Развитие воспитание ребенка до рождения

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.
К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.
Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.
Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.
Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?
Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.
Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?
Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.
Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.
Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!
А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?
В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.
Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.
Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.
В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.
Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.
Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.
Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?
Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.
Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.
Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.
Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.
Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?
Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.
На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?
Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.
Давай поговорим?
Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.
За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).
Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.
Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.
Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.
Маленькие слушатели
В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.
Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!
Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.
Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».
Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.
Источник
21.11.2016
Статья
Вынашивая малыша, каждая мама уже мечтает о его будущем: кто-то предвкушает для своего ребёнка карьеру великого музыканта, кто-то – Нобелевскую премию. Поэтому об интеллекте малыша начинают заботиться ещё во время беременности
Ещё в 70-е годы XX века появилась новая отрасль в медицине – пренатальная психология: дородовое развитие и воспитание ребёнка. По методике калифорнийского акушера Ван де Карра специальные упражнения по тактильному воздействию рук на брюшную полость (перестукивания) ежедневно в течение 15-20 минут должны были помочь интеллектуальному развитию плода.
О положительном воздействии музыки на беременных знали ещё раньше. Французский акушер Мишель Оден в середине прошлого века организовал хор из будущих мам. Его участницы выполняли специальные вокальные упражнения, и в итоге у них рождались более здоровые и спокойные дети.
Врачи утверждают, что с 16 недель ребёнок слышит голос мамы, стук её сердца. Громкие окружающие шумы тоже до него доходят. Например, по словам учёных, классическая музыка благотворно влияет на малыша, и он успокаивается. Многие будущие мамы стараются таким образом воспитывать своих детей.
Анна Макарова, мама семилетнего Максима:
– Во время беременности постоянно слушала классику для малышей в специальной обработке. Когда сын только родился, тоже включала ему эти диски, он спал под тихую мелодию Моцарта. Никакой особой реакции не замечала. Но потом, когда подрос и начал говорить, стоило мне включить музыку, он тут же просил её выключить. Он очень любит тишину и, если и включает музыку, то явно не классику. О музыкальной школе и слышать не хочет. Поэтому не могу сказать, что прослушивание классики как-то положительно повлияло на моего ребёнка. Главное, мне тогда под эту музыку было комфортно. Думаю, для ребёнка самое главное – спокойствие мамы.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Конечно, сложно отследить развивающая методика повлияла на появление здорового ребёнка или «так сложилось». Тем не менее, наука не стоит на месте, и сегодня достаточно много методик дородового развития ребёнка.
Суть методики Томаса Верни – мир и гармония в семье. Главная здесь – будущая мама, поэтому все упражнения направлены на её расслабление. Для этого беременная должна выполнять специальные упражнения. Также, по версии Томаса Верни, будущая мама минимум два раза в неделю в течение часа должна слушать расслабляющую музыку. С пятого месяца начинаются занятия по пению, разговоры с ребёнком и чтение сказок. Работа со звуком должна способствовать развитию слуха малыша. С шестого месяца мама начинает передавать свои эмоции ребёнку с помощью танцев, массажа и поглаживаний живота. С седьмого месяца автор добавляет работу с мыслями, мечтами, дыханием для более глубокой эмоциональной связи с малышом.
Методика «Сонатал» появилась ещё в 80-е годы прошлого века в нашей стране. Профессор доктор медицинских наук Михаил Лазарев разработал музыкальную методику пренатального развития плода. Суть данной методики заключается в том, что с помощью стимуляций светом, звуком, движением и прикосновением сохраняются большое количество нейронов головного мозга. Занятия нельзя прекращать и после рождения, так как сохранённые звуки ребёнок должен связать с жизнью после рождения. В остальном методика схожа с предложением Томаса Верни: танцы, музыка, пение, похлопывания по животу, общение с ребёнком с помощью чтения сказок. Начать заниматься с малышом любого возраста легко со «Стартовым набором» от Бимбаскет. Эта удивительная коробочка – самый простой и доступный способ познакомиться с цветомузыкальной методикой профессора Михаила Лазарева.
Американская методика Брента Логана «BabyPlus» состоит из 16 уроков. На живот крепится проигрыватель, и нужно включать урок, транслирующий сердечные звуки. По правилам каждый урок нужно проигрывать несколько раз в день в течение часа на протяжении нескольких дней. С каждым уроком ритм увеличивается. По версии разработчиков, это упражнение помогает ребёнку заранее привыкнуть к звукам внешнего мира. Последователи этой теории утверждают, что дети, которые получали эти уроки, после рождения спокойнее, и у них нет проблем с концентрацией внимания.
Какую бы методику будущая мама не выбрала, она должна исходить из своих желаний. Нужно делать то, что приносит радость именно ей. Все методики созданы для того, чтобы на протяжении всех девяти месяцев будущая мама готовилась к счастливому материнству, была внимательнее к себе и малышу.
Кандидат психологических наук, психолог высшей категории Марина Гогуева советует читательницам нашего блога: «Беременная женщина не должна делать ничего непривычного. Если она не слушала классику, не стоит «насиловать» себя искусством. Гораздо важнее контакт с ребёнком: поглаживания живота, разговоры. Кроме того, любой малыш хорошо развивается в благоприятной домашней обстановке – это лучшее условие для развития».
Итак, выбирая ту или иную методику, нужно придерживаться правила «Не навреди», а также принципа умеренности во всём
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Источник
МАМА, КАК ПОСРЕДНИК
Воспитание, в широком смысле слова, – это комплекс мер воздействия на ребенка с целью приобщения к социальным нормам общества, в котором он живет. Но как насчет малыша, который живет пока не в обществе, а в материнской утробе? Специалисты считают, что его тоже можно воспитывать.
Самая главная «педагогическая» задача в этот период – внушить малышу веру в его собственные силы и в дружелюбие окружающего мира. Добиться этого помогает забота о беременной женщине, благодаря которой будущая мама находится в благоприятном физическом и психологическом состоянии и «заражает» здоровьем и оптимизмом свое дитя.
Специалисты утверждают, что эмоциональное состояние ребенка в материнской утробе чрезвычайно подвержено внешним влияниям из-за повышенной чувствительности психики беременной женщины. Поэтому все эмоции, которые испытывают к будущей маме окружающие люди, незамедлительно сказываются на ее ребенке. Известны случаи, когда после нервного срыва беременной, утверждавшей: «Я не хочу, ненавижу ребенка», ее абсолютно здоровый малыш переставал шевелиться, как будто стараясь затаиться и лишний раз не напоминать матери о своем существовании. Надо ли говорить, что вряд ли такой человек в дальнейшем сможет смело и открыто общаться с людьми.
Хотя стоит отметить, что некоторые исследования указывают на определенную пользу нестабильного эмоционального состояния будущей мамы. Так, ученые из Стэнфордского университета (США) выявили, что у беременных женщин, склонных к депрессии, выше шансы рождения ребенка с творческими способностями.
ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ?
Научно доказан факт, что в мозге новорожденного ребенка уже существуют атрофированные нервные клетки. Некоторые ученые предполагают, что атрофировались они из-за того, что не были востребованы во время внутриутробного развития. Отсюда РОДИЛАСЬ ИДЕЯ ПРЕНАТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, которое позволит максимально полно воспользоваться врожденным потенциалом человеческого мозга.
Современные ученые утверждают, что интеллект взрослого человека зависит не от количества серого вещества, а от скорости созревания мозга и формирования нервных связей в детстве и юности. Это означает, что пренатальное обучение служит основой для будущих способностей и талантов человека.
Более того, в 1986 году американский ученый Брент Лоуган заявил о вреде излишнего оберегания плода от внешних воздействий, особенно звуковых. Недостаток ощущений (главным образом слуховых) во внутриутробном периоде тормозит развитие мозга и приводит к рождению детей с признаками функциональной незрелости организма.
Более двух тысяч лет назад в Китае и Японии беременных женщин селили в специальные общины, расположенные в красивой местности, где будущие мамы любовались природой и слушали приятную музыку. Считалось, что это развивает эстетический вкус ребенка.
Английский ученый Петер Хеппер и его американский коллега Рене Ван де Кар занимались изучением влияния различных воздействий на внутриутробное развитие ребенка. Ван де Кар разработал особую систему ручного массажа живота беременной женщины, призванную ускорить интеллектуальное развитие плода. А Петер Хеппер доказал влияние музыки на активность малыша в утробе. В его экспериментах будущие матери надевали наушники на живот, чтобы кроха мог послушать мамину любимую музыку. В это время специальная аппаратура наблюдала за шевелениями плода, измеряла его сердечный ритм. Исследования Хеппера показали, что даже не рожденный еще ребенок обладает музыкальной памятью и узнает мелодии, которые уже слышал. Более того, эти мелодии он вычленяет из множества других звуков и после рождения.
ЛЕПИМ ГЕНИЯ!
Музыкальный метод воздействия на плод в России успешно применяет создатель так называемой Сонатал-педагогики Михаил Лазарев. Занятия с беременными по его методу включают в себя прослушивание специально разработанных музыкальных композиций, благотворно влияющих на маму и малыша, пение и говорение с ребенком под аккомпанемент этих мелодий, движение под музыку с элементами укрепляющей гимнастики, а также свободное рисование. По мнению автора методики «Сонатал», она прививает родителям навыки общения с ребенком, а кроме того, приносит маме и малышу тройную пользу:
* Музыка будит в женщине интересные ассоциации, положительно влияет на ее эмоции, а через маму – на эстетическое развитие ребенка;
* Движение под музыку – это прекрасная физическая тренировка единого организма матери и плода;
* Музыкальные вибрации стимулируют обменные процессы в тканях и органах беременной женщины и ее ребенка.
У авторов методики имеются данные научных исследований, указывающие на то, что по завершению занятий новорожденные «выпускники» опережают возрастные нормы физического развития. А сами мамы отмечают в первую очередь положительные эмоции, которые они с малышами испытывают во время занятий. Привычка ощущать радость в компании с ребенком – залог прекрасных отношений с ним в будущем.
Советские педагоги-практики Никитины говорили еще и о пользе умеренной физической нагрузки для беременной женщины. Они полагали, что небольшой недостаток кислорода, который возникает из-за нее, не причиняет вреда плоду, но побуждает его активно двигаться. Как результат – ребенок рождается уже натренированным, физически более развитым, чем дети тех женщин, которые мало двигались во время беременности.
О САМОМ ГЛАВНОМ…
О целесообразности пренатального обучения ведутся споры. Существуют две крайности во взглядах на обучение до рождения:
«Пренатальное обучение не нужно». Нерожденный ребенок воспринимается такими родителями как «будущий», а не как существующий. А если малыша еще нет, значит, и учить его чему-либо бессмысленно.
«Все прогрессивные новинки в сфере раннего развития и обучения – это безусловное благо». Таким образом убежденные родители с энтузиазмом берутся осваивать одну новую методику за другой (иногда даже сомнительные, авторами которых движет прежде всего желание заработать на амбициях современных мам и пап) и… отдаляются от своей инстинктивной природы и родительской интуиции.
А ведь надо понимать, что полезны лишь те развивающие занятия для беременной женщины и ее малыша, которые призваны не заменить материнское чутье плодами научного прогресса, а, наоборот, помочь будущей маме лучше понимать свое дитя, наладить контакт с ним, развить чувство ответственности за ребенка.
Основываясь на различных исследованиях и собственном опыте, сторонники пренатального обучения утверждают, что дети, прошедшие его, обладают рядом преимуществ по сравнению с ровесниками, до рождения лишенными насыщенной учебной программы, а именно:
* Рождаются физиологически более зрелыми; легче приспосабливаются к «автономному существованию» – рождаются с открытыми глазами, меньше кричат, хорошо спят;
* Значительно реже болеют на первом году жизни;
*- Имеют меньшую вероятность появления хронических заболеваний;
* Дольше находятся на грудном вскармливании;
* В раннем и дошкольном возрасте лучше развиваются физически и психически (быстрее и выносливее, имеют больший объем внимания и памяти);
* Зачастую обладают более высоким коэффициентом интеллектуального развития; имеют более высокую обучаемость, креативность, быстрее формируется их готовность к школе.
Родители, не желающие «беспокоить ребенка по пустякам», считают, что все перечисленные преимущества достигаются не какими-то манипуляциями с животом беременной женщины, а заинтересованностью родителей в своих детях, готовностью уделять время и силы занятиям с ребенком после рождения и ответственным подходом к его здоровью. По их мнению, малышу гораздо полезнее, если будущая мама получает удовольствие от того, что ходит на работу или в гости, а не от того, что проводит “«рок”»для крохи.
ДОРОГИЕ БУДУЩИЕ РОДИТЕЛИ! ПОМНИТЕ, ВАШ ЕЩЕ НЕРОЖДЕННЫЙ МАЛЫШ – УЖЕ ЧЕЛОВЕК! ОН УЖЕ ФОРМИРУЕТ СВОЙ ХАРАКТЕР, ВКУС И ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО! ПОМОГИТЕ ЕМУ В ЭТОМ!
Источник