Развитие воспитание и социализация личности ребенка

Развитие воспитание и социализация личности ребенка thumbnail

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Читайте также:  Биологическим фактором влияющим на развитие ребенка является

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Читайте также:  Направление развития ребенка с овз это

Смотреть видео

Источник

Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.

Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.

Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.

Что представляет собой процесс социализации дошкольника?

Для чего это нужно?

Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.

В чем заключается социализация дошкольников?

Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:

  • Как интеграция детей с социальной группой.
  • Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.

Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.

Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.

Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.

Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.

Влияние семьи на процесс социализации

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.

Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.

Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.

Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.

В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.

В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.

Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.

В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.

У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.

По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.

Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.

Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.

На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.

Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.

Игры и социализация дошкольников

Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.

Читайте также:  Использование игр в развитии ребенка

Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.

Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.

Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.

Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время  пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.

К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.

Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.

Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).

Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.

Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.

Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.

Смотрим игры для социализации дошкольников.

Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.

Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют  в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.

Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.

Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.

Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.

Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.

Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.

Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.

Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.

Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.

С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.

Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.

Агрессия дошкольников

Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.

Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.

Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.

В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют “агрессией, ориентированной на человека” рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.

Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.

Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!

Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.

© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.

Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.

Источник