Развитие восприятия на уроках изо ребенка
Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоциональной чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании планирования предполагается реализовать актуальное в настоящее время компетентный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний основ художественной грамотности;
-овладение способами использования приобретенных знаний и умений;
-освоение компетенций, ценностно –смысловая, ценностно- ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.
Программа Б. М. Неменского построена так, чтобы дать школьникам представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Жизнь вносит свои коррективы и на практике любой учитель видит уровень успешности своих учеников. Учителю на уроке приходится решать многие задачи, в том числе и формирование эстетического восприятия мира. За последние годы, всеобщей компьютеризации, вопросы преподавания изобразительного искусства приобрели особую остроту и вызвали живейший интерес в педагогике. « Наш предмет,- как сказал Чистяков- лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» и « смотреть во всю мощь», невозможен без формирования эстетического восприятия мира. Что такое эстетическое восприятие?
Остались в памяти слова классика « От живого созерцания к образному мышлению и от него к практике» . Лучше и не скажешь.
По решению задачи формирования эстетического восприятия возникают вопросы на которые предстоит дать ответ учителю на уроках изобразительного искусства и особенно на дополнительных занятиях. На дополнительных занятиях- кружках и факультативах, учитель индивидуально работает с учеником, направляя его деятельность в нужное русло, основанное на опыте учителя.
Ученики в современной школе интенсивно осваивают информатику, математику, иностранные языки при этом отодвинув на второй план развитие эмоциональных процессов. А именно эмоциональное восприятие окружающей жизни характерно для ребенка школьного возраста. Жизненный опыт младшего школьника, несомненно беден, так как опыт общения с культурой только начинает накапливаться, однако дело с эмоциями обстоит сложнее. Переживания ребенка не столь многообразны как у взрослого, но чувства в большей степени руководят его поведением, поэтому впечатления от реальности сильнее, чем у взрослого человека. Ребенок все видит впервые, открывает в мире новое. Интересное, захватывающее его мысли и чувства.
Сегодня психологи и педагоги доказали, важность и необходимость чувственного развития и рассматривают восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. Именно в младшем школьном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным. Вот поэтому, проблема формирования эстетического восприятия детьми окружающего мира остается актуальной и по сей день. Целью исследования стало изучение системы работы по формированию у школьников эстетического восприятия на уроках и дополнительных занятиях изобразительного искусства. Объектом исследования является процесс формирования эстетического восприятия. Предмет исследования- методические приемы.
Задачи:
-изучить теоретические основы формирования восприятия;
-рассмотреть методический аспект развития эстетического восприятия на занятиях;
-изучить методические приемы, используемые для решения задач формирования эстетического восприятия;
-проанализировать и дать характеристику.
Эти задачи ,как учит нас практика, нельзя разрешить вне процесса рисования, вне постоянного упражнения, в поисках формы и выразительных средств изображения, вне накопления личного опыта в работе. Только в процессе рисования ученик определяет и познает разнообразные пластические и живописные свойства и качества предмета и только в связи с задачей изображения развивается и крепнет его способность специфики воспринимать предмет.
Весь процесс состоит из двух частей: развитие способности « видеть» натуру и обучение процессу изображения. В сущности эти обе части слиты воедино. Необходимо преодолеть боязнь чистого листа, а для этого нужно иметь хоть небольшой запас знаний по изображению предмета. Именно на основе организации восприятия в практической работе решаются такие основные педагогические проблемы, как последовательность в обучении, переход от легкого к трудному, индивидуальный подход к учащимся, методика исправления ошибок в рисунке, организация урока, развитие самостоятельности и педагогическое вмешательство в работу ученика и наконец , проблема развития его индивидуальных способности.
В Японии есть уроки есть уроки рисования и есть уроки любования. например, любование веточками сосны, любование пионом.
Своим ученикам я задаю вопрос : « «Зачем японцы проводят такие уроки?» Получаю много ответов: « Узнают форму» . «Узнают строение».
«Узнают цвет». « Узнают направление». « Узнают перспективу» . «Узнают соотношение элементов, относительно друг друга». «А еще бережное отношение к природе».
Пользуясь, случаем, я начинаю с изучения упражнений по рисованию растительных форм. Например, попробуем нарисовать лист. Дети рисуют.
В своей педагогической работе не раз приходилось убеждаться в том, что дети рисуют абстрактно. А в этих упражнениях развивается «глазомер»
ученика, оттачивается способность различать едва уловимые отклонения в характере линий. Именно здесь воспитывается такое неоценимое качество для рисования, как способность в изгибах всяких не правильных линий видеть их части и соотношения между частями, как по величине, так и в направлениях. В качестве моделей в данных упражнениях приходится брать растительные формы: листья, цветы, лимоны. В выборе их руководствуемся тем дают ли они ученикам возможность сравнивать линии, их пропорции, направления. Работа проходит в карандаше и акварели. Активность восприятия значительно повышается от силы декоративного впечатления. Упражнения в точной передаче в рисунке цветовых сочетаний, расположении цветовых пятен, способствуют не только живописному развитию, но и обучению рисунку.
Даже самый простой листик ставит учеников в тупик, какими средствами передать его во всей полноте сходства. В большинстве случаев дети пытаются решить эту задачу, ухватившись за нечто им характерным-вырезы, зубчики, положении веточки и не видят самого существенного-пропорции и формы самого листа. Рисование моделей начинается с карандаша и ученик на первых парах устремляет внимание на ту линию, которую ведёт и постепенно отходит от сравнения целой формы всего листа с натурой. Отсюда же является и потребность в изображении всех мелких деталей и очертаний листа, встречающихся на пути.
Работа педагога даёт понятия о конструкции листа, его основе. Мысли ученика приходят в порядок. Таким образом, эти упражнения оказываются могучим средством для того, чтобы уже на первых парах сразу повернуть внимание ученика в нужную для работы сторону. Перед ним раскрывается метод работы. Он усваивает, что рассматривать натуру нужно последовательно, организованно. Натура, которая раньше читалась им по частям и беспорядочно, была поэтому не понятна, оказывается, может быть прочитана, целостна и последовательна. Отдельно её точки виде вырезов, изгибов и зубчиков, связаны между собой, занимают известное положение относительно друг друга, могут быть соразмерны, и всё это в результате даёт общую форму. В ходе работы над листьями ученик осознаёт, что для того чтобы нарисовать нужно рассматривать. Таким образом, происходит формирование эстетического восприятия мира.
Проблема организации восприятия, конечно, не исчерпывается этими элементарными указаниями. В дальнейшем перед педагогом встанут задачи идейного развития ученика, вопросы содержания того, что он пишет, что он видит, уже не узком смысле грамотной передаче форм, а в соотношении выбора сюжета, типажа, событий, их интерпретации.
Источник
Насонова Наталья Алексеевна, студент ГБПОУ “Соликамский социально – педагогической колледж имени А.П. Раменского”
Научный материал на тему:
«Пути развития художественного восприятия произведений изобразительного искусства у младших школьников на уроках ИЗО»
Основным приемом ознакомления детей младшего школьного возраста с изобразительным искусством на первом этапе являетсяискусствоведческий рассказ педагога. Выбор этого приема обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы. Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины и фамилии художника; о чем написана картина; что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного и как с ним соединены детали (углубление в содержании, устанавливается связь между содержанием и средствами его выражения); что красивого показал своим произведением художник; о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
После этого приема правомерно предлагатьконкретные вопросы, направленные на перечисление удивительного в картине, на детальное рассматривание ее, с тем, чтобы подвести ребенка к пониманию содержания произведения. Например: «Что изображено на картине? Как вы думаете, что самое главное в картине? Что этим хотел сказать автор? Какое настроение передал художник?» и т.д. Эти приемы можно применять после того, как дети самостоятельно рассмотрели произведение. Затем задать им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником.
Чтобы сформировать у детей эмоционально – личностное отношение к картине, необходимо использовать приемы, усложняющиеся по мере овладения умением «читать» картину, понимать ее содержание и выразительные средства. Одним из таких приемов можно считать рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот рассказ имеет определенную структуру, содержание его эмоционально окрашено, богато интонациями.
В процессе приобщения детей к живописи важно синтезировать на уроках разные виды искусства, особенно на первоначальном этапе. Умелое использование музыки, выразительного чтения, усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
Итак, на первоначальном этапе ознакомления детей с изобразительным искусством стоит задача создания интереса к живописи, к картине художника, формирования умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание.
На следующем этапе решаются задачи: развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины, выделять выразительные средства, формировать умения «читать» картины, мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.
На основе анализа формируют умение воспринимать целостный, обобщенный образ картины. Научить младших школьников целостно воспринимать картину – процесс более сложный, поэтому требуются иные методы и приемы для формирования восприятия произведений искусства.
Рассматривание картин начинать с постановки вопросов более обобщенного характера. Они строятся с учетом более высокого уровня восприятия картины детьми и их умения анализировать произведение. Например: «О чем картина? Почему думаете так, расскажите. Как бы вы назвали картину? Что красивого и удивительного передал художник? Как он изобразил это в картине? Какое настроение вызывает картина?» и др. Указанные вопросы направляют внимание детей не на перечисленные изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы и умозаключения на уровне обобщения.
Но иногда дети затрудняются сразу ответить на вопрос, о чем картина. В этом случае необходимо использовать прием точных установок. Применение точных установок позволяет научить детей логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию, а также видению эстетических достоинств произведения. Точные установки облегчают дошкольнику путь познания замысла художника.
Для детей младшего школьного возраста восприятие содержания произведения и его выразительных средств – представляет определенную трудность. Решению этой задачи способствует использование приемов композиционных и колористических вариантов. Суть приемов: педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции или колорита в картине. Например: «Что изменилось в картине между людьми, предметами, изображенными художником? (При этом педагог закрывает часть композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения). Сравните по величине изображение человека на картине с силуэтным изображением на карточке (Педагог несколько раз накладывает на изображение образа в картине силуэтное изображение фигуры на карточке). Объясните, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?». После ответов детей педагог показывает контрастную картину художника по динамике и настроению. «О чем рассказала нам картина, как бы изменилось ее название, если бы художник иначе написал изображенных людей, предметы?».
В работе с младшими школьниками применяется прием колористических вариантов, суть которого состоит в изменении колорита картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художника. Прием позволяет научить понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности, одновременно он как бы включает ребенка в «сотворчество» с художником. Это активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка, обогащает его опыт и воображение.
Также используется метод формирования личностного отношения детей к живописи. Вместо рассказа-образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используются расчлененные вопросы. На этом этапе используют приемы, активизирующие мыслительную активность ребенка. Таким приемом являются конкретные вопросы.
Педагог использует различного рода эмоциональные установки: например, «Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на картину? О чем думается, что представляется?». Такие установки вызывают у детей определенные чувства, сопереживание, побуждают использовать индивидуальный опыт при восприятии картины. Лишь на основе последовательного применения конкретных вопросов и эмоциональных установок можно подвести детей к пониманию сложного обобщенного вопроса «Почему понравилась картина?». Так обучающийся учится развернуто высказывать эмоционально-личностное отношение к понравившемуся произведению.
На третьем этапе учитель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.
Прием сравнения вводится постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они смогут назвать различные отличительные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.
Научить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. Педагог предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года. Например, «Март» И.И. Левитана, «Радостный март» В.Н. Гаврилова, «Март в лесу» Ю.П. Кугача и сравнить эти картины, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, что красивого заметили в них, каким изображен в картинах март.
Сравнение позволяет глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их. Сравнение репродукций картин одной тематики между собой и с реальными явлениями действительности, установление в них сходства и различий способствуют проявлению у детей сильных эмоциональных чувств, что очень важно для творческого восприятия произведений искусства.
С детьми используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником. Ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения, приобретает умение вынашивать замысел, потребность выразить его в собственной творческой деятельности. Прием целесообразнее использовать, когда у детей закрепилось умение определять средства выразительности, точно и образно рассказать о произведении.
В процессе формирования личностного отношения младших школьников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине. Например, учитель может задать такие вопросы: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?», «Кто задаст интересный вопрос об этом произведении?», «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?».
Закрепление умений эмоционально, образно высказывать суждения о произведении изобразительного искусства в форме развернутого рассказа осуществляется и в процессе дидактических игр. Они позволяют контролировать прочность сформировавшегося умения логично излагать свои мысли «читать» картину. Дидактические игры лучше использовать после того, как дети научатся детально рассматривать произведение, воспринимать в целом его настроение, основной колорит, высказывать личностное отношение к нему.
Примерами дидактических игр могут служить следующие:
–«Художественный салон». Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку;
–«Выставка картин». Учитель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения размещены таким образом? Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красиво показал художник в своем произведении и каким образом?
–«Найди ошибку». Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Широко используются пояснения, метод акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения.
Пояснение применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете, способствует уточнению ответов детей, когда ребенок затруднялся с ответом.
Акцентирование деталей. Суть заключена в том, что при восприятии портрета закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только глаза, или руки, или другая деталь портрета. Такой прием раскрывает выразительность одной части портрета, сосредоточивает внимание именно на ней, усиливает восприятие ребенка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в портрете.
Метод вызывания адекватных эмоций. Важно вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа.
Прием «вхождения» в картину. Это оживляет, усиливает, раскрашивает все детали содержания, непосредственно подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека.
Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми портрета звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.
Таким образом, в современном мире в век бесконечного потока визуальной информации роль искусства повышается в связи с необходимостью оздоровления интеллектуально – эмоциональной сферы личности. Для этого необходимо развить у каждого человека способность эстетически воспринимать произведения искусства и действительность. Полноценное восприятие художественных произведений возможно только на основе их переживания и сосредоточенного изучения как самих произведений.
Источник