Развитие высших психических функций у ребенка 2 года
Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение.
Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).
Абстрагирование.
Цель: научить малыша находить косвенные признаки.
Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.
Память.
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.
Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.
Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.
Внимание.
Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» – синим карандашом в квадрат, все буквы «В» – зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.
Речь.
К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Восприятие и воображение.
Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.
Рекомендуем посмотреть:
Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков
Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»
Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»
Источник
Семененко Елена Анатольевна
учитель-логопед ГБОУ СОШ №18
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ
« Развитие высших психических функций у детей раннего возраста»
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Развитие психики на уровне человека идет в основном за счет ВПФ (памяти, речи, мышления и сознания. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.
Память.
Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие – то следы, которые сохраняются некоторое время. То же можно сказать и о наших мыслях и чувствах.
Память – одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации. Процесс запечатления в мозг поступающей информации может быть двух видов: произвольный и непроизвольный. Произвольное запечатление оказывается более эффективным. Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
У детей наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, которому надо купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
Речь.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.).
По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Речь является полиморфной деятельностью, т. е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог – двустороннего обмена информацией.
Внимание.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация
восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и
продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу.
Восприятие.
Это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью.
Если детям попадается изображение незнакомого объекта, они выхватывают из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Например, впервые увидев монитор компьютера, ребенок может воспринять его как телевизор.
Мышление.
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет и уровень развития.
Для развития ВПФ можно рекомендовать следующие занятия с детьми:
Внимание
- Предложить ребенку выбрать и показать одинаковые фигуры или одинаковые предметы.
- Из нескольких картинок найти на только мячики.
- Найти предметы отличающиеся от остальных (три рыбки, две одинаковые, третья другой формы).
- Раскрасить одинаковые предметы в один цвет.
- Рассказать чем отличаются две картинки (один зайчик с капустой, другой с морковкой).
- Лабиринты (какую собачку ведет мальчик, а какую девочка?)
Память
- Из 2-3 картинок определить какая лишняя.
- Предложить рассмотреть картинку и запомнить ее. Что изменилось?
- Рассмотреть-запомнить- закрыть – вопросы по картинке (что изменилось?).
- Назвать и запомнить картинки – закрыть – вспомнить и назвать все предметы.
- Вспомнить кто сидел на стуле? Что лежало на полке?
Мышление
- Найди пару каждому предмету и расскажи почему они подходят друг другу (собака-кость, заяц – морковка; шапка-шарф, чашка-блюдце).
- Показать одинаковые предметы и рассказать чем они отличаются. (две конфеты разной формы и в разных фантиках, два шарика разного цвета и величины).
- Заплатки к коврикам.
Источник
Проблема развития детей является традиционной в психолого-педагогической науке. Развитию детей педагоги и психологи всегда придавали большое значение.
В педагогике под развитием личности понимается процесс закономерного изменения личности в процессе её социализации.
Психическое развитие предполагает становление и развитие психических процессов, таких как мышления, воли, внимания, чувств и т.д.
Структуру развития детей 2-3 лет можно условно разбить на три составные части:
1. развитие физическое предполагает изменение у детей роста, массы тела и т. д.;
2. развитие социальное – изменение социального статуса;
3. развитие психических процессов – изменение интеллекта (памяти, внимания, мышления); развитие эмоций, интеллекта.
Развитие детей нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов, или периодов. Самое важное в детской психологии – понимание переходов от одного возраста (или периода) к другому. Что же такое возраст?
По мнению Д.Б. Эльконина, возраст – это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, местом на общей кривой детского развития. У каждого возраста есть свои главные показатели:
1) определенная социальная ситуация развития – это конкретная форма отношений детей с взрослыми на данный период их развития;
2) основной вид деятельности детей;
3) основные психические новообразования, которые приобретаются детьми на конкретном этапе развития. Этими новообразованиями могут быть как отдельные психические процессы, так и свойства личности.
Опираясь на эти главные показатели, мы рассмотрим характеристику детей 2-3 лет.
В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.
Раннее детство – период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает – до 200-300, а к трём – до 1500 слов.
В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно.
Мышление у детей 2-3 лет – наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.
Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».
К возрасту трёх лет у детей предметная деятельность уже сформирована, по меньшей мере, по отношению тех предметов домашнего обихода, которыми дети этого возраста пользуется.
Большинство детей в возрасте 2-3 лет начинают переходить от абсолютного выполнения действия к символическому его изображению. Дети 2-3 лет начинают использовать функциональное назначение предмета своим идеям и замыслу игры с ориентацией на его физические свойства и качества.
У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.
П.Я. Гальперин выделяет 4 стадии предметной деятельности:
1-ая стадия – целенаправленных проб – дети варьируют свои действия исходя не из свойств орудия, которым они хотят достать нужный им предмет, а из свойств самого этого предмета.
2-ая стадия – «подстерегания» – дети пытаются повторить эффективный способ действия с орудием, при случайном нахождении его в процессе своих попыток.
3-я стадия – «стадией навязчивого вмешательства» – дети активно стараются повторить эффективный способ действия с орудием и изучить его.
4-я стадия – «объективной регуляции», на котором дети открывают для себя способы регулирования и изменения действия. П.Я. Гальперин обосновал тот факт, что если сразу же показать ребёнку, каким образом работать, то стадия ошибок и проб проходит мимо ребёнка. В этом случае дети сразу же начинают действовать.
Развитие символического действия у детей 2-3 лет выражается в сходстве рисунков с изображаемым объектом.
Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.
У детей 2-3 лет через подражание взрослому одного с ним пола появляются признаки формирования полоролевого поведения. При этом дети данного возраста подражают чаще своим родителям, нежели другим взрослым. Дети сильно огорчаются, если подражание взрослым не удаётся.
У детей 2-3 лет существенно ускоряется и оптимизируется познавательное развитие, если есть общение с взрослым, совместная предметная деятельность. Для детей 2-3 лет ведущий вид общения – ситуативно-деловое.
Ведущие достижения (новообразования) детей 2-3 лет в сферах деятельности, познания и личности:
– развивается предметная деятельность, общение с взрослым, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
– формируется предметное восприятие как целенаправленная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи;
– возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».
Самые существенные изменения в психическом развитии детей происходят детей в возрасте 2-3 лет. Три года – это тот предел, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст.
Список литературы
1. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1994;
2. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. – М.: Просвещение, 1998. – 253 с.;
3. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. – М: Учпедгиз, 2006. – 456 с.
Источник