Развитие воображения у ребенка папка передвижка

Развитие воображения у ребенка папка передвижка thumbnail

Уважаемые родители, творчество является неотъемлемым компонентом полноценного развития ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли творчества в общем и интеллектуальном развитии ребенка.

Все необходимые творческие способности (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность, самостоятельность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новое. Важно формировать у детей познавательные интересы.  Иначе, к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня развития творческих способностей.

Опросник для родителей

«Фантазия ребенка».

1.Увлекается ли ваш ребенок рисованием?

Да-2

Нет-1

2.Часто ли ребенок грустит?

Да -1

Нет-2

3.Когда ребенок рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения?

Да -1

Нет-0

4.Проявляет ли ребенок инициативу в обучении чему-либо?

Да -2

Нет-1

5.Спорит ли ребенок с вами по поводу одежды, опираясь на

собственный вкус?

Да -2

Нет-1

6.Когда ребенку скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки”?

Да -0

Нет-1

7.Любит ли ребенок импровизировать под музыку танцы или стихи?

Да -1

Нет-0

8.Любит ли ребенок сочинять и рассказывать какие-либо сказки или истории?

Да -1

Нет-0

9.Вашему ребенку снятся необыкновенные сны?

Да -1

Нет-0

10.Плачет ли ребенок под впечатлением фильма или прочитанной книги?

Да -1

Нет- 0

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

11-12 очков — у него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче, принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

8-10 очков — фантазия ребенка не из слабых, однако нуждается в развитии и тренировке.

6- 7 очков — скорее всего ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы мо­жете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, в том числе с помощью предлагаемых нами упражнений, заданий и игр.

Игры на развитие творческих способностей.

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Несуществующее животное»

Если существование рыбы- молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? и т.д.

«Имитация действий»

 Попросите ребенка,показать, как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Клякса.

Предложите ребенку сбрызнуть с кисточки кляксу в центр листа, затем сложите пополам и предложите ребенку пофантазировать, что это может быть и дорисовать.

«Закорючки»

Преврати закорючку в рисунок.

Дорисуй картинку.

Раскрась картинку.

В заключение нужно отметить, что значение имеет поддержка и одобрение любых конструктивных идей, поступающих от детей, закрепление любых, пусть даже минимальных успехов каждого ребенка, развитие собственной индивидуальности в условиях различных форм сотруднической деятельности.

Воображение есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего “Я”.

Источник

У деток воображение начинает развиваться с 2 лет и проявляется незначительными фантазиями в игре. К 3 годам, по мере накопления разнообразного опыта, фантазии ребенка усложняются и становятся более яркими. Малыш может путать реальность с выдумкой, например, пугаясь выдуманных чудовищ. С 4 лет воображение становится творческим, ребенок самостоятельно придумывает сюжеты сказок, рисунков, новые игры и находит новое применение старым вещам. Для гармоничного развития новых способностей придуманы разнообразные игры, о которых мы сегодня и поговорим. Эти игры способствуют развитию творческого, нестандартного мышления, обогащают словарный запас ребенка, делают его речь более выразительной и эмоциональной.

Игры на воображение можно проводить в любых условиях: дома, в пути, на отдыхе, во время прогулки. Все, что вам нужно, — это несколько творческих идей и неограниченная фантазия. 

  • «НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК» — требуется дорисовать картинку.
  • «УГАДАЙ, КТО Я» — один ребёнок с помощью жестов изображает какой-либо предмет или животное, остальные отгадывают.
  •  «КАКАЯ ИГРУШКА?» — педагог предлагает детям, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку похожа изображённая на ней фигурка.
  • «ДЕТИ НА ПРОГУЛКЕ» — малыши учатся создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений
  • «ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ» 
Читайте также:  Развитие ребенка в 1год 3месяца

Игра начинается со слов: «Представь себе, что люди могли бы ходить только на руках. Что бы тогда было?» Перечень тем может быть самым разнообразным и касаться человека, его привычек и характера, явлений природы, животных, предметов быта. Например: что было бы, если бы…:

• … вместо дождя с неба падали конфеты?

• … снег лежал круглый год?

• … тридцать три дня шел дождь, не переставая?

• … в водопроводе водились крокодилы?

• … по небу можно было ходить пешком?

• … люди умели летать?

• … медведи жили в гнездах?

• … на деревьях росли батоны?

• … по реке плавали арбузы?

• … на небе вместо Луны висел воздушный шарик?

• … дома были сделаны из ваты?

• … вилки были сделаны из шоколада?

• … у человека глаза были на затылке?

  • «ОБЛАКА, БЕЛОГРИВЫЕ ЛОШАДКИ…»

 Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.

◈ Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его. 

◈ Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.

◈ Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки…». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?

◈ Усложняем: сочините сказку про облако. Запишите ее.

  • «КЛЯКСОГРАФИЯ»

Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

◈ Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

  • «СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ»

Сочините вместе необыкновенную историю. Начинайте вы, а ребенок должен продолжить, потом снова вы, и опять ребенок. Главное, чтобы сюжет гармонично развивался, и был логичным продолжением предыдущей части. Получившиеся истории можно записать и оформить как «Сказки нашей семьи».

  • «АССОЦИАЦИИ»

Эта игра не имеет какого-то сюжета. Слова подбираются на основе ассоциаций и способствуют как развитию воображения, так и словарного запаса ребенка. Строим диалог, вы начинаете:

  • Лето какое?
  • Жаркое, яркое, солнечное (далее отталкиваемся от последнего слова);
  • Что еще бывает солнечным?
  • День, рисунок, зайчик;
  • Зайчик каким бывает?
  • Белым, серым, пушистым, трусливым и т.д.
  • «УГАДАЙТЕ, КТО Я»

◈ Как играем: «Кто я? Что я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д.

◈ Меняйтесь ролями. В такую игру можно играть долго.

◈ Усложняем: как показать, например, ветер, дерево, радость? А крадущуюся за петухом лису, плачущего зайца?

  • «РИФМЫ»

 Один называет слово, другой придумывает к нему рифму. Карта – парта, мышка – фишка, ножка – ложка. Сначала ребенку будет сложно, но с практикой будет получаться все лучше и лучше.

  • «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ

СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ – ПОКАЖЕМ»

Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность

◈ Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

◈ Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.

◈ Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше.

◈ Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 44 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Подборка игр для родителей на развитие творческого воображения детей

Санкт-Петербург

2020

Источник

Описание слайда:

       Игра – упражнение «Три краски». Способствует развитию художественного восприятия и воображения       Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?          Игра – «Неоконченный рисунок», развивает творческое воображение   Детям даются листы с воображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.         16. Игра «Перевертыши».       Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.       Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.         17. Игра «Разные сказки».       Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.       Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.      Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.         18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».       Цель: развитие творческого воображения.       Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …». «Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.         19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».       Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.       Воспитатель начинает – «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  –  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит – «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.       Пример: гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  –  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.         20. Игра «Сказочное животное (растение)».        Цель: развитие творческого воображения.       Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).          21. Упражнение «Сказка – рассказ».       Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.       После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.  

Читайте также:  Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка проводят

Источник

“ РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА.”

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд — занимают особое место. Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

           Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить».

          Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

          Линия чувств определяет в программе направление эмоционально.

        Все дело в том, что будущее маленького человека закладывается в дошкольном возрасте, в детском саду. Как вы думаете, зачем нужны занятия по изобразительной деятельности ребенку? Ведь, как известно, не каждый в будущем становится художником или дизайнером?

Несколько аргументов в пользу ИЗО деятельности

            Изобразительная деятельность – любимое детское занятие. Процесс создания рисунка, коллажа, поделки приближается у малышей к игре – вначале они просто получают удовольствие от своих действий с изобразительными материалами. Но постепенно ребенок начинает вкладывать в работу конкретное содержание; малыш начинает создавать образы, отражающие его отношение к действительности. След на бумаге приобретает для него зрительное значение, а это положительно влияет на дальнейшее развитие в ИЗО деятельности. Ведь теперь малыш способен в рисунке создавать образы, отражающие его отношение к окружающей действительности.

Читайте также:  Полагая что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка

        Ребенок 4 лет еще не может передать в рисунке свой замысел. Часто его работы получаются размазанными, тусклыми или грязными, иногда вообще сложно догадаться, что именно рисовал малыш. Совсем по-другому дело обстоит в художественно-практической деятельности. Работы получаются более схематичными, но яркими и красивыми, причем ребенок быстро достигает нужного результата.

В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка:

  • общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и со сверстником);
  • воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);
  • ознакомление с окружающим (строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);
  • формирование элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части);
  • трудовое воспитание (работы детей часто используются в играх детей, для украшения интерьера кабинета).

        Занятия проходят в стиле арттерапии (= лечение искусством). Арттерапия как метод измерения мироощущения человека посредством самостоятельной творческой деятельности позволяет выразить эмоции и иные состояния. Мы используем основную ее функцию – психопрофилактическую – (снятие психоэмоционального напряжения) – под релаксирующую музыку дети занимаются любимым занятием.

Занятия рисованием имеют терапевтический эффект:

  • успокоение ребенка;
  • раскрытие его внутреннего мира;
  • развитие мелкой мускулатуры кисти;
  • координация межполушарного взаимодействия, т.е. правой и левой руки (правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое);
  • координация руки и глаза;
  • подготовка руки к письму.

На занятиях развиваются предпосылки учебной деятельности:

  • формирование умений планирования последовательности выполнения;
  • осуществление контроля на различных этапах работы;
  • развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.
  • развитие психических процессов, для того чтобы ребенку что-либо изобразить нужно, задействовать все психические процессы: восприятие (сенсорные эталоны);
  • память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);
  • мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);
  • речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков (заменяют пальчиковые игры).  

        Аргументов достаточно, для того, чтобы дети занимались изобразительной деятельностью. На занятиях дети работают с ножницами (разрезание по прямой, косые срезы, по диагонали, по сгибу и на глаз, закругление углов). Встречаясь с детьми один раз в неделю, очень сложно освоить навык овладения ножницами. Без вашей помощи ребенку будет очень сложно овладеть навыки работы с ножницами. Чем больше изобразительных материалов у вашего ребенка будет в наличии, тем легче ему будет проявить себя, свое мироощущение. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор. Помогите вашему ребенку в этом.        

        Основной задачей изобразительной деятельности является развитие в ребенке внутренней свободы творчества. На наших занятиях дети знакомятся с основами рисунка, свойствами цвета, объема, линий, узнают особенности различных изобразительных приемов.

        Дети создают рисунки с использованием самых разнообразных современных материалов (гуашь и акварельные краски, соленое тесто, пластилин, мозаика, а также другие декоративные и моделирующие материалы), используют нетрадиционные методы рисования. Овладение различными изобразительными приемами предоставляет малышу максимальный выбор средств для самовыражения. Погружение в творческую деятельность является для ребенка прекрасной почвой для благополучного эмоционального развития. Наша задача через творчество помочь малышу справиться с различными эмоциями, обстоятельствами и с самим собой.

           Творчество дает ребенку конструктивные средства эмоциональной разрядки, которые помогают ему расслабиться, избавиться от страхов и тревожности. Наша цель заключается не только научить ребенка художественным приемам. Не менее важно, чтобы изобразительная деятельность стала для ребенка доступным средством выражения того, что его взволновало. Рисование, как и игра, помогает малышу осознать свое место в мире, познать окружающую действительность, свои впечатления и отношение к окружающим.

Источник