Развитие восприятия у ребенка литература

Оксана Сысоева
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.

Художественная книга для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

В. В. Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Умение воспринимать художественное произведение,осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве, возможно, обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности.

О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в разных возрастных группах.

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Например, после прослушивания сказок «Козлята и волк», «Кот, петух и лиса» можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок хорошо запоминает такие образы, как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки», «коза – дереза» и др. Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения такие как А. Барто, «Игрушки», З. Александрова «Мой Мишка» и т. п. Младших дошкольников особенно привлекают произведения, отличающие четкой формой, ритмичностью, мелодичностью. При повторном чтении дети запоминают, усваивают смысл, речь обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь.

В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи,интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в собственных суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение смотреть за развитием сюжета, сопоставление событий, обрисованных в произведении, с теми, что ему приходилось следить в жизни, помогают ребенку сравнимо скоро и верно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таковых жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого. Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать главные различия меж прозой и поэзией. Дети старшего дошкольного возраста под действием целенаправленного управления воспитателей способны узреть единство содержания произведения и его художественной формы, отыскать в нем образные слова и выражения, ощутить ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

С. Ю. Кондратьева отмечала, что, в детском саду нередко на занятиях по знакомству с художественной литературой решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.

О. С. Ушакова обращает внимание на то, что все последующие знакомства с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. И поэтому основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Читайте также:  Основные критерии развития физических способностей ребенка

Литература:

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика — Синтез, 2005. – 72 с.

2. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика №12. с. 39. 2007 г.

3. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008.

4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003.

Источник

Анастасия Климентьева
Развитие восприятия произведений художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

воспитатели МБДОУ №9 «Метелица» г. Сургута

Климентьева А. В., Мотько М. И.

В современном информационном обществе, в связи с активно развивающимися электронными средствами информации и коммуникации, происходит трансформация языковой личности, и это сказывается в первую очередь на детях дошкольного возраста. Увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют таким образом свою речь. При этом также существенно страдает восприятие детьми литературных произведений. Язык, богатый образными выражениями, сравнениями и метафорами оказывается недоступным пониманию детей.

В связи с этим, огромное значение приобретает развитие у детей дошкольного возраста восприятия произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм.

В своей работе по развитию восприятия у детей мы решили использовать народные сказки. Как известно, сказка является одним из самых любимых детьми литературных жанров.

Реализуя поставленную цель,мы выделили следующие задачи:

– обогащать литературный опыт детей разнообразными сказками;

– познакомить детей с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм;

– познакомить детей с принципами композиции;

– способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.

На начальном этапе, нами рассматривались народные сказки о животных («Теремок», «Лиса и козел», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лисичка – сестричка и серый волк», затем волшебные народные сказки («Гуси – лебеди», «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Иван царевич и Серый волк», сказки А. С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»).

По окончании прослушивания сказки проводился такой анализ, который позволял формировать представления детей о жанре, о композиции сказки.

Каждое ознакомление детей со сказкой обращало их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включало творческие задания. Дети учились отличать сказку от других видов произведений. Например, анализируя сказку «Заяц – хваста», дети делали выводы, что животные не могут разговаривать на самом деле, значит, эта история сказочная.

Немаловажным моментом было обучение детей передавать реплики героев с соответствующей интонацией. Для этого были детально разобраны поступки героев сказки, детям предлагалось представить эмоциональные состояния героев в момент поступка и высказать реплику героя с соответствующей интонационной окраской. Например, работая по сказке «Заюшкина избушка», дети говорили за лисицу, просящую зайца пустить ее в свою избушку, нежным, ласковым голосом; передавали разговор лисы, выгоняющей зайца из избушки, резким, грубым голосом.

Параллельно с этой работой проводилось обучение детей отбору условных заместителей для обозначения персонажей сказки. Например, лису дети обозначили оранжевым кругом, потому что она пушистая, рыжая. Выбирая условный заместитель для зайца, дети остановились на сером треугольнике, потому что голова зайца с его длинными ушами напоминает им треугольник. Дети использовали выбранные заместители при пересказе сказки.

Большое внимание уделялось пониманию детьми смысла незнакомых слов. С помощью педагога, дети пытались подбирать подходящие по смыслу знакомые слова. Например, к слову «горюет» были подобраны слова «печалится, грустит», выражение «на ворон зазеваться» было пересказано как «быть невнимательным».

Для более яркого восприятия героев сказки, был использован прием «Пантомимические этюды». Дети мимикой и жестами изображали эмоциональные состояния героев сказки.Персонаж сердится: скрещены руки, нахмурены брови, голова отклонена вниз;радуется: улыбаются, покачивают головой;горюет: подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздергивают брови под углом, опускают голову;глупый козел: постукивают кулаком по лбу;хитрая лиса: прищуривают глаза, делают повороты туловищем.

Параллельно с прослушиванием сказок, шло ознакомление детей с малыми народными формами фольклора (потешками, присказками, считалками, загадками, пословицами и т. д.). Для того чтобы облегчить понимание детьми переносного смысла пословиц и поговорок, нами специально подбиралась такая сказка, в которой нравственный урок раскрывался с помощью соответствующей пословицы или поговорки. Например, к сказке «Заюшкина избушка» подбиралась пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», к народной сказке «Рукавичка»«В тесноте – да не в обиде» и т. д.

Аналогично использовались загадки. Сначала дети научились понимать различие между загадкой и пословицей, затем, разобрав основные признаки персонажа сказки, придумывали собственную загадку. Например, составляя загадку о козле из сказки «Лиса и козел», дети выяснили, что козел серый, рогатый, бородатый. Подбирая других персонажей с аналогичными признаками (серый – волк, рогатый – баран, бородатый – дед,дети составили загадку о козле: «Серый – да не волк, рогатый – да не баран, бородатый – да не дед». Продолжая тему сказки «Лиса и козел», дети подбирали рифмы,соответствующие событиям сказки:

в колодце…. сидит

от холода…. дрожит

хозяина…. зовет

как?. ме-еее!

Закрепляя полученные знания по придумыванию загадок, дети использовали условные заместители, изображенные нами на карточках.

Для наиболее эффективного восприятия, к литературным произведениям нами подбирались красочные иллюстрации. Используя особенность дошкольников лучше усваивать материал при подаче его зрительно, нами были изготовлены к различным сказкам опорные схемы – мнемотаблицы, в которых содержалось условное обозначение героев сказок, их поступков, развивающегося сюжета. С этим приемом очень понравилось работать детям. Глядя на мнемотаблицу, многие из них без труда восстанавливали нить повествования сказки в своей памяти, рассказывали сказку с подробностями, красочными эпитетами.

Читайте также:  Значение и роль речи в развитие ребенка

С целью усвоения детьми структуры сказки, подробно анализировалось ее содержание. Дети учились понимать традиционные способы построения сказки, организации сюжета в ней. Для этого детям предлагалось придумать название к зачину сказки, середине и концу. Разбирая, о чем говорится в начале сказки, дети придумывали название к нему. Аналогично строилась работа по подбору названия к середине и концу сказки. Этот прием помог детям осознать структуру сказки, прочувствовать традиционный способ ее построения.

Активизируя словарь детей, побуждая их применять наиболее красочные прилагательные в описании героев сказки, был использован такой прием, как словесное рисование.Детям предлагалось следующее: «Представьте, что вы художники и вас попросили нарисовать иллюстрации в книжку по сказке «Гуси – лебеди». Какой бы вы нарисовали Машеньку, когда она не нашла Ванюшку возле дома? (встревоженной, опечаленной). Каким голосом печка (яблоня, речка) просила Машеньку помочь? (уставшим, тяжелым). Какой бы вы нарисовали бабу Ягу в своей избушке? (злой, нахмуренной, сердитой). И т. д.». В процессе выполнения задания, мы побуждали детей активизировать в речи фразеологизмы, сказочную лексику, подбирать собственные языковые средства, характеризующие выразительность действий, состояний персонажей сказки. Благодаря этому приему, дети могли целостно, эмоционально насыщенно воспроизвести литературные образы.

Неотъемлемую часть занятий составляли игры – драматизации. Этот прием является наиболее любимым детьми, и, по нашему мнению, оставляет красочный след в восприятии сказки ребенком. При постановке сценических этюдов, мы старались так или иначе задействовать всех детей, проигрывая действия по нескольку раз и меняя исполнителей главных ролей. В свободной самостоятельной деятельности дети с удовольствием изготавливали атрибуты для сказочных постановок, участвовали в изготовлении декораций.

При чтении детям сказок,широко использовалось музыкальное сопровождение: звучали отрывки из опер «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, произведения П. И. Чайковского, Вивальди, М. И. Глинки. Обращалось внимание детей на характер музыки, ее соответствие событиям сказочного сюжета. Эмоциональные впечатления детей усиливало рассматривание иллюстраций. В результате, дети стали замечать цветовую гамму произведений живописи, их композицию, общий колорит. Затем дети рисовали на тему прочитанной сказки, увиденной картины, услышанной музыки.

Все эти занятия в комплексе качественно повысили восприятие детьми литературных произведений. Во время прослушивания очередной сказки, дети легко выполняли творческие задания (подбирали образные сравнения, эпитеты, к предлагаемым словам, с удовольствием рисовали, с интересом разыгрывали этюды на тему сказок.

Таким образом, мы развивали способность детей ярко и образно воспринимать сказочных персонажей, действия героев сказки, познакомили детей с жанровыми особенностями сказок и малых фольклорных форм, с принципами композиции сказочного повествования.

Литература:

1. Шорохова О. А.Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.

2. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 288 с.

3. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9. – С. 34-41.

Источник

Наташа ТАТЬЯНИНА
Особенности восприятия детьми литературных произведений

«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский

Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);

понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения,выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

Читайте также:  Этапы развития логического мышление ребенка дошкольного возраста

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Слайд Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия.Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев, речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и др.Разработано несколько критериев:

1. нравственная направленность детской книги (воспитания любви к Родине, к людям, к природе);

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность (образцовый литературный язык);

3. доступность, т. е. соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира.Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Источник