Развитие воображения у ребенка с дцп

Развитие воображения у ребенка с дцп thumbnail

Галимова Эльвира Анваровна –

учитель изобразительного искусства

РЦДО ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИЧЕСКОГО РЕДАКТОРА PAINT

Развитие творческого воображения одно из важнейших условий воспитания творческой личности. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения. Согласно Л.С. Выготскому в этот период мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией[1]. В своих трудах Д.Б.Эльконин и др. ученые показывают, что воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует развитию личности, а значит, определяет эффективность учебной деятельности в школе[5].

В.С.Мухина пишет: “…сама возможность «сочинять», «воображать» по собственному хотению, по собственному велению создает особую ситуацию выделения себя как источника воображения и поднимает в ребенке восхитительное чувство своей самости, своего волеизъявления. Произвольность решения начать воображение как деятельность, в которой создается особая новая реальность, поднимает в ребенке чувства, влияющие и на развитие его как личности”[3].

Особенности психического и физического развития детей с церебральным параличом описаны в ряде работ отечественных ученых Л.А.Даниловой, Э.С.Калижнюк, И.И.Мамайчук. Авторы подчеркивают, что механизм нарушений развития психики при ДЦП сложен и определяется как временем, так и степенью, и локализацией мозгового поражения. То, что при этом заболевании поражается еще незрелый мозг, приводит в дальнейшем к неравномерному развитию психики ребенка и является одним из важнейших условий нарушений познавательной деятельности и формирования личности[2].

Анализ литературных данных показывает, что у детей с церебральным параличом имеется ряд нарушений высших психических функций. Существуют

исследования с количественной оценкой интеллекта детей с диагнозом ДЦП, а также указания на положительную динамику нарушений познавательной деятельности, связанную с возрастом и влиянием направленной коррекции. Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития. Дети легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе они в умственном развитии часто догоняют сверстников.

В настоящее время широко используется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями, предполагающее смешанную форму обучения ребят на дому. Преимущества дистанционного обучения для таких детей очевидны: это индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Более того, уникальные программы открывают перед нами удивительные возможности. Как уже было сказано, при некоторых тяжелых формах ДЦП ребенку трудно удержать в руках карандаш или кисть. Здесь на помощь приходит компьютер. В стандартный набор программ входит графический редактор Paint. Программа достаточно проста в использовании и нравится детям своими яркими красками, а самое главное – она доступна для детей с ДЦП: при помощи «мышки» ребенок может создавать такие красочные рисунки и за такое короткое время, что до этого для него было невозможно сделать при помощи кисти на бумаге. Рисование на компьютере при использовании специально разработанных заданий может помочь ребенку в его творческом самовыражении, расширить его знания об окружающем мире.

По желанию, с четвертого класса, на уроках изобразительного искусства дети с тяжелыми формами ДЦП начинают осваивать рисование в графическом редакторе Paint. Был проведен эксперимент, который должен был показать, как рисование на компьютере по специально разработанной программе способствует более успешному развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП.

В эксперименте принимала участие группа детей четвертого класса с тяжелыми формами ДЦП, состоящая из пяти человек. Констатирующий эксперимент проходил в два этапа. Первый этап включал в себя анализ медицинской документации, наблюдение за испытуемыми, диагностику уровня развития творческого воображения. Второй этап – разработка адаптированной программы, проведение занятий по этой программе и контрольный анализ, который включал в себя повторное выявление уровня развития воображения у детей этой группы и сравнение его с уровнем развития воображения до начала проведения эксперимента. При тестировании использовалась методика Е. Туник, в основе которой лежат креативные тесты П. Торенса. Это тесты «Круги», «Закончи рисунок», «Неполные фигуры», «Дорисуй элемент предмета»[4]. При проведении первого теста «Круги»: использование круга при создании как можно большего количества различных рисунков, дети выполнили следующие рисунки.

Изучив и оценив результаты этого и последующих тестов, был сделан вывод о низком уровне развития творческого воображения у данной группы детей. На основе полученных знаний была разработана коррекционная программа занятий с использованием специальных заданий на развитие творческого воображения в форме игры, а также заданий по программе Б. Неменского для четвертого класса.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА IV ЧЕТВЕРТИ

ДЛЯ IV КЛАССА

Цели

урока

Коррекционная

работа

1

5.04.17

“Все народы воспевают материнство».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

дидактическая игра,

практическая работа, рефлексия.

1. Закрепить знания о геметрических фигурах:

овал, круг, линия.

2. Развивать логическое мышление, познавательные интересы, творческое

воображение.

3. Научить изображать портрет с помощью геометрическихфигур.

4. Корректируем координацию движений ведущей руки, умение точно распределять изображения относительно друг друга.

Читайте также:  Игры для развития ребенка 4 года математики

1. Специальные задания с геометрическими фигурами в программе Paint на развитие логического мышления.

2. Задание на развитие творческого воображения, с использованием геометрических фигур.

2

12.04.17

“Все народы

воспевают мудрость старости.

Портрет бабушки».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

работа учителя в программе

Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать характерные особенности

фигуры и выражения лица.

2. Развивать умения составлять рисунок из сочетания геометрических фигур и линий, выполненных карандашом в программе Paint.

3. Развивать творческое

воображение.

4. Корректируем навыки

владения линией.

1.Упражнение на развитие воображения: различными сочетианиями фигур

получаем различные

образы бабушки.

2. Упражнения,

корректирующие умения владения линией.

3

19.04.17

“Все народы

воспевают мудрость старости.

Портрет дедушки».

Беседа, просмотр презентации, рисунок учителя в Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать характерные особенности фигуры и лица дедушки.

2. Познакомить с новыми приемами рисования в программеPaint.

3. Развиваем творческое воображение.

4. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений.

1. Специальное задание на коррекцию способностей использования цвета для передачи характера человека.

2. Задание для выполнения творческого портрета.

4

26.04.17

“Сопережи-вание-великая тема в

искусстве».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

дидактическая игра,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать пространство в рисунке.

2. Научить передавать настроение.

3. Развиваем навыки

рисования в программеPaint.

4) Формируем пространственные и временные представления,

корректируем их нарушения.

1.Специальное задание на коррекцию чувства пространства и умения передать его в рисунке.

2. В процессе выполнения практической работы корректируем способности передачи психологического состояния через рисунок.

5

3.05.17

“Сопережи-вание-великая тема в

искусстве».

Беседа, просмотр презентации, рисунок учителя в Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить изображать

животное.

2. Развиваем фантазию и умение

использовать детали для передачи образа.

3. Развиваем устойчивое внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение.

4. Корректируем графические способности.

1. Специальное задание на развитие творческого воображения.

2. В процессе выполнения практической работы корректируем способности передачи физического состояния животного через рисунок.

6

10.05.17

“Герои, борцы и защитники».

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

практическая работа,

рефлексия.

1. Научить передавать с помощью рисунка

образ богатыря.

2. Развиваем навыки владения цветом, умение через цвет передаватьобраз.

3. Развиваем устойчивое внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение.

4. Корректируем

зрительное восприятие.

1. Задание на коррекцию умения передавать свои фантазии в конкретных формах.

2. Коррекция памяти, внимания и мыслительной деятельности на основе упражнений в программе Paint.

7

17.05.17

“Юность и надежды».

Плакат.

Беседа, демонстрация презентации, демонстрация видеофильма,

практическая работа,

рефлексия.

1. Дать знания о виде графики ― плакат, о специфических особенностях выполнения плаката.

2. Развиваем творческое воображение, фантазию, наглядно-образное мышление.

3. Корректируем глазомер, умение

располагатьизображения на плоскости рисунка.

1. Задание на развитие и коррекцию образного мышления.

2. Корректируем

умение обобщать,

чувствовать гармонию и передавать гармоничные отношения в композиции.

8

24.05.17

“Юность и надежды».

Портрет.

Беседа,просмотр видео, обсуждение

работ за весь год,

рефлексия.

1. Дать знания о жанре портрета.

2. Учим рисовать портрет.

3. Развиваем умения рисования в прогамме Pain.

4. Развиваем и корректируем владение пропорциональными отношениями в рисунке.

1. Задание на коррекцию восприятия предмета

и анализа его формы.

2. Коррекция нарушения координации движений, пальцев и кистей рук.

9

31.05.17

«Искусство народов мира».

Обобщающий урок.

Беседа, просмотр презентации,рисунок учителя в Paint,

практическая работа,

рефлексия.

1. Закрепляем знания

об искусстве народов мира.

2. Учим составлению

узора в программе Paint.

3. Развиваем и закрепляем навыки составления рисунка из геометрических

фигур.

4. Корректируем

умения владения цветом, оттенками цвета в программе Paint.

1. Задание на коррекцию глазомера, применение математических способностей в рисовании.

2. Коррекция цветовосприятия и чувства гармонии в использовании цвета.

На уроке по теме “Все народы воспевают материнство» учащимися были выполнены следующие рисунки.

На каждом уроке учитель перед практическим заданием, предоствляя свой экран ученику для просмотра, демонстрирует выполнение рисунка, то есть объясняет и учит, как использовать при выполнении задания возможности прогаммы Paint. А затем уже ученик выполняет рисунок самостоятельно, предоставляя свой экран для наблюдения за его работой учителю. При необходимости педагог оказывает помощь. После завершения работы, ученик отсылает свой рисунок учителю. Затем проходит обсуждение: отмечаются удачные моменты и возникшие сложности во время рисования. Затем выставляется оценка.

После выполнения данной коррекционной программы было проведено повторное тестирование, результаты которого показали значительный рост уровня твоческого воображения данной группы детей.

Повторный тест «Круги»

Таким образом, делаем вывод: коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП, построенная с учетом специфических особенностей этих детей, способствует более успешному их творческому развитию. А значит эти дети, как и их нормально развивающиеся сверстники, тоже могут стать творцами. У них появляется реальная возможность, став взрослыми, найти себя в творческих профессиях: стать художниками, поэтами, учеными, изобретателями, то есть самореализоваться и не пропасть в этом сложном мире.

Методы рисования на компьютере с детьми с особенностями развития, описанными в этой статье, могут быть использованы и для работы с нормально развивающимися детьми.

Литература

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.очерк: Кн. Для учителя. Л.С. Выготский.- CПб.: СОЮЗ, 2003.- 96 с.

Читайте также:  Динамика развития умственно отсталого ребенка

2. Данилова Л.А. Особенности психолого-логопедического обследования больных с церебральным параличом. Реабилитация с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Л., 1972. – С. 202-205.

3. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». – 608 с., 2006.

4. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44 с.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 2005. – 560 с.

Источник



https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0004/000e1d4b-489dc85c/img24.jpg

Инклюзивное образование рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Общество должно быть готовым принять и помочь данной группе детей. Очень важно, чтоб каждый ребенок мог, обучаться и развиваться Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве, это касается разных категорий учащихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения, эти нарушения создают определенные трудности в представлениях об окружающем мире, тяжести социализации, что отрицательно сказывается на развитии воображения. В свою очередь слабое воображение, препятствует развитию психических процессов, к развитию познавательной деятельности, а также отрицательно влияет на формировании эмоций и личностных интересов в целом.

ЛС. Выготский считал, что дети с задержкой речевого развития оказываются отсталыми и в развитии своего воображения. Дети с ЗПР оказываются детьми с чрезвычайной бедностью, скудностью воображения

Рассматривая в онтогенезе этапы развития воображения, Л. С. Выготский подчеркивал, что воображение и способность к нему не от рождения. Способность к воображению появляется у детей по мере приобретения опята, знаний и совершенствования всех психических функций.

Если проанализировать работы (В. И. Лубовской, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.) по изучению воображения детей с отклонениями в развитии, то мы заметим, что воображение у таких детей формируется по тем же законам развития психики, что и у детей с нормальным развитием.

Изучению различных форм воображения у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста посвящены труды Г. Л. Выгодской (1975), М. Ю. Pay (1963), М. М. Нудельмана (1971,1978 и др.).

Необходимо сначала понять, кто же такие глухие и слабослышащие, и в чем особенности их психических процессов, чтобы понять особенности их воображения. Потеря слуха лишает человека не только важного источника информации и, но и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития.

Воображение детей с нарушением зрения изучали В. Зайкаускас (1983), А. Г. Литвак (1985), В. М. Сорокин (1987).

Узость круга, недостаточная обобщенность, флегментарность у детей нарушением зрения не могут не сказаться на развитии способности к воображению.

Психологи, изучавшие сновидения слепых отмечают их зависимость от времени нарушения зрения и указывают, что наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя таким образом компенсаторные функций.

Особенности воображения детей с задержкой психического развития (ЗПР) стали темой исследований H. A. Цыпиной (1982), С. К. Сиволапова (1984), Е. А. Екжановой (1989), Е. С. Слепович (1990), Е. А. Медведевой (1997) и У. В. Ульенковой (1983).

У детей с ЗПР развитие воображения происходит в своеобразном порядке, так как у них наблюдаются торможение формирования личностных качеств и трудности с восприятием и усвоением информации.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, В. А. Крутетского, Н. С. Лейтеса, Я. А. Пономорева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., во введении цифры убрать воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной процесса. Однако в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у детей различных возрастов, недостаточно разработаны. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.

Вопросами изучения развития творческого воображения занимались отечественные ученые: Л. С. Выготский, К. Н. Коринилов, С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, а так же зарубежные ученые Дж. Гилфорд, Т. Рибо, Е. Торренс, Ж.Пиаже, Э.Фромм и д. р.

Воображение ифантазия — это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т. к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка до года по месяцам таблица

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение — это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение — это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство — это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

– До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

– В 4–5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

– В 6–7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности.

Творческое воображение — воображение, которое отвечает за создание новых мыслей, идей, сюжетов, предметов, которые будут иметь ценность..

Можно сделать вывод о необходимости развития воображения детей с ОВЗ, как залога его успешной социализации, а также творческой и учебной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью формирования воображения детей с ОВЗ дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию творческого воображения у детей данной возрастной категории.

В целях практического изучения указанной проблемы мы провели экспериментальное исследование на базе МБДОК «Детский сад № 179» городского округа Самара. В исследовании приняли участие 7 воспитанников с ОВЗ 6–7 лет, со сходным диагнозом ЗПР

Для выявления исходного уровня развития творческого воображения детей данной категории, мы использовали следующие методики: «Неполные фигуры» (Е.Торренс), «Чего на свете не бывает» (О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса), «Развиваем воображение» (Л. А. Венгер).

Анализируя полученные данные всех методик, мы определили уровневый показатель развития творческого воображения дошкольников:

– 0 % т. е. в данной группе не имеется детей с высоким уровнем развития творческого воображения;

– 14,2 % (1 человек) имеют средний уровень развития творческих способностей;

– 85,8 % детей (6 человек) показали низкий уровень развития творческих способностей.

По результатам проведенной диагностики видно, что уровень развития творческого воображения низкий, проблема развития воображения у детей с ОВЗ актуальна.

Рисование — это, прежде всего, одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Рисование помогает лучше узнать ребёнка, даёт возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребёнка думать и рассуждать.

Для проверки эффективности воздействий, было проведено контрольное обследование воспитанников

Мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

По итогам суммарного балла мы определили уровневый показатель творчества дошкольников, принявших участие в эксперименте.

Если на констатирующем этапе, на высоком уровне развития творчества детей было 0 %, то на контрольном этапе выявлено 1 человек (14.2 %). На среднем уровне развития творческого воображения, на констатирующем этапе было 1 человек (14.2 %), стало 3 человека (42.9 %). На низком уровне развития творчества было 7 человек (87,5 %), на контрольном же этапе выявлено 3 ребенка (42.9 %).

Это означает, что работа по развитию воображения у детей проводимая нами, эффективно повлияла на развитие творческого воображения детей с ОВЗ, что нашло подтверждение нашей гипотезы.

Литература:

  1. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. — 2001. — № 1(49)- с.14.
  2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. — М — 1995.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М — 1991.
  4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Наука. — 1960. — 340 с.
  5. Глухов В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. — М., 1985

Основные термины (генерируются автоматически): творческое воображение, ребенок, воображение, уровень развития, ограниченная возможность здоровья, развитие, развитие воображения, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, условное изображение.

Источник