные особенности дошкольников 3-7 лет. Задачи воспитания на разных возрастных этапах.
Знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве; знание возрастных задач и нормативов развития, возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо педагогам. Именно эти знания должны стать основой для грамотной организации образовательно-воспитательной работы с детьми, для правильного осуществления индивидуального подхода к детям, для достижения положительных результатов педагогической деятельности.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С трёх до четырёх лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими взрослыми и сверстниками. Дети начинают осваивать гендерные роли (девочка-женщина, мальчик-мужчина), проявляют интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола.
В интеллектуальной сфере накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов -сенсорные эталоны формы, цвета, величины; явлениях окружающей действительности, о самом себе. Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). На данном возрастном этапе дети овладевают грамматическим строем речи; активно экспериментируют со словами. Высказываются в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Значительно увеличивается запас слов. Дети начинают использовать в речи сложные предложения.
В этом возрасте очень высока потребность в движении (двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Развивается моторная координация. Младшие дошкольники осваивают основные движения. Начинают развиваться физические качества: скорость, сила, координация, гибкость, выносливость.
Задача воспитателя- создавать положительное состояние у детей, организовать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельностью и отдыха.
Основные задачи воспитания и развития.
- Развивать потребность в активной двигательной деятельности, помочь овладеть основными видами движений, формировать элементарные навыки личной гигиены
- Способствовать развитию игровой деятельности
- Обеспечить познавательное развитие детей, обогащать представления об окружающем мире, развивать любознательность
Формировать навыки общения, обеспечить индивидуальное общение с ребёнком
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка.
Дети овладевают различными способами взаимодействия с другими людьми. Лучше ориентируются в человеческих отношениях. Имеют представления о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. На этом этапе особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, а так же дидактические и подвижные игры. В процессе игр у детей формируется познавательный интерес, развивается наблюдательность, умение подчинятся правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Активно развивается интеллектуальная сфера. У детей появляется умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами. Ведущим становится познавательный мотив, который проявляется в многочисленных вопросах (Почему?, Зачем? Для чего?), стремление получит от взрослых новую информацию познавательного характера (возраст «почемучек»). Характерна высокая мыслительная активность и любознательность. В этом возрасте произносят все звуки родного языка. Продолжается процесс придумывания новых слов и выражений. Речь становится более связной и последовательной. На пятом году жизни дети могут пересказать небольшие литературные произведения, рассказать об игрушке, картине, о некоторых событиях из личной жизни.
Происходят заметные изменения в физическом развитии детей. Развиваются ловкость и координация движений. Дети могут удерживать равновесии, движения становятся более совершенными.
Основные задачи воспитания и развития.
- Укреплять психофизическое здоровье, развивать двигательную активность детей
- Развивать интерес к различным видам игр
- Формировать элементарные, общепринятые нормы поведения, представления о здоровом образе жизни
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей, познавательного интереса, развивать представления об окружающем мире
- Формировать навыки трудовой деятельности
Возрастные особенности детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Дети шестого года жизни стремятся познать себя и других людей, начинают создавать связи в поведении и взаимоотношениях людей. Понимают разный характер отношений, выбирают собственную линию поведения. Происходят изменения в представлениях о себе: имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности, в соответствии с этим оценивают свои поступки.
Развитие личности характеризуется появлением новых качеств и потребностей; расширяются знания о предметах и явлениях. Формируется способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению и установлению причинно-следственных связей. Возрастает способность ориентироваться в пространстве (отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели). Совершенствуется грамматический строй речи. Свободно используются средства интонационной выразительности. Словарь активно пополняется обобщающими словами, синонимами и антонимами, многозначными словами. Дети способны к звуковому анализу простых трёх звуковых слов.
Растущие возможности детей обуславливают увеличение физиологической нагрузки на организм в процессе различных форм работы. Увеличиваются объём и интенсивность общеразвивающих упражнений. Активно формируется осанка детей, развивается выносливость и силовые качества. Дети способны выполнять соответствующие возрасту гигиенические процедуры, имеют навыки опрятности, представления о здоровом образе жизни.
Основные задачи воспитания и развития.
- Укреплять и обогащать здоровье детей, продолжать формировать двигательную и гигиеническую культуру детей
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми
- Развивать любознательность, творчество в разных видах деятельности; способность решать интеллектуальные задачи
- Содействовать овладению универсальными предпосылками учебной деятельности
Возрастные особенности детей 6-7 лет.
Переход в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей, они впервые начинают ощущать себя самыми старшими в детском саду. Ребёнок полностью осознаёт себя как самостоятельную личность, что проявляется в свободном диалоге со сверстниками; умеют отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Могут совершать нравственный выбор в реальных жизненных ситуациях. Осознанно выполняют правила поведения соответствующие гендерной роли, владеют различными видами деятельности характерными для людей разного пола. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Происходит расширение представлений о признаках предметов. Дети целенаправленно, последовательно обследуют внешние особенности предметов. Для речевого развития детей седьмого года жизни характерен богатый словарь, который продолжает развиваться за счёт пассивной лексики. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, впечатлений, при описании предметов, пересказе. Происходит овладение морфологической системой языка, чутко реагируют на грамматические ошибки. В процессе диалога развёрнуто отвечают на вопросы, сами задают их. Появляется речь-рассуждение. Речь становится подлинным средством общения.
В этом возрасте у детей значительно быстрее происходит формирование двигательных навыков. Совершенствуются ходьба и бег. Дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места. У детей расширяется представление о самом себе, своих физических возможностях. Дошкольники в полной мере владеют навыками личной гигиены.
Задачи воспитания и развития.
- Формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника
- Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей
- Развивать и обогащать умение организовывать самостоятельную деятельность; добиваться цели и положительного результата
- Совершенствовать физические качества, культуру движений, технику их выполнения
Источник
14 697
Кризис трех лет позади. Ребенок уверенно ходит, сам ест, говорит, и понять его проще. Кажется, родители наконец могут передохнуть. Какие же особенности у этого возраста и с какими проблемами придется столкнуться родителям?
В возрасте от 3 до 7 лет ребенок учится управлять своими чувствами, понимать их, справляться с ними. И то, как у него это получается, во многом зависит от семьи. Есть ли у него свое особенное место в семейной иерархии, можно ли назвать отношения с родителями, братьями и сестрами здоровыми, любящими и доверительными?
По ролям
Нужно разобраться, какие роли каждый играет в семье. Традиционно считается, что мама заботится, жалеет, помогает, папа устанавливает правила и следит за их выполнением, а братья-сестры показывают и рассказывают, как общаться со старшими и между собой.
Конечно, это деление условно. Сегодня каждая семья сама решает, кто какие роли будет играть. Однако все три составляющие — забота, контроль и коммуникация — необходимы для того, чтобы первый социальный, эмоциональный опыт ребенка сформировался правильно.
Какова его роль? Он маленький и его никто не слышит, или он важен для всех и с его мнением считаются? Он помогает, придумывает, делится своими идеями вместе с остальными или тихо идет играть в свою комнату после обеда?
Отношения в семье влияют на самооценку, на способность отвечать за свои поступки, просчитывать свои действия и понимать последствия.
В этом возрасте дети часто играют в «настоящую» жизнь: в магазин, во врача или дочки-матери. Понаблюдайте за этими играми и поймете, как ребенок видит свою семью, маму и папу, бабушку, брата или сестру.
Играя, дети по-настоящему обижаются, расстраиваются и грустят до слез. Однако они уже знают, чем игра отличается от реальной жизни. И «понарошку» — не так пугает, как «по-настоящему».
Закон есть закон
Еще в этом возрасте ребенку нужны правила. С их помощью он понимает, когда нельзя или когда надо подождать, даже если очень хочется. С 3 до 5 лет ребенок может капризничать, драться, рыдать, пытаясь добиться желаемого. Но если правила последовательны, ясны и разумны, ребенок постепенно научится принимать ограничения, если так надо.
Это умение пригодится в школе, где ограничения будут жестче, чем дома и в детском саду, и требования выше.
Умение вести себя согласно правилам, несмотря на свои желания и чувства, называется управлением эмоциями. Но ребенок не должен заставлять себя чувствовать, а должен учиться вести себя. В дальнейшем мы лишь расширяем диапазон поведенческих реакций, но основа формируется к 6 годам.
«Мамочка, почитай!»
Сегодня многие пытаются учить детей читать с 3 лет. Думают: чем раньше начнет, тем умнее будет, когда вырастет. Но это заблуждение!
Чтобы ребенок мог понять смысл прочитанного, его мозг должен научиться переводить образ буквы в образ звука, собирать звуки в слово, слово соединять с его значением. Затем — несколько слов объединить в предложение, в логическую мысль, в образ.
За каждый из этих этапов отвечают разные отделы мозга. А связи между ними формируются только к 5 годам. Ясно, что с 3 лет учить читать практически бессмысленно. Зато это время можно потратить на общение, обсуждение того, что прочтет мама, на игры — все то, что помогает ребенку лучше понять себя и других людей, научиться общаться с ними.
Этот навык очень поможет будущему первокласснику.
Общайтесь как можно больше
Детям с трех до семи очень нужно общение. А учиться ладить со сверстниками удобно в детском саду. Конечно, он подходит не всем, но если есть возможность, лучше ходить хотя бы на полдня. Ведь компания ровесников — не то же самое, что бабушка или няня.
«Домашние» дети с большей вероятностью сталкиваются с трудностями в школе. И вместо того, чтобы учиться, ребенок будет переживать, приноравливаться, адаптироваться, а это после 7 лет уже труднее, чем до.
Всему свое время. Читать и считать можно учиться с 6 лет.
Об авторе
Светлана Лукка — психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений, детский нейропсихолог. Проводит вебинары, частные и групповые консультации. Автор книги «Нити родительства». Ее сайт.
Источник