Развитие восприятия цвета у ребенка 4 лет

Развитие восприятия цвета у ребенка 4 лет thumbnail

Эльза Саитова
Консультация для воспитателей Развитие у дошкольников восприятия цвета Ознакомление детей 3–4 лет с цветом

Консультация для воспитателей

Развитие у дошкольников восприятия цвета

Ознакомление детей 3-4 лет с цветом

Знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических и ахроматических цветах, с усвоения их названий. В младшей группе особое внимание уделяется формированию у детей представлений о красном, синем, желтом и зеленом цветах. Дети в процессе практических действий учатся узнавать и называть эти цвета: выбирают задан-ный цветовой эталон из множества разноцветных, закрашивают предметное изображение определенным цветом, соединяя представления о цвете с представлениями, о реальных предметах. У детей формируется отношение к цвету как важнейшему признаку предметов, расширяются знания о предметах, которые имеют постоянный признак того или иного цвета. Дидактические игры и упражнения подбираются с учетом постепенного их усложнения, повторения с использованием нового наглядного материала.

Малышей следует знакомить и с оттенками цветов. В обиходе принято давать характеристику оттенков того или иного цвета, указывая только их светлоту (светло-красный, темно-красный). На этом этапе детей необходимо учить сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого, синего цветов, отличающихся по светлоте. При этом дети овладевают и сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее) в возрастающей степени.

При ознакомлении детей с системой цветов следует включать действия, направленные на сопоставление разных цветов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. С этой целью используются упражнения, в которых детям необходимо, например, узнать и выбрать такой же объект по цвету, оттенку в пространстве (с постепенным увеличением расстояния восприятия, по наглядно представленному образцу из множества разноцветных и др.

В процессе действий с цветами от детей требуются запоминание и использование их названий. Это ведет к закреплению представлений о каждом цвете и к возможности выполнения действий по словесной инструкции.

При ознакомлении с цветамиспектра и особенно с их оттенками большое значение имеет самостоятельное их получение детьми: так, например, дети учатся получать два оттенка синего цвета и три оттенка зеленого, окрашивая краской воду.

Представления об основных разновидностях цвета, которые усваивают дети, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.

Обучение применению представлений о цветепредполагает выработку умения группировать предметы: сначала различающихся по форме, величине, назначению, но имеющих одинаковый цвет; затем имеющих одинаковый цвет, но отличающихся оттенками. Работу с детьми следует начинать с показа объединения однородных по цвету объектов в группы, связанного с употреблением педагогом обобщенного названия, представления детям образца действия по созданию группы.

Особую трудность для детского восприятия представляют те задания, в которых требуется оценить сочетание цветов, составляющих сложную структуру. В процессе такой работы следует следить за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали цветовой материал и правильно его использовали.

Путь к овладению обследованием цветовых сочетаний лежит через обучение их построению сначала по образцу, а затем по замыслу.

Дидактические игры и упражнения должны включать занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследования.

При проведении дидактических игр и упражнений по формированию представлений о цвете детям четвертого года жизни необходимо объяснять их правила по ходу. «Возьмите темно-красный цветок и приложите его вот к этому стебельку». (Показывает.) После того как дети выполнят задание,вновь обра-щается к ним: «Теперь возьмите самый темно-красный цветок из оставшихся и приложите его вот сюда». (Показывает.) «Какой цветок остался? Куда его нужно приложить?»

Игра повторяется до тех пор,пока ее участники не усвоят основное правило: «Каждый раз выбираю самый темный объект из оставшихся». Усвоив правило, дети охотно выполняют подобные задания с объектами другого цвета.

В конце игры педагог, как правило,отмечает только положительные стороны: играли дружно, узнали о. (назвать конкретно цвет, оттенок цвета, научились делать (указать конкретно что, убрали на место игрушки и т. д.

Основы цветовой грамоты

Говоря об объективно существующих цветах, необходимо знать их характеристики, а также особенности воздействия на человека.

Цвет может иметь коммуникативное значение, которое предполагает различение, выделение, объединение объектов; символическое, указывающее на явление, предмет или сущность и выразительное (экспрессия, передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции (триединство цвета).

Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому такие выразительные характеристики, как теплый (красный, холодный (голубой, близкий (желтый, далекий (синий, легкий (белый, тяжелый (черный, со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций.

Цветовые коммуникативные (связующие) обозначения являются, по существу, вспомогательными операциями, помогающими восприятию основного содержания.

Различительная — первичная функция цвета. Ее могут выполнять не только отдельный цвет и его оттенки, но и определенное сочетание цветов — гамма, отличная от цветовой гаммы объектов другого характера. Например, по цветуразличают отдельные предметы или группы предметов: овощи и фрукты, предметы одежды и т. д.

Выделительная функция означает не только факт отличия предметов по цвету, но и особый его характер, учитывающий цветовые взаимоотношения с окружающими предметами или цветовой средой. При сравнении объектов цвета наблюдается противопоставление одних цветов другим (контраст цветов).

Все существующие цветав природе принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) — все цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый) и оттенки спектра; и ахроматические (бесцветные) — белый, черный и все переходы серого.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т. е. могут быть светлее или темнее.

Хроматические цветаимеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

Цветовой тон — основная характеристика цвета, термин для обозначения оттенка цвета (красный, зеленый, желто-зеленый). Существует множество цветовых тонов, значительно больше, чем придумано для них названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.

Светлота (тон, светосила цвета) — это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Темные цвета получают в результате смешения с черной краской, а светлые — с белой или разбавлением водой.

Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахро-матическим цветам. Любой хроматический цвет по светлоте может быть сопоставлен с ахроматическим цветом.

Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, мы имеем в виду многоцветность окраски. Тон — это, во-первых, художественный строй произведения, его колорит (употребляется для характеристики художественных произведений). Например,можно сказать: коричневый тон картины. Во-вторых, он может определять светлотные отношения в произведении. В этом случае употребляется также термин «светлота» или «светосила».

Насыщенность (интенсивность цвета, цветосила) — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета.

Цвет наибольшей насыщенности — это чистый цвет, т. е. цвет без примеси других цветов. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвет. При добавлении белого цвета получают разбеленные (пастельные) цвета.

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные — с представлением о воде, снеге и т. п. — это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с ними. Зеле-ный цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека.

Читайте также:  Беременность развитие плода определение пола ребенка

Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т. е. зрительно приближаться, а холодные — отступать, т. е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет — сине-зеленый, самый теплый — оранжевый.

Теплые цвета еще называют активными, а холодные — пассивными.

Деление на теплые и холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтоватым. Зелено-желтый — теплый, зелено-синий — холодный и т. д. К тому же цвет зависит и от окружения, т. е. от того, что находится рядом. Особенно это относится к зеленому цвету: рядом с теплым (желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным (синим) — теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так, оранжевый рядом с синим кажется еще ярче, теплее, а синий — холоднее.

Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных — светлее. Это явление называется светлотным контрастом. Примером является различие в восприятии одного и того же квадрата серого цветана черном и белом фоне: на светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном — более светлым.

Цветовойконтраст проявляется в следующем: белый, серый и черный цвета в окружении хроматических приобретают дополнительный оттенок цвета. Например, три серых квадрата одинаковы, но на синем фоне они приобретают оранжевый оттенок, на желтом — сиреневый, на зеленом — розовый.

Цветовой контраст проявляется и по отношению к холодным и теплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой — теплым.

Под цветовым контрастом понимают любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т. е. контраст в широком понимании. Контрасты цветов могут быть сильными (прямыми, средними и слабыми (обратными).

Сильные цветовые контрасты производят резкое впечатление. Например, это контраст черного и белого, желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст.

Слабые цветовые контрасты придают композиции мягкость и нежность. Это сочетание серого и черного, красного и фиолетового, желтого и оранжевого, оранжевого и малинового и т. п.

Средние контрасты наиболее уравновешенны и изысканны. Например, красный и синевато-фиолетовый, красный и серовато-коричневый, оранжевый и фиолетово-сиреневый.

Кроме сильных, средних и слабых контрастов, которые построены на подчеркивании одного цвета другим, большое значение имеют контрасты между холодными и теплыми цветами. Даже легкое контрастирование активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.

Интересно влияние контура на цветовой контраст. Если обвести границы контрастирующих цветов контуром черного цвета, то впечатление контраста усиливается. Это придает орнаменту большую выразительность и увеличивает общее эстетическое впечатление, так как усиливает звучание хроматических цветов.

Различные цветавызывают у человека неодинаковое настроение: светлые — лирическое, яркие — приподнятое, темные и тусклые — угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают.

Гармония в цвете — это согласованность, равновесие цветовых пятен. Гармоничность сочетаний часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в сопоставлении близких цветов, воспринимающихся как оттенки одного цвета.

Цвета зелено-голубые, зелено-желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими.

Восприятие цвета зависит и от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предметов.

Программа развития восприятия цвета

I полугодие

• Формировать первоначальные знания об эталонах цвета. Развивать зрительную, перцептивную ориентировку при восприятии цвета. Стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет».

• Учить узнавать, выделять объекты красного цвета из множества разноцветных (синих, желтых, зеленых); выделять цвет, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, назначения); соотносить три оттенка красного цвета, сопоставлять цвет предмета с эталоном. Упражнять в соотнесении объектов красного цвета, в выделении красного цвета из группы разноцветных. Развиватьпрактические действия: пробное прикладывание предметов друг к другу, наложение одного предмета на другой, умение осуществлять зрительный контроль за выполнением этих действий.

• Учить узнавать, выделять объекты желтого цвета из группы разноцветных. Формировать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выделении объектов заданного цвета из множества разноцветных. Упражнять в соотнесении трех оттенков красного и желтого цветов.

• Учить узнавать, выделять объекты синего цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности, а также малой насыщенности и высокой светлоты. Упражнять в ранжировании объектов красного и синего цветов в ритмически заданной последовательности, систематизации предметов по цвету.

• Учить соотносить три оттенка красного и три оттенка синего цветов. Упражнять в выборе цвета по образцу при соотнесении двух оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков желтого цветов. Развивать способность различать в знакомых предметах красный, синий, желтый цвета.

• Учить узнавать и называть белый и черный цвета. Упражнять в узнавании белого (черного) цвета из множества разноцветных (красных, синих, желтых, зеленых).

• Формировать умение получать два оттенка синего и три оттенка зеленого цвета, используя способ окраски воды.

Развивать способность сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого и синего цветов, отличающихся по светлоте. Способствовать овладению сравнительной оценкой светлоты предметов (темнее, светлее, еще светлее).Учить ранжировать объекты по возрастающей степени светлоты: сначала раскладывать предметы по порядку в ряд, пользуясь образцом, а затем по правилу — начинай с самого темного.

II полугодие

• Учить узнавать, выделять объекты зеленого цвета по образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнять в составлении ряда из аналогичных по цвету предметов. Формировать умение получать три оттенка зеленого цвета, используя способ окраски воды,и называть их: «темный», «светлее», «самый светлый».

Формировать умение ранжировать объекты красного и зеленого цветов в ритмически заданной последовательности с использованием образца.

Учить соотносить три оттенка красного и зеленого цветов. Развивать способность устанавливать сходства и различия между зрительно воспринимаемыми изображениями предметов и на этой основе делать необходимое обобщение.

• Тренировать в составлении узора с использованием хроматических и ахроматических цветов. Развивать упорядоченное восприятие при выкладывании орнамента.

• Упражнять в применении обобщающего понятия «цвет» в практической деятельности. Познакомить детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак цвета, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета.

Основные задачи в ознакомлении

детей четвертого года жизни с цветом:

1. Овладение системой цветовых эталонов

• знакомство с хроматическими цветами,

• знакомство с ахроматическими цветами,

• обучение получению цветовых тонов,

• знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте.

2. Формирование способов обследования цветовых свойств пред-метов

• обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету,

• упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету,

• закрепление знаний о цвете в памяти,

• обучение действиям с цветом по словесной инструкции,

• закрепление представлений о цвете в пространстве. 3. Развитие аналитического восприятия цвета

• обучение построению цветовых сочетаний по образцу,

Читайте также:  Консультация для родителей развитие речи в умственном развитии ребенка

• обучение построению цветовых сочетаний по замыслу,

• обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов,

• обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности.

Подготовила воспитатель по ИЗО Гараева Э. Д.

Источник

Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и привычен, мы редко обращаем внимание на цвет вечерних облаков, игру теней в кронах деревьев или сочную зелень молодой травы.

А ведь ребенок только открывает для себя этот мир, роскошное богатство красок, изменчивое, непостоянное и удивительное. Задача взрослых – помочь малышу освоиться в этом многоцветье, научить понимать сущность цвета, чувствовать его красоту.

Роль цвета в развитии ребенка

Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.

Мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети. Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса. За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.

Цвет и развитие сенсорно-чувственной сферы

Цвет – это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Ведь цвет новорожденный начинает различать раньше, чем узнавать форму предметов.

Как показали исследования, младенцы первыми начинают видеть цвета теплой части спектра:

  • красный,
  • оранжевый,
  • желтый.

И именно они оказывают наибольшее позитивное воздействие на формирование детской психики. Известный исследователь психологии цвета Б. А. Базыма назвал эти оттенки цветовыми витаминами, необходимыми для развития малышей.

Не менее важны и другие цвета:

  • успокаивающий зеленый;
  • прохладный голубой;
  • нежный и теплый бежевый.

А вот темные оттенки дети не любят, и их воздействие может носить негативный характер.

Влияние цветового окружения на детей настолько велико, что длительный недостаток «разноцветных витаминов» может привести к проблемам в развитии и состоянии детского организма в целом:

  • ухудшается общее самочувствие;
  • появляется тревожность, раздражительность, капризность;
  • возникает задержка психического развития;
  • снижается общая активность.

В отличие от взрослых, детей не раздражают яркие краски, они стимулируют их физическую и умственную активность, благотворно влияют на настроение и реакцию на окружающее.

Цвет и эмоции детей

Эмоции ребенка

Сильнее всего цвет оказывает влияние на эмоциональную сферу. Это замечают даже взрослые, не говоря уже о детях. У малышей неустойчивая нервная система, они еще пока не умеют управлять своими чувствами и чутко реагируют на все происходящее вокруг них. Контролировать с помощью волевых усилий свои эмоции они тоже пока не могут – плохо у них развита волевая сфера. Это не недостаток, а объективный факт, особенность их возраста, с которой взрослому нужно считаться.

Вот как раз цветовое окружение детей во многом и выступает как регулятор их эмоционального состояния. Правда, с точки зрения эмоциональной, цветовосприятие детей отличается от взрослого. То, что красный и оранжевый возбуждают, а синий и фиолетовый успокаивают – общеизвестный факт. Но если говорить о детях, то здесь все не так просто.

Особенности цветового воздействия, характерные для взрослых, нельзя механически переносить на детей.

  • Например, в некоторых популярных изданиях или на сайтах интернета можно встретить советы оформлять детские комнаты чрезмерно возбудимых, гиперактивных детей в холодных сине-голубых тонах. Однако психологи, серьезно занимающиеся вопросами воздействия цвета на детей, не рекомендуют злоупотреблять в окружении малышей такими цветами, как синий и фиолетовый. Ведь они угнетают их чувствительную нервную систему и даже могут привести к депрессии.
  • А вот красный и оранжевый, возбуждающе действующие на взрослых, детей часто успокаивают, несут ощущение тепла и уюта.

Как считает ведущий специалист в области психологии цвета Б. А. Базыма, нервная система здорового ребенка «объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (красный, оранжевый и желтый цвета); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может».

Цвет и интеллектуальная деятельность детей

Цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Это влияние связано с двумя факторами:

  • Во-первых, есть оттенки, которые связаны с интеллектуальной деятельностью и взрослого человека и стимулируют ее даже на психофизиологическом уровне. К этим цветам относится зеленый, синий и фиолетовый. Детям они тоже необходимы, но в виде более мягких, светлых, нежных, «разбелённых» оттенков: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, нежно-голубого, светло-сиреневого.
  • Во-вторых, цвет настолько привлекает внимание малышей, что стимулирует все их познавательные процессы. Развитие образного мышления и воображения, памяти, способности сравнивать и анализировать трудно представить вне цветового восприятия ребенка. Какого цвета апельсин, а какого цвета яблоко? Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? Зеленая лягушка прячется под зеленым листочком, а белого зайку незаметно зимой на снегу. Все познание окружающего мира, его связей, взаимозависимостей идет в тесном контакте с цветовосприятием. Именно цвет делает это познание предметным, живым, реалистичным.

Поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию. И поэтому так важно постепенное формирование у детей правильного представления о цветах.

Особенности развития детского цветовосприятия

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и хорошо развитыми, поэтому родители нередко беспокоятся, когда их малыши плохо различают цвета, не знают их названия, не могут сказать, какого цвета тот или иной предмет. Эта тревога понятна, но часто бывает необоснованной, потому что развитие восприятия цвета у ребенка носит постепенный характер.

От рождения до 3 лет

Это очень ответственный возраст не только в плане физического развития, но и в плане познания малышами окружающего мира. Мозг такого крохи получает и перерабатывают огромную массу разнообразной информации. Есть такая точка зрения: если все знания, весь опыт, накопленный человеком в течение жизни, разделить на два, то половина придется как раз на первые три года жизни.

В первые месяцы жизни восприятие младенца еще очень несовершенно. Например, зрительное восприятие формируется постепенно в течение 6–8 месяцев. Это связано не с несовершенством органов зрения, а со способностью мозга анализировать образы. И в развитии этой способности огромную роль играет разнообразное окружение ребенка, в том числе цветовое:

  • яркие игрушки;
  • погремушки;
  • красочные обои на стенах детской комнаты;
  • занавески;
  • одежда.

Все это привлекает взгляд крохи, заставляет его сосредотачиваться, рассматривать, развивать свое зрительное восприятие.

Однако до 3 лет малыш еще не использует свое зрение в полную силу, цвет привлекает его внимание, но не связан с предметами, которые ребенок различает по форме, а не по окраске. Да и видит кроха пока немного цветов, преимущественно оттенки желтого, оранжевого и красного. А другие цвета он научится выделять из многоцветья мира только к 5 годам.

3–4 года

Это возраст активных игр, в которых малыш осваивает предметный мир. Именно в этом возрасте цвет становится важной характеристикой вещей и частью представлений о мире. Правда, пока для ребенка яркость оттенка важнее реалистичности. Вот и появляются на детских рисунках красные лошадки, зеленые собачки, голубые киски. Ведь коричневые, серые и черные цвета такие скучные!

Читайте также:  Задержка психомоторного развития ребенка лечение

Однако именно в этом возрасте должны закладываться правильные представления о цветовой гамме объектов. Потому что это важный период формирования сенсорных эталонов — выработанные человечеством устойчивые представления о характеристиках и свойствах вещей и явлений. Это имеет отношение и к цветам.

К 3–4 годам ребенок способен различать 5–6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов. Поэтому «неправильную» окраску объектов на своем рисунке может объяснять очень оригинально, с фантазией: зеленая лошадка такая, потому что валялась в травке, а голубая пила водичку; розовая киска, потому что она хочет быть красивой, а оранжевый зайчик, потому что белого на листочке бумаги не видно.

В этом возрасте малыши интересуются цветом игрушек («Не хочу зеленую машину, а хочу красную!»), с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются яркой одежде. А разрисовывая фломастерами стены или свои ручки и ножки, дети искренне хотят, чтобы вокруг было все красиво.

Хорошо различая цвета, дети тем не менее могут путать их названия, особенно если это касается похожих цветов, например, красного и оранжевого или желтого и оранжевого. Да и в самих цветах, бывает, путаются. Так, для большинства детей младшего дошкольного возраста красный и оранжевый – это один цвет. А темно-синий и голубой – совершенно разные. Первый воспринимается как темный, не вызывает положительных эмоций и редко используется в рисовании. А вот голубой оценивается как светлый и позитивный, хоть по популярности, несомненно, проигрывает красному и желтому.

У некоторых детей до 5 лет возникают сложности с запоминанием цветов. До трех лет малыши часто не связывают название цвета с ним самим. И красным могут назвать синий или зеленый мячик. Да и нередко слово «красный» для малышей становится синонимом «красивый», а то и вообще «приятный», «хороший». Устойчивой связи между названиями цветов и конкретным цветом еще не образовалось. Но это временное явление.

5–7 лет

К 5–6 годам познавательная сфера ребенка уже достаточно развита, он много знает, умеет анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Недаром детей этого возраста называют маленькими мыслителями и фантазерами. Неистощимая любознательность ребятишек проявляется во всем, в том числе и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов. Так, дети приходят в восторг от открытия, что смешав голубую краску и желтую, они получают зеленую.

Кроме основных цветов, ребенок 6–7 лет различает множество оттенков и стремится знать их названия. Ведь процесс познания тесно связан с речевой деятельностью.

Наряду с познавательной, цвет начинает выполнять в этом возрасте и функцию эстетическую. Он становится важной частью представлений о красоте окружающего мира. Это заметно и в рисунках детей, и в выборе одежды, и в речи. Ребенок старается также выйти за рамки цветовых стереотипов и с огромным удовольствием изобретает собственные цвета, смешивая краски.

Наш мир удивителен и ярок именно многообразием цветов и оттенков. Умение видеть это многообразие не только наполнит жизнь ребенка красками, но и будет способствовать развитию его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Упражнения и игры по развитию детского цветовосприятия

Детское творчество

Развитие восприятия вообще и цвета, в частности – это естественный процесс. Однако его целенаправленная организация взрослыми сделает этот процесс не только более эффективным, но и более увлекательным и интересным для малыша. Тем более с цветом связано много ярких, красочных и позитивных явлений в жизни ребенка.

Каждый ребёнок воспринимает мир по-своему. Поэтому становление и развитие чувства различения цветовых тонов происходит в разнообразных видах деятельности:

  • рисование,
  • конструирование,
  • знакомство с природой,
  • произведения искусства.

Но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Разноцветные игры

Эффективность детских развивающих игр во многом зависит от степени участия в них взрослых. Это игры, которые требуют взаимодействия, ведь ваш ребенок – социальное существо, и контакт с вами — лучший стимул для его развития. А многие игры с цветом предполагают и совместное изготовление «пособий». Подарите своему ребенку радость творчества – творите вместе с ним.

Игра «Разноцветные полянки» (2,5–4 года)

Постелите на пол коврик (салфетку, пеленку или лист цветной бумаги) определенного цвета. Лучше, чтобы это был чистый цвет, без сложных оттенков (красный, зеленый, синий, желтый). Это у вас будет полянка. Попросите малыша найти и принести игрушки соответствующего цвета.

Вначале, возможно, потребуется ваша помощь. Даже не потому, что ребенок не понимает, что от него требуется, а потому, что ему скучно играть одному, и он не чувствует «вкуса» игры. Его нужно увлечь. Можно даже устроить веселое соревнование – кто больше найдет и принесет игрушек нужного цвета. (Разумеется, здесь надо подыграть малышу.) В процессе игры не забывайте называть цвет вещей.

Игра «Цветы и бабочки» (2,5–4 года)

Вырежьте из цветной бумаги красные, синие, желтые и зеленые цветы и приклейте их на белый лист. Попросите малыша назвать цвета. Если ребенок уже хорошо ориентируется в этих четырех цветах, то можно добавить оранжевые и фиолетовые цветы.

Спросите, где растут цветы, и какой краской надо закрасить полянку? Предложите ему нарисовать травку нужным цветом (карандашом или фломастером).

Затем из бумаги тех же цветов вырежьте бабочек. Бабочки у вас прилетели на полянку, и надо посадить их на цветы нужного цвета. Попросите это сделать малыша.

Не забывайте предлагать ребенку называть цвета. Если он затрудняется, не настаивайте, просто называйте сами. Знание цветов придет со временем.

Игра «Что не так?» (3–4 года)

Берем раскраски со знакомыми ребенку предметами и раскрашиваем их неправильно, используя нехарактерные для этих предметов цвета, например, огурец – красным, клубничку — синим. Показываем ребенку и спрашиваем, правильно ли все нарисовано? Что не так? Как должно быть?

Игра «Цвета природы» (4–6 лет)

В эту игру можно играть и дома, и на прогулке. Она очень разнообразна, поэтому вы и сами можете придумывать новые вариации этой игры. Вот два примера.

  1. Упражнение «Какого цвета мир зимой (летом)».

Попросите ребенка вспомнить или просто заглянуть в окно и сказать, какой цвет главный зимой. Он, несомненно, назовет белый, но вы попросите присмотреться внимательнее (заодно и сами посмотрите). И, конечно, вы заметите на белом снегу голубые, сиреневые, серые тени, и коричневые стволы деревьев, и синее или жемчужно-синее небо, и еще много-много разных оттенков. Такое же упражнение можно провести и летом, и весной, и осенью.

  1. Упражнение «Какой цвет в огороде растет?»

А правда, какой? Дети с удовольствием вспоминают «огородные» цвета: зеленый огурец, оранжевая морковь, желтая дыня, фиолетовая слива и т. д.

Можно еще придумать массу таких игр-упражнений, ориентируясь на интересы и увлечения своих детей. Например, с девочкой играть в оттенки цветочков, а с мальчиком в цвета автомобилей.

Но играя с ребенком, помните, что любые игры только тогда будут ему полезны и интересны, когда и вы сами в них играете с интересом и увлечением. Наши дети очень эмоционально чувствительны, и мы своими эмоциями их подпитываем, настраиваем на деятельность, учебу, творчество.