Развитие законодательства о правах ребенка

Развитие законодательства о правах ребенка thumbnail

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношение рабства, детского труда, торговли детьми.

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста.

Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Самостоятельным лицом был только отец; сыновья и дети были лицами чужого права. Власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти, которое оставалось в силе весь классический период (17 год до нашей эры – 235 год нашей эры). В личном отношении от воли отца зависело, прежде всего, сохранить ли жизнь своему новорожденному ребенку или нет: он мог даже выбросить его. Отец имел право продавать своих детей или в полное рабство, или в рабство внутри государства. Конечно, фактическое положение детей могло быть иным, но юридически отец признавался неограниченным властелином самой личности ребенка.

Дальнейшее развитие прав ребенка на жизнь и охрану здоровья в римском законодательстве заключается в постепенном ослаблении абсолютной власти домовладыки. Право выбрасывать новорожденных детей, по сообщению Дионисия Галикарнасского (30 год до н.э.), было запрещено (кроме случаев явного уродства) уже Ромулом. Но вероятно, в этом сообщении имеется в виду только веление обычая и религии, а не права, т.к. существовало и в более позднюю эпоху и окончательно будет уничтожено только в период империи.

Наконец, рядом указов императора Константина у отца было отнято право «жизни и смерти» ребенка – сыноубийство стало приравниваться к убийству. Ограничивается при Константине наказанием провинившегося сына. За произвольное убийство домочадца назначается смертная казнь, как за убийство кровного родственника. В 395 году власть домовладыки наказывать подвластных вообще ограничивается только воспитательными целями, а применение суровых мер запрещается.

Положение детей в семье было различным в северной и южной частях Франции. В стране обычного права (XVI-XVII века) родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми. В период позднего средневековья отец даже получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей.

Средневековое право Германии (Салическая правда, V-VI века нашей эры) закрепляло власть отца в семье, но она была не столь широка, как, например, в Риме, напоминая скорее строгую пожизненную опеку над дочерью или сыном, которая прекращалась по достижении ими 14 лет.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 года за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало «бить их кнутом нещадно».

Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело в этом случае по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вдавался. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом. Родители имели право отдавать детей в холопство; несмотря на осуждение церкви, практиковалось и пострижение их в монахи.

В петровские времена родительская власть смягчается – родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

Источник

Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

Начиная с 1993 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. Особенно важное значение имеет принятие следующих нормативно-правовых актов:

  • Конституция РФ,
  • Семейный кодекс РФ,
  • Гражданский кодекс РФ,
  • Уголовный кодекс РФ,
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”,
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”,
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”,
  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и др.

Международные правовые акты

Высшей юридической силой обладают международно-правовые акты. Так, в ст. 15 Конституции определяется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Читайте также:  Развитие общении отца с ребенком

В числе международных актов следует выделить Декларацию прав ребенка 1959 г .; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г .;

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1985 г. (Пекинские правила) и др.

Указанные международные документы определяют основные направления политики государств, подписавших данные правовые акты, в области защиты прав детей. В числе этих направлений надлежит выделить:

  • осуществление прав детей, предусмотренных конституциями (основными законами) государств, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
  • формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
  • содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества;
  • соответствие международным стандартам в области защиты прав детей;
  • демократический характер, гуманность, справедливость и гласность в деятельности органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
  • законодательное обеспечение прав ребенка;
  • государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
  • установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;
  • ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
  • государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

  • максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни;
  • обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;
  • приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, – детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине – гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;
  • создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков – беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;
  • законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров.

Источник

В июне отмечается ряд праздников, приуроченных защите прав детей: Международный день защиты детей (01 июня), Международный день невинных детей-жертв агрессии (04 июня) и День защиты детей Африки (16 июня). В дни празднования предлагаю вспомнить эволюцию института защиты прав ребенка как в России, так и за рубежом.

При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации

Историко-правовой анализ возникновения и развития защиты прав ребенка имеет важное как теоретическое, так и практическое значение, проявляющееся как в семейном праве, так и в смежных отраслях права. До принятия христианства на Руси была признана власть обоих родителей над детьми, существовало право родителей отдавать детей в рабство. С принятием христианства на Руси (988г.) отношение к детям изменилось, на положение которых стали влиять церковные каноны, христианская семейная мораль и древнерусское право.

В источниках права Древней Руси первое упоминание о правах ребенка содержится в Русской Правде, разграничившей «детей господина» и «рабьих» детей. По Русской правде, незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущество считалось выморочным и поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущество – он получал двор отца. Древнерусское право заимствовало из византийского права правило о приеме стороннего в составе семьи через усыновление, которое изначально рассматривалось как «способ защиты осиротевшего ребенка, позже это переросло в желание иметь наследника».

Следующий этап становления института прав ребенка приходится на период образования русского централизованного государства (XV-XVII вв.), зафиксирован в Судебниках 1497 и 1550 гг., Стоглаве 1551г.,  Домострое (XVI в.).

Во времена Петра I статус внебрачного ребенка предопределялся статусом матери, но отец должен был принимать участие в обеспечении ребенка[1]. За внебрачными детьми закреплялись не все права, которые предусматривались за детьми, рожденными в браке, к примеру, закон их ограничивал в праве наследования после смерти отца.

Можно отметить уменьшение абсолютизма родительской власти в рассматриваемый период. Петр I снизил срок отдачи детей своими родителями внаем пятью годами, воспретил против воли детей: отдавать в монастырь, женить, отдавать замуж. Петр I Указом от 20 января 1714 г. закрепил контроль на заключение брака в отношении тех лиц, «которые ни в науку, ни в службу не годятся, жениться и замуж идтить не допускать». При Петре I устанавливается за детьми признание личных прав.

Право ребенка на опеку, которая была известна еще со времен Древней Руси, признавалось и в XVIII в. при Екатерине II. Указ от 1775 г. более подробно регламентировал опеку, установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет – опека, с 14 до 21 – попечительство, предусмотрел систему органов опеки. Этим Указом также устанавливались лица, которые не могут быть опекунами, и, в отличие от Русской Правды, опекун, помимо управления имуществом сироты, выполнял еще воспитательную функцию. При установлении опеки соблюдался сословный принцип. Эпоха правления Екатерины II ознаменовалась расширением прав ребенка. При Екатерине II функционировала  система учреждений для детей-сирот: учреждались специальные государственные организации – воспитательные дома для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей.

Следующим рубежным ‏этапом ‏вполне ‏обоснованно ‏можно назвать‏ создание‏ ювенальной ‏ юстиции в ‏Российской ‏империи, т.е. специальных судов ‏по ‏делам ‏несовершеннолетних. Далее можно выделить советский период, который был в первую очередь связан с ликвидацией ювенальных судов и построением целой системы социального обеспечения и охраны материнства и детства.

Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты на международном уровне  женщинами в 1925 году, на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался  01 июня в 1950 году.

Читайте также:  Общение как средство развития ребенка дошкольного возраста

На международном уровне в целях обеспечения детям счастливого детства, их прав и свобод, которые должны быть использованы на их собственное благо и благо общества, приняты Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

Российское законодательство о правах несовершеннолетних включает в себя Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года и пр. Также к защите прав несовершеннолетних в России относятся отдельные нормы СК РФ,  ГК РФ, ТК РФ.

Итак, на современном этапе основными гарантиями прав детей являются право на семью, образование, охрану здоровья и ряд других.

Список источников:

  1. Владимирский -Буданов М. Ф.Обзор истории русского права. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. — 800 с.
  2. Домосторой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000.
  3. Личные неимущественные права ребенка по семейному праву Российской Федерации: научно-практическое пособие. – Москва: Проспект, 2010. – 160с.
  4. Невзоров А. С. Опека над несовершеннолетними. Ревель. 1892.
  5. Неволин К. А. История российских гражданских законов. Т.1. СПб., 1851.  
  6. Нечаева А.М. Охрана прав детей в России (историко-правовой аспект). М., 2001.
  7. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е. Ю. Ляпина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 231с.
  8. Романенкова Е.Н. История отечественного государства и права. Конспект лекций: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2011. – 96 с.
  9. Трошкина О. Н. Социально-правовая защита несовершеннолетних в России / Журнал Модернизация образования, 2012 г. №1.

[1] Семейное право: Учебник под ред. П.В. Крашенинникова.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшей гарантией гармоничного развития общества на пути формирования правового государства является обеспечение прав несовершеннолетних. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России требуют совершенствования всех общественных отношений. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность несовершеннолетних граждан, защиту их жизни, здоровья, личные права и свободы, как этого требует Конституция Российской Федерации[7].

История развития прав несовершеннолетних уже неоднократно привлекала внимание исследователей[8]. В данной статье предпринята попытка соединить исследования системы ювенальной юстиции[9], международной[10] и национальной систем защиты прав детей[11] для формирования полной, объективной картины данного правового института.

Человеческое общество на ранних этапах своего развития относилось к слабейшим своим членам, в том числе и к несовершеннолетним, по-разному. “Многочисленные работы, посвященные предыстории человечества, говорят о том, что убийства детей (видимо, используемых в качестве пищи в голодные годы) и отказ в помощи престарелым, больным и раненым членам орды были тогда в порядке вещей, повседневной практикой… Безусловно, полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным…”[12] – пишет Г.П. Медведев.

Позднее общество нашло применение подрастающему поколению. Это происходит тогда, когда человечество научилось добывать огонь и возникла необходимость его сохранения, и тогда несовершеннолетним наряду с женщинами поручалось охранять очаг – источник жизни. “Постепенное усложнение труда повлекло за собой необходимость обучения подрастающего поколения приемам профессиональной деятельности, передачи трудовых навыков и хитрости охоты…”[13].

В итоге общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания своих будущих членов. А когда появились нормы права, то, понятно, возникла необходимость их применения в отношении младших членов общины[14].

В древнейший период развития первых государств основополагающей позицией в отношении прав детей была позиция полной власти взрослого (чаще отца) над ребенком практически любого возраста. Например, в Римском государстве власть отца была абсолютной. Гай в Институции Гая (II – I вв. до н.э., 3-я книга, § 1) называет институт отцовской власти “ius proprium civium romanorum” (строго национальным институтом римских граждан).

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г.[15] за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. “Домострой” рекомендует в этом случае “биение жезлом и сокрушение ребер”. Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 г. предписывало “бить их кнутом нещадно”.

В петровские времена родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Таким образом, можно констатировать улучшение положения детей.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 г., хотя начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX в. если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).

Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

В Своде законов Российской империи (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что “власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых”. Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Читайте также:  Наблюдение за ребенком отстающим в развитии

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.

Особую роль в вопросе прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII в. не было гарантий защиты прав данной категории лиц. Уместно упомянуть работу Бычкова, одну из немногих рассматривающих данный институт всесторонне и полно[16].

В начале XVIII в. одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении (ч. 10 главы 6 Краткого изображения процессов и судебных тяжб 1715 г. [17]), но возрастные границы не указываются.

Впервые об особом статусе малолетних и несовершеннолетних по вопросу применения наказания говорится в ст. ст. 143 – 150 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.[18]. В данном документе гарантируется смягчение наказания несовершеннолетним либо освобождение от наказания несовершеннолетних в зависимости от возраста и от тяжести совершенного преступления.

В XX в. были зафиксированы небывало высокие темпы преступности молодежи и подростков. Поэтому в конце XIX в. прогрессивные юристы Европы и Америки подняли голоса в защиту детей и подростков, поставили вопрос о необходимости создания для них специальных судов. В России специализированные суды по делам несовершеннолетних были созданы в 1910 – 1917 гг.

Первый такой суд начал действовать еще в 1910 г. в Санкт-Петербурге[19]. Суды для несовершеннолетних просуществовали в России недолго. Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Декретом от 14 января 1918 г. суды для несовершеннолетних были упразднены.

После издания Постановления ВЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. в Москве и ряде других городов СССР дела о преступлениях несовершеннолетних были переданы в ведение общих судов с созданием специальных камер (участков) для рассмотрения дел подростков до 16 лет. Однако специальные камеры (участки), созданные при общих судах, просуществовали недолго, так как были упразднены Законом “О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик” от 16 августа 1938 г. (ст. 5), вводившим унифицированные организационные формы судебной деятельности страны.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. “О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности” в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних[20].

В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декларации посвящался праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Одна из норм Декларации гласит: “Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой”[21].

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены основные принципы, касающиеся защиты и благополучия детей[22]. При всей своей краткости эта Декларация заложила основополагающие начала, имеющие принципиальный характер.

Следующим документом, регламентирующим правовое положение несовершеннолетних, является Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях[23].

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 г. Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г., Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 г., касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

В настоящий момент 193 страны либо подписали Конвенцию о правах ребенка 1989 г., либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР – 13 июня 1990 г.), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[24]. В 1996 г. по инициативе Франции 20 ноября, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать как День прав ребенка.

В 1991 г. был создан Комитет ООН по правам ребенка. Это международный избираемый орган, куда входят эксперты с опытом работы в области защиты прав детей.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад. В январе 1993 г. Комитет принял “Заключительные замечания”, в которых, в частности:

– рекомендовал государству-участнику провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отражения правосудия в отношении несовершеннолетних;

– выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения и рекомендовал активно развивать альтернативные формы ухода за детьми, заменяющие уход в интернатных учреждениях;

– выразил озабоченность случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее и предложил “разработать процедуры и механизмы для рассмотрения жалоб детей на грубое и жестокое обращение с ними”.

Все перечисленные рекомендации и выражения озабоченности Комитет ООН по правам ребенка был вынужден повторить в 1999 г. в “Заключительных замечаниях” Комитета на второй Государственный периодический доклад РФ. Третий периодический доклад России был представлен в конце 2002 г. Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, Россия, безусловно, стремится к исполнению своих международных обязательств.

Итак, завершая краткий обзор истории прав несовершеннолетних, следует отметить, что любое сравнительное исследование, в котором речь идет об изучении юридических институтов, должно включать в них исторически-правовой анализ, оценку исторического пути развития. Применение исторического подхода способствует полноте изучения взаимосвязи институтов правосудия по делам несовершеннолетних, их преемственности и противоречий. Лишь при таком подходе можно ожидать определенных позитивных результатов, сравнения и использования их для выработки модели правосудия, приближающейся к оптимальной. Бедственное положение несовершеннолетних в современной России еще больше усугубляется и ввиду того, что отечественное законодательство до настоящего времени в должной мере не гарантировало им надежную правовую защиту от жестокого обращения взрослых: в семье, в воспитательных учреждениях, обществе. Недостаточно разработаны также правовые меры борьбы с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом. Остается надеяться, что обращение к истории позволит с большей эффективностью решать указанные проблемы.

Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5952; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник