Развитие воображения в игровой деятельности ребенка

Турсунова С.Ю., воспитатель

ГБДОУ детский сад №22 Адмиралтейского района

Санкт – Петербурга

Развитие воображения дошкольников в игровой деятельности

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность. Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше. Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его. Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д. Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью. Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

В школьном возрасте воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Если ребенку 3—4 лет достаточно 2—3 палочек — и модель самолета готова, то для 7—8-летнего школьника необходимо уже, чтобы модель «была как настоящая». Дошкольник в рисунке часто пользуется передачей только нескольких характерных черт, школьник I—II классов пытается передать по возможности все основные детали предмета. В III—IV классах, при условии правильного обучения рисованию, ребенок уже делает попытки отразить в рисунке не только содержание, но и точную форму изображаемого.

Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования — на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности — на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве — на знание правил письменной речи. Это делает продукты творчества школьника более полноценными, но это и ограничивает часто его творческое воображение (там, где у него нет специальных знаний и практических умений), так как уровень требований, которые школьники начинают предъявлять к продуктам своей творческой деятельности, сейчас значительно повышается. В подростковом возрасте занятие рисованием часто забрасывается потому, что возросшие требования к рисунку не могут быть удовлетворены из-за малых знаний и умений в области техники изображения. Конструирование перестает интересовать школьника, если ему своевременно не дают нужных знаний и технических навыков.

Читайте также:  Современные подходы к воспитанию и развитию ребенка

Развитием воображения в учебной работе детей можно и надо руководить. Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой — все это в большой мере развивает воображение школьников.

Вместе с тем учитель должен следить и за развитием здорового критического отношения к продуктам воображения, заботясь о том, чтобы воображение не превращалось в пустое фантазерство.

В жизни учащихся старшего школьного возраста видное место занимает активная, творческая мечта.

Уже в начальных классах школы дети начинают мечтать о будущей деятельности, но мечты эти вначале не носят устойчивого характера. В подростковом возрасте мечты приобретают более целенаправленный, действенный и устойчивый характер. Советские подростки хотят быть похожими на замечательных людей нашей страны, мечтают о великих делах, которые они совершат в жизни. Но наиболее характерна творческая мечта для юношеского возраста: «Молодежи всех времен и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям, — писал М. И. Калинин, — это — не порок, а ценное достоинство. Ни один деятельный и нормально мыслящий человек не может обойтись без фантазии. Но у молодежи эта склонность бывает развита сильнее, чем у пожилых людей… Вы — ученики 9-х и 10-х классов. Это как раз тот возраст, когда людей обуревают фантазии и стремления к чему-то большому. Да иначе и быть не может! Какие же вы советские молодые люди, если у вас нет фантазий о большой жизни, если каждый из вас не думает своротить горы или перевернуть земной шар Архимедовым рычагом?»

Наша молодежь действительно мечтает о великих делах, и ее мечты тесно связаны с ее будущей деятельностью, с предстоящим участием в строительстве коммунизма, с делами, направленными на благо родины. И наша молодежь не только мечтает об этом. Она и претворяет свои мечты в реальную жизнь.

Источник

«Развитие воображения посредством игровой деятельности»

«…всё решительно, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, – всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении»

                                                                                                        Л. С. Выготский

   Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, он может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

   Также, воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий.

   В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребёнка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники этого возраста верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную  картину, зависят от изменяющихся внешних условий, которые служат поводом для появления новых.

   В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребёнка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

   Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество «для себя», к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа этого активного воображения – сюжетно-ролевая игра и режиссерская игра. Рождаясь в игре, активное воображение переносится в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство.

   Практика показала, что развитие воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью специально подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик.

   Включение этого материала в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый  взрослым образ новыми деталями. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, звуковой культуры языка, фонематического слуха.

   Эффективность развития воображения повышается, если более детально описывается то, что должны представить дети. Например, ребёнок быстро принимает игру взрослого, который «надев» ему на голову воображаемую шапочку, начинает спрашивать, не спадает ли она, впору, не колется, завязаны ли ленточки и т.п.

   Интересно наблюдать, как дети, сидя на ковре, который превратился в кита в океане, по-настоящему боятся, когда кит «наклоняется» и они могут упасть в воду. Дети крепко держатся друг за друга, эмоционально реагируя. А погружаясь в воображаемое море, сразу зажимают нос пальцами.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка вк

   Игры-путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учётом знаний детей. Их можно использовать и как основу познавательной деятельности, с их помощью закреплять знания детей о разных существах, временах года, явлениях неживой природы, развивать интерес к сказкам, книгам, мультфильмам.

   Не менее интересны детям игры-беседы, которые тоже строятся на воображении. Можно предложить детям стать репейником, лягушкой, бездомным щенком, птицей или камнем у дороги. Такие беседы развивают эмпатию, учат быть внимательными, развивают память, мышление, любовь к природе, диалогическую речь.

   Во всех видах деятельности, включая музыкальные и физкультурные, можно использовать игры-импровизации. Вхождению в образ помогает музыка, которую подбирают в соответствии с характером изображаемого объекта, действий. Эти игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребёнку проявить себя через самовыражение.

   Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребёнку необходимо её точно представить в воображении. Взрослый поощряет непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия «актёров».

   Для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, чаще всего используются мини-этюды. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.

   Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является сформированность  у него в дошкольный период элементов воображения: умения комбинировать, создавать новые образы, из  деталей планировать простые действия, замысел рисунка или постройки, сюжета игры.

   Воображение – это не просто праздная забава ума, а процесс переработки прежнего опыта и создания нового, того, чего не было в действительности. Оно позволяет дополнить недостающую информацию, предположив целый ряд вариантов, которые ребёнок может проанализировать с помощью мышления и проверив в практической деятельности.

   Таким образом, дети с хорошо развитым воображением в экстремальных ситуациях смогут легко найти решение, так как сумеют скомбинировать самые необычные сочетания, которые позволят им найти наилучший вариант или нестандартное  решение задачи.

Литература:

Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М., 2003.

Выготский Л. С. Воображение и творчество. М., 1996.

Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Ильина М. В. развитие невербального воображения. М., 2003.

Кузнецова Л. В., Панфилова М. А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. М., 2004.

Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют? М., 1978.

Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.

Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.

Источник

Оксана Кувшинова
Влияние игровой деятельности на развитие творческого воображения дошкольника

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. Следует отметить, что в дошкольном возрасте творческое воображение только начинает свое формирование, это представляет огромный потенциал для реализации резервов современного подхода в обучении и воспитании. Любое творчество невозможно без воображения. Воображение – это «структурная единица» творческого процесса. Творческое воображение представляет собой трансформацию содержания образа одного объекта сквозь призму образа другого, возможно наделение объекта качествами другого объекта.

В разных источника можно встретить такие определения воображения,как: активное, продуктивное, а также креативность – мы подразумеваем под этим творческое воображение. Творческое воображение заключается в создании новых образов и их реализация в деятельности. В данном случае слово «новый»имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое для данного индивида. Оно может повторять существующее, но об этом, например, ребенок не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. Учитывая это,следует привести следующее высказывание: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» Л. С. Выготский отметил, что воображение распространяется на все области жизни человека и все, что окружает человека, созданное его руками, опирается на воображение. Таким образом, человек, обладающий творческим воображением, отображает действительность в ином ракурсе, под своим углом зрения, какой бы деятельностью он не занимался.

Творческое воображение протекает на основе анализа и синтеза накопленных человеком знаний. Творческое воображение характеризуется созданием новых образов в процессе творческой деятельности человека. Из нового сочетания элементов и возникает новый образ. И чем богаче дошкольник в своей деятельности опирается на творческое воображение, тем оригинальнее будет его деятельность. Овладевая способностью посредством комбинирования, акцентирования, типизации и других механизмов создавать новые образы воображения из совокупности исходных, ребенок тем самым добивается высокой продуктивности своей деятельности. Творческое воображение это новообразование, которое не просто возникает в психике ребенка, а формируется под воздействием ближайшего окружения.

Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и его проявление обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка. Творческое воображение ребенка формируется на всем продолжении дошкольного детства и продолжает свое формирование в младшем школьном возрасте. Однако в дошкольном детстве развитие творческого воображения имеет свою специфику. Связано это, в первую очередь, с ведущей деятельностью детей этого периода детства. Учитывая это, можно говорить о том, что творческое воображение ярко проявляется и развивается в игровой деятельности детей (Д. Б. Эльконин). Игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления ребенка. Успех формирования личности во многом зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно-ориентированный подход», в рамках которого игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое приобретение социального опыта.

Для создания условий развития творческого воображения дошкольников в игровой деятельности важно знать, что в основе любого творческого акта лежат восприятия, подразделяемые на внешнее и внутреннее и составляющие основу нашего опыта.

Читайте также:  Реализация образовательных программ доо в развитии ребенка

То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить образы его фантазия.

В игре принято различать сюжет, содержание и роль. Сюжет игры – это главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Д. Б.Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что дети воспроизводят, те или иные явления, действия, отношения. Д. Б.Эльконин отмечает: «…это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности». Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.

Дети играют во все,что видят: в «Семью», «Детский сад», «Путешествие», «Зоопарк» и пр. В одной игре могут соединяться различные сюжеты,например: в «Путешествии по морю» обязательно есть «Семья», к тому же на борту обязательно готовят еду, а могут и отпраздновать «День рождение». Или «Детский сад» пришел в «Зоопарк». Сочетание, комбинирование сюжетов дает волю и фантазии, и творческому воображению. От уровня развития игровой деятельности наблюдается прямая зависимость развития творческого воображения дошкольника.

С развитием игровой деятельности выявляется новый вид сюжетно-ролевой игры, так называемая, режиссерская игра. Здесь широко используется речь. Ребенок не берет на себя роли, а передвигает кукол, игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей (за разных кукол) – от ребенка требуется умение регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Для осуществления замысла ребенку требуются разные предметы, помогающие ему действовать согласно роли. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем богаче арсенал ассоциативных связей, тем интересней и насыщенней игра дошкольника. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Следует отметить особую роль в развитии творческого воображения театрализованных игр.Бывают разные виды театрализованных игр: игры-драматизации, пальчиковый театр, театр «Петрушки» или бибабо, теневой театр, театр марионеток, настольный театр, театр на фланелеграфе. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. В отличие от сюжетно-ролевой игры этот вид игр строится по заданному сюжету, почерпнутому из книги, рассказа взрослых и пр. План игры, последовательность действий определены заранее, однако здесь воображение задействовано не в меньшей степени. Герою нужно себя «вообразить», творчески переосмыслить, взглянуть иначе на свое поведение, эмоции, речь, движения. Обсуждение и продумывание сюжета, создание декораций – все это требует творческого осмысления известного сюжета. Включая в игру-драматизацию элемент импровизации, возможно объединение различных сказок.

Театрализованные игры также могут быть основаны как на драматизации литературных произведений, так и представлять собой собственные инсценировки с использованием различных видов театра. Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создается новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Для развития творческого воображения важным является процесс создания костюмов, кукол, декораций, работа над этюдами, репетиция сюжета. Показ спектакля является конечным продуктом.

Особо следует отметить эмоциональность детей, которая является стимулом для возникновения игровой деятельности. Воздействуя эмоционально на ребенка, можно успешно влиять на раскрытие его творческого потенциала. Физиологическая потребность в новых впечатлениях, физической активности, вместе с тем, несформированность качеств, позволяющих в полной мере контролировать свое поведение, сиюминутные и непосредственные желания и ситуативные взаимоотношения, сказывается на быстроменяющемся эмоциональном состоянии детей. Следует отметить, что связь эмоций и воображения очевидна. Это явно прослеживается в играх детей. В связи с этим можно говорить о том, что развитие эмоций и становление произвольности тесно связаны с развитием воображения, таким образом, воображение можно включить в структуру эмоционального процесса. Аффективное поведение дошкольников показывает, что причина аффекта часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. Развивая воображение детей, можно успешно преодолевать аффективные реакции, а эмоции становятся произвольными. В связи с этим необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы снизить эмоциональные переживания отрицательной направленности и ориентировать ребенка на переживание эмоций интересов и радости, которые тесно связаны с познавательной и творческой деятельностью ребенка.

Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а также формирует предпосылки к образовательной деятельности в школе.

В дополнение к этому отметим, что творческое воображение ребенка развивается, при хороших условиях и адекватных воздействиях взрослых от непроизвольного (пассивного) к продуктивному (активному) или творческому. Происходит это при условии полноценного развития ребенка, его способностей и качеств, в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями.

Источник