Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением thumbnail

Татьяна Ефремова
Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»

Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.

Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.

В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

Коррекционные упражнения и игры для развития зрительного восприятия.

1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.

3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур». Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки», которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениемРазвитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Ладошки»

Тренажер «Маршруты глаз»

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

На плакате изображены линии – «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениемРазвитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениемРазвитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениемРазвитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

1. – Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. – Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. – Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. – Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. – Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Упражнения выполняются из положения стоя.

Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

11. Пальминг (автор У. Г. Бейтс)

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз – рука» и коррекцию ее недостатков.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

«Собери из частей целое»

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

«Выложи из палочек фигуру»

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

«Пазлы»

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

«Мозаика»,

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

«Собери картинку из геометрических фигур»

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

фланелеграф «Времена года»

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

«Кто быстрее»

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

• У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

Читайте также:  Ребенок отстает в развитии в утробе матери что это значит

• Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» – М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

Источник

Ход занятия:

Предполагаемые ответы детей:

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет.

Педагог: Здравствуйте, ребята! (В этот момент зажигается лампа). Посмотрите это на мою почту по Интернету пришло письмо от юного волшебника, в котором он просит вас о помощи. Я знаю, вы очень отзывчивые! Готовы помочь ему?

Основная часть:

Наш юный волшебник знает много заклинаний, умеет готовить волшебные эликсиры, и вообще, очень способный мальчик.  Правда, с ним часто происходят всякие недоразумения.

  1. Вот, недавно, например, с полок в  лаборатории упали банки с волшебными растворами и перепутались. Нужно помочь ему расставить все, как было. Хорошо, что у нашего юного друга сохранилась схема.
  • Что вы видите на схеме?
  • Варя, назови эти фигуры справа налево.
  • Вероника, назови эти фигуры слева направо.
  • Перед вами силуэты банок. На что похожи эти банки?
  • Выложите банки у себя на фланелеграфах по схеме слева на право.
  • Молодцы!
  1. Наш волшебник всегда поддерживает в своей лаборатории порядок.  Но, когда банки с растворами падали с полки, жидкость из них пролилась на стол, где лежала книга с рецептами. Она намокла. Нужно теперь восстановить все записи и рисунки.
  • Посмотрите, пожалуйста, на этот запутанный рисунок. Что вы увидели?
  • Давайте называть ее.
  • Варя, что ты видишь?
  • Возьми, пожалуйста, указку и обведи его.
  • Какая ещё посуда спряталась на картине? Обведи ее.
  • Что еще вы видите?
  • Давайте найдем еще один предмет посуды.

Что вы видите?

  • Всю посуду мы нашли, или еще что-то осталось незамеченным?
  • Отлично! Всю посуду нашли!
  1. Теперь нужно помочь юному волшебнику разобраться вот с этими флакончиками. Ведь для приготовления эликсира выливать растворы из флаконов нужно в определенном порядке – от темного к светлому. Выложите флакончики на своих фланелеграфах, как нужно нашему другу.
  • Варя, с какой стороны находится самый темный флакон?
  • Какого он цвета?
  • А с какой стороны находится самый светлый флакон, Вероника?
  • Какого он цвета?
  1. Вот и подошла очередь мешочков с волшебными порошками, которые нужно расставить на полке по порядку.
  1. Как много всего мы успели сделать. Наш юный волшебник утомился. Давайте поиграем с ним и отдохнем.

Зрительная гимнастика

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

  1. И наши пальчики хотят поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

  1. Наш юный друг очень рад, что вы ему помогли справиться с таким нелегким делом. Он хочет показать вам настоящих волшебников. Для того чтобы увидеть их, соберите из этих частей целое.
  • На какую геометрическую фигуру похож этот предмет?

Педагог дает детям настоящие зеркала.

  • Посмотрите в зеркало. Кого вы видите?

Догадались, кто эти настоящие волшебники?

Конечно это вы, потому, что сотворили настоящее чудо, помогли другу!

  1. А хотите узнать, какой предмет помогает детям стать настоящими волшебниками?

Давайте соберем эти части и узнаем, что получится.

  • Что у вас получилось?
  1. У нашего волшебника есть для вас сюрприз. Но чтобы получить его нужно найти ячейку в этом шкафу.
  • Варя твоя ячейка, находится в первом ряду и во втором столбике.
  • Вероника, твоя ячейка находится во втором ряду и в третьем столбике.

Заключительная часть:

  • Вам понравилось наше сегодняшнее приключение?
  • Что понравилось?
  • Давайте пойдём в группу и расскажем обо всем друзьям.

Дети: Да!

Дети: Мы видим на схеме геометрические фигуры.

Варя: треугольник, ромб, шестиугольник, пятиугольник, овал, прямоугольник.

Вероника: прямоугольник, овал, пятиугольник, шестиугольник, ромб, треугольник.

Дети: Они похожи на геометрические фигуры.

Дети выкладывают геометрические фигуры по образцу с вертикальной поверхности на горизонтальную.

Дети: Мы увидели посуду.

Варя: Я вижу чайник.

(Обводит контур чайника)

Вероника: На картинке спряталась ложка.

(Обводит контур ложки)

Варя: Я вижу кастрюлю. (Обводит контур кастрюли)

Вероника: Я вижу чашку. (Обводит контур чашки)

Дети: Еще там есть тарелка. (Обводят контур тарелки)

Дети выкладывают на фланелеграфах 6 оттенков красного цвета от темного к светлому.

Варя: Он находится с левой стороны.

Варя: Этот флакон темно-красного цвета.

Вероника: Самый светлый флакон находится с правой стороны.

Вероника: Он розового цвета.

Дети выкладывают ритмическую последовательность из 3-х звеньев (цвет, форма)

Дети выполняют действия, согласно текста.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети собирают круглый танграм из 6-ти частей.

Дети: Этот предмет похож на круг.

Дети: Мы видим себя.

Дети: Это мы!

Дети: Хотим!

Дети собирают разрезную картинку из 6-ти частей с изображением книги.

Дети: У нас получилась  книга.

Дети находят заданную ячейку и получают сюрприз.

Дети: Понравилось!

Дети отвечают на вопросы педагога, затем прощаются и уходят.

Читайте также:  Развитие ребенка 9 лет мальчику

Источник

Ахметшина Илюса
Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением

Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

В дидактической игре мы создаем такие условия, в которых каждый ребенок с нарушением зрения получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая свой чувственный и действенный опыт. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, соотнесению и т. д. Это особенно важно для детей с нарушением зрения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора у детей наблюдаются проблемы в восприятии окружающего мира, сенсорном развитии, в развитии разных сторон речи. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным.

Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе игр, прежде всего мы преследуем коррекционные цели и учитываем индивидуальные, психологические и физиологические особенности развития детей с ОВЗ. Игры способствуют развитию мелкой моторики и зрительного восприятия детей. В процессе этих игр и упражнений у детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, формируется сенсорная культура ребенка, совершенствуются движения пальцев рук, что способствует повышению остроты зрения и развитию речи детей.

Игра «Составь узор»

Цель: Учить составлять декоративные композиции мотивов татарских и башкирских орнаментов, уметь располагать элементы, подбирая их по цвету, форме на разнообразных силуэтах изделий быта, обуви, одежды. Развивать чувство симметрии, ритма. Активизировать и тренировать зрительные функции.

Ход игры:

В игре принимают участие один или несколько детей. Силуэты предметов, которые следует украсить и элементы к ним, играющие выбирают по желанию. Ребенок составляет узор копируя по образцу или придумывает свою композицию.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игра «Подбери бабочке крылья»

Цель: Развивать цветоразличение. Упражнять в умении подбирать оттенки одного цвета, соотносить по цвету и величине.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игра: «Собери из частей чайник»

Цель: Развивать зрительное восприятие, зрительно – моторную координацию, развивать целостность восприятия, активизация, стимуляция зрительных функций.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игра «Расставь машины в гараж» “Подбери машинам дорожку”

Цель: Развивать цветовосприятие, умение узнавать, называть цвет предметов, соотносить предметы по цвету.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игра «Подбери по силуэту. Подбери по контуру»

Цель: Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотнесение их с реальными предметами.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениемРазвитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игра «Подбери пару варежкам»

Цель: Упражнять в умении сличать изображение, сравнивать,находить одинаковые. Развивать точность,полноту, скорость зрительного обследования. Упражнять в ориентировке в микропространстве, умение находить различия.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Особое, коррекционное значение в работе с детьми с нарушением зрения имеет и развитие тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Игра “Чудесный мешочек”

Цель:Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, ощупывать, передвигая пальцы по предмету, осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета. Закреплять название предметов, форм, геометрических тел, величин.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениемРазвитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игра ” Найди друга” “Угадай, кто это”

Цель: Развивать тактильные ощущения, умение узнавать друг друга во внешним признакам, одежде.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игра “Ателье”

Цель: Упражнять в умении различать на ощупь ткани разной фактуры, подбирать ткани к сезонной одежде.

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игры с использованием повязок

Развитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрениемРазвитие восприятия у ребенка пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением

Игры, используемые в моей работе, направлены на коррекцию и компенсацию отклонений детей с нарушением зрения.

Источник

Развитие зрительного восприятия

Игры и игровые упражнения для формирования сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения

Восприятие цвета

«Волшебный цветок»

Цель – развитие цветовосприятия, учить соотносить по цвету

Ход игры: детям предлагается цветок с разноцветными лепестками, на каждый лепесток необходимо посадить бабочку соответствующего цвета.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый цветок. Как вы думаете он волшебный? Давайте посадим на цветок бабочек, будьте внимательны. На красный лепесток – красную бабочку, на синий – синюю» (если детям тяжело можно 2-3 лепестка выполнить совместно)

Наглядный материал:

hello_html_m23965344.jpg

«Рассади божьих коровок»

Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки

Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».

Наглядный материал:

hello_html_23fe4b52.png

«Помоги зайке найти цвет»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти цвета

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик хотел принести нам раскраски, но по дороге совсем забыл какие бывают цвета, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать цвет, а вы называть все предметы этого цвета, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Восприятие формы

«Помоги зайке найти форму»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается помочь зайчику найти формы

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прискакал? Давайте поиграем с зайчиком, а что это он у нас такой грустный? Зайчик по дороге совсем забыл какие бывают формы, давайте поможем ему вспомнить. Зайчик будет показывать форму, а вы называть все предметы этой формы, которые вы видите в группе, договорились?»

Наглядный материал:

Рисунок из геометрических фигур

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Читайте также:  Развитие характера у ребенка реферат

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры

Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»

Наглядный материал:

hello_html_m6b66468f.jpg

«Рыбалка»

Цель – закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается поймать рыбок разной геометрической формы

Инструкция: «Давайте отправимся на рыбалку! Посмотрите сколько рыбок плавает в пруду. Чем они отличаются? (ловим рыбок определенной формы)»

Наглядный материал:

hello_html_2d99439b.jpg

hello_html_2d99439b.jpg

hello_html_m73eee526.jpg

hello_html_m73eee526.jpg

Восприятие величины (размера)

«Разложи по полочкам»

Цель – закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.

Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»

Наглядный материал:

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_6ad59ec.png

hello_html_4089a619.jpg

Игры и игровые упражнения на свойства зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Предметность восприятия – это его способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора разрозненных ощущений, а в форме отдельных объектов.

Избирательность – приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию.

Целостность – свойство восприятия,состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы

Структурность и детальность – свойство восприятия объединять воздействующие на орган зрения стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Константность – относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия

Апперцепцияэто процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Антиципация (предвосхищение) – предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события.

Осмысленность – свойство человеческого восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком

Обобщенностьэто отражение единичного случая как особого проявления общего.

Все свойства восприятия взаимосвязаны, в играх и в игровых упражнениях используются чаще в совокупности. Они зависят от жизненного опыта и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При взаимодействии дается более полное и объемное представление об окружающей действительности.

«Наложенные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

hello_html_2a062cb0.png

«Зашумленные изображения»

Цель – развитие предметности, избирательности, структурности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть изображения и найти все спрятанные предметы

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки и найдем все спрятанные изображения»

Наглядный материал:

hello_html_m6d9a6edc.png

«Разрезные картинки»

Цель – развитие целостности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть части картинок и собрать целую.

Инструкция: «Давайте рассмотрим части картинок, можно ли собрать целую картинку? Давайте попробуем»

Наглядный материал:

hello_html_m5f50cb13.jpg

hello_html_2e570d73.jpg

«Точечные изображения»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть точечные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

hello_html_4418dfd3.png

«Силуэтные изображения предметов»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть силуэтные картинки, назвать, что на них изображено»

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено?»

Наглядный материал:

«Найди заплатку»

Цель – развитие целостности, осмысленности и константности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть коврик, с недостающими деталями и подобрать их»

Инструкция: «Посмотрите какой красивый ковер, но он весь в дырочках, давайте подберем заплатки»

hello_html_m75c44191.jpgНаглядный материал:

«Дорисуй»

Цель – развитие целостности, осмысленности и антиципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и дорисовать их.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинки, как вы думаете, что на них изображено? Дорисуйте»

Наглядный материал:

«Найди ворону»

Цель – развитие целостности, осмысленности и апперципации восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти в соседней ворону.

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, смотрите, в ней ворона, давайте найдем такую же в соседней картинке»

Наглядный материал:

«Назови одним словом»

Цель – развитие осмысленности и обобщенности восприятия, совершенствование зрительного внимания

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и назвать их одним словом

Инструкция: «Давайте рассмотрим картинку, что на ней изображено? Как мы можем назвать все это одним словом?»

Наглядный материал:

hello_html_50600d80.jpg

hello_html_m7344ed49.jpg

Игры и игровые упражнения на развитие прослеживающих функций глаза у детей с нарушениями зрения

  1. «Проследи взором за движением лучика фонаря»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за движениями фонарика

Инструкция: «Давай следить за лучиком солнца»

  1. «Нарисуй глазами круг (треугольник, квадрат) по часовой и против часовой стрелки»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается нарисовать геометрические фигуры глазами

Инструкция: «Давай нарисуем глазками круг (треугольник, квадрат), сначала в одну сторону, а теперь в другую»

  1. «Догони куклу»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается «догнать» куклу глазами

Инструкция: «Кукла от нас убегает, давай догоним ее глазками»

  1. «Посмотри, как качается фонарик»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изме­няя высоту, сначала снизу-вверх, затем сверху-вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

Инструкция: «Давай последим, как качается фонарик»

  1. «Флажок»

Цель – развитие прослеживающих функций глаза

Ход: ребенку предлагается проследить за передвижениями флажка (вперед, назад, по кругу)

Инструкция: «Давай поиграем с флажком, он летит вперед, назад (повторяем несколько раз)»

Источник