Развитие высших психических функций у ребенка конспект занятий
Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа №1413
СЕМИНАР
На тему:
«Коррекционно-развивающие упражнения на развитие высших психических функций у детей»
Составила: Учитель-дефектолог
Ярковенко Галина Юрьевна
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
1.Упражнение на развитие способности к переключению внимания
а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.
б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.
Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.
2.Упражнение на развитие концентрации внимания
Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.
В первом задании ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия (подберите картинки).
Во втором задании ребёнку показывают последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствия (подберите картинки).
В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.
По всем трём заданиям оценивается результативность – число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.
3.Упражнение на развитие произвольного внимания
Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: “Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники”. Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, – ответить, что пусть он делает так, как понял.
Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.
4. Упражнение на развитие объёма внимания
Для проведения этого упражнения необходима тетрадь в крупную клетку, где вы заранее подготовите аналогичные таблицы с пустыми клетками. На рисунке в 8 квадратах определённым образом расставлены точки. Ребёнка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в тетради в пустом квадрате.
Время показа одной карточки – 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.
1 5
о | |||
о | |||
о | о | ||
о | о |
о | |||
о |
о | |||
о | о | ||
о | о | ||
о | о |
2 6
о | |||
о | |||
о | |||
3 7
о | |||
о | о | ||
о | |||
о | о | ||
о | о | ||
о | о | ||
о | о |
4 8
о | |||
о | о | ||
о | о | ||
о | о | ||
о | о | ||
о | о | о | |
о | о |
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ
1.Упражнение: “Определи звуки”
Предназначено для развития способностей к фонематическому различию. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму, иностранным языкам.
Ребёнку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверьте, знает ли ребёнок эти предметы. Затем вы произносите какое-либо слово и просите ребёнка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, вы говорите слово “молоко”, и ребёнок показывает на картинку с “мячом”, так как и “молоко” и “мяч” начинаются со звука “м”.
2.Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур
Ребёнку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.
Попросите назвать фигуры, которые знает ребёнок, подскажите ему названия тех фигур, которые он ещё не знает.
В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовёте (круг, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, треугольник, эллипс).
3.Упражнение на развитие точности восприятия: “Дорисуй фигуры”
Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.
4.Упражнение на развитие представлений о частях суток
Подготовить рисунки, посвящённые каждому времени суток, – утро, день, вечер, ночь. Затем ребёнку задают вопросы: “Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?”, и т.д.
После этого покажите ребёнку картинки и спросите, о каком времени суток идёт речь в каждой. Ребёнок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребёнок в каждую часть суток.
5.Развитие пространственных представлений
Подготовьте заранее 5 игрушек (например: кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.
Ребёнку предлагают выполнить несколько заданий:
Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.
На столе перед ребёнком располагают игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточка, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: “Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?”
Ребёнку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: “Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?”
Ребёнка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре – круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – 2 маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок. Задание ребёнок выполняет последовательно.
Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребёнка на расстоянии 40-50 сантиметров от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.
Ребёнку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.
Наблюдайте за ребёнком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчёта, удалённости объектов и т.д.
6. Упражнение на развитие пространственных представлений: “Точки”
Ребёнку дают карандаш и рисунок, на котором поставлены точки. Попросите теперь соединить эти точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький. Далее спросите у ребёнка, какие ещё квадраты могли бы у него получиться, какие точки для этого нужно соединить. В заключение попросите ребёнка сосчитать общее количество квадратов разного размера.
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА МЫШЛЕНИЕ
1. Упражнение на развитие мыслительной операции: “Сравнение предметов”
Для сравнения предложите ребёнку следующие пары слов:
МУХА И БАБОЧКА ДОМ И ИЗБУШКА
СТОЛ И СТУЛЬЯ КНИГА И ТЕТРАДЬ
ВОДА И МОЛОКО ТОПОР И МОЛОТОК
ПИАНИНО И СКРИПКА ШАЛОСТЬ И ДРАКА
ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ ГОРОД И ДЕРЕВНЯ
Ребёнок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: “Ты видел муху? А бабочку?” После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребёнку предлагается их сравнить. Снова задайте вопросы: “Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?”
Проанализируйте ответы ребёнка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребёнка легче: искать сходства или различия?
Обычно дети затрудняются в нахождении сходства.
Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
2. Упражнение: “Соотношение понятий”
Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки – от голой зимой до усыпанной ягодами осенью.
Разложите перед ребёнком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.
Если для ребёнка это задание является трудным, начните с более лёгкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
Или ещё вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке – от самого большого до самого маленького.
По аналогии придумайте ещё упражнения, которые развивают у ребёнка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.
3. Упражнение на развитие наглядно-действенного мышления
Используется кубик Рубика. Предполагается, что ребёнок с ним знаком.
Ребёнку предлагают разные по степени сложности задания, которые необходимо выполнить в короткое время.
Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трёх квадратов одного цвета.
Задание 2. На любой из граней кубика собрать 2 столбца или 2 строки из квадратов одного цвета.
Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного цвета, т.е. полный одноцветный квадрат, включающий в себя 9 малых квадратиков.
Если ребёнок справляется со всеми заданиями, то его наглядно-действенное мышление считается высоко развитым.
4. Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков
4.1. “Найди лишнее слово”
Читаете ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите ребёнку определить слово, которое является “лишним”.
СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА
МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ
БЕРЁЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН
4.2 “Найди лишнюю картинку”
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвёртая – лишняя.
Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: “Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?”
Отметьте, выделяет ли ребёнок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, что ребёнку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребёнка игровой формой задания.
5. Упражнение на развитие гибкости ума
Предложите ребёнку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Назови слова, обозначающие деревья (берёза, сосна, ель, кедр, рябина…).
Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…).
Назови слова, обозначающие зверей.
Назови слова, обозначающие домашних животных.
Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
Назови слова, обозначающие водный транспорт.
Назови слова, относящиеся к искусству.
Назови слова, обозначающие овощи.
Назови слова, обозначающие фрукты.
6. Упражнения на развитие словесно-логического мышления
6.1 “Определи понятие”
Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
Самолёт, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять,кусать, острый.
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: “Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово “велосипед”. Как бы ты объяснил это?”
Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: “Знаешь ли ты это слово?”, или: “Понимаешь ли ты смысл этого слова?”
Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.
6.2 “Найди похожее слово”
Используется тот же набор слов.
Прочитайте ребёнку первое слово из первого ряда – “велосипед”, и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, определяемую одним понятием). Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребёнку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребёнок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному. Например, если он ранее услышал слово “велосипед”, то из второго ряда выбирает слово “самолёт”, составляющее с первым понятие “виды транспорта” или “средства передвижения”. Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова “автомобиль”, “автобус” и “мотоцикл”.
Если ребёнок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд ещё раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребёнок делает неправильные выборы, объясните ему ещё раз задание и приведите более простые примеры.
Как только для поиска нужных слов ребёнку прочитаны все четыре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребёнок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящих ко всем словам из первого ряда.
Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мышления у ребёнка придумайте аналогичные ряды слов.
КОРРЕКЦИОННЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ПАМЯТЬ
1.Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: “Каскад слов”
Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку.
ОГОНЬ
ДОМ, МОЛОКО
КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ
КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА
КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ
ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН
ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД
МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ
ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК
Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда). Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).
Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.
То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова.
Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.
2.Упражнение на развитие зрительной памяти
Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
3.Упражнение на развитие памяти на цифры, буквы, слова
Покажите ребёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.
6 2
2 8 3
3 7 1 4
6 3 9 1 5
8 1 4 9 2 6
7 4 1 8 3 9 2
Далее предложите ребёнку выполнить тоже самое задание, но только зачитывая цифры без показа. (В первом случае вы определяли зрительную память, а во втором – слуховую.)
В третьей серии попробуйте научить ребёнка одному из способов расширения способности к запоминанию. Начните с того цифрового ряда, который ребёнок уже не смог повторить. Для того чтобы легче запомнить каждую цифру, научите ребёнка отыскивать какую-нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребёнка, какое-то – с номером квартиры и т.д. Теперь ему будет легче воспроизвести этот цифровой ряд.
Продолжите подобную тренировку, но пусть ребёнок сам пытается найти какие-либо аналогии для того чтобы затем воспроизвести цифровой ряд.
Тот же самый приём можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов. Постоянно учите ребёнка использовать своё воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
Источник
Конспект логопедического занятия.
Тема: развитие высших психических функций.
Цель: развитие речевого внимания у детей; развитие слухового внимания; развитие словесно-логического мышления.
Ход занятия
Организационный момент
Игра “сядет тот, кто…”
Л.: Сядет тот, на ком одето платье розового цвета. Сядет тот, на ком одета футболка белого цвета. Сядет тот, на ком одеты брюки синего цвета. Сядет тот, на ком … .
2. Основная часть
Игра “Будь внимателен”
Л.: Ребятки, послушайте меня внимательно. Если то, о чем я скажу, бывает, вам надо хлопнуть в ладоши, если нет – покачать головой.
1. Кошка летает. Рыба летает. Воробей летает.
2. Стол прыгает. Заяц прыгает. Ручка прыгает. Собака прыгает.
3. Лодка плывет. Топор плывет. Корабль плывет. Утюг плывет.
4. стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Петух ходит. Рыба ходит.
Л.: Молодцы, с этим заданием вы очень хорошо справились! Переходим к следующему.
Игра “Назови игрушку”
Логопед демонстрирует картинки, на которых изображены игрушки. Дети должны назвать их
Выставляемые игрушки: мяч, матрешка, кукла, юла, машинка.
Игра “Назови, какой”
Если матрешка из дерева, она какая? – деревянная.
Если мяч из резины, он какой? – резиновый.
Если машина из пластмассы, она какая? – пластмассовая.
Если юла из железа, она какая? – железная.
Л.: Очень хорошо! Ну-ка, ребятки, посмотрите, кто к нам пришел. Это кукла Оля! Давайте с ней поздороваемся: “Здравствуй, Оля!”. Оля очень хочет, чтобы вы помогли ей разобраться, правильно ли она отгадала загадки. Ну что, поможем Оле? Тогда слушайте очень внимательно.
Чтобы суп есть и окрошку,
Мы возьмем скорее вилку. (ложку).
С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает… корова (и никакая не корова, а обезьяна)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… соловей (свинья)
Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый… волк (конечно, медведь)
Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… слон (снова мишка)
На заборе поутру кукарекал… кенгуру (петух)
В теплой лужице своей громко квакал… соловей или муравей (лягушка)
В чаще, голову задрав, воет с голоду… жираф (волк)
По сосне, как в барабан, застучал в лесу… кабан или баран (дятел)
Все преграды одолев, бьет копытом верный… лев (конь)
Простой вопрос для малышей: кого боится кот?.. Мышей (собаки, конечно) .
Л.: Вот какие молодцы! Теперь Оля точно знает отгадки! Ребятки, она вам говорит большое спасибо за помощь.
Физкультминутка.
Л.: А теперь мы с вами отдохнем. Выходим из-за столов и становимся в кружок. Давайте представим, что мы самые красивые цветы…
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Л.: А теперь из красивых цветочков, превращаемся обратно в послушных ребят. Присаживайтесь на свои места.
Л.: Посмотрите, что лежит перед вами. Правильно, это листок и цветные карандаши. Кто же их положил. Ребята, как вы думаете, кто это сделал? Правильно, это сделала кукла Оля. Ой, ребята, посмотрите, что я нашла. Это же записка от Оли. Оля просит нарисовать для нее картинки. Но не простые, а вот какие. Итак, берем желтый карандаш и вверху листа рисуем солнышко.
Внизу листа рисуем траву зеленым карандашом. В центре листа рисуем домик коричневым карандашом.
Л.: Ой, какие красивые рисунки у вас получились! Я думаю, что Оле они очень понравятся! Молодцы, ребятки!
3. Итог занятия
Л.: Дети, а давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались. Что мы с вами делали? Кто приходил к нам в гости?
Л.: Вы все сегодня очень старались! Мне очень понравилось, как вы занимались! До свидания!
Желаем успехов!
Источник