Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева thumbnail

Разрешенные действия:

Действие ‘Прочитать’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Действие ‘Загрузить’ будет доступно, если вы выполните вход в систему или будете работать с сайтом на компьютере в другой сети

Группа:
Анонимные пользователи

Сеть: Интернет

Права на использование объекта хранения

Оглавление

  • Развитие восприятия у ребенка
    • Предисловие
    • Введение
    • Глава 1. Современное состояние проблемы развития зрительного восприятия при сенсорных нарушениях
      • 1.1. Зрительное восприятие как сложная функциональная система
      • 1.2. Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
      • 1.3. Различимость признаков изображений при нарушениях зрения
      • 1.4. Особенности формирования и опознания зрительных образов в норме и при нарушениях зрения
      • 1.5. Компенсация нарушений зрительного восприятия у детей с низким зрением
    • Глава 2. Предварительные диагностические исследования состояния зрительного восприятия
      • 2.1. Зрительное опознание изображений с усиленными признаками
      • 2.2. Зрительное опознание объемных и плоскостных объектов и их соотнесение
      • 2.3. Прослеживание и зрительно-моторные координации
      • 2.4. Пространственная ориентировка в схематическом рисунке и зрительно-моторные координации
      • 2.5. Способность восстанавливать пространственную структуру целого предметного изображения, разделенного на части, по образцу
      • 2.6. Зрительная кратковременная память (ЗКП) и наглядно-образное мышление
      • 2.7. Рекомендации и противопоказания для зрительного перцептивного обучения разных категорий детей
    • Глава 3. Развитие зрительного внимания
      • 3.1. Виды и качества внимания
      • 3.2. Методики исследования и развития внимания
        • 3.2.1. Активизация внимания
        • 3.2.2. Развитие внимания в процессе зрительного поиска
        • 3.2.3. Исследование и формирование качества распределения зрительного внимания
        • 3.2.4. Определение объема зрительного внимания
    • Глава 4. Формирование сенсорных эталонов
      • 4.1. Формирование системы эталонов светлот
      • 4.2. Формирование системы эталонов цвета
      • 4.3. Формирование системы эталонов размера
      • 4.4. Формирование системы эталонов ориентации
      • 4.5. Формирование системы эталонов формы
    • Глава 5. Формирование перцептивных действий в процессе предметно-практической деятельности
      • 5.1. Построение символических изображений в процессе работы с мозаикой
        • 5.1.1. Ознакомление ребенка с элементами мозаики
        • 5.1.2. Закрепление знаний основных элементов мозаики, развитие внимания ребенка к форме и ориентации элементов мозаики
        • 5.1.3. Обучение выделению единого признака, по которому сгруппированы фигуры
        • 5.1.4. Обучение ребенка анализировать изображение и составлять из элементов мозаики простые изображения по образцу
        • 5.1.5. Обучение ребенка находить закономерность расположения элементов мозаики на игровом поле и недостающий элемент
        • 5.1.6. Обучение анализу и синтезу простых и сложных по структуре и числу элементов изображений
        • 5.1.7. Обучение ребенка анализировать и собирать по образцу несколько изображений средней степени сложности на одном игровом поле. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти
        • 5.1.8. Обучение опознанию неполного изображения и воссозданию его до целого
        • 5.1.9. Обучение ребенка достраивать симметричное изображение до целого, используя в качестве образца собранную часть изображения
        • 5.1.10. Формирование навыков сравнения сложных изображений, развитие зрительного внимания и зрительной памяти
        • 5.1.11. Обучение ребенка собирать изображение по словесной инструкции
        • 5.1.12. Обучение ребенка выделять изображение в замаскированном перцептивном поле
    • Глава 6. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования
      • 6.1. Развитие восприятия удаленности
        • 6.1.1. Тренировка глазных мышц в определении удаленности при установленной точке фиксации
        • 6.1.2. Тренировка механизмов восприятия глубины и удаленности через описание изображений, моделирование и рисование
        • 6.1.3. Обучение детей использовать светотеневые соотношения для восприятия объема предмета
      • 6.2. Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений и расстояний между объектами
        • 6.2.1. Формирование понимания и восприятия топологических отношений окружающей среды. Усвоение ребенком таких понятий, как рядом, напротив, отдельно, вместе, между, близко, далеко, около, с краю и т.д.
        • 6.2.2. Формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий “слева”, “справа”, “впереди”, “сзади”
        • 6.2.3. Формирование понимания и умений использовать метрические отношения окружающей среды, а также умений точно оценивать расположение объектов
      • 6.3. Развитие зрительной пространственной ориентировки
        • 6.3.1. Тренировка пространственного поиска и ориентирования. Задачи-лабиринты
        • 6.3.2. Развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска; формирование умения последовательного ориентирования от пункта к пункту; тренировка использования правил обратимости пути
        • 6.3.3. Развитие навыков составления целостного образа пространственной задачи перед ее решением; формирование умения использовать правило самого короткого пути; формирование умения использовать предварительную вербальную установку к ориентированию
    • Заключение
    • Литература
    • Словарь специальных терминов
    • Приложение I
    • Приложение II

Статистика использования документа

Источник

Татьяна Ефремова
Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»

Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Поэтому на первый план в нашем детском саду выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп.

Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия. Деятельность по коррекции нарушений зрения осуществляется систематически с учетом рекомендаций врача офтальмолога.

В педагогической деятельности используются специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Представленные коррекционные игры и упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

Коррекционные упражнения и игры для развития зрительного восприятия.

1. Эффективны для повышения остроты зрения и развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус. Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить. Например: при сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Эти задания способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

2. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

Ребенку предлагается провести к цели: животных, машинки и др., ведя карандашом или пуговицей по лабиринту.

3. Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур». Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Нужно обвести контур. Полученное изображение можно вырезать, заштриховать.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

4. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения листьев. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

5. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

6. По методике В. А. Ковалева В отдельных случаях дети выполняют данную гимнастику, следя глазами за тренажером «Флажок», «Рукавичка», «Цветные ладошки», которым управляет воспитатель, траектории движения флажка совпадают с рисунком почтового конверта. Вся гимнастика укладывается в 1-2 минуты.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьеваРазвитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

7. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком В. П. Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

8. Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Ладошки»

Тренажер «Маршруты глаз»

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем (указкой) или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

На плакате изображены линии – «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется в течение дня.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьеваРазвитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьеваРазвитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьеваРазвитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

9. Схема зрительно двигательных проекций – разработана профессором В. Ф. Базарным применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

1. – Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. – Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. – Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. – Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. – Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

10. «Метка на стекле» (по Э. С. Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Упражнения выполняются из положения стоя.

Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле (медленно посчитать до десяти, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и тоже медленно посчитать до десяти.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

11. Пальминг (автор У. Г. Бейтс)

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

В свободной деятельности использую игры на формирование координации в системе согласованного умения «глаз – рука» и коррекцию ее недостатков.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие зрительной координации.

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

«Собери из частей целое»

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

«Выложи из палочек фигуру»

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

«Пазлы»

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

«Мозаика»,

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

«Собери картинку из геометрических фигур»

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

фланелеграф «Времена года»

Развитие восприятия ребенка для коррекционных занятий григорьева

«Кто быстрее»

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

• У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;

• Повышается познавательная активность, улучшается психоэмоциональное состояние и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» – М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М. И. – М. ,1978.

3. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т. И. Нарушение зрения у дошкольников. – Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л. И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

Источник

Согласовано: Утверждаю:

старший воспитатель МБДОУ заведующий МБДОУ ДС № 43 ДС № 43 «Колобок» «Колобок»

__________________________ ___________________________

/А.С.Бондаренко/ /Е.В.Бездольная/

Коррекционно-развивающая программа по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.

Данная программа составлена педагогом-психологом МБДОУ ДС № 43 «Колобок» Литвиновой С.И

Белая Калитва

___________

РЕБЁНОК: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество, дата рождения, форма организации работы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Как пишет Тихомирова Л.Ф. в своей книге «Развитие познавательных способностей детей» основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета.

Последовательность данного процесса можно представить следующим, образом:

а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами — первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Цель данной программы: развитие зрительного восприятия ребёнка.

Данная программа разработана с учётом Базового компонента деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации и основана на рекомендациях и разработке Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» раздел « Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста»; Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» (5-7 лет) раздел книги «Развитие зрительного анализатора» и раздел «Основы саморегуляции».

Задачи программы:

  • Развитие восприятия ребёнка

  • Развитие зрительного анализатора

  • Профилактика зрительных нарушений

  • Обучение основам саморегуляции, релаксации.

Необходимыми условиями коррекционного процесса являются:

  • Обеспечение родителями и педагогами эмоционально нейтрального развития и обучения

  • Соблюдение режима, достаточное время для сна

  • Регулярное посещение дошкольного учреждения

Основные этапы работы:

  1. Этап сбора и анализа информации.

  2. Этап планирования

  3. Проведение коррекционно- развивающей работы.

  4. Диагностический.

  5. Оформление выводов.

  • Программа состоит из 26 занятий. При соблюдении режима проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3,5 месяца.

  • Время проведения занятия — 30 минут.

  • Оптимальное число детей группы — 2-4 человека, возраст — 4—7 лет. Занятия могут проходить и индивидуально. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. Каждое занятие рекомендуется заканчивать упражнением с элементами саморегуляции или релаксации.

  • В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции.

  • Каждое занятие (будет указано, допустим 1-3) проводится трижды, и каждый раз на аналогичном, но новом материале.

Каждое занятие состоит из:

  • Игр и упражнений, направленных на развитие восприятия ребёнка.

  • Упражнения на развитие зрительного анализатора.

  • Упражнения на снятие мышечных зажимов в области глаз.

  • Упражнения или игры с основами саморегуляции.

УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программой предусмотрено 26 занятие, продолжительностью по 30 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Темы циклов занятий:

  1. Поможем Незнайке.

  2. На стройке.

  3. Мастерская.

  4. Разведчики.

  5. Внимательный ребёнок.

  6. В цирке.

  7. Сыщик.

  8. Поможем Буратино.

  9. Поиск сокровищ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Цель и задачи каждого занятия: Развитие восприятия. Профилактика зрительных нарушений. Обучение основам саморегуляции, релаксации

занятия

Содержание занятия

Материал

Литература.

1 – 3

  1. «Собери пирамидку»

«Пирамидка» – эталон и «кольца» для сбора пирамидки по образцу на каждого ребёнка

Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Закрывание глаз»

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Массаж глаз»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь Картинку»

Разрезные картинки из 2-х частей на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

5.«Дыхание животом», «Релаксирующее дыхание» (надуваем шарик)

Стр. 117, 110. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. « Игра «Белый лист»

Белый лист бумаги с фигурами опредёлённого цвета, вырезанные фигурки белого цвета, аналогично цветным на белом листе.

Стр. 4 Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Глазки бегают по кругу»

Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

4-6

  1. «Сделай так»

кубики

Стр. 3. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пальминг глаз – 1»

Спокойная музыка

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь картинку»

Разрезные картинки из 3-х частей на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Гляделки»

Стр. 100 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Круги, квадраты и треугольники разного цвета и размера на каждого ребёнка

Стр. 5. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Упражнение «Бульканье»

Стр. 117 Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Росток»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7-9

  1. «Нарисуй узор по образцу»

Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка

Стр. 4. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пальминг глаз – 2»

Стр. 94. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Зашиваем ковёр»

«Ковёр с заплатками» на каждого ребёнка.

Стр. 16. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Недовольный»

Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Кто наблюдательнее»

Стр. 19. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Шарик лопнул»

Стр. 117. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Марионетки»

Стр. 125. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

10-12

  1. Игра «Найди игрушку»

Игрушки

Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. «Массаж глаз»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Найди такой же предмет» (Начинаем с трёх предметов).

Карточка на каждого ребёнка (или набор картинок).

Стр. 17. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Пчела на носу»

Стр. 100. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Игра «Сравни предмет»

Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка

Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Упражнение «Кто громче»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Упражнение «Потягивание»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

13-15

  1. Игра «Сравни предмет»

Карточки с изображениями предметов на каждого ребёнка

Стр. 22. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

  1. Мудра жизни»

Стр. 95. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. Нарисуй узор по образцу»

Образец рисунка, лист в клеточку и простой карандаш на каждого ребёнка

Стр. 12. Тихомировой Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей»

4. «Массаж кистей рук»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке)

Демонстрационные карточки крупного размера

6. Упражнение «Горячая монетка»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Качели»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

16-19

  1. Упражнение «Дорисуй предмет»

Лист на каждого ребёнка с недорисованными предметами

2. Упражнения, улучшающие кровоснабжение глаз

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

(Логопедические тетради)

4. Упражнение «Дождик»

Стр. 120. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Сравни картинки»

Картинки для сравнения на каждого ребёнка

6. Упражнение «Певец»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Акробат»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

20-22

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

  1. «Составь Картинку»

Равзрезные картинки из 4-5 частей.

6. Упражнение «Сова»

Стр. 118. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

7. Упражнение «Свеча»

Стр. 126. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

23-25

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Где чей шарик» ( следим глазками по ниточке)

Демонстрационные карточки крупного размера

6. Упражнение «Шапка для раздумий»

Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

24-26

  1. Упражнение «Узнай, что нарисовано?»

Демонстрационные карточки с контурным изображением перечёркнутого несколькими линиями предмета.

2. Упражнения для шести основных глазных мускулов

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

3. «Найди и раскрась … предмет»

Лист с контурным изображением нескольких предметов, наложенных друг на друга.

4. Упражнение на аккомодацию

Стр. 96. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

5. Упражнение «Чего не хватает»

Карточки на каждого ребёнка с изображением предметов с недостающими деталями.

6. Упражнение на расслабление и концентрацию

Стр. 119. Ганичевой И.В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»

Ожидаемый результат реализации программы: улучшение зрительного восприятия, снятие мышечных зажимов в области глаз.

Методами и средствами оценки результативности программы являются следующие диагностические методики: узнавание перечёркнутых изображений, узнавание недорисованных изображений, разрезные картинки, тест переплетённых линий, узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора – Семаго, лист 11).

Динамика развития:

За прошедший период с ________________ по ________________ , произошли следующие изменения: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Рекомендовано:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Дата составления: ___________________________

Должность: _______________________________

Источник