Развитие здорового образа жизни у ребенка 2 лет
Кузьмина Алла Рашитовна
Формируем привычку к здоровому образу жизни у малышей 2–3 лет
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка,разработанная ВОЗ: “Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия”. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. Но до чего же неполно это представление! А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети?
В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов.И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.
Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.
Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей
Воспитание потребности в здоровом образе жизниу детей 2-3 лет осуществляется нами по следующим направлениям:
1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Занятия Повседневная жизнь
Сентябрь
Дидактическая игра “Кто как купается”.
“Каковы наши зубы?”
Чтение потешек “Наша Маша маленька” и “Катя-Катя маленька”
Дидактическое упражнение”Колыбельная” Рассказываеие “Хитрые башмачки” В Гербова
2. Беседе с детьми “Когда надо мыть руки, как мыть руки и лицо”.
Чтение потешки “Вот они сапожки”
Рассматривание книжки “Наша Маша маленька”.
Октябрь
Наблюдение за трудом няни (моет пол)
Показ-инсценировка “Хлюп,хлюп,хлюп”
Чтение потешки “Водичка, водичка”.
дидактическое упражнение “Кто умеет умываться”.
“Куда нальем водичку”.
Рассматривание одежды куклы Кати. Одевание куклы на прогулку. Чтение потешки “Травка-муравка со сна поднялась”.
Заучивание потешки “Водичка, водичка” во время умывания.
Рассматривание книжки “Водичка-водичка”.
Индивидуальная работа: учить натягивать колготы, штаны.
Ноябрь
Дидактическая игра “Научим куклу Катю раздеваться после прогулки”
Показ-инсценировка “И я сел”
Рассматривание картины “За столом” И Забилы.
Дидактическое упражнение “Наташины игрушки”. Чтение потешки “Ладушки”.
Заучивание отрывка из стихотворения “Вкусная каша”-“Каша из гречки”.
Дидактическая игра “Потерялись башмачки”
Чтение потешки “Завяжи потуже шарф”.
Декабрь
Дидактическая игра “Купание куклы”
Рассматривание картины “Катаемся на санках”, “Что Маша наденет на прогулку”.
Чиение сказки в стихах К. И. Чуковского “Мойдодыр” Чтение “Я мою руки” М. Яснов
Заучивание потешки “Валенки, валенки”
Чтение потешки “Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять”, “Пошел Котик на торжок”
Январь
Дидактическая игра “Уложим Машу спать”, чтение потешки “Баю-бай”
“От чего зубки болят?”
Дидактическая игра “Машенька проснулась”. Заучивание потешки “Чистая водичка”.
Игра “Покажем Кате как умеем раздеваться”
Чтение потешки “Утка утенка”
Дидактическая игра “Застегни-растегни”
Февраль
Чтение потешек “Как у нашего кота” и “Пошел котик на торжок”
“От чего болят зубы” Заучивание потешки “Ай лады, лады, лады”
Чтение потешки “Гойда, гойда люленьки”
Рассматривание книги “Я сам” Р. Юдина
Игра “Приходите ко мне в гости”
Март
“Научим Алену умываться”
Рассматривание картины “Как я помогаю маме”
Дидактическое упражнение “Напоим Чебурашку чаем” Чтение “Девочка чумазая” А Барто
Рассматривание и чтение книжки “Что такое хорошо и что такое плохо?” В. Маяковского
Сюжетно-ролевая игра “Кормление”
Апрель
Наблюдение за трудом няни (моет посуду)
Дидактическая игра “Маша в гостях у Кати” Заучивание потешки “Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку”
Рассматривание и чтение книжки “Пошла коза на меленку” (Р. Н. С.)
Обыгрывание роли повара.
Май
Дидактическая игра “Напоим Машу чаем”.
“Как чистить зубы?” Чтение потешки “Дубы, дубочки пеку блиночки”
Дидактическая игра “Что сначала, что потом”
Дидактическая игра “Одень куклу”.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.
Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.
Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.
3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.
Закаливающие мероприятия в младшей группе
№ Мероприятия
1 Сквозное проветривание в отсутствии детей 3 раза в день
2 Массаж 2 раза в день
3 Утренняя гимнастика в проветренном помещении 8.00-8.10
4 Умывание прохладной водой Утром, после сна
5 Проветривание группы перед занятием 2 раза в день
6 Прогулка на свежем воздухе 2 раза в день
7 Дыхательная гимнастика 2 раза в день
8 Гимнастика в постели 15-00
9 Ходьба босиком по “дорожкам здоровья”:
“паровоз” (фасоль, пробки, скорлупа грец. орехов, палочки)
Мокрая дорожка
“Ягодки” (грец. орех)
“Камни”
“Цветочная поляна”
“Змейки”
Ползание на четвереньках с мешочками на спине
Туннель
Ребристая дорожка “Крокодил”
Массаж ног мячами “Ёжики”
Коврик со “следками”
Перешагивание препятствий
Ходьба по “веревочной лестнице”
10 Бассейн Вторник
4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.
Двигательный режим в младшей группе
№ пп Мероприятия Время проведения
1 Индивидуальная работа по развитию движения (игра – упражнения; пальчиковая гимнастика; упражнения на дыхание; профилактика плоскостопия, осанки). Ежедневно утром, вечером, на прогулках продолжительностью 5-10 мин.
2 Утренняя гимнастика Ежедневно в 8.00 продолжительность 10 мин.
3 Физ. минутка Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий продолжительность 3 мин.
4 Подвижные игры, физические упражнения, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке Ежедневно утром и вечером с учетом двигательной активности детей продолжительностью 25-30 мин.
5 Гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами, массажем. Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей продолжительностью 10 мин.
6 Занятия по физической культуре Проводятся два раза в неделю с учетом уровня двигательной активности детей во второй половине дня в течение 30 мин.
7 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя в групповой комнате и на воздухе утром и вечером в зависимость от индивидуальных особенностей детей
8 Физкультурный досуг Один раз в месяц длительность 15 мин.
9 Бассейн Один раз в неделю
10 Музыкальные занятия Два раза в неделю
5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.
Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.
В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле – здоровый дух”.
Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Источник
Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет «Здоровый малыш – счастливая мама»
Составитель: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу (формируемую участниками образовательных отношений) “Здоровый малыш – счастливая мама”, которая направлена на формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет. Материал будет полезен для воспитателей, работающих с данной возрастной категорией. В программе представлен материал из опыта работы воспитателей по реализации задач такой образовательной области как «Физическое развитие», через организацию дополнительного образования.
1. Актуальность программы.
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя укрепить лекарствами или купить в аптеке. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний, но ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.
Детские шалости и другие опасные жизненные непредсказуемые ситуации приводят иногда к необратимым последствиям. Именно поэтому в центре работы по формированию здорового образа жизни должна стоять семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть активного времени. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психологического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Интенсивная работа в этот период и придет к положительному результату.
Обращение родителей за консультациями по проблеме формирования здорового образа жизни и большое количество часто болеющих детей в группе, что препятствовало положительной динамике адаптации детей, явились самыми острыми проблемами, на основе этого и была создана программа «Здоровый малыш – счастливая мама», которая позволит комплексно решить образовательно–воспитательные задачи:
• в области физического развития – овладеть элементарными физическими навыками, совершенствовать координации движений, крупной и мелкой моторики; овладеть подвижными играми с правилами; развивать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной и волевой сфере.
• в области познавательного развития – формировать первичные представления о культурно-гигиенических навыках; о свойствах и отношениях окружающего мира; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.
• в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
• в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, сопровождать игры речевым сопровождением.
• в области художественно-эстетического развития – способствовать пониманию музыкальных произведений; развитие ритма, темпа движений; становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей.
2. Цели и задачи программы.
Цель: сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, сформировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранность собственного здоровья.
Задачи:
• Обеспечить снижение частоты случаев острой заболеваемости;
• Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и развития физических навыков детей;
• Совершенствовать функции ведущих физических систем организма ребенка, решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуре;
• Повысить грамотность родителей в вопросах оздоровления ребенка.
Целевая аудитория: дети 2-3 года, воспитатели, логопед, родители воспитанников.
Прогноз возможных трудностей в реализации программы:
1. Поиск места для хранения материала по мере их увеличения;
2. Отсутствие поддержки со стороны родителей;
3. Сроки реализации программы.
Реализация программы рассчитана на учебный год и осуществляется с сентября 2016 по июнь 2017.
4. Этапы реализации программы:
Первый этап – подготовительный
• подбор методической литературы, аудио каталога;
• привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми (сообщение на собрании);
• разработка конспектов по теме ООД по образовательной области «Физическое развитие», утренних гимнастик, бодрящих гимнастик;
• набор картотек: физминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, пальчиковых игр, утренних гимнастик;
• подбор материала для дыхательной гимнастики, закаливания, коррекции плоскостопия, физкультурных игр.
Второй этап – основной
• организация работы с родителями;
• реализация мероприятий по оздоровлению детей.
Третий этап – заключительный
• Презентация программы на родительском собрании и педагогическом совете.
5. Ожидаемые результаты реализации программы.
1. осознание взрослыми понятия «Здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья, появление интереса у родителей к проблеме оздоровления своего ребенка;
2. сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости;
3. создание уголка оздоровительного материала для детей;
4. фото альбом: «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Здоровый ребенок»;
5. создание папки для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями.
Продукты реализации программы: уголок оздоровительного материала для детей; папка для родителей «Паспорт здорового ребенка» с консультациями; альбом «Мама, папа, я спортивная семья», «Здоровый ребенок».
Презентация программы: представление фотоотчета на родительском собрании, на семинарах и педагогических советах, на городском и областном конкурсах методических разработок.
7. План реализации программы
Работа по реализации программы ведется по двум направлениям: работа с родителями воспитанников группы раннего возраста и работа с детьми.
7.1. План работы с родителями
7.2. План работы с детьми
7.2.2. Система оздоровительных мероприятий
7.2.3. Организация двигательного режима
Организация двигательного режима осуществляется в течении дня в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей и в организованной образовательной деятельности (физкультурные игры и отобразительные игры с элементами сказкотерапии)
В основе разработки по организации двигательного режима в разделе физкультурные игры использована программа «СА-ФИ-ДАНСЕ», авторы Фирилева Ж.Е. Сайкина Е.Г. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Программа включает в себя много разделов. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Для детей данного возраста мы используем только танцевально-ритмическую гимнастику. В этот раздел входит: игроритмика, игрогимнастика и игротанцы.
Характеристика, цели и содержание разделов программы
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, дыхательные, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, ритмические танцы.
1. Игроритмика.
Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
Специальные упражнения для согласования движений с музыкой
Виды упражнений:
• хлопки в такт музыки (образно-звуковые действия «горошинки»);
• ходьба сидя на стуле;
• акцентрированная ходьба;
• акцентрированная ходьба с одновременным махом согнутыми руками;
• увеличение круга шагами назад от центра, уменьшение круга шагами вперёд к центру;
• поднимание и опускание рук;
• движения руками в различном темпе;
• выполнение упражнений руками под музыку в различном темпе и с хлопками;
• выполнение общеразвивающих упражнений под музыку;
• удары ногой на каждый счёт;
• шаги на каждый счёт и через счёт;
• притопы на каждый счёт;
• притопы с хлопками поочерёдно;
• произвольные упражнения на воспроизведение музыки;
• подскоки с вытянутыми руками вверх – поочерёдно;
• плавные движения рук вниз, вверх, в стороны, вниз;
• плавные движения рук поочерёдно вверх, вниз;
• хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта;
• выполнение ходьбы, бега, движение туловищем в различном темпе.
2. Игрогимнастика.
Строевые упражнения.
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и осваивать различные виды движений: построение, перестроение. Обеспечивать эффективное формирование умений и навыков.
Виды упражнений:
• построение друг за другом, в круг;
• передвижение в сцеплении;
• построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях за педагогом;
• бег по кругу и ориентирам («змейкой»);
• построение врассыпную, бег врассыпную;
• построение в две шеренги напротив друг друга;
• построение в шеренгу, сцеплением за руки;
• повороты направо, налево, по распоряжению;
Общеразвивающие упражнения
Упражнения без предметов
• комбинированные упражнения в стойках;
• присед;
• различные движения ногами в упоре стоя согнувшись и упоре присев;
• комбинированные упражнения в положении лежа;
• сед по-турецки;
• прыжки на двух ногах;
Упражнения с предметами
• основные положения и движения с гантелями, флажками, мячами, обручами, лентами, шариками;
Упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на укрепление осанки
• посегментное расслабление рук на различное количество счетов;
• свободное раскачивание руками при поворотах туловища;
• расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя;
• потряхивание ногами в положении стоя;
• упражнения на осанку сидя.
3. Игротанцы
Хореографические упражнения
• поклон для мальчиков;
• реверанс для девочек;
• танцевальные позиции для рук: на поясе и перед грудью;
• выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги;
• выставление ноги назад на носок и поднимание ноги;
• прыжки выпрямившись;
• перевод рук из одной позиции в другую;
• соединение изученных упражнений в законченную композицию.
Перспективное планирование по использованию отобразительных игр с элементами сказкотерапии в работе с детьми
7.2.4. Календарно – тематическое планирование ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
8. Заключение
Программа «Здоровый малыш – счастливая мама» дополняет общеобразовательную программу, направлена на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья, значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.
9. Список используемой литературы:
1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. Пособие/ И.Е. Аверина. – Изд. 2-е. – М.: Айрис – пресс, 2009. – 114 с.
2. Бачурина, В. Н. Развивающие игры для дошкольников/ В. Н. Бачурина – М.: ООО ИКТЦ (Лада), 2009. – 176 с.
3. Детские народные подвижные игры: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, – 2010. – 224 с.
4. Детские подвижные игры/ Сост. В.И. Гришков. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009. – 96 с.
5. Кузнецова, А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет/ А.Е. Кузнецова– М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 189 с.
6. Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры/ Е.Ф. Черенкова – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 186 с.
7. Юрченко, Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей [Текст] / авт. – сост. Е.М. Юрченко. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. 144 с.
8. Александрова, О. Хорошо и плохо. Стихи для самых маленьких.- ООО «Хатбер-пресс», 2015 г.
Скачать Программа по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет «Здоровый малыш – счастливая мама»
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет
Конспект утренней гимнастики в группе раннего развития детей
Развлечение в группе раннего возраста
Опыт взаимодействия педагога и родителей в решении задач образования. Группа раннего возраста
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Подвижные игры для детей раннего возраста в детском саду
Конспекты занятий в группе раннего возраста детского сада
Конспект занятия в группе раннего возраста. Петушок
Конспект занятия в группе раннего возраста. Одуванчик
Источник