Развитие восприятия у ребенка григорьева бернадская скачать
Разрешенные действия: Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети Группа: Сеть: Интернет |
Права на использование объекта хранения
Оглавление
- Развитие восприятия у ребенка
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при сенсорных нарушениях
- 1.1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система
- 1.2. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
- 1.3. Различимость признаков изображений при нарушениях зрения
- 1.4. Особенности формирования и опознания зрительных образов в норме и при нарушениях зрения
- 1.5. Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
- Глава 2. Предварительные диагностические исследования состояния зрительного восприятия
- 2.1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками
- 2.2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение
- 2.3. Прослеживание и зрительно-моторные координации
- 2.4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации
- 2.5. Способность восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части, по образцу
- 2.6. Зрительная кратковременная память (ЗКП) и наглядно-образное мышление
- 2.7. Рекомендации и противопоказания для зрительного перцептивного обучения разных категорий детей
- Глава 3. Развитие зрительного внимания
- 3.1. Виды и качества внимания
- 3.2. Методики исследования и развития внимания
- 3.2.1. Активизация внимания
- 3.2.2. Развитие внимания в процессе зрительного поиска
- 3.2.3. Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания
- 3.2.4. Определение объема зрительного внимания
- Глава 4. Формирование сенсорных эталонов
- 4.1. Формирование системы эталонов светлот
- 4.2. Формирование системы эталонов цвета
- 4.3. Формирование системы эталонов размера
- 4.4. Формирование системы эталонов ориентации
- 4.5. Формирование системы эталонов формы
- Глава 5. Формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- 5.1.1. Ознакомление ребенка с элементами мозаики
- 5.1.2. Закрепление знаний основных элементов мозаики, развитие внимания ребенка к форме и ориентации элементов мозаики
- 5.1.3. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры
- 5.1.4. Обучение ребенка анализировать изображение и составлять из элементов мозаики простые изображения по образцу
- 5.1.5. Обучение ребенка находить закономерность расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент
- 5.1.6. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений
- 5.1.7. Обучение ребенка анализировать и собирать по образцу несколько изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.8. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого
- 5.1.9. Обучение ребенка достраивать симметричное изображение до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения
- 5.1.10. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти
- 5.1.11. Обучение ребенка собирать изображение по словесной инструкции
- 5.1.12. Обучение ребенка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле
- 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
- Глава 6. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- 6.1.1. Тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации
- 6.1.2. Тренировка механизмов восприятия глубины и удаленности через описание изображений, моделирование и рисование
- 6.1.3. Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объема предмета
- 6.2. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами
- 6.2.1. Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребенком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т.д.
- 6.2.2. Формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий “слева”, “справа”, “впереди”, “сзади”
- 6.2.3. Формирование понимания и умений использовать метрические отношения окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов
- 6.3. Развитие зрительной пространственной ориентировки
- 6.3.1. Тренировка пространственного поиска и ориентирования. Задачи-лабиринты
- 6.3.2. Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути
- 6.3.3. Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед ее решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию
- 6.1. Развитие восприятия удаленности
- Заключение
- Литература
- Словарь специальных терминов
- Приложение I
- Приложение II
Статистика использования документа
Источник
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ (авторы: Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г., Немов Р.С.). Зрительное опознание изображений с усиленными признаками Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение Развитие зрительно-моторных координаций Пространственная ориентировка в схематическом рисунке Способность восстанавливать целое изображение из частей по образцу.
Слайд 6 из презентации «Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg.
Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке,
щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Скачать всю презентацию «Развитие пространственного восприятия, анализа и синтеза на уроках естественно-научного цикла у учащихся 6 класса.ppt» можно
в zip-архиве размером 80 КБ.
Без темы
краткое содержание других презентаций
«Значение и происхождение фамилий» – 5 основных путей образования русских фамилий. Фамилии. Анализ фамилий. Фамилии, имеющие несколько версий происхождений. Фамилии, связанные с социальным происхождением. Значение и происхождение фамилий. Предки. Фамилии, обозначающие местность проживания. Фамилии, для которых характерно несколько версий происхождения.
«Характер человека» – Какие обстоятельства влияют на изменение характера? Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? И своего добился понемножку. Упражнение «МОЯ САМООЦЕНКА». Скрывая подлость день бы ото дня Такое же высказывал упорство. Трус притворился храбрым на войне, Поскольку трусам спуску не давали.
«Предмет возрастной психологии» – Зависимость. Аронфрид Ставит под сомнение утверждение Скиннера. Пожилой возраст (с 55-60 до 75 лет). Основные психологические новообразования. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Самосознание. Цитата. Генитальная стадия. Культурно-историческая концепция подросткового возраста Э. Шпрангера. Социальная ситуация развития личности в молодости.
«Толерантность в межнациональных отношениях» – Регулирование межэтнических отношений. Межэтнические (межнациональные) отношения. Проблемы межнациональных отношений. Две тенденции этнических отношений. Толерантность является моральным долгом. Проявление интеграции в России. Проявление интеграции в Европе. Притча. Россия – толерантное государство.
«Возможность карьерного роста» – Информация. Модель развития и планирования карьеры. Презентация проекта. Новая идеология программ. Скорость. Украинский финансовый Олимп. Результативность. Модель развития. Кризис. Своевременность дискуссии. Четкость осознания целей. Темы дискуссии. Окно возможностей. Преодоление барьеров. Правила преодоления барьеров.
«Психическое здоровье населения» – Медицинские затраты. Южная Африка. Величина бремени психоневрологических расстройств. Сравнительные данные. Социально-экономический аспект психического здоровья населения мира. Ситуация на континентах. Компонент бремени психических болезней. Потери вследствие психических расстройств. Цена психического здоровья.
Всего в теме
«Без темы»
220 презентаций
Источник
Вход
Меню
Каталог
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Автор:
Григорьева Л. П., Солнцева О. Г., Блинникова И. В., Бернадская М. Э.
Григорьева Л. П.
Солнцева О. Г.
Блинникова И. В.
Бернадская М. Э.
Развитие восприятия у ребенка
Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе
Тематика:
Дети слабовидящие — Обучение,
Зрительное восприятие у детей — Психология,
Психологическая коррекция,
Дефектологическая психология
Дети слабовидящие — Обучение
Зрительное восприятие у детей — Психология
Психологическая коррекция
Дефектологическая психология
Издательство:
Школа-Пресс (Москва)
Серия:
Лечебная педагогика и психология
2001
Год издания: 2001
72
Объём: 72
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-88527-280-8
ISBN: 5-88527-280-8
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Центральный район
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского (фонд на русском языке)
(Литейный пр., 49)
В наличии 1 из 2 экз.
Поиск в других каталогах
Центральная Городская Детская Библиотека им. А.С. Пушкина
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Санкт-Петербургская государственная библиотека для слепых и слабовидящих (СПб ГБСС)
Источник
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация. И дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
В три года дети знают название двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Часто малонасыщенные цвета дети называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, т. к. психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы. Дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море, и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Восприятие цвета отличаются от восприятия форм и размера прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно УВИДЕТЬ. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. На этом этапе можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдца такого цвета»; Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. п.
В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания о цветолечении дошли до нашего времени из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводя научные исследования. Интересные рекомендации по цветолечению детей даны в книге Т. Г. Глушанок и Л. Н. Волковой «Тайны здоровья ребенка».
Возможности ребенка младшего дошкольного возраста по цветовосприятию ицветоразличению:
‒ Различение и называние основных цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый), коричневый, черный;
‒ Соотнесение предметов по признаку цвета;
‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный);
Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию ицветоразличению:
‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте;
‒ Различение контрастных и смежных цветов;
‒ Соотнесение цвета, как признака предметов и явлений окружающего мира;
‒ Нахождение предметов заданного цвета и оттенка в окружающем пространстве;
‒ Различение цвета одного или нескольких движущихся объектов.
Знакомство с цветом стимулирует работу зрительного анализатора, активизирует зрительные реакции на цветовой раздражитель, способствует зрительному анализу и синтезу предметов, обогатит ребенка зрительными впечатлениями, подарит яркие образы, помогут в воспитании художественного вкуса [1].
Игры, способствующие развитию цветовосприятия ицветоразличения:
‒ «Подбери по цвету»;
‒ «Назови все предметы в окружающем пространстве данного цвета»;
‒ «Цветик-семицветик»;
‒ «Радуга»»
‒ «Назови оттенки одного цвета»»
‒ «Выложи цветовые дорожки по образцу»;
‒ «Разноцветные бусы»;
‒ «Определи холодные и теплые цвета и оттенки»;
‒ «Найди контрастные и смежные цвета»
‒ «Сортировка предметов по цвету»
‒ «Подбери цвета всех времен года»
‒ «Какого цвета не стало?»
‒ «Какой цвет лишний?»
‒ «Одень куклу в одежды одного тона» и т. д.
Большинство отечественных ученых выделяют форму как наиболее информативный признак при восприятии объекта. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия сличения и различения, а также соотнесение формы геометрических фигур с формой реальных предметов и их изображений.
Тактильно-зрительный способ обследования предметов окружающего мира является наиболее активной формой зрительного восприятия, который дает возможность успешно анализировать форму предметов и сопоставлять ее с геометрическими эталонами. Наряду с этим способом включается в процесс зрительного восприятия тактильно-двигательный и зрительно-двигательный способы обследования.
Совокупность этих трех способов предметного обследования дает ребенку возможность наиболее полного восприятия формы.
Получив результаты обследования, можно приступить к решению следующих задач:
- Закреплять знания детей о формах, их элементах признаках и свойствах;
- Упражнять в умении видеть формы геометрических фигур в окружающих предметах;
- Упражнять в различении и группировки геометрических фигур;
- Учить соотносить объемные фигуры с их изображением на плоскости и наоборот;
- Учить конструировать из одних геометрических фигур другие.
Формирование представлений о форме у детей с нарушением зрения — длительный процесс. Поэтому знакомство и освоение различных форм проходит в несколько этапов:
На первом— дети знакомятся с кругом. квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником, ромбом, многоугольником.
В процессе зрительно-осязательного обследования они учатся выделять признаки этих фигур и словесно их обозначать. С этой целью проводятся такие дидактические игры, как «Чудесный мешочек», «найди фигуру по описанию», «Дорисуй фигуру», Выложи фигуру из палочек» и т. д. Дети комментируют свои действия и доказывают правильность выбора. Затем задаются параметры фигуры (цвет, форма, величина), по которым дети находят и описывают ее (например, большой белый квадрат и т. п.) [2].
Знакомство с формой лучше начинать не с объемной, а с плоскостной фигуры. Они являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и других) может вызвать лишь дополнительные трудности.
Когда дети усвоят признаки геометрических фигур надо начинать учить их соотносить с формой реальных предметов и их изображений. Предлагаются игры, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке и в окружающей обстановке: «Заколдованные овощи и фрукты», «Что бывает круглое (квадратное, треугольное и т. п.) и т. д.
На завершающей стадии детям предлагаются следующие игры и упражнения: «Какая фигура лишняя», «Зрительный (слуховой) диктант», «Сравни фигуры», «Продолжи цепочку», «Нарисуй недостающую фигуру».
На втором этапе у дошкольников формируют умения зрительно находить в реальных предметах знакомые геометрические формы. Важно научить детей давать подробные словесные описания каждой части сложной формы, а также узнавать их по словесному описанию. Это осуществляется в следующих дидактических играх: «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», «Сложи узор (Б. Н. Никитин).
На третьем этапе детей 6–7 лет надо знакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом, конусом, цилиндром и т. д. В это время дошкольники учатся находить и называть элементы многогранника (вершина, основание, грань), соотносить объемные геометрические тела с их изображениями на плоскости, расчленять сложные предметы на составляющие их формы (например, у неваляшки части тела — шары разной величины). Рекомендуется проводить такие игры, как «Фотограф», «Подбери тень к фигуре», «Подбери и расставь предметы по схеме», «Их каких объемных тел состоит предмет» [3].
На четвертом этапе формируются навыки зрительного анализа, умение видоизменять и расчленять геометрические фигуры, конструировать из одних фигур другие. Особое место в это время занимают «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и др. Игры интересны детям, т. к. их увлекает результат.
Обучающая и коррекционно-развивающая направленность игр и заданий обеспечивает освоение программы в разделе «Форма», положительную динамику развития психических процессов ребенка, высокий уровень готовности к обучению в школе.
Все предметы окружающего мира неодинаковы. Одни отличаются друг от друга по высоте, другие — по длине, третьи — по ширине или по всем трем признакам сразу. И поскольку величина — относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно устанавливаться людьми, причем за основу может быть принята любая произвольная единица. Но в области восприятия мы не всегда пользуемся метрической системой. Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона.
Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.
Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Важно, чтобы взрослый, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти, например, «Построй пирамидку», «Собери снеговика», «Построй лесенку», Выложи последовательно от большого к малому и наоборот», «Расставь по росту людей (животных), «Подбери лыжникам палки и лыжи по величине» и т. д.
Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).
Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета — длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.
Литература:
- Григорьева Л. П., Блинникова И. В., Бернадская М. Э., Солнцева О. Г. Развитие восприятия ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. — М.: «Школа-Пресс», 2001.
- Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. — М., 1985.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, фигура, предмет, окружающее пространство, окружающий мир, развитие цветовосприятия, зрительное восприятие, зрительный анализ, Какой цвет.
Источник