Развитие здоровья ребенка в школе

Развитие здоровья ребенка в школе thumbnail

Здоровье детей и подростков в любом обществе и
при любых социально-экономических и
политических ситуациях является актуальнейшей
проблемой и предметом первоочередной важности,
так как оно определяет будущее страны, генофонд
нации, научный и экономический потенциал
общества и, наряду с другими демографическими
показателями, является чутким барометром
социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании”
здоровье школьников относится к приоритетным
направлениям государственной политики в сфере
образования. В современных условиях школа
призвана выполнять не только образовательную
функцию, но и заботиться о сохранении и
укреплении здоровья детей, так как через школу
проходит каждый и проблему сохранения и
укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием
здоровья детского населения, особенно
школьников, выявляет стойкую тенденцию
ухудшения показателей здоровья; уменьшается
удельный вес здоровых школьников с
одновременным увеличением хронических форм
заболеваний при переходе из класса в класс в
процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам
оздоровления подрастающего поколения и
существующие законы, количество здоровых детей,
по данным Научно-исследовательского института
гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей Российской
академии медицинских наук, снизилось в три раза.
Как свидетельствует статистика,
распространенность патологии и заболеваемости
среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно
увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять
процентов от общего количества учеников, а
остальные 90 процентов имеют проблемы и
отклонения в физическом, психологическом,
нервном развитии. По данным статистики в нашей
стране из года в год снижается индекс здоровья и
увеличивается общая заболеваемость детей и
подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает
сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону
хронических неинфекционных: аллергических,
сердечно-сосудистых, онкологических,
нервно-психических, болезней органов дыхания,
зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных
подростков первое место стали занимать болезни
органов пищеварения. Их удельный вес увеличился
вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза
увеличилась доля хронических болезней нервной
системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему
третье место занимают болезни костно-мышечной
системы, тогда как удельный вес хронических
болезней ЛОР-органов сократился вдвое,
переместившись с первого на четвертое ранговое
место. Гинекологическая патология у
девочек-старшеклассниц стала занимать шестое
ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют”
нарушения системы кровообращения (25 процентов),
второе место стали занимать нарушения
опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На
третьем месте – эндокринно-обменные нарушения
(до 14 процентов). Показатели, характеризующие
физическую работоспособность и физическую
подготовленность у современных подростков
значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их
сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около
половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75
процентов девочек не в состоянии выполнять
нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе
свидетельствовать об ухудшении здоровья
обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями
негативных изменений здоровья детей за
последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых
    детей. Так, среди учащихся их число не превышает
    10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных
    нарушений и хронических заболеваний. За
    последние 10 лет во всех возрастных группах
    частота функциональных нарушений возросла в 1,5
    раза, хронических болезни — в 2 раза.
    Половина школьников 7–9 лет и более 60%
    старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии.
    Вдвое увеличилась доля болезней органов
    пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного
    аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные
    формы плоскостопия), втрое — болезни почек и
    мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько
    диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем
    2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза,
    16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20%
    старшеклассников-подростков имеют в анамнезе
    5 и более функциональных нарушений и
    хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие
из них связаны со школой. К основным
школьно-обусловленным факторам риска
формирования здоровья школьников, в первую
очередь, относятся несоблюдение
санитарно-эпидемиологического благополучия в
образовательных учреждениях, неполноценное
питание, несоблюдение гигиенических нормативов
режима учебы и отдыха, сна и пребывания на
воздухе. Объем учебных программ, их
информативная насыщенность часто не
соответствуют функционально-возрастным
возможностям школьников. До 80% учеников
постоянно или периодически испытывают учебный
стресс. Всё это в сочетании с уменьшением
продолжительности сна и прогулок, снижением
физической активности, оказывает негативное
воздействие на развивающийся организм. Также, на
здоровье губительно сказывается низкая
двигательная активность. Ее дефицит уже в
младших классах составляет 35–40 процентов, а
среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья
школьников возникает от недостаточного уровня
грамотности в вопросах сохранения и укрепления
здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме
того, значимой причиной ухудшения состояния
здоровья школьников (старших классов) являются
вредные факторы – курение, алкоголь и ранее
начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности
работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в
ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 – 11 лет
обучения воздействие на организм и психику
школьника оказывают множество факторов, не
связанных непосредственно со школой и процессом
обучения. Но, во-первых, вклад школы в это
комплексное негативное воздействие весьма
велик. Во-вторых, существующие проблемы по
сохранению и укреплению здоровьясовременных
школьников могут и должны решаться
непосредственно в образовательном учреждении по
одной простой причине, что дети находятся на
территории образовательного учреждения большую
часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней
работы в данном направлении на примере одного
класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области
(классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность
администрации школы, всем педагогическим
работникам за понимание, сотрудничество в нашем
общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной
программы по сохранению и укреплению здоровья
младших школьников, в которую были включены как
педагогические работники школы, так и
медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14
девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В
сентябре был проведён комплексный медицинский
осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ
медицинскими специалистами. В ходе медосмотра
были выявлены имеющиеся медицинские отклонения
в состоянии здоровья детей и установлено, что
только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и
18 ко 2 группе. Были намечены основные направления
работы. Мониторинг физического здоровья
проводится регулярно в начале и конце года. В
зависимости от результатов корректировалась и
работа по сохранению и укреплению здоровья
учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие
здоровья школьников считаю недостаточный
уровень грамотности в вопросах сохранения и
укрепления здоровья самих учащихся, их
родителей. Необходимо сформировать у ребенка
потребность быть здоровым, научить его этому,
организованно помочь в сохранении и
формировании здоровья. Именно на решение этих
вопросов и был направлен первый блок нашей
программы. Было решено, один классный час в месяц
посвятить валеологической тематике. С ребятами в
игровой, занимательной форме, соответствующей
возрастным особенностям детей, проводили беседы
медицинские работники больницы: педиатр,
стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика
бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”,
“Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода –
наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра
то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”,
“Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не
боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую
помощь в работе оказал школьный психолог
Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем
надо быть здоровым?” дети сами выводили правила
жителей Здорового Города. В рамках работы
школьного самоуправления активную работу в
классе под нашим руководством проводило
Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал
выпуск медицинского листка “Советы доктора
Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья,
каждый лепесток которого соответствует одному
из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в
этом вопросе тесное сотрудничество с родителями.
С этой целью для родителей была организована
школа родителей-единомышленников, которая
работала под девизом: “Здоровье наших детей – в
наших руках”. На первом же родительском собрании
родителям были озвучены результаты медицинского
осмотра детей и неутешительные среднероссийские
статистические данные динамики здоровья
школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это
вызвало тревогу у родителей и мы получили
большую поддержку у них по реализации нашей
программы. На родительских собраниях выступали
медицинские работники по актуальным вопросам
сохранения здоровья детей, психолог школы и
другие педагогические работники. Посещаемость
таких родительских собраний всегда составляла
практически 100%. Представители родительской
общественности не раз контролировали соблюдение
санитарно-гигиенического режима школы,
правильного распределения учебной нагрузки.
Данные вопросы обсуждались вместе с
представителями администрации школы на
заседания Управляющего Совета школы, Совета
отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был
обсуждён вопрос о том, что существенное влияние
на здоровье детей оказывает качество питания.
Рациональное питание создаёт условия для
нормального физического и умственного развития
детского организма, поддерживает высокую
работоспособность, способствует профилактике
заболеваний и оказывает существенное влияние на
возможность противостоять воздействию
неблагоприятных факторов окружающей среды. Как
результат 23 человека в классе на протяжении
учебы на младшей школьной ступени охвачены
горячим питанием (2 человека не питаются в
школьной столовой по причине соблюдения диеты по
медицинским показаниям). На районную
научно-практическую конференцию “Старт в
науку” представлена исследовательская работа
ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко,
будете здоровы”, которая стала призёром в
номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников
связано с дефицитом двигательной активности. С
первых лет обучения она снижается на 50 % и в
дальнейшем продолжает неуклонно падать.
Телевизор, компьютер, статические нагрузки в
школе, ежедневная “отсидка” за выполнением
домашнего задания – таков день большинства
современных школьников. Как при подобном образе
жизни сформировать прочный “каркас здоровья”?
Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение
родительской общественности. До уроков учащиеся
ежедневно делают зарядку, реализуя направление
“Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе
были подготовлены инструкторы по утренней
зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц
был разработан совместно с медицинской сестрой
кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В
расписании – 3 урока физической культуры. У
каждого ребёнка ведётся дневник спортивных
достижений, в котором ребёнок совместно с
учителем намечает индивидуальный маршрут
физического развития.

Традиционными стали в классе совместные
спортивные праздники с участием детей и
родителей на ФОКе “Юность”, спортивные
эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в
месяц класс совместно с родителями проходит
Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить
палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают
родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из
отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с
большой неохотой собиралась на классные
спортивные соревнования – проводятся в
выходные, да и от спорта я давно уже как-то
отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что
и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих
мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя
возможность побыть вместе с ребёнком,
восстановить свою физическую форму и показать
ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а
вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности
ребятам и родителям были предложены кружки и
спортивнее секции, входящие систему
дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков
занимаются в секции футбола (участники зональных
соревнований по футболу в младшей группе), 2
человека – в секции шахматы (Железняков А. –
призёр районных соревнований, участник
областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2
человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А.
–неоднократный призёр областных соревнований).
Больше половины девочек класса посещает кружок
ритмического танца. Без их участия не обходится
ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году
класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках
проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном
конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2
место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это
модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011
учебный год) классу присуждено звание “Самый
здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского
осмотра при окончании начальной школы, ни у
одного ребёнка не было выявлено ухудшений в
состоянии здоровья по сравнению с состоянием при
поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были
переведены по показателям из второй в первую
группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на
универсальность. Это лишь малая попытка решить
проблему сохранения и укрепления здоровья детей
в рамках одного класса на протяжении обучения в
начальной школе. Но это реальные шаги, которые по
оценкам родителей, администрации школы
оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние
здоровья подрастающего поколения – важнейший
индикатор благополучия общества и государства,
отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз
на будущее.

Приложение

Источник

Школа является местом активной деятельности
ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные
периоды интенсивного развития детского
организма, когда происходит формирование
здоровья, совпадают с важнейшим социальным
этапом детства – получением среднего
образования. В этот период на здоровье
школьников оказывает влияние большой комплекс
социально-гигиенических, экологических и других
факторов. Далеко не всегда это влияние
положительно. Недостаточность информирования
родителей, отсутствие системы работы педагогов
по формированию здорового образа жизни,
отсутствие медицинского работника в школе еще
более обостряет проблему сохранения здоровья
детей. Поэтому формирование и развитие
здоровьесберегающей образовательной среды
актуально на современном этапе развития школы.
Здоровые школьники учатся лучше. “Здоровье
человека – важный показатель его личного
успеха”(Д.Медведев. Национальная
образовательная инициатива “Наша новая школа”).

Состояние здоровья школьников представляет
собой серьезную проблему. В связи с этим обучение
школьников бережному отношению к своему
здоровью – актуальная задача современного
образования. Необходима система мероприятий,
направленных на создание условий для сохранения
и укрепления здоровья детей; вовлечение
школьников в активную деятельность по
укреплению своего здоровья.

Педагоги нашей школы много лет ведут работу по
сохранению и укреплению здоровья школьников.

С целью создания и укрепления мотивации к
ведению здорового образа жизни в Программу
развития школы включён проект “Здоровье”.

Цель проекта: формирование мотивационных
установок и ценностных ориентаций на ведение
здорового образа жизни всеми участниками
образовательного процесса.

Задачи.

  1. Выполнение законодательства по охране здоровья
    детей и обеспечению их безопасности.
  2. Развитие традиций, связанных с сохранением и
    укреплением здоровья.
  3. Укрепление материально- технической базы.
  4. Формирование навыков здорового образа жизни,
    культуры безопасности жизнедеятельности.
  5. Создание условий для сохранения психического
    здоровья обучающихся.
  6. Формирование у участников образовательного
    процесса отношения к своему здоровью как
    ценности.
  7. Организация самоаудита здоровьесберегающей
    деятельности школы (в начале и в конце учебного
    года).

Ключевыми направлениями деятельности
школьного коллектива по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся являются:

  1. Создание необходимых условий пребывания детей
    в школе, безопасной и предрасполагающей к
    обучению школьной обстановки.
  2. Формирование устойчивой мотивации школьников
    вести здоровый образ жизни и обучение
    соответствующим навыкам и умениям.
  3. Укрепление связи с родителями в деле охраны
    здоровья детей.
  4. Внедрение инновационных технологий,
    интегрирующих образовательные и
    оздоровительно-профилактические компоненты,
    направленные на сохранение и повышение
    работоспособности, минимизацию физиологической
    цены обучения, обеспечение возрастных темпов
    роста и развития детей.

Реализация проекта.

Система обучения детей в области здоровья и
формирования здорового образа жизни
предполагает 4 ступени её реализации:

1 ступень – информирование детей в области
здоровьесбережения сверх обычной школьной
программы по основным разделам: рациональное
питание; двигательная активность; правильная
организация учебы, досуга, отдыха; профилактика
школьного стресса; физическая подготовленность;
гигиена тела; протестные (рискованные) формы
поведения. “Обратная связь” – проверка
теоретических знаний школьников: проектная
деятельность.

2 ступень – освоение соответствующего возрасту
уровня знаний в области формирования здорового
образа жизни, включая медицинскую грамотность.
“Обратная связь” – опрос, тестирование,
проектная деятельность и т.д.

3 ступень – формирование необходимого уровня
навыков практического использования знаний в
области здорового образа жизни. Школьник должен
демонстрировать отдельные элементы медицинской
активности (подсчет пульса и контроль его при
физических нагрузках, контроль за своим
артериальным давлением, весом, безбоязненное
обращение к медицинским работникам по всем
вопросам, связанным со здоровьем). “ Обратная
связь” – деловые игры, проектная деятельность,
проверка теоретических знаний, практических
навыков.

4 ступень – реальное улучшение здоровья, в том
числе улучшение качества жизни детей, страдающих
хроническими заболеваниями. “Обратная связь” –
положительная динамика здоровья обучающихся.

При реализации проекта планируется:

  1. Использование наработанных предыдущей
    программой развития форм, методов работы по
    данному направлению.
  2. Обновление банка данных о заболеваемости детей.
  3. Контроль физического воспитания учеников.
    Индивидуальная оценка физического развития
    ребенка.
  4. Проведение динамических пауз и подвижных
    перемен во время учебного дня.
  5. Организация спортивно- оздоровительных
    мероприятий, Дней здоровья.
  6. Вовлечение школьников в активную деятельность
    по укреплению здоровья, делая их полноправными
    партнерами в деле реализации проекта.
  7. Внедрение инновационных технологий
    физического воспитания; повышение
    привлекательности уроков физической культуры.
  8. Построение учебного процесса на принципах
    взаимоуважения учителей и обучающихся, развитие
    коммуникативных связей и партнерства.
  9. Улучшение материально-технической
    оснащенности и санитарно-технического состояния
    столовой, спортивного зала, стадиона и
    спортплощадки; озеленение пришкольного участка.
  10. Создание в портфолио обучающихся раздела
    “Здоровый образ жизни”.
  11. Проведение мониторинга факторов риска
    неинфекционных и школьно-обусловленных
    заболеваний и травматизма у детей и подростков
    учреждения.
  12. Проведение конкурсов, конференций, праздников,
    связанных с укреплением здоровья, пропагандой
    здорового образа жизни.

Основная образовательная программа начального
общего образования нашей школы с 2011 года
согласно ФГОС НОО содержит Программу
формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
, в которой
определена основная цель — сохранение и
укрепление физического, психологического и
социального здоровья обучающихся младшего
школьного возраста как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и
эмоциональному развитию ребёнка, достижению
планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего
образования. Программа предусматривает систему
мероприятий: от правильной организации урока,
уровня его рациональности, организации
физкультминуток на уроках и динамических
перемен, способствующих эмоциональной разгрузке
и повышению двигательной активности, до
организации внеурочной работы, регулярного
проведения спортивно-оздоровительных
соревнований и бесед с детьми, их родителями
(законными представителями) о значении занятий
физическими упражнениями, активного образа
жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления
своего здоровья.

В начальной школе стали традиционными уроки
здоровья, на которых у обучающихся формируется:

– ценностное отношение к своему здоровью,
здоровью родителей (законных представителей),
членов своей семьи, педагогов, сверстников;

– элементарные представления о единстве и
взаимовлиянии физического и нравственного
(душевного) здоровья человека;

– элементарное понимание важности физической
культуры и спорта для здоровья человека, его
образования, труда и творчества;

– знание и выполнение санитарно-гигиенических
правил, соблюдение здоровьесберегающего режима
дня;

– первоначальные представления о возможном
негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье человека;

– отрицательное отношение к невыполнению
правил личной гигиены и санитарии, уклонению от
занятий физкультурой.

В школе разработана программа “Уроки
здоровья”
:

1 класс

Цель занятий:

• научить школьников выполнять правила
личной гигиены и развить готовность на их основе
самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• научить осознанному выбору поступков,
стиля поведения, позволяющих сохранять и
укреплять здоровье.

Темы занятий:

  1. Вода и мыло – наши друзья.
  2. Твой внешний вид.
  3. Вреден полумрак.
  4. Чтобы зубы были здоровыми.

2 класс

Цель занятий:

• сформировать представление о правильном
(здоровом) питании, его режиме, структуре,
полезных продуктах;

• сформировать представление о
рациональной организации режима дня, учёбы и
отдыха, двигательной активности, научить ребёнка
составлять, анализировать и контролировать свой
режим дня;

• дать представление с учётом принципа
информационной безопасности о негативных
факторах риска для здоровья детей (сниженная
двигательная активность, переутомление и т. п.);

• научить осознанному выбору поступков,
стиля поведения, позволяющих сохранять и
укреплять здоровье.

Темы занятий:

  1. Каша – пища наша. Полезные и не очень продукты
    питания.
  2. Твой режим дня.
  3. Если хочешь быть здоров – закаляйся!
  4. Осанка – стройная спина!

3 класс

Цель занятий:

• сформировать потребность ребёнка
безбоязненно обращаться к врачу по любым
вопросам состояния здоровья, в том числе
связанным с особенностями роста и развития;

• научить осознанному выбору поступков,
стиля поведения, позволяющих сохранять и
укреплять здоровье.

Темы занятий:

  1. Как не заболеть, когда другие болеют.
  2. Заболел – лечись.
  3. Витамины впрок.
  4. Растения лечат.

4 класс

Цель занятий:

  • сформировать представление о позитивных и
    негативных факторах, влияющих на здоровье, в том
    числе о влиянии на здоровье позитивных и
    негативных эмоций, получаемых от общения с
    компьютером, просмотра телепередач, участия в
    азартных играх; о существовании и причинах
    возникновения зависимостей от табака, алкоголя,
    наркотиков и других психоактивных веществ, об их
    пагубном влиянии на здоровье;
  • научить осознанному выбору поступков, стиля
    поведения, позволяющих сохранять и укреплять
    здоровье.

Темы занятий:

  1. Зависимость (компьютер, телевизор, сладости и
    т.д.)
  2. Вредные привычки. Курение.
  3. Вредные привычки. Алкоголь. Наркотическая
    зависимость.
  4. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

В связи с переходом начальной школы на ФГОС и
введением внеурочной деятельности в школе для
обучающихся 1-4 классов введена программа
“Подвижные игры”.

Формированию мотивации к ведению здорового
образа жизни способствуют тематические
классные часы
, которые проводятся в 5-9 классах:

КлассДатаНаименование мероприятия
5сентябрь“Делу – время, потехе – час” (о
режиме дня пятиклассника)
февраль“Жизнь без вредных привычек”
6октябрь“Фаст-фуд. Вкусно и полезно?”
март“Вред и польза компьютера”
7ноябрь“Витаминопанорама”
январь“Час здоровья: лыжная прогулка”
8октябрь“Безвредного табака не бывает”
апрель“ В здоровом теле – здоровый
дух”
9декабрь“Обвиняется наркомания”
май“Я за здоровый образ жизни”

Для обучающихся 1-9 классов в каждом триместре
проводится общешкольное дело “День здоровья”.
Формы для него педагоги подбирают разные: это
может быть кросс, “Весёлые старты”,
соревнования по пионерболу, настольному теннису,
“Безопасное колесо”, лыжные гонки, “Зимние
забавы”, игра “Зарница”, экскурсии.

Одним из компонентов формирования культуры
здорового образа жизни является
просветительская работа с родителями (законными
представителями) обучающихся.

Тематика родительских собраний

1 класс

1 .Здоровье наших детей. Воспитание
гигиенической культуры.

2. Возрастные и индивидуальные особенности
младшего школьника.

2 класс

1. Поговорим о правильном питании.

2. Режим дня школьника, его роль.

3 класс

1. Физическое развитие младшего школьника в
школе и дома.

2. Физиологическое взросление и его влияние на
формирование познавательных и личностных
качеств ребенка.

4 класс

1. Телевизор в жизни семьи.

2. Эмоции положительные и отрицательные.

5 класс

1. Укрепление здоровья, предупреждение
утомляемости, нервных и инфекционных
заболеваний у детей. Профилактика детского
травматизма.

6 класс

1. Компьютер в жизни ребёнка. “За” и “против”.

7 класс

1. Организация здорового питания подростков.

8 класс

1. Школьная форма и здоровье ученика.

9 класс

1. Курение, алкоголизм, наркомания.

Для определения эффективности нашей работы в
школе проводятся мониторинги. Мониторинг
помогает корректировать деятельность педагогов
по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Он позволяет установить причинно-следственные
связи различных педагогических действий и
динамики состояния здоровья учащихся.

В результате проделанной работы получили
 положительную динамику по группам
 здоровья, по участию и результативности в
конкурсах и соревнованиях, по вопросам
применения здоровье-сберегающих технологий в
учебном процессе.

Литература

  1. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного
    дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2
    классы. – М.: ВАКО, 2007.
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11
    классах. – М.: Вербум-М, 2001.
  3. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С.
    Справочник классного руководителя (5-9 классы). –
    М: ВАКО, 2006.
  4. Королев Г.М. Ослепительная улыбка на всю жизнь:
    Методическое пособие по гигиене полости рта для
    начальной школы. – М., 1996
  5. Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной
    школе. Выпуск 3. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г.
    Родительские собрания. 5-7 классы: Беседы, лекции,
    тесты, практикумы, анкеты для родителей. –
    Волгоград: Учитель, 2005.
  7. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация
    педагогической профилактики наркотизма среди
    младших школьников.
  8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.. Жиренко О.Е. Новые 135
    уроков здоровья. Или Школа докторов природы (1-4
    классы). – М.: ВАКО, 2008.
  9. Подборка журналов “Практика административной
    работы”.
  10. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9
    классы. – М: ВАКО, 2006
  11. Трушкина Л.Ю. Квитко Л.А., Мялицына Е.А., Шадская
    Т.В. В здоровом теле – здоровый дух.- Ростов н/Д:
    Феникс, 2002.

Источник