Развитие впф у ребенка с дцп
Детский церебральный паралич — прогрессирующее заболевание нервной системы, характеризующееся не только грубыми двигательными расстройствами (невозможность ходить, стоять, сидеть, выполнять движения конечностями), но и задержанным общим психическим развитием разной степени выраженности.
Причиной развития ДЦП чаще всего являются различного характера патологические воздействия на мозг ребенка в последние недели внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни.
Классификация
В настоящее время в нашей стране чаще других используется классификация ДЦП, предложенная К. А. Семеновой, согласно которой можно выделить 5 основных форм ДЦП:
- Спастическая диплегия (болезнь Литтля), характеризуется наличием спастических парезов во всех конечностях, при этом руки поражены значительно меньше, чем ноги.
- Большинство детей имеет благоприятный прогноз в психическом развитии и положительную динамику в физическом развитии.
- Гемипаретическая форма, характеризуется спастическими парезами верхних и нижних конечностей на одной стороне тела (правой или левой), также имеет благоприятный прогноз развития высших психических функций (восприятия, речи, мышления и др.) и физического состояния.
- Гиперкинетическая форма, основными симптомами которой являются снижение мышечного тонуса и гиперкинезы, то есть непроизвольные насильственные движения разных групп мышц в состоянии бодрствования ребенка. При этой форме ДЦП большая часть детей достаточно успешно развиваются в психическом отношении, но менее успешно — в моторном.
- Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка, поэтому основные симптомы при данной форме течения ДЦП являются нарушение равновесия, координации движений, часто — сниженный мышечный тонус. Если данная форма ДЦП не сочетается с другими расстройствами, то дети не имеют значимых отклонений процесса развития психических функций, а двигательные симптомы зачастую компенсируются с возрастом.
- Двойная гемиплегия — возникает при обширных поражениях головного мозга, представлена тетрапарезом, где грубо поражены и верхние и нижние конечности. Наиболее сложная для проведения абилитационных мероприятий форма ДЦП, отмечаются значительные нарушения и психического и физического развития.
Нарушения
В целом для детей, страдающими разными формами ДЦП в большей степени характерны следующие нарушения развития высших психических функций:
- Во-первых, вследствие сенсорной депривации у детей отмечаются нарушения разных видов чувствительности — нарушения осязания, слухового восприятия, зрительного восприятия (в том числе из-за нарушений функций глазодвигательного аппарата), недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-предметного гнозиса.
- Во-вторых, для таких детей характерно снижение нейродинамики протекания психических процессов, что выражается в повышенной утомляемости, замедленности переключения психических процессов, низком уровне концентрации внимания, выраженных нарушениях различных видов памяти, низкой познавательной активности, снижении интеллектуальных функций.
- Наконец, особой спецификой отличается развитие речевых функций таких детей, так как на развитие речи негативно влияет не только повреждения или недоразвитие определенных отделов коры головного мозга, регулирующих речевую деятельность, но и патологические тонические рефлексы, которые негативно влияют на способность ребенка к артикуляции звуков, голосовой активности, звукопроизношению.
Что делать?
Однако, даже при тяжелых формах течения ДЦП детям в некоторой степени доступны ограниченные возможности социализации и обучения, при этом необходим комплексный подход в процессе абилитации детей, что достигается совместной работой врачей неврологов, детских психиатров, специалистов в области ортопедии, ЛФК, нейропсихологов, логопедов, дефектологов.
Источник
Высоцкая Елена Павловна
МБОУ “Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100”
учитель
Аннотация
Церебральный паралич входит в более широкую категорию нарушений развития, включающую в себя нарушения опорно-двигательного аппарата. Дети с данными нарушениями характеризуются наличием недостатков мышечной и скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы. В статье рассматриваются особенности развития психических функций детей с церебральным параличом.
Библиографическая ссылка на статью:
Высоцкая Е.П. Особенности развития психических функций детей с церебральным параличом // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/02/25629 (дата обращения: 15.09.2020).
Отечественные специалисты Л.А. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И.Кириченко, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко изучали проблему психических нарушений детей с детским церебральным параличом.
Для детей данной категории характерны специфические отклонения в психическом развитии. Патогенез данных отклонений выражается степенью и локализацией поражения мозга. Психическое развитие детей с ДЦП своеобразно. Данное своеобразие выражается в сочетании раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Отклонения развития психики при детском церебральном параличе (ДЦП) включают нарушения развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности [1].
Данилова Л. А выявила специфические особенности в структуре нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Данные нарушения имеются у всех детей с данным диагнозом.
1. Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Данная обусловлена мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП.
2. Выраженность астенических проявлений, выражается в повышенной утомляемости, истощаемости всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы.
3. Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире [2].
Вышеперечисленные особенности обусловлены вынужденной изоляцией, ограниченным кругом контактов ребенка, трудностями в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности. Все эти проблемы возникли вследствие длительной обездвиженности, трудностей в передвижениях или проявлением сенсорных расстройств [ 4].
При ДЦП значительно нарушена деятельность различных анализаторов. Нарушения зрения, слуха, мышечно-суставного чувства влияет на восприятие в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.
Примерно ¼ детей с ДЦП имеют нарушения зрения. Вследствие недостаточной фиксации взора, плавного прослеживания, сужения поля и остроты зрения у детей нарушено зрительное восприятие. Нередко дети страдают косоглазием, птозом (опущение верхнего века) [4].
Двигательная недостаточность является препятствием для формирования зрительно-моторной координации. Все эти факторы способствуют неполноценному и искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности [3].
При ДЦП нарушена пространственно-различительная деятельность слухового анализатора. Примерно 25% детей имеют сниженный слух, и как следствие – нарушенное звукопроизношение. Недоразвитие фонематического восприятия являются причиной трудностей в овладении чтением и письмом, а также письму под диктовку[6].
При всех формах церебрального паралича происходит задержанное и нарушенное развитие кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети испытывают трудности в определении положения и направления движений пальцев рук без зрительного контроля. Ощупывающие движения рук зачастую слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Многие дети не могут или испытывают значительные трудности в узнавании предметов на ощупь без зрительного контроля. Ощупывание, действие с предметами, т. е. действенное познание, при ДЦП значительно нарушено [7].
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.
Пространственные и временные представления детей с детским церебральным параличом недостаточно сформированы. Они испытывают трудности в ориентации на собственном теле. Представления о ведущей руке формируются несколько позднее, чем у нормально развивающихся детей. Дифференциация сторон тела и многие пространственные понятия дети понимают с трудом. При определении пространственной удаленности (далеко, близко, ближе) дети испытывают значительные трудности либо заменяют их понятиями «там» и «тут» [8].
Большинство детей с ДЦП затрудняются в они с трудом воспринимают предмет целиком.. Они испытывают трудности в выполнении простых заданий: собрать разрезную картинку, сконструировать что-либо по образцу из палочек или строительного материала. Часто наблюдаются оптико-пространственные нарушения. Дети испытывают трудности в копировании фигур, рисовании, лепке, письме.
Психическое развитие при ДЦП характеризуется выраженностью психоорганических проявлений, к которым относят – замедленность, истощаемость психических процессов.
У детей с ДЦП затруднен переход на другие виды деятельности. Наблюдается недостаточная концентрация внимания, замедленное восприятие , снижение объема механической памяти. У большинства детей наблюдается низкая познавательная активность, что выражается отсутствии интереса к выполнению заданий. Дети не могут сосредоточиться на задании, медленно выполняют его [11].
Дети с церебральным параличом могут иметь нормальный или близкий к норме интеллект, задержку психического развития, либо умственную отсталость. Но довольно редко встречаются дети без отклонений в психическом (интеллектуальном) развитии
Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни[11].
У детей с задержкой психического развития при ДЦП зачастую положительная динамика дальнейшего умственного развития. Они принимают помощь взрослого при обучении, они хорошо, хоть и медленно усваивают новый материал. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии [10].
У детей с ДЦП имеются расстройства эмоционально-волевой сферы, которые выражаются в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, а иногда и наоборот – заторможенностью, застенчивостью, робостью. Смены настроения могут сочетаться с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к: окружающим. Но нарушения поведения чаще наблюдаются у детей с умственной отсталостью, а у детей с сохранным интеллектов данные нарушения поведедения наблюдаются значительно реже [12].
У детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения в развитии личности. Биологические, психологические и социальные факторы влияют на формирование личности детей с ДЦП.
Также, безусловно, на формирование личности оказывает влияние чувство собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание.
Недостаток в физическом развитии оказывает влияние на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является нарушение ведущей деятельности и общения с окружающими. У детей с ДЦП наблюдаются отсутствие или сниженная мотивация к деятельности, страхи, которые связаны с передвижением и общением, желание ограничить и оградить себя от социальных контактов. Причиной этих нарушений зачастую является гиперопека, неправильное воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект [12].
Даже при нормальном интеллектуальном развитии у ребенка может наблюдаться неуверенность в себе, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков могут проявляться иждивенческие установки. Также дети могут выражать отрицательное отношение к самостоятельной практической деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью [13].
Итак, психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.
Библиографический список
- Гнедова, С. Б. Специальная психология: учебное пособие [Текст]/ С.Б. Гнедова. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 306 с.
- Данилова, Л. А. – Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП [Текст]/ Л. А. Данилова, К. Стока, Г. Н. Козлицына. – Санкт-Петербург; Москва, 2003 // Детский церебральный паралич: хрестоматия : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / сост. Л.М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2003. – С. 295-299.
- Коноваленко, С. В. Развитие тонкой моторики и координации движений у дошкольников с легкой степенью детского церебрального паралича [Текст] / С. В. Коноваленко//Коррекционная педагогика. – 2004. – №1(3). – С.66 – 70 (0,25 п. л.).
- Коноваленко, С. В. Особенности формирования конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом [Текст] / С. В.Коноваленко // Специальная психология. – 2004. – №1(1). – С.56 – 63. (0,44 п. л.).
- Левченко, И. Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом [Текст]/ И. Ю. Левченко.-М.: Коррекционная педагогика, 2008.-213с.
- Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. -М. : Академия, 2001.
- Мамаева, А. В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия [Текст]: Дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008.
- Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе [Текст]: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ В. Г.Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.
- Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 7 лет [Текст]/ М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128 с.
- Симонова, Т. Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями [Текст]/Т. Н. Симонова//Монография.- Изд-во РПГУ им. Герцена, 2008-128 с.
- Смирнов, А. С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С. А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
- Флёрина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]/ Е. А. Флёрина.- М.: Учпедгиз, 1956. – 91 с.
- Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич [Текст]/ Л. М. Шипицина, И. И. Мамайчук.- СПб.: Дидактика Плюс, 2001.- 272 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Высоцкая Елена Павловна»
Источник
Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.
Итак, ДЦП —
это детский церебральный паралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:
- интоксикацию организма беременной женщины;
- вредные привычки беременной;
- неблагоприятную экологическую обстановку;
- инфекции у беременнной и пр.
Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.
Признаки паралича у детей
Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.
Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современном мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:
- писать;
- читать;
- одеваться и пр.
Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.
Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.
Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы
У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность. У большей части также фиксируется задержка психического развития — так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.
Примечательно, что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.
Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:
- дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
- они проявляют повышенную эгоцентричность;
- не умеют работать в команде;
- неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
- ведут себя «по-детски».
Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.
Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:
- демонстрирующих повышенную возбудимость;
- пассивных.
В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши могут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.
Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.
Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы
Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.
Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной двигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.
Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.
Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.
Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.
Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое не кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.
Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.
Физическое развитие детей с ДЦП
Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.
Как правило, ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.
Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» — это массаж и лечебная гимнастика. В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.
Речевое развитие малыша
Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.
Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе позволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.
Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.
Особенности развития моторики у детей с ДЦП
У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится неустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.
Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.
В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.
Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.
Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.
У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.
Лечение и реабилитация
Диагноз «ДЦП» — это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.
Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.
Кроме того, для решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.
К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:
- массаж;
- ЛФК;
- медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.
Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.
Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.
Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.
Источник