Развитие воспитание ребенка в два года

Развитие воспитание ребенка в два года thumbnail

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.

Психология ребенка в 2 года

Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».

Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.

Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.

Особенности психологического развития ребенка 2 лет:

  • Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
  • Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
  • Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
  • Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
  • Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
  • Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.

Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.

Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.

Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Читайте также:  Физическое нервно психическое развитие годовалого ребенка

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие речи и артикуляционных навыков

В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.

Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.

В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.

Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:

  • играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
  • рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
  • проговаривать или пропевать сложные слова;
  • изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
  • разучивать скороговорки и песенки.

Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.

Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия

В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.

Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:

  • не любят повторений в обучении;
  • воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
  • несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
  • мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
  • любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
  • они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.

Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.

Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:

  • знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
  • информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
  • девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
  • они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.

Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.

Задания для детей, еще не освоивших речь

Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.

Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка школьного возраста

Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.

Нравственное воспитание

В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.

Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет

До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.

До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.

Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.

Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.

В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.

Источник

Воспитание ребенка в 2 года – непростой этап в жизни родителей. В старину говорили: “Воспитывать надо, пока под стол пешком”. Главное внимание в это время нужно обратить на развитие у ребенка эстетических и нравственных принципов, речи, движения. Также нельзя оставлять в стороне чувства и эмоции, культурные и гигиенические навыки, полноценное физиологическое развитие, укрепление здоровья и иммунитета.

Воспитание ребенка в 2 года

Как воспитывать ребенка в 2 года

В это время ребенок начинает сам ходить и говорить, а значит, увеличивается поле его деятельности. Ребенок лезет в столы, открывает ящики, часто падает, получает первые в своей жизни шишки. Этого не избежать ни одному активному ребенку.

Ребенок продолжает заниматься изучением всего, что находится возле него. В этом возрасте закладывается характер маленького человечка и происходит наиболее активное развитие ребенка в интеллектуальном отношении, а также накопление его словарного запаса.

Чаще общайтесь с ребенком. Читайте стихи, обсуждайте вслух свои и его действия, отвечайте, как называется тот или иной предмет. Причем чем чаще и больше родители говорят с ребенком, тем быстрее их кроха научится произносить слова и словосочетания, и тем правильнее будут построены фразы. Главная ошибка родителей – когда они в разговоре с ребенком специально коверкают слова. Все это ведет к косноязычию и картавости. Другая ошибка – встречать каждую сказанную ребенком фразу хохотом.

Воспитывайте ребенка на собственном примере. Не забывайте, что ребенок копирует ваше поведение и стиль общения. Начиная со второго года своей жизни, малыш осознанно повторяет речь и каждый поступок близких ему людей. Ребята отлично копируют как услышанную в голосе интонацию, так и услышанные, пусть и незнакомые слова. В семьях, где звучат ссоры, споры, скандалы, где не обращают внимание на моральные понятия, ребенок будет воспроизводить точно такую же линию поведения. А в семьях, где абсолютно все члены семьи мирно, дружелюбно и приветливо разговаривают друг с другом, в воспитании и развитии ребенка в 2 года уже формируются правильные понятия о семье и морали.

Читайте также:  Влияние взрослого на развитие личности ребенка

Будьте понимающими. Когда ваш ребенок капризничает, плачет, не желает уходить с игровой площадки, поймите его и ласково объясните, что представляете, как нелегко бросить увлекательную игру, но пора домой. Идея в том, чтобы дать понять малышу, что вы на его стороне. Не раздражайтесь, не ругайтесь, даже если вам неудобно перед другими родителями.

Установите правила и определенный жизненный ритм уже с этого возраста. Если режим дня присутствует в воспитании ребенка 1–2 года жизни, то дальше ему будет легче. Когда ребенок живет по режиму, то в определенное время у него появляется аппетит, и он с удовольствием съедает все, что ему предлагают, спокойно и без капризов засыпает; он большое время проводит на воздухе. Кроме всего этого, в раннем возрасте для нормального физиологического развития и профилактики переутомления просто необходимо правильно чередовать активные игры и отдых. В большинстве случаев именно недосыпание или переутомление являются причиной детских капризов и истерик, непослушания.

Крепкий, здоровый детский сон имеет большое значение, так как он предопределяет правильное развитие нервной и психической системы. Запомните, что крепкому сну должно предшествовать уравновешенное состояние малыша, поэтому избегайте непосредственно пред сном подвижных и активных игр. Если ребенок упрямится, то надо чем-нибудь увлечь его. Если не желает ложиться спать, то, переодевая ребенка, объясните, чем вы будете заниматься после сна, куда пойдете, что интересного увидите. Это ведь приятнее и гораздо проще, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует принципам воспитания ребенка в 1–2 года.

Хвалите ребенка за хорошее поведение. Установите элементарные правила и хвалите малыша за то, что он их соблюдает. Моделируйте правильное поведение. Терпеливо показывайте ребенку, как надо себя правильно вести. Создайте условия для хорошего поведения, например, распланируйте пространство ребенка так, чтоб ему было удобно играть и собирать игрушки.

Говорите малышу, что он может делать, вместо того, чтобы говорить о том, чего он делать не умеет. Например, если ребенок хочет съесть конфету перед обедом, не говорите, что это вредно, скажите, что он может сейчас съесть яблоко или апельсин.

Дайте ребенку право выбора. Это позволит малышу ощутить некоторую свободу, а вам – держать процесс под контролем. Предлагайте ребенку несколько кофточек на выбор, когда идете гулять, несколько книжек, когда ложитесь спать, и т.д.

Старайтесь избегайте ситуаций, которые могут вызвать капризы, “вспышку” непослушания. Например, если вы запланировали встретиться с подругой и идете к ней с ребенком, то сделайте это на свежем воздухе, например, в парке. Не нужно ждать, что он будет вести себя спокойно, пока вы будете болтать за чашечкой чая в кафе – малышу просто будет скучно.

Помогайте ребенку в познании окружающего мира. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать «на зубок», послушать, как играет каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не забирайте у него все подряд, запрещая трогать книжку, ручку, косметичку. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (острые предметы, зажигалка, ножи и т. п.), — просто заранее исключите их, уберите в недоступные для его рук и глаз места.

Учите ребенка есть и одеваться самостоятельно. Не спешите отнимать у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Когда надеваете на ребенка какую-то вещь, не спешите и не нервничайте, не ругайте малыша. Он всему научится, если будет спокойно наблюдать за вашими неторопливыми действиями.

Правильный выбор игрушек

Для воспитания и развития ребенка в 2 года необходимо купить развивающие игрушки. Малыш с 2-х лет начинает обыгрывать различные сюжеты с помощью игрушек. Дело родителей – научить и организовать ту или иную игру. Тогда с помощью игрушек малыш начнет быстрее и лучше постигать все новое в этом мире.

Прекрасные игрушки можно сделать самим из подручных материалов, разных по тактильным ощущениям (это мешочки, коробочки с разными на ощупь материалами), так чтобы малышу можно было все трогать, вынимать, складывать. В процессе игры запоминаются названия цветов, формы предметов, развиваются необходимые навыки.

Воспитание ребенка в 2 года – это интересный и неповторимый период жизни. И все, что здесь требуется родителям – это запастись терпением и научиться понимать своего малыша.

Источник