Развитие восприятия цвета у ребенка

Развитие восприятия цвета у ребенка thumbnail

Мы живем в ярком, красочном мире, наполненном сотнями цветов и оттенков. Он для нас обычен и привычен, мы редко обращаем внимание на цвет вечерних облаков, игру теней в кронах деревьев или сочную зелень молодой травы.

А ведь ребенок только открывает для себя этот мир, роскошное богатство красок, изменчивое, непостоянное и удивительное. Задача взрослых – помочь малышу освоиться в этом многоцветье, научить понимать сущность цвета, чувствовать его красоту.

Роль цвета в развитии ребенка

Психическая деятельность взрослого человека во многом подчинена разуму, регулируется рациональной сферой нашего сознания. А вот ребенок полностью открыт миру, он живет чувственным восприятием. Именно оно является для него основным, и малыш как губка впитывает все внешние воздействия: свет, звуки, запахи, зрительные образы, тактильные ощущения и, конечно, цвет, который оказывает на развитие ребенка огромное влияние.

Мир ребенка – мир непосредственных, чувственных образов, и цветовые впечатления, пожалуй, самые яркие впечатления детства. Свет и цвет – это одни из первых явлений действительности, на которые обращают внимание дети. Если реакция на свет, особенно у новорожденного, в значительной степени рефлекторна, то выделение цвета требует сосредоточенности и возникновения чувства интереса. За яркую игрушку или занавеску малыш словно цепляется взглядом.

Цвет и развитие сенсорно-чувственной сферы

Цвет – это тот же свет, только разной длины волны. Отражаясь от предметов, он попадает на сетчатку глаза, вызывает нервный импульс, который рождает в зрительном отделе головного мозга цветовой образ. И развитие зрительного восприятия малыша во многом связано с его цветовым окружением. Ведь цвет новорожденный начинает различать раньше, чем узнавать форму предметов.

Как показали исследования, младенцы первыми начинают видеть цвета теплой части спектра:

  • красный,
  • оранжевый,
  • желтый.

И именно они оказывают наибольшее позитивное воздействие на формирование детской психики. Известный исследователь психологии цвета Б. А. Базыма назвал эти оттенки цветовыми витаминами, необходимыми для развития малышей.

Не менее важны и другие цвета:

  • успокаивающий зеленый;
  • прохладный голубой;
  • нежный и теплый бежевый.

А вот темные оттенки дети не любят, и их воздействие может носить негативный характер.

Влияние цветового окружения на детей настолько велико, что длительный недостаток «разноцветных витаминов» может привести к проблемам в развитии и состоянии детского организма в целом:

  • ухудшается общее самочувствие;
  • появляется тревожность, раздражительность, капризность;
  • возникает задержка психического развития;
  • снижается общая активность.

В отличие от взрослых, детей не раздражают яркие краски, они стимулируют их физическую и умственную активность, благотворно влияют на настроение и реакцию на окружающее.

Цвет и эмоции детей

Эмоции ребенка

Сильнее всего цвет оказывает влияние на эмоциональную сферу. Это замечают даже взрослые, не говоря уже о детях. У малышей неустойчивая нервная система, они еще пока не умеют управлять своими чувствами и чутко реагируют на все происходящее вокруг них. Контролировать с помощью волевых усилий свои эмоции они тоже пока не могут – плохо у них развита волевая сфера. Это не недостаток, а объективный факт, особенность их возраста, с которой взрослому нужно считаться.

Вот как раз цветовое окружение детей во многом и выступает как регулятор их эмоционального состояния. Правда, с точки зрения эмоциональной, цветовосприятие детей отличается от взрослого. То, что красный и оранжевый возбуждают, а синий и фиолетовый успокаивают – общеизвестный факт. Но если говорить о детях, то здесь все не так просто.

Особенности цветового воздействия, характерные для взрослых, нельзя механически переносить на детей.

  • Например, в некоторых популярных изданиях или на сайтах интернета можно встретить советы оформлять детские комнаты чрезмерно возбудимых, гиперактивных детей в холодных сине-голубых тонах. Однако психологи, серьезно занимающиеся вопросами воздействия цвета на детей, не рекомендуют злоупотреблять в окружении малышей такими цветами, как синий и фиолетовый. Ведь они угнетают их чувствительную нервную систему и даже могут привести к депрессии.
  • А вот красный и оранжевый, возбуждающе действующие на взрослых, детей часто успокаивают, несут ощущение тепла и уюта.

Как считает ведущий специалист в области психологии цвета Б. А. Базыма, нервная система здорового ребенка «объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (красный, оранжевый и желтый цвета); яркие, светлые оттенки оказывают на центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может».

Цвет и интеллектуальная деятельность детей

Цвет влияет не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу малышей. Это влияние связано с двумя факторами:

  • Во-первых, есть оттенки, которые связаны с интеллектуальной деятельностью и взрослого человека и стимулируют ее даже на психофизиологическом уровне. К этим цветам относится зеленый, синий и фиолетовый. Детям они тоже необходимы, но в виде более мягких, светлых, нежных, «разбелённых» оттенков: желто-зеленого, салатового, светло-изумрудного, нежно-голубого, светло-сиреневого.
  • Во-вторых, цвет настолько привлекает внимание малышей, что стимулирует все их познавательные процессы. Развитие образного мышления и воображения, памяти, способности сравнивать и анализировать трудно представить вне цветового восприятия ребенка. Какого цвета апельсин, а какого цвета яблоко? Почему летом листочки зеленые, а осенью оранжевые и желтые? Зеленая лягушка прячется под зеленым листочком, а белого зайку незаметно зимой на снегу. Все познание окружающего мира, его связей, взаимозависимостей идет в тесном контакте с цветовосприятием. Именно цвет делает это познание предметным, живым, реалистичным.

Поэтому в детские развивающие игры рекомендуется включать упражнения по цветовосприятию. И поэтому так важно постепенное формирование у детей правильного представления о цветах.

Особенности развития детского цветовосприятия

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми и хорошо развитыми, поэтому родители нередко беспокоятся, когда их малыши плохо различают цвета, не знают их названия, не могут сказать, какого цвета тот или иной предмет. Эта тревога понятна, но часто бывает необоснованной, потому что развитие восприятия цвета у ребенка носит постепенный характер.

От рождения до 3 лет

Это очень ответственный возраст не только в плане физического развития, но и в плане познания малышами окружающего мира. Мозг такого крохи получает и перерабатывают огромную массу разнообразной информации. Есть такая точка зрения: если все знания, весь опыт, накопленный человеком в течение жизни, разделить на два, то половина придется как раз на первые три года жизни.

В первые месяцы жизни восприятие младенца еще очень несовершенно. Например, зрительное восприятие формируется постепенно в течение 6–8 месяцев. Это связано не с несовершенством органов зрения, а со способностью мозга анализировать образы. И в развитии этой способности огромную роль играет разнообразное окружение ребенка, в том числе цветовое:

  • яркие игрушки;
  • погремушки;
  • красочные обои на стенах детской комнаты;
  • занавески;
  • одежда.

Все это привлекает взгляд крохи, заставляет его сосредотачиваться, рассматривать, развивать свое зрительное восприятие.

Однако до 3 лет малыш еще не использует свое зрение в полную силу, цвет привлекает его внимание, но не связан с предметами, которые ребенок различает по форме, а не по окраске. Да и видит кроха пока немного цветов, преимущественно оттенки желтого, оранжевого и красного. А другие цвета он научится выделять из многоцветья мира только к 5 годам.

3–4 года

Это возраст активных игр, в которых малыш осваивает предметный мир. Именно в этом возрасте цвет становится важной характеристикой вещей и частью представлений о мире. Правда, пока для ребенка яркость оттенка важнее реалистичности. Вот и появляются на детских рисунках красные лошадки, зеленые собачки, голубые киски. Ведь коричневые, серые и черные цвета такие скучные!

Однако именно в этом возрасте должны закладываться правильные представления о цветовой гамме объектов. Потому что это важный период формирования сенсорных эталонов — выработанные человечеством устойчивые представления о характеристиках и свойствах вещей и явлений. Это имеет отношение и к цветам.

К 3–4 годам ребенок способен различать 5–6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов. Поэтому «неправильную» окраску объектов на своем рисунке может объяснять очень оригинально, с фантазией: зеленая лошадка такая, потому что валялась в травке, а голубая пила водичку; розовая киска, потому что она хочет быть красивой, а оранжевый зайчик, потому что белого на листочке бумаги не видно.

В этом возрасте малыши интересуются цветом игрушек («Не хочу зеленую машину, а хочу красную!»), с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются яркой одежде. А разрисовывая фломастерами стены или свои ручки и ножки, дети искренне хотят, чтобы вокруг было все красиво.

Хорошо различая цвета, дети тем не менее могут путать их названия, особенно если это касается похожих цветов, например, красного и оранжевого или желтого и оранжевого. Да и в самих цветах, бывает, путаются. Так, для большинства детей младшего дошкольного возраста красный и оранжевый – это один цвет. А темно-синий и голубой – совершенно разные. Первый воспринимается как темный, не вызывает положительных эмоций и редко используется в рисовании. А вот голубой оценивается как светлый и позитивный, хоть по популярности, несомненно, проигрывает красному и желтому.

У некоторых детей до 5 лет возникают сложности с запоминанием цветов. До трех лет малыши часто не связывают название цвета с ним самим. И красным могут назвать синий или зеленый мячик. Да и нередко слово «красный» для малышей становится синонимом «красивый», а то и вообще «приятный», «хороший». Устойчивой связи между названиями цветов и конкретным цветом еще не образовалось. Но это временное явление.

5–7 лет

К 5–6 годам познавательная сфера ребенка уже достаточно развита, он много знает, умеет анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Недаром детей этого возраста называют маленькими мыслителями и фантазерами. Неистощимая любознательность ребятишек проявляется во всем, в том числе и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов. Так, дети приходят в восторг от открытия, что смешав голубую краску и желтую, они получают зеленую.

Кроме основных цветов, ребенок 6–7 лет различает множество оттенков и стремится знать их названия. Ведь процесс познания тесно связан с речевой деятельностью.

Наряду с познавательной, цвет начинает выполнять в этом возрасте и функцию эстетическую. Он становится важной частью представлений о красоте окружающего мира. Это заметно и в рисунках детей, и в выборе одежды, и в речи. Ребенок старается также выйти за рамки цветовых стереотипов и с огромным удовольствием изобретает собственные цвета, смешивая краски.

Наш мир удивителен и ярок именно многообразием цветов и оттенков. Умение видеть это многообразие не только наполнит жизнь ребенка красками, но и будет способствовать развитию его восприятия, интеллекта и творческих способностей.

Упражнения и игры по развитию детского цветовосприятия

Детское творчество

Развитие восприятия вообще и цвета, в частности – это естественный процесс. Однако его целенаправленная организация взрослыми сделает этот процесс не только более эффективным, но и более увлекательным и интересным для малыша. Тем более с цветом связано много ярких, красочных и позитивных явлений в жизни ребенка.

Каждый ребёнок воспринимает мир по-своему. Поэтому становление и развитие чувства различения цветовых тонов происходит в разнообразных видах деятельности:

  • рисование,
  • конструирование,
  • знакомство с природой,
  • произведения искусства.

Но наиболее эффективным средством в развитии цветовосприятия является игра.

Разноцветные игры

Эффективность детских развивающих игр во многом зависит от степени участия в них взрослых. Это игры, которые требуют взаимодействия, ведь ваш ребенок – социальное существо, и контакт с вами — лучший стимул для его развития. А многие игры с цветом предполагают и совместное изготовление «пособий». Подарите своему ребенку радость творчества – творите вместе с ним.

Игра «Разноцветные полянки» (2,5–4 года)

Постелите на пол коврик (салфетку, пеленку или лист цветной бумаги) определенного цвета. Лучше, чтобы это был чистый цвет, без сложных оттенков (красный, зеленый, синий, желтый). Это у вас будет полянка. Попросите малыша найти и принести игрушки соответствующего цвета.

Вначале, возможно, потребуется ваша помощь. Даже не потому, что ребенок не понимает, что от него требуется, а потому, что ему скучно играть одному, и он не чувствует «вкуса» игры. Его нужно увлечь. Можно даже устроить веселое соревнование – кто больше найдет и принесет игрушек нужного цвета. (Разумеется, здесь надо подыграть малышу.) В процессе игры не забывайте называть цвет вещей.

Игра «Цветы и бабочки» (2,5–4 года)

Вырежьте из цветной бумаги красные, синие, желтые и зеленые цветы и приклейте их на белый лист. Попросите малыша назвать цвета. Если ребенок уже хорошо ориентируется в этих четырех цветах, то можно добавить оранжевые и фиолетовые цветы.

Спросите, где растут цветы, и какой краской надо закрасить полянку? Предложите ему нарисовать травку нужным цветом (карандашом или фломастером).

Затем из бумаги тех же цветов вырежьте бабочек. Бабочки у вас прилетели на полянку, и надо посадить их на цветы нужного цвета. Попросите это сделать малыша.

Не забывайте предлагать ребенку называть цвета. Если он затрудняется, не настаивайте, просто называйте сами. Знание цветов придет со временем.

Игра «Что не так?» (3–4 года)

Берем раскраски со знакомыми ребенку предметами и раскрашиваем их неправильно, используя нехарактерные для этих предметов цвета, например, огурец – красным, клубничку — синим. Показываем ребенку и спрашиваем, правильно ли все нарисовано? Что не так? Как должно быть?

Игра «Цвета природы» (4–6 лет)

В эту игру можно играть и дома, и на прогулке. Она очень разнообразна, поэтому вы и сами можете придумывать новые вариации этой игры. Вот два примера.

  1. Упражнение «Какого цвета мир зимой (летом)».

Попросите ребенка вспомнить или просто заглянуть в окно и сказать, какой цвет главный зимой. Он, несомненно, назовет белый, но вы попросите присмотреться внимательнее (заодно и сами посмотрите). И, конечно, вы заметите на белом снегу голубые, сиреневые, серые тени, и коричневые стволы деревьев, и синее или жемчужно-синее небо, и еще много-много разных оттенков. Такое же упражнение можно провести и летом, и весной, и осенью.

  1. Упражнение «Какой цвет в огороде растет?»

А правда, какой? Дети с удовольствием вспоминают «огородные» цвета: зеленый огурец, оранжевая морковь, желтая дыня, фиолетовая слива и т. д.

Можно еще придумать массу таких игр-упражнений, ориентируясь на интересы и увлечения своих детей. Например, с девочкой играть в оттенки цветочков, а с мальчиком в цвета автомобилей.

Но играя с ребенком, помните, что любые игры только тогда будут ему полезны и интересны, когда и вы сами в них играете с интересом и увлечением. Наши дети очень эмоционально чувствительны, и мы своими эмоциями их подпитываем, настраиваем на деятельность, учебу, творчество.

Источник

Валерия Матвейкина
Развитие восприятия цвета у дошкольников

Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской личности, её эстетических вкусов, ведь благодаря цветоощущению или цветовому зрению человек способен воспринимать многообразие окружающего мира, кроме того, развитие восприятия цвета-есть основа становления зрительных функций, формирование способов обследования предметов и их изображений, цветовых сочетаний и их оттенками. Таким образом,способствуя развитию мышления, памяти. Восприятие цвета зависит от индивидуальных особенностей зрения, темперамента, настроения. Наличие цветового зрения играет большую роль в опознавании изображений и предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали и воспринимать большее количество информативных признаков.

Восприятие тесно связано с речью, в зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты. При недостаточном развитии у дошкольников процесса восприятия окружающего мира представления о предметах у детей неполны, фрагментарны, отличаются пониженной степенью обобщенности. Всё это приводит к обеднению словарного запаса, отражающего окружающий мир, что может создать систему вербальных образов,которые будут слабо связаны с чувстенным опытом детей. Овладение обобщающими словами у детей пятого года ограничено, что затрудняет формирование предметно –практических действий сравнения, классификаций, сериаций предметов по общим или отдельным признакам. Дети мало используют в речи такие понятия, как «цвет, оттенок», словосочетания «предметы по цвету сходны, различаются», поэтому необходимо преодолевать разрыв между воприятием зрительного образа и слова.

У детей 4-5 лет необходимо развивать интерес к игре с цветом, слуховое внимание,связную речь, умение выслушать товарища и,при необходимости, дополнить его рассказ. Дошкольники учатся описывать предмет, выделять его цыетовые свойства, совершенствуется умение объединять представление о цвете одним словом-наименованием, рассматривая предмет, дети сравнивают их и впроцессе рассказывают о сходстве и различии по цвету,упражняются в узнавании и назывании предметов.

Полное овладение системой эталонов цвета включает в себя знакомство со всеми тонами (хроматическими и ахроматическими)и овладение их связями : представлением о последовательности получения цветов путём смешивания других, об изменении цвета по светлоте и насыщенности. Одной из задач,обеспечивающей полное овладение детьми системой эталонов цвета, является формирование представлений о цветах радуги и о последовательности расположения цветовых тонов в спектре.

Поскольку детей этого возраста характеризует болле устойчивое внимание, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное и слуховое восприятие,расширение словарного запаса, развитие мышления, то и задачи ознакомления детей с цветом усложняются.

Определяем основные задачи :

1. Овладение системой цветовых эталонов (знакомство с хрома и ахроматическими цветами, формирование знаний о последовательности расположения их в спектре, обучение получению цветовых тонов, знакомствос изменяемостью цветовых тонов по светлоте)

2. Формирование способов обследования цветовых свойств предметов (знакомство со сложными цветами, формирование знаний о теплых и холодных цветах спектра, обучение действиям индефикации предметов и их изображений по цвету, упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету, закрепление знаний о цвете в памяти, обучение действиям с цветом по словесной иструкции, закрепление представлений о цвете в пространстве)

3. Развитие аналитического восприятия цвета (обучение построению уветовых сочетаний по образцу и замыслу, обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов, развитие способности «исключать» лишний по цвету предмет в сериационных и класификационных рядах,обучение составлению рядов из цветных предметов в заданной последовательности).

Для успешного овладения детьми системы восприятия цвета, знакомства с его оттенками, формирования способов обследования предметов, их изображений,педагоги, конечно в первую очередь применяют игру.

Вот несколько примеров дидактических игр, которые можно применять как на занятиях, так и в свободное от них время.

«УЗНАЙ и НАЗОВИ» «УЗНАЙ и ВЫБЕРИ»

Цель :развивать восприятие цвета у детей, формировать знания о цветах спектра. Учить называть и узнавать заданный цвет. Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения.

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов. Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета.

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Цель: совершенствовать знания об определеном, заданном цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии цветов и их оттенков в большом пространстве, упражнять в определении цвета удаленных обьектов. Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие «цвет».

«РАСКРАСЬ ПО СХЕМЕ»

Цель: закреплять знания о цветах, развивать сообразительность, учить в процессе закрашивания контурного изображения предмета действовать в соответствии с предложенной схемой. Развивать тонкие зрительные дифференцировки при восприятии цвета в слабом цветовом контрасте.

«ЦВЕТА РАДУГИ» «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Цель: знакомить и закреплять знания о последовательном расположении цвета в спектре, учить подбирать цвет по образцу и по слову, выделять указанный цвет и называть его. Развивать внимательность.

«КАКОЙ ЦВЕТ ПРОПУЩЕН «НАЙДИ СВОЁ МЕСТО»

Цель: закреплять знания о цветах спектра,их последовательном расположении. Учить узнавать,называть,выделять из нескольких каждый цвет спектра,определять недостающий цвет. Продолжать закреплять знания о последовательности цветов спектра, учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

Цель:учить получать заданный цвет,путем смешивания двух других.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Цель : учить составлять предмет из частей. Развивать зрительную реакцию детей на цвет. Формировать умение выполнять конструктивную задачу по памяти. Учить описывать предмет, ориентируясь на два признака одновременно.

«НАВЕДИ ПОРЯДОК»

Цель: продолжать учить дифференцировать теплые и холодные цвета. Развивать способность устанавливать сходство и различия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящийся к группе предметов и понятий.

«РАСКРАСЬ УЗОР»

Цель: учить создавать орнаментальные узоры, ипользуя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференцировании теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов различных цветов.

«РЫБКИ В АКВАРИУМЕ» «СОБЕРИ БУКЕТ»

Цель: формировать умение выкладывать сериационный ряд по светлоте оттенка цвета, учить воспринимать и определять оттенки цвета. Обогащать речь детей словами «светлый, светлее», «темный,темнее», «оттенок»

Источник